→ Что такое вытынанка и как их делать. Что такое вытынанка? Что в тренде

Что такое вытынанка и как их делать. Что такое вытынанка? Что в тренде

    Искусство украшения своего жилища идет с глубокой древности — ещ первобытные люди украшали стены своей пещеры рисунками. Китайцы изобрели бумагу, поэтому с 7 века и появилось такое направление, как создание бумажных картин методом вырезания. А в наше время это искусство возродилось на Украине под названием ВЫТЫНАНКА (от слова вытынать, т.е. вырезать).

    Самая простая вытынанка — обыкновенные снежинки, которые почти все вырезали в школе. Чуть посложнее — это перегнуть бумагу пополам и также вырезать симметричную фигурку, например эту елочку:

    Из множества таких маленьких картинок можно собрать целую панораму на окне — ведь чаще вытынанки делают вместо рисования зубным порошком или пастой перед Новым годом (из-за влажности такие рисунки могут потечь, а бумага сохранит свою форму). Кроме того, после праздника е можно отклеить от окна (ведь она приклеена на мыле) и убрать до следующего года.

    Иногда вытынанки делают и на другие праздники, чаще семейные или православные: свадьба, рождение ребенка, покров, пасха, но лучше они смотрятся все же на темном зимнем окне.

    Как сделать? Распечатайте или нарисуйте любую понравившуюся картинку на бумаге, закрепите е скотчем на доске, и маркетным ножом вырезайте все внутренние не нужные детали, сразу же их убирая. А затем и сами очертания — так картинка и отсоединится от основного листа. Если хотите сделать сразу несколько копий — сразу и заложите несколько листов.

    Множество новогодних шаблонов можно

    Вытынанка — это своего рода направление искусства, которое пришло к нам из древнего Китая .

    По сути вытынанка — это вырезание красивых фигурок , а порой и целых картин из бумаги . При этом материал может быть как белого оттенка, так и цветным. Все зависит от выбора мастера.

    На новогодние праздники все мы немного занимаемся вытынанкой . Каким образом? — спросите вы.

    Но все достаточно просто, те же снежинки, которые мы вырезаем из бумаги, методом склыдвания и есть вытынанка !

    Фотография вытынанки — лошадка из бумаги:

    Вытынанки — это искусство вырезания из бумаги. Самым простейшим примером могут послужить снежинки, которые мы все так прилежно вырезали из салфеток перед новогодними праздниками в школьные годы. Иногда получались очень даже красивые узоры.

    Вопрос о красивом — захотелось ответить).

    Вытынанки или витинанки — это когда мы берем бумагу, острые ножницы или лезвие и вырезаем ажур. Вот какая фантазия придет нам в голову — то и вырезаем. Понимаете, это удивительное занятие — и нервы успокаивает, потому как очень отвлекает от грустных мыслей. И для детей полезно — прекрасно развивает чувство прекрасного, творчество и мелкую моторику. А еще помогает украсить свой дом, свою комнату и любимую кухню.

    Зародившись, почти, как всегда, в великом Китае веков двенадцать назад, искусство делать вытынанки сейчас переживает второе рождение. Вырезать ажуром можно любые силуэты, любые фигурки.

    Это получается в виде красивых салфеток, картин, которыми можно украшать стены, поверхности и так далее. Кстати, как будни, так и праздники можно украшать такими изделиями.

    Я сама очень люблю что-нибудь придумать из бумаги. А ведь мы в детстве еще вырезали снежинки — это и есть вытыканки.

    Вытынанками называют вырезание из бумаги, в настоящее время достаточно популярны. Корни вытынанок идут из древности — их начало положено в Китае, вместе с появлением бумаги. Так же название вытынанка идет от украинского слова, и если перевести его на русский и будет вырезать. То есть именно на Украине, начиная с 19-го столетия ими украшали жилище, еще их использовали как обереги — вырезали многое — разнообразные сюжеты.

    В настоящее время это искусство достаточно распространено. А смастерить их достаточно просто — сейчас огромный выбор шаблонов, крторые всего лишь необходимо распечатать/срисовать и вырезать по контуру.

    Примеры вытынанок:

    Друзья, давайте уважать и беречь русский язык и не замусоривать его чужими уродливыми словами. В русском языке нет и не может быть слова вытынанки.

    Вырезанные из бумаги узоры, снежинки, растения и прочее давным-давно носит название нормальное название — силуэты .

    Искусством вырезания силуэтов знаменит, например, художник Фдор Толстой (перевернулся бы в гробу, если б узнал, что его работы кто-то называет вытынанки). Он создавал целые жанровые сценки:

    Причм, эти фигурки настолько миниатюрные, что с трудом верится, что это можно вырезать обычными ножницами. Вот тут больше его работ — ссылка .

    Вообще в XIX веке силуэты были очень популярны, пока их не вытеснила фотография.

    Вытынанки — слово, об которое обычный человек язык сломать может.

    На первый взгляд ничего не понятно, но на самом деле Вытынанки — это настоящее искусство

    Из бумаги делают действительно шедевры — это не обычные самолетики или снежинки

    Из бумаги делают животных, дома, елочки — все с узорами, получается очень красиво

    Для этого дела нужно терпение — не так то просто сделать Вытынанку.

    Здесь нужна бумага, ножик для резки бумаги, маленькие ножницы, шаблон для вырезания и много свободного времени.

    Вытынанки это искусство вырезания из бумаги, зародилось в Китае еще в 9 столетии, со времен изобретения и распространения бумаги. Совмещает традиции силуэтного и теневого вырезания из бумаги.

    Разновидность народного декоративно-прикладного искусства, это и вырезание сложных бумажных фигур, небольших картин и ажурных узоров из однотонной бумаги. Ими украшали хату, светлицу на Пасху и , в основном они вешались на окна. Если рождался ребенок или кто-то женился/выходил замуж, то на окна обязательно вывешивали праздничные украшения и по этим вытынанкам можно было определить у кого родился ребенок или кто женился.

    Для искусной работы по вырезанию оригинальных красивых ажурных узоров лучше использовать резцы или в продаже есть специальный набор, в который входит: плотный коврик (деревянный), несколько острых скальпелей, ножницы, металлическая линейка, канцелярский нож,запасные лезвия. Бумагу лучше покупать разной плотности, хотя вырезать можно на ксероксной, цветной бумаге, на гофрированных листах, картоне, даже на обоях или ткани.

    Вытынанка- удивительное волшебство вырезания из белой и цветной бумаги. В Китае, седьмого века, зародились первые шедевры, и с начала ХХ века декоративно-прикладное искусство приобрело популярность в России и близ лежащих странах.

    В декоре помещения вытанки используют для подготовки праздничных мероприятий. Ажурными аппликациями по теме праздника украшают стены и окна домов. Выбирая кружевной мотив, используют шаблон, бумага, шило, острый макетный нож, маникюрные ножницы. Кропотливо, набравшись терпения, декоративную работу вырезать по ажурному шаблону.

    Вытынанка — это на украинском языке, Вырезка — это на русском языке, Вицинанка — это на белорусском языке.

    Это древнеславянское народное искусство, с помощью которого сначала бедный народ научился украшать свои дома к праздникам.

    До появления бумаги вытынанки делали из самой простой ткани, бересты или кожи.

    Конечно бедным людям была доступна самая простая домотканая, поэтому именно с нее начались вытынанки на занавесках, в некоторых деревнях они до сих пор есть.

    Когда появилась бумага у славян, то конечно легче узоры и силуэты делать на бумаге.

    Тогда перед праздником дети садились и вырезали праздничные узоры из бумаги и клеили на окна своих домов.

    Со временем искусство вытынанки распространилось, появилась настоящие мастера и вытынанки стали намного ажурнее и утонченнее.

    Мы же помним вытынанки по школьному опыту вырезания снежинок из белых салфеток, так украшали окна к Новому году в большинстве школ СССР.

Знаете ли вы, что такое "вытынанка"?
Вот и я не знала, пока не прочитала, что в городе Могилёве-Подольском есть три основные достопримечательности: , о которых я вам уже рассказала, и единственный в Украине Музей вытынанки. Конечно же, не посетить этот Музей с неизвестным для меня названием, я не могла.


Находится Народный Музей Украинской вытынанки в скромном особняке, но с большим историческим прошлым. Здесь в 18 веке находилась резиденция могилёвского полковника О.Гоголя - предка нашего любимого автора "Вечеров на хуторе близ Диканьки", памятник которому стоит практически напротив.
И хотя снаружи розового особняка нет никакого опознавательного знака, жители города хорошо знают, что сейчас это Дом Народного Творчества.

Заходим в уютный дворик и сразу же попадаем под обаяние белых и ажурных узоров. Но перед нами только начало кружевной сказки - это вход в Музей Украинской вытынанки.

Итак, вы уже, наверное, догадались, что же такое вытынанка. В России это называется вырезанка, выстриганка, или вырезка. В Белоруссии и в Польше - выцынанка, в Литве - карпиняй, у евреев это - рейзеле, т.е. розочка. Но как ни называй, а суть одна: вытынанка - искусство вырезать ажурные бумажные узоры.
(Надеюсь, что вы не будете против, если я буду называть экспонаты Музея вытынанками - уж очень это слово пришлось мне по душе).

Совсем немного истории. Первыми освоили искусство "Цзяньчжи", конечно же, китайцы - ведь они изобрели бумагу. И было это очень давно, где-то в седьмом веке. А в Европу эти деликатные поделки попали лишь тогда, когда возник шёлковый путь - в 15 веке. Как, какими путями, с какими коробейниками были завезены первые образчики бумажных узоров в сельские хаты, можно только предполагать. Но это случилось, а стремление к красоте всегда было присуще простому народу. Правда, для того, чтобы сотворить бумажные чудеса нужна была не только бумага, но и ножницы, что, конечно же, 200 лет назад было большой роскошью. Но - голь на выдумки хитра. Можно было узоры не вырезать, а вырывать из бумаги. Так появились вырыванки.

Ну, а с появлением ножниц - фантазии местных умелиц уже не было предела. Теперь к искусству вышивания, ткачества, писанкарства, добавились еще и вытынанки. Ведь бумажными узорами можно было украшать домашний иконостас, полки, столы, окна, делать игрушки детям, приклеивать картинки на стену. А трафарет, используемый для окраски домотканной материи - это ведь тоже были вытынанки-вырезанки.

Немного отвлекусь от Музея вытынанки. Прошу прощения за нарушение повествования, но нижепоказанное меня поразило!
Оказывается Ганс Христиан Андерсен был большим любителем вытынанок-вырезалок. Не знаю, как по-датски назвать это творчество. На родине писателя, в городе Оденсе, в Городском музее сохраняется масса его работ.
Вот некоторые из них. 1864 год.
Нетрудно разглядеть персонажей сказок нашего любимого Андерсена. Но каков Мастер!

Возвращаемся в Украину, в столицу вытынанки - Могилёв-Подольский и начинаем осмотр экспонатов Музея, правда, с небольшими отвлечениями. Но по теме.

В украинских сёлах широко распространялось поверие, что если девица засиделась в девках, то помочь ей могут только такие вот, выполненные самостоятельно, бумажные узоры. И похоже, что это помогало...

Поражённая увиденным, я терялась в догадках - как же возможно это сделать? Ведь только бумага и ножницы...Потом начала припоминать, как в далёком детстве, готовясь к Новому году, мы в школе вырезали снежинки. Бумага складывалась несколько раз, кое-что отрезалось, разворачивалось - и снежинка была готова. А сколько было радости, когда появлялось нечно очень ажурное и необычное. Но для этого нужно было, конечно, постараться.
То есть оказалось, что вытынанка была в моём детстве. Как, не сомневаюсь, и в вашем.

Разглядывая чудеса, сотворённые ножницами и фантазией Мастериц, я удивлялась - как же это я, вроде бы любитель народного творчества, ничего раньше не знала об этом древнем искусстве, которое широко было распространено в украинских сёлах. Потом я сообразила. Ведь я - горожанка, а в городах вытынанка как-то не прижилась. А во-вторых, если рушники, вышиванки, ткацкие изделия хранились в бездонных бабушкиных сундуках, то как можно было сохранить эти хрупкие бумажные изделия?
Но всё-таки искусство вытынанки не пропало бесследно. Возродила его легендарная женщина - Мария Аксентьевна Руденко (1915-2003г.г.), которую народ прозвал Горлицей Подолья.

Талантливая учительница, собирательница фольклора, этнограф, автор сценариев новых обрядов, создатель и руководитель самодеятельного ансамбля "Горлица"...

А еще Мария Руденко писала стихи и рассказы, рисовала, разводила цветы и, конечно же, была Мастером вытынанки.
В память об Марии Аксентьевне в Могилёве-Подольском был создан Музей этнографии и народного творчества её имени, который встречает посетителей такими словами:"Приглашаем прикоснуться сердцем к рукотворным сокровищам нашей знаменитой подольской Берегини Марии Аксентьевны Руденко ".
В Музее бережно хранятся работы, которые впервые были показаны на самой первой выставке вытынанок в 1983 году именно здесь, в Могилёве-Подольском.

Я побывала и в этом музее, видела с каким уважением рассказывала о Марии Руденко его директор Мария Гоцуляк. А вот, что я нашла в Интернете:
"Рискуя собственной жизнью, приютила и спрятала на длительное время в своем жилище евреев Марию и Ясю Ройтманов и бывшая учительница, а со временем известная фольклористка села Слобода Ярышевская Могилев-Подольского района Мария Аксентьевна Руденко. Люди не забыли о ее подвиге. Институт Яд ва-Шем в Израиле удостоил Марию Руденко звания Праведницы Миpa". ОТСЮДА

Посмотрите на букет, выполненный лет 30 назад, ласковыми и добрыми ручками Марии Руденко. Как же он прост, но сколько в нём очарования, теплоты и гармонии. Вьюнки, барвинки, гвоздички, полевые цветики...Мне кажется, что в них вся красота Природы, которую так любила и так щедро дарила людям своим творчеством, словами, песнями, советами и поступками простая женщина, Заслуженный работник культуры Украины, всенародно названная Горлицей Подолья, Праведницей Мира и Подольской Берегиней.

Конечно, современное мастерство вытынанки доведено до совершенства. Сейчас есть даже лазерные вытынанки, выполняемые профессором технологического университета Вирджинии Эриком Стэндли . Но мне кажется, что в этих лазерных работах никогда не будет той душевности, которая переливается через край в букете Марии Руденко.



Вернемся в Музей Украинской вытынанки.
В 2000 году по инициативе Марии Аксентьевны Руденко в Могилёве-Подольском был организован первый фестиваль вытынанок. А в 2003 году был организован Музей Украинской вытынанки.
Перед вами - директор Музея Украинской вытынанки - Оксана Городинская -
Заслуженный работник культуры Украины, член Союза краеведов Украины, художник, мастер народного творчества, председатель творческого объединения «Барви Поділля. .
Вы с Оксаной уже знакомы. Она была активной участницей ", где вы, несомнено, обратили внимание на её разрисованные хаты.


Посмотрим еще несколько экспонатов Музея.

Работ очень много и все они очень интересны. Глаза разбегаются...

Обратите внимание - все эти работы симметричны. То есть бумага складывается вдвое или вчетверо.

Много в коллекции Музея и несимметричных работ. Мне кажется, что у них несколько другая техника вырезывания.
Работы Мастеров из Грузии.

А это из Беларуси.

Среди экспонатов Музея есть также вытынанки не на бумаге, а на коже. И это тоже очень интересные и красивые работы. Некоторые из них выполнены Алёшкиной Людмилой Викторовной.

Эта работа еще не висит в выставочном зале. Называется она: "Казаки на баштане Херсонщины".
Скажите, как можно такое вырезать?

Каждые три года в столице вытынанок - Могилёве-Подольском проводится фестиваль "Украинская вытынанка". В этом году сюда съехалось около 50 участников из 16 областей Украины. Зарубежье представляли мастера из Румынии и Беларуси.
Взгляните на эту дружную компанию вытынанщиков и вытынанщиц.
Фотография ОТСЮДА . Загляните по ссылке - очень интересно!

Каждый раз участники фестиваля делают одну общую композицию. В этом году она была посвящена "Ангелу мира".
Вот он - "Ангел мира-2015", который демонстрирует милая Оксана.

Сколько участников - столько и ангелочков. Прилетели они сюда со всех уголков моей Украины и даже из-за рубежа. И каждый принёс с собой пожелание Мира и Добра.
Вытынанка - это ОБЕРЕГ. Так пусть же эта общая вытынанка оберегает всю нашу прекрасную землю и несёт с собой Радость, Свет, Веру и Надежду на долгожданный Мир и Покой.

Написала пост и вспомнила! Ведь в Могилёве-Подольском есть еще одна достопримечательность, которой, я уверена, нет не только в Украине, но и во всём мире.
Это - памятник, посвященный вытынанке! В центре - образ женщины, по бокам которой, две горлицы - символы мира, добра и согласия. Сбоку петух - встречает рассвет и отгоняет злых духов. Внизу - дерево жизни. И узоры, узоры...
Вот вам и Могилёв-Подольский! Где еще вы встретите столько интересного и достопримечательного?

И небольшой анонс будущего предполагаемого поста в виде вытынанки.
Интересно, догадаетесь ли вы, что это такое?

Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.

В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине - витинанка (чит. вытынанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - вырезка.

Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание. Вырезание можно встретить всюду: Литва, Финляндия, Мексика, Израиль и многие многие другие. Но это уже другая история...

По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои мотивы и символы. Мне, более остальных, интересна славянская символика, поэтому я собираю информацию именно о белорусской, украинской, русской и польской вытынанке.

Именно на них я и хочу остановиться:)

Белорусская вытинанка. История и современность

Статья была подготовлена для Международного симпозиума «Проблемы сохранения и развития художественной вырезки» (г.Домодедово, 2006)
Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) - вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.
Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ века. Первой публикацией, упоминающей это явление белорусской культуры, стала статья Е. Сахуты, которая вышла в 1988 году в журнале «Мастацтва»
О происхождении этого явления традиционного искусства в нашей стране однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства. Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытинанке.
Чтобы точно описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М.Станкевича, стали кустодии - бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века.
Возникновение и распространение вытинанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком - это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII - ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства. В конце ХIХ - начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.
Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ - начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40 - 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами («Галубы», д. Маршалки Воложинского района Минской обл.; «фіранкі», г. Новогрудок Гродненской обл.). Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка» (д. Болота Кобринского района Брестской обл.).
Основные черты народной вырезки - симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) . На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ. Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и вазонами (“Жаночая доля”), вероятно встречались и фигуративные композиции с сюжетами изобразительного характера.
Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени старые вытинанки выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные вытинанки, которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытинанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белоруссов как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
В 70 - 80-е годы ХХ века произошло возвращение традиционного искусства вытинанки в культуру нашей страны. Произошло это благодаря росту интереса в среде творческой интеллигенции к традиционному наследию. Тогда вырезанием из бумаги увлеклись профессиональный фотограф и журналист В.Дубинка, художники Н. и Г. Соколовы-Кубай, А. Лось, М.Воронецкий, Ю.Малышевский и др. Вырезанием вытинанок увлекался и известный деятель национального культурного возрождения ксендз В.Чернявский (д.Вишнево Воложинского района Минской обл.).
В 1995 году на III Международном фестивале кукольных театров Могилевский областной кукольный театр показал спектакль «Піліпка і ведзьма» (реж. А.Жюгжда, худ.Л.Микина), основу художественного решения которого составили вытинанки. Актриса-рассказчица с ножницами в руках как будто вырезает героев спектакля из бумаги, открывая окошки с сюжетами сказки. Спектакль отмечен искусствоведами как пример чистоты стиля и открытие совсем новой ветви в развитии белорусского кукольного театра. Отмечена так же и образовательная роль спектакля: «(зрителю) … открывается незнакомый “культурный слой”» (перевод с бел. Н.С.). Вытинанка называется «совсем неожиданной, забытой ветвью». Однако, использование силуэтного вырезания в театральном творчестве не ново. Известен вид традиционного народного кукольного представления «батлейка», который основывался на принципе театра теней. Внутри бумажного короба зажигалась свеча, на фоне которой происходило действие с рождественскими сюжетами. Этот же принцип использован молодым творческим коллективом для создания спектакля о происхождении города Крево и его знаменитых правителях (худ. Л.Скитович).
Действительно, еще лет 10 назад вытинанка в Беларуси была не так известна как сегодня. Об этом свидетельствует такой факт: І Республиканская выставка, организованная искусствоведом и мастером Т.Марковец при поддержке Министерства культуры Беларуси, собрала небольшое количество произведений и не получила достойного резонанса даже в среде искусствоведов и мастеров народного творчества. Поэтому выставка вытинанки «Папяровы сусвет» 2005 года ошибочно названа первой Республиканской. На ней наряду с коллекцией вытинанок народной умелицы Н.Одинец (д.Засмужье Любанского района Минской обл.) было представлено около 150 произведений современных мастеров вытинанки различных стилистических направлений. Тут можно было увидеть и графические работы в технике вытинанки (Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова, Е.Шалимо), и работы в объемно-пространственном решении (птицы А. Талерчик, ангелы Т. Лобуновой), и светильники, декорированные при помощи бумажных композиций (Ю.Веремей), макеты оформления сцены (И. Забело), вытинанки философского содержания (Н.Червонцева), и, конечно, традиционные композиции с мотивами деревьев и птиц (Л. Казаченок, Л. Горовая, Н. Сухая и др.)
В настоящее время вытинанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Популярна как техника графического искусства для оформления книг, плакатов, открыток, календарей (В.Дубинко, Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова).
Дизайнеры и оформители оценили выразительные художественные особенности вытинанки и используют ее в своем творчестве. Так, традиционные мотивы вытинанок использованы для оформления главной сценической площадки Международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске в 2002 году.
Более 10 лет существует единственная в Беларуси Молодечненская школа вытинанки. Создателем ее является известный мастер и глава творческой династии Червонцева В.Н. Две ее дочери Наталья и Елизавета, известные мастера с выразительным творческим почерком, сегодня преподают вытинанку на отделении декоративно-прикладного искусства Молодечненского музыкального училища им. М.К. Огинского. Из стен училища вышло несколько поколений вытинанщиков, которые работают в Гродно, Минске и других городах и регионах страны.
Сегодня сложно говорить об узко региональных особенностях традиционной вытинанки. Однако, живы еще носители этой традиции, детство которых захватило период активного бытования бумажной вырезки в крестьянской среде. Этот материал и подвергается сегодня активному изучению. Своеобразный эксперимент проводился Поставским Домом ремесел Витебской области. Найти аутентичные экземпляры начала прошлого века в районе охвата работы не удалось. Специалисты этого учреждения стимулировали лучших мастериц воссоздать по памяти старинные узоры.
Коллекция этнографических и современных вытинанок сохраняется в Музее древнебелорусской культуры института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси, Гродненском государственном историко-археологическом музее. Активная работа по обобщению материала по вытинанке ведется Витебской, Гродненской областными методическими службами отрасли культуры, районными Домами ремесел городов Браслав, Городок, Поставы Витебской области, Любанским районным Центром культуры Минской области и др.
В составе Белорусского союза мастеров народного творчества около 40 мастеров вытинанки. Наиболее известные: О. Бабурина, Н. Гамаюнова, Л. Горовая, О. Денисевич, В. Дубинко, Т. Лабунова, О. Маслова, С. Мулица, А. Овчинников, Г. Рудницкая, Н. Соколова-Кубай, А. Талерчик, Е. Червонцева, Н. Червонцева, Е. Шалимо.
Большинство мастеров не только творчески работают, но и преподают традиционное вырезание из бумаги в кружках и студиях.
Для организации преемственности и стимулирования мастеров к творчеству существует система конкурсных мероприятий как республиканского так и регионального уровня. Так, в году прошел І Республиканский праздник-конкурс мастеров вытинанки «Ажуныя фантазіі».

Сегодня вытинанка становится все более популярной, однако возникает много вопросов, которые следует озвучить:
- проблема поиска художниками и мастерами своего стиля (несознательное копирование известных образцов, тиражирование удачных приемов и образов особенно в среде начинающих);
- проблема соотношения декоративности и изобразительности в вытинанке;
- проблема интегрирования вытинанки в современную художественную (и жилую) среду.
Проблематика постоянно обсуждается мастерами секции вытинанки БСМНТ, вырабатываются определенные способы решения, высказываются позиции относительно данных вопросов. 60 % мастеров является «пишущими» популяризаторами этого искусства.








Работы иллюстрирующие статью двух мастеров vycinanka (Наталья Сухая) и palunisa (Ольга Бабурина)
Больше работ этих мастериц можно посмотреть в их журналах.
Автор статьи vycinanka (Сухая Н.А., председатель секции вытинанки Белорусского Союза мастеров народного творчества (БСМНТ).

МАСЕР-КЛАСС

Инструменты и материалы

Какой нож нужен для силуэтного вырезания?

Какой нож нужен именно Вам, я не скажу, не существует одного единственного правильного ножа на все случаи жизни:)
И нужен ли вообще Вам этот нож? Многие мастера работают ножницами, и как работают! Посмотрите мастеров силуэтного вырезания в . Тут единственно правильное решение - выбрать тот инструмент, который удобен именно Вам.
Я пользуюсь японским ножом "Olfa" для художественных работ. У "Olfa" есть целая серия таких ножей, а это значит, что каждый из них можно попробовать подержать в руках, посмотреть какой удобней ляжет в руку.
Мне в этом отношении повезло, я свой нож купила в интернет-магазине, абсолютно не задумываясь, будет ли он удобен в работе, но оказалось что мы с ним сразу "сроднились", у меня не было периода привыкания, о котором все так рассказывают:)
Сейчас я с чистой совестью могу рекомендовать эти ножи.
Я хотела бы обратить ваше внимание на другой важный момент. Если Вы решили остановиться все таки на ноже, а не на ножницах, то Вам следует обратить внимание на то, насколько легко можно найти в продаже сменные лезвия к этому ножу. Потому что лезвия тупятся очень быстро.
Причиной по которой я перешла с "Folia" на "Olfa" были как раз сменные лезвия. Лезвия "Folia" в нашем городе найти оказалось очень не просто. Продавцы очевидно полагают, что стоимость ножа настолько невелика, что при затуплении лезвий покупатель пойдет и купит новый нож:) С "Olfa" таких проблем нет, лезвия заказываются замечательно:)

Какую бумагу нужно использовать для силуэтного вырезания?
Тут история совершенно такая же, как и с ножами:))
Давайте я просто расскажу, какую бумагу использую я.
Я пользуюсь 3 видами бумаги:
для я использую бумагу для пастели "Folia" плотностью 130 g/m²;
для - картон "Folia" плотностью 300 g/m² и белую бумагу для черчения, на вскидку эта бумага 160-180g/m². Но я по прежнему в поиске:)
Я перепробовала множество бумаги, но пока остановилась на "Folia". Но у "Folia" есть один недостаток - эта бумага ограничена несколькими форматами, хотя у нее достаточно широкая цветовая палитра.
Так же как и с ножами, хочу сказать что это не единственно возможная бумага для вырезания, может быть в своем городе Вы найдете "что-то более другое" (как говорят в Одессе) и это "другое" окажется лучше. В любом случае нужно пробовать работать с разной бумагой, тогда вы быстрее найдете "свою" :)

Есть ли секреты вырезания?

Секретов никаких нет. Есть небольшие тонкости, которые надо учитывать:
1. Pабота ведётся от центра листа к периферии, от мелких элементов к более крупным. Последним вырезается внешний контур мотива.
2. Как бы не хотелось быстрее закончить работу, спешить нельзя! Будет обидно, если Вы "зарежете" работу нескольких дней.
3. Лезвие нужно менять при первых признаках затупления. Это достаточно часто. Как только вы заметите, что вырезанные элементы перестали легко выниматься из целого листа, следует менять лезвие. Еще одним признаком затупления являются заусенцы в уголках элементов.
4. Лучше не работать в плохом настроении:)

http://kimiburan.livejournal.com/



Здравствуйте, уважаемые читатели блога Море Идей!

Благодарю за проявленный интерес к теме вытынанок, а также за вопросы. Благодаря Вам, я поняла, что далеко не все знакомы с этим видом творчества, поэтому хочу рассказать о нем подробнее. А после небольшого рассказа будут выложены схемы вытынанки на тему цветов, продолжающие публикацию — с 15 цветочными шаблонами.

Что такое вытынанка?

Это вид творчества, который основывается на вырезании узоров из бумаги. Родоначальником этого рукоделия стал Китай — так как там впервые появилась бумага. Только называется оно там — «цзяньчжи». А потом это искусство разлетелось по всему миру, приобретя в каждой местности свои особенности.

Простейшие вытынанки (от слова «вытынать» — вырезать) делал каждый читатель этого сайта — вспомните снежинки, которые вы вырезали зимой… Сейчас популярны открытки и картины, выполненные с использованием вытынанок. А раньше на Украине и в Беларуси делали ажурные занавески из бумаги, украшали балки, печи. Дарили друг другу на Рождество и Пасху… Могу сказать, что для этих стран понятие «вытынанка» являлось синонимом симметричного вырезания. А вот в Польше, практически этот же термин — wycinanka (выцинанка) — означал просто вырезание, не обязательно симметричное… В России, как пишут, бытовало название «вырезка», но мне оно не встречалось…

Кстати — вполне возможно, что для вас более привычным термином станет «силуэтное вырезание». Именно с таким названием это творчество прочно обосновалось в Западных странах — Германии, Англии, Франции других.

Надеюсь, что мне удалось немного прояснить Вам происхождением и значение этого слова. Так что теперь предлагаю посмотреть сами

цветочные схемы вытынанки

Тема — цветы. А до этого я выкладывала шаблоны, темой которых были и …

Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Зародился он ещё в древности. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.
Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды – на Рождество и Пасху. Принято было вырезать вытынанки и украшать ими комнату или окна дома. На Рождество или Пасху вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. По вытынанкам можно было определять, кто женится, а у кого родился ребёнок – всё отражалось в праздничных украшениях на окнах.

Многие из вас на Новый Год или Рождество украшали свои окна вырезанными из бумаги снежинками. Это достаточно простое занятие, и не каждый знает, что вырезание из бумаги является одним из видов декоративно-прикладного искусства, имеет глубокие традиции и тысячелетнюю историю.

В последнее время, я увлёкся фигурным вырезанием из бумаги. Свою первую вытынанку сделал в первом классе! Вырезал ножницами симметричные рисунки. В прошлом году, вновь занялся изучением этой техники, работал над картинами каждый день.

И чем больше я занимался вырезанием, тем больше вопросов у меня возникало.

Выполнив несколько работ в этой технике, я предположил: что вытынанка – простое занятие, очень нравится детям, особенно мальчишкам, но материалы и инструменты для работы, в нашем городе не доступны.

Тогда я решил поставить перед собой цель: Выяснить, что означает вытынанка, и как сделать искусство вырезания из бумаги доступным для Верхотурских школьников!

Для реализации моей цели поставил такие задачи:

Искусство вырезания ажурных узоров из белой, чёрной или цветной бумаги существует с тех времён, когда в Китае была изобретена бумага.
«Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Хорошо известны вырезки из бумаги народов Китая, Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии, Германии, Украины, Литвы и других стран. В каждой из них сложились свои художественные особенности вырезания из бумаги. В Белоруссии и Польше такие вырезки известны под одинаковым названием – выцинанки. В Польше разновидностью выцинанок являются так называемые выклеянки – многоцветные декоративные композиции из вырезанных из бумаги частей, наклеенных друг на друга или друг около друга. Некоторое сходство с белорусской и польской выцинанкой имеют еврейские вырезки из бумаги, особенно те, которыми украшали в праздники окна домов. По форме выцинанки были квадратными, прямоугольными, круглыми, - в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры.

Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные выцинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян. В Белоруссии выцинанки стали вырезать с XVI, когда появилась первая бумажная мельница (паперня). По установившемуся обычаю каждый год перед Пасхой крестьянки украшали ими своё жильё. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Кое-где их обновляли и к Рождеству.

Но к началу XX века под влиянием городской моды выцинанка исчезла из крестьянского быта, сохранившись только в некоторых районах.

В России вырезание силуэтов было увлечением в дворянской среде.
Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства: Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс, создавая многоцветные композиции – «декупажи».

Также хорошо известны иллюстрации художника Ильина к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, выполненные в этой технике.

Hina Aoyama, проживающая во Франции, идет очень интересным путем – да, она вырезает из обычной бумаги, но как! Девушка отличается невообразимым талантом и, что самое главное, терпением. Вы только взгляните, что ей приходится делать. Используя ножницы, она вырезает из бумаги тексты или рисунки, приклеивает их к ткани или стеклу, и получается такая красота. И все это делается своими руками и ножницами! Поверить невозможно, сколько времени и нервов ей это стоит, однако, она, похоже, любит это дело. Многие могут подумать, будто бы вырезать из бумаги может каждый детсадовец. Однако лишь единицы приобретают известность благодаря своему таланту и упорному труду. Полагаю, это занятие во множество раз сложнее работы с компьютером или фотоаппаратом, который делает все за вас, ведь одно лишнее движение – и работа пойдет насмарку. А это, как мы понимаем, крайне обидно…

Работая над данным проектом, мне не захотелось выглядеть не компетентным. Я решил разобраться в волнующем меня вопросе:

Почему в одном источнике это искусство выцинанка, а в другом вытынанка?
Конечно, вытынанкой можно называть все, что вырезано, т.к. термин происходит от восточнославянского."витинати" - вырезать. Так же он употребляется и в белорусском языке (с некоторыми вариациями, например, "вицынанка"). Исследователи и художники народного искусства все чаще говорят о том, что надо различать понятия "силуэт", "вытынанка" и"бумажная графика". Этот вопрос поднимался на встрече вытынанкарей 2008 года в Могилеве. Нашел краткие формулировки этих понятий.
Вытынанка - это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия). Известна также еврейская национальная вырезка - райзеле. Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации и богатством цветовой палитры…
Они создаются, во-первых, народными мастерами, работающими в традиционных центрах вырезания (на Украине это, например, села Петриковка и Царичанка Днепропетровской обл.), во-вторых, самодеятельными художниками-любителями, произведения которых родственны народным вырезкам.

Бумажная графика - это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ - " расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов" (А.А. Петриченко Европейские вырезки в коллекции А.М.Петриченко: разнообразие видов. В кн.:Проблемы изучения, сохранения и использования искусства вырезки. г.Домодедово Московская обл. 2006. Материалы симпозиума). В технике бумажной графики работают многие профессиональные художники.

Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении.
Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета, беспрерывной линией. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.
Это искусство имеет древнюю историю. Будучи ещё в первобытном обществе, человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Неспроста наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени - их силуэты.
Силуэт - это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт -это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно. Количество прорезных (ажурных) деталей почти отсутствует.. Силуэт отражает индивидуальный почерк художника, а не его национальную принадлежность. В Германии, Австрии, Нидерландах, Дании и сегодня существуют школы силуэта, музеи силуэта, в которых ведется большая популяризаторская работа среди населения. Художники создают шедевры из бумаги. Кроме ручной вырезки, существует лазерная, позволяющая вырезать тончайшие линии и создавать миниатюры. Известна русская школа силуэта (18-20 веков), но это отдельная тема.
Смешение понятий и терминов среди тех, кто режет из бумаги, очень распространено. Ваша работа будет так же нравиться людям, как бы ее ни назвать. Просто термин "вытынанка" прижился, стал таким привычным, что вобрал в себя и все то, что вытынанкой не является.

тобы выяснить интерес к искусству вытынанки у нас в школе, я организовал видео опрос, среди одноклассников. В результате, которого, мне открылись следующие моменты: как мы видим, некоторые слышали про вытынанку, а кто не слышал, увидели, т. к. я показал свои работы, многие хотели бы заниматься вырезанием, но их останавливает отсутствие материалов и инструментов в Верхотурье! Ребята сказали, что хорошо было бы этим заниматься на кружке или на уроке: У кого-то маленький брат дома (нельзя работать острым инструментом), кому то не хватает поддержки взрослого, а у кого-то совсем нет свободного времени!
Интернет-опрос на сайте нашего класса показал, что люди разбираются в инструментах для вырезания.
Но я сегодня поделюсь некоторыми открытиями, которые сделал в ходе своей работы.

«"Поймать" тень, затаив дыхание, мгновенно обвести контур, потом перенести на бумагу, вырезать, наклеить на фон, подобрать рамку, повесить на стену! Сколько удовольствия и радости доставляет сам процесс!» – так передают свои чувства мастера вырезания из бумаги.
Давайте будем учиться вырезать!

Совсем недолго я пользовался канцелярским ножом, потом мне приобрели макетный нож, я был очень счастлив, но не очень долго. Так как сменных лезвий в наборе 3, и они все затупились.

В поиске ответов на мои вопросы, я наткнулся на такой пост, где говорилось, что вырезать по бумаге можно, резаками по дереву. Мы с папой сразу же нашли такой наборчик у нас в строительном магазине! И, о чудо! В последний месяц я пользуюсь одним лезвием из этого набора, по всей вероятности, они крепче, потому что предназначены для дерева. И ещё один немаловажный факт, цена макетного ножа 315 руб, а цена резаков по дереву 87 руб, на распродаже в другом городе я приобрёл такой же набор за 50 руб. Но хочу сказать, что ручка макетного ножа более удобная, вот и пользуюсь я гибридом ручка от одного набора, лезвия от другого

Что бы узнать, как поточить лезвия, я обратился за советом к Роману Мирославовичу, он посоветовал, заточить лезвия на оселке (брусок), но перед этим обязательно намочить его водой. Вместо самовосстанавливающего мата использовать липовую доску, самый идеальный вариант изготовить лезвия самим, из фуганочной стали. Если лезвия закалить, то можно его точить до бесконечности.

Многие мастера используют обычные маникюрные ножницы, можно даже с загнутыми краями. Некоторые вырезают скальпелем или бритвой. Существуют пробойники, они выдавливают кружочки. Так что выбор инструмента зависит от узора и от вашего умения.
Мастер вытынанок Михаил Деспоташвили, свои работы он вырезает канцелярским ножом на стекле (можно попробовать и такой вариант).

Что касается бумаги, я испробовал несколько видов, пока вот эту считаю идеальной.

Свою работу я начинал по готовым схемам и шаблонам.

До определенного времени меня это устраивало, но настал момент, когда я захотел создать свой шаблон, переписывался с мастерицами и мастерами с сайта Страна Мастеров, и узнал что можно обработать фотографии в программе Paint.Net.

После нескольких неудачных попыток у меня кое-что получилось. Оцените!

Останавливаться на достигнутом мне не захотелось. И я начал делать шаблоны по картинам на интересующею меня тему.

Л. И. З. А. моя интернет-подружка, подала мне такую замечательную идею. Окрашивать готовые вытынанки в золотой цвет, как раз когда мне наскучили чёрно-белые цвета.

Казалось бы, несерьёзный для мастера материал - бумага, непрочный, неосновательный. Но стоит взять в умелые руки обычный лист, сложить его пополам, вырезать по невидимым контурам, развернуть и получить… чудо. Преображение всегда чудо. То, что заставляет восхищённо развести руками, восторженно ахнуть.
А сейчас, это искусство эволюционировало и превратилось в технику создания потрясающих резных композиций. Легкие линии-мазки, гибкие силуэты... Элегантное искусство!
Возвращаюсь к теме своего проекта и хочу сказать, что не только мы, дети, смешиваем понятия, и термины это очень распространено среди тех, кто режет из бумаги. Просто термин "вытынанка" прижился, стал таким привычным, что вобрал в себя и все то, что вытынанкой не является.
Главное, чтобы работы нравились людям!

Свои работы я уже продавал на «Рождественской ярмарке», несколько картин выставлено в интернет-магазине, сделал несколько подарков и заказов.

 

 

Это интересно: