→ Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах. Застольный этикет для самых маленьких Как быть за столом

Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах. Застольный этикет для самых маленьких Как быть за столом

Этикет – это правила общения между людьми. И вот этим правилам надо обучать малыша, по мнению педагогов, начиная уже с 3 лет, а лучше раньше. Ведь все дети без исключения это будущие участники общества.

Будьте примером
Для вашего малыша самые главные и самые прекрасные люди на свете – его родители. Именно поэтому надо не просто научить кроху правильно себя вести, но и самому относиться с уважением к людям и традициям поведения. И непременно объясняйте, почему надо вести себя определенным образом, тогда правила будет проще запомнить. Пусть каждый поход в театр, музей и даже в кино будет праздником. Красиво оденьтесь сами, наденьте на кроху нарядную одежду. Лучше всего заранее прочитать ему сказку, на тему которой будет спектакль, рассказать о музее, о фильме или мультфильме. Чтобы этот день отличался от иных по полной программе, сходите вместе с ребенком в буфет, купите ему любимое лакомство и для себя не забудьте.
Сказочная страна
Прошли новогодние утренники и многие родители задались вопросом, а стоит ли ждать школьного возраста, чтобы сводить кроху на представление? Конечно, нет, ведь, если представление поставлено по знакомым сказкам, то малыш будет с интересом смотреть его уже с 3-х лет. А вот чтобы посмотреть спектакль, поставленный по детским пьесам, лучше дождаться, когда малышу «стукнет» 6 лет. Традиционно балет и опера считается элитарным искусством, но ведь так много балетов поставлены по сказочным мотивам, и так много опер написано специально для детей. По мнению специалистов, балет и опера действительно сложный жанр, но уже начиная с 8-9 лет дети с интересом будут следить за перипетиями судьбы балетных и оперных героев. Музеи сейчас очень популярны и есть много специально организованных детских экскурсий. В 6-7 лет малыш может самостоятельно в компании сверстников посещать их и с интересом разглядывать картины и предметы интерьера и быта.
Правила этикета в музее
Заранее расскажите, что правила музея придуманы таким образом, чтобы было комфортно всем посетителям, поэтому и вести себя надо тихо, разговаривать мало и только шепотом. Нужно беречь картины и другие экспонаты, ведь им очень много лет, поэтому подходить близко и трогать их руками нельзя. Если в музее разрешают брать какие-то предметы в руки, объясните, что это сделано в виде исключения и далеко не везде так можно делать. Чтобы сохранить интерес у малыша, заранее купите книги по искусству, наборы открыток или найдите в интернете сайт музея конкретного профиля и дома, в спокойной обстановке, еще раз покажите их и расскажите малышу о художниках и их картинах простыми словами. Наверняка потом ребенок будет сам рассматривать репродукции и узнавать картины «знакомых» художников.
Правила этикете в театре
Планировать поход в театр надо еще дома. Расскажите малышу сюжет пьесы, объясните и покажите, как надо проходить по ряду на свое место, если опоздали (лицом к сидящим). Кстати, на спектакль лучше не опаздывать, тогда ведь придется смотреть первое действие издали, с балкона, например. Хотя в этом даже есть плюс, ведь для крохи сказочные герои – абсолютно реальные и, если его посадить на первые ряды, ему станет страшно в особо патетические моменты. Заранее не забудьте предупредить, что нельзя есть во время спектакля, надо дождаться антракта и пойти в буфет. Разговаривать тоже не стоит, это не вежливо по отношению к актерам и к тем, кто сидит с вами рядом: соседи сделают вам замечания и окажутся правы.
Правила этикета в кинотеатре
Тут тоже надо до начала сеанса рассказать, о чем будет мультик или фильм. Объясните малышу разницу между театром и кинотеатром. Расскажите, что в театре надо непременно раздеться и, в идеале, надеть сменную обувь, а если идете смотреть кино, это делать не нужно. А вот если на ком-то высокий головной убор, его надо снять, ведь тем, кто сидит позади, не будет видно экран. Есть еще отличие от театра – можно говорить во время сеанса, но только шепотом и недолго. Ни в коем случае нельзя криком пытаться «подбодрить» любимого героя. Во-первых, это неуважение ко всем, кто пришел на сеанс, а во-вторых, все равно не поможет.
Научите малыша ценить труд других людей – укажите на уборщицу и расскажите, что ей придется убирать за ним, если он будет бросать на пол фантики или приклеит жвачку на мебель. Весь мусор за собой надо убирать в специальные урны. Но лучше всего не давать совсем маленькому напитки или конфеты, если он сильно увлечется происходящим на экране, может подавиться.

Галина Коденцова
Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких»

Актуальность

В настоящее время для успешного нахождения человека в обществе необходимо соблюдение правил поведения и норм, принятых в социуме.

В современном детском саду важным направлением является формирования представлений дошколят об этических нормах и правилах речевого поведения.

В нашем детском саду проводится тематическая неделя «Этикет » , она стала отправной точкой в подготовке данного проекта .

Каждому, даже самому маленькому , ребенку нужно прививать нормы этикета . Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные этические правила поведения и речи в жизни и общении.

Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателя с семьей.

Цель : создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета .

Задачи :

Расширить представления детей о правилах хорошего тона для построения настоящих и будущих отношений;

Формировать умение свободно общаться в ситуациях повседневности;

Воспитывать любовь и уважительнее отношение к близким и окружающим людям;

Привлеть родителей к воспитанию у детей культуры общения и поведения.

Тип проекта :

-информационный ;

Практический;

Долгосрочный;

Групповой.

Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы №3, воспитатели, родители.

Предполагаемые результаты :

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственности.

Повышение качества усвоения знаний и умений детей во время непосредственно образовательной деятельности, в совместных играх и досуговой деятельности.

Появление интереса у детей к этикету .

Активизация эмоциональной отзывчивости в совместной деятельности.

Повышение статуса семейного воспитания.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обсуждение темы и цели проекта ;

Подбор материалов для реализации задач проектной деятельности ;

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

2 этап. Основной (практический) .

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления с нормами и правилами поведения в обществе;

Подбор детской художественной мини-библиотеки на заданную тему;

Выполнение работ по изобразительной деятельности, лепке и аппликации;

Проведение занятий, бесед, тематических прогулок;

Рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию;

3 этап. Заключительный.

Обсуждение итогов и анализ работ;

Досуг в группе «Именины Карлсона» .

Реализация проекта :

Образовательная область «Речевое развитие» .

Чтение и рассказывание произведений “Я мою руки” М. Яснов, К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Я сам” Р. Юдина, “Девочка чумазая” А Барто, «До чего же хороши вежливые малыши! Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Федорино горе» , «Посидим в тишине» Э. Благинина; «Митя –сам» , «Жадина» Э. Мошковская; этические сказки «Чучело» , «Королева-зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.

Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.) .

Заучивание потешек : «Наша Маша маленька » , «Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» , «Вкусная каша» .

Заучивание пословиц и поговорок – «Каков привет, таков и ответ» , «Поклонишься-голова не отвалиться» .

Загадывание загадок о вежливости, о правилах личной гигиены, о правилах поведения за столом.

Образовательная область «Познавательное развитие» .

НОД «Няня моет посуду»

Рассматривание иллюстраций : «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Знакомство» , «Поведение за столом» , «Поведение в магазине» и т. д.

Просмотр мультфильмов «Мойдодыр» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Грязнуля» (Уроки тётушки совы) .

Игровые упражнения – «Моем руки» , «Мы уже большие» , «Расскажем Карлсону о том, как правильно кушать» , «Покажем Катюше, как правильно умываться» , «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду» , «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» , «На дне рождения у Чебурашки» , «Кто кому уступит место» , «Обращение к взрослому» .

Дидактические игры : «Доскажи словечко» , «Вежливая просьба» , «Что сначала, а что потом» , «Мишка-топтыжка сегодня именник, ждёт гостей» .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .

Сюжетно-ролевые игры : «Семья» , «Больница» , «Парикмахерская» , «В кафе» , «Мы едем в автобусе» .

Пальчиковые игры : «Братцы» , «Семья» , «Строим дом» , «Здравствуй» , «С добрым утром» , , «Мы капусту рубим…» , «Апельсин» , «Птенчики в гнезде» .

Игра-тетрализация- «Заяц и лиса» .

Поручение – «Помоги товарищу» .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Лепка – «Я пеку,пеку,пеку…» , «Подарок для зайчика» , «Пирожки-крендельки» , «Вкусные гостинцы на день рождения Матрешке» .

Аппликация –«Построим больницу для игрушек» , «Платочки сушится» .

Свободное рисование.

Образовательная область «Физическое развитие» .

Пальчиковые игры : «Замесим тесто» , «Мы капусту рубим…» , «Баба сеяла горох» , «Деток в гости пригласим, пирожками угостим»

Подвижные игры : «Каравай» , «Огуречик» , «Кто быстрее перенесет игрушки?» .

Выводы и результативность.

Дети стали более раскрепощены.

Расширились у детей представления о правилах этикета и речевых нормах .

Обогатился и активизировался словарный запас по теме проекта .

Воспитателем собран и систематизирован весь материал по теме проекта .

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с воспитателем, участвовать в жизни группы.

В цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально. Зачем маленькому капризуле нужен этикет? Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Общество - это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила этикета для детей начинаются именно с таких мелочей. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета. В цивилизованном мире проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Современные дети все реже задумываются о правилах хорошего тона, потому что вечно занятые родители не успели вовремя донести до своего чада азы правильных, хороших манер поведения, присущих для воспитанного человека. У культурных и воспитанных родителей дети знают и применяют на практике правила хорошего поведения: со старшими людьми, сверстниками, незнакомцами, воспитателями и учителями; дома и в общественных местах (в детском саду, в школе, поликлинике, транспорте и прочем); в гостях; за столом; в телефонном разговоре и так далее.

Этикет - общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. Так не изжил ли он себя? Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоря о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых.

Выходной - Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

    ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;

    Запрещается ходить по газонам;

    Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;

    Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;

    В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;

    Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;

    Стоит помнить о правилах дорожного движения;

    Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;

    Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;

    Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам.

К примеру, в театре:

  1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
  2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
  3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
  4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
  5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
  6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
  7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Гостевой - На день рождения друзей

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  1. Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;
  2. Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;
  3. Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;
  4. В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;
  5. Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  6. Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  7. В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;
  8. Не стоит надолго задерживаться в гостях;
  9. Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;
  10. К себе гостей стоит приглашать заранее;
  11. В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;
  12. Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

Пассажирский - В поездку, хоть каждый день

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах. Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  1. Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;
  2. Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта;
  3. Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место;
  4. Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  5. Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам;
  6. Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке;
  7. В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег;
  8. В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения;
  9. В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров;
  10. Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках;
  11. В транспорте заранее следует готовиться к выходу;
  12. На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди

Речевой - Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

Семейный - Уважение идет из семьи

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  1. С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо;
  2. Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с нимиЗаходя в комнату к родителям, следует стучаться;
  3. Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них;
  4. Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье;

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером. Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.

Столовый - Благородство нужно воспитать

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия. Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  1. кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом;
  2. не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы;
  3. сильно набивать рот;
  4. садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет;
  5. класть локти на стол;
  6. брать пищу руками (ковыряться);
  7. выплёвывать еду;
  8. откидываться и раскачиваться на стуле;
  9. сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  1. помыть руки перед едой;
  2. приступать к еде со всеми вместе;
  3. кушать молча;
  4. пользоваться салфетками;
  5. благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Телефонный - Ало? Здравствуйте!

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  1. Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра;
  2. Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться;
  3. В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его;
  4. Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать;
  5. Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона;
  6. При неправильно набранном номере следует извиниться;
  7. Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах;
  8. Запрещается баловаться с помощью телефона;
  9. Все сообщения должны быть грамотно написаны.

Учебный - Учиться нужно вежливо

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  1. Уважать учителя;
  2. В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;
  3. В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;
  4. Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;
  5. Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;
  6. Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;
  7. Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;
  8. В начале урока следует приветствовать учителя стоя;
  9. Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;
  10. Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;
  11. Во время урока запрещается есть;
  12. Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;
  13. На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения. Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере. С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений. Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле.

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример. Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности. Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон — базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета — не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях.

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  1. Не утомительной для детей, а значит не продолжительной;
  2. Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны;
  3. Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе;
  4. Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО : Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.

Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих. Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь - самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса). Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры - это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету.

Вы наверное не раз слышали, что дети - пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет «включать» громкость. Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное - это учтивая речь

Этикет – обычно мы подразумеваем под этим словом правила поведения в общественном месте. Все эти правила появились не просто так, это все никоим образом не было придумано по чьей-то прихоти, каждому из этих правил предшествовала своя история, которая диктовала свою необходимость. Пытаясь научить наших детей чему-то хорошему, мы иногда забываем о важном. Когда мы уступаем кому-то место в общественном транспорте – это по большому счету не просто вежливость, это больше похоже на акт сострадания, ведь никакая вежливость не заставит подняться и уступить свое место женщине с малышом на руках, для этого нужно понять, насколько тяжело стоять в движущемся транспорте держа в руках ребенка. Поэтому, когда мы учим наших детей правилам поведения в обществе, мы должны осознавать, что это не простые условности, а необходимый этап духовного развития, без которого из вашего сына или дочери никогда не вырастет настоящий человек.

Нужно научить проявлять благодарность

Стараясь дать своим детям все самое лучшее, мы упускаем все самое главное. Важно, чтобы вы дали понять вашему малышу: все что он получает от вас, он получают не как должное, а потому что вы ему это даете. Если ребенок получил в подарок игрушку, а к концу дня она отправилась в мусорное ведро, то у него нет чувства благодарности, и он вряд ли в будущем будет ценить ваши старания.

Можно провести простой тест, спросите у своих детей, чем их сегодня или вчера обрадовали. Зачастую вы не получите вразумительного ответа. Прогулка в парке, поход в кино, даже покупка любой новой вещи не в счет, все это воспринимается нашими детьми как естественный процесс, это уже не наше желание – это наша обязанность!!!

Очень умиляет, когда малыш, выходя из такси или маршрутки, говорит водителю спасибо: в данном случае он вероятно просто лишь копирует ваше поведение; польза от этого несомненно есть, но она не будет настолько действенной, если ребенок прежде не начнет испытывать чувство благодарности. Когда наши дети посещают детский сад, они несколько раз в году ходят на утренники. Иногда утренники превращаются в настоящий праздник, иногда больше вызывают грусть, но воспитатель организовывает этот утренник в первую очередь для детей, и слова благодарности, которые произнесет ваш малыш (пускай этому и способствуют ваши уговоры), заставят его смотреть на действия окружающих с гораздо большей ответственностью.

Уважение к старшим и взаимная отдача

Последние десятилетия полностью убили у нас уважение к старшим. Это все складывается из сотни моментов, но сначала мы, а потом и наши дети, постепенно теряем уважительное отношения к людям старшего возраста. Вы поспорили со старушкой в автобусе? Учительница на уроке в школе сказала глупость? Да мало ли что!? Просто оставьте свои мысли при себе, авторитет старших должен быть незыблемым, а любое ваше неосторожное слово, может оставить в душе ребенка негативный опыт!!! Когда при большом скоплении народа вас толкнули, и вы наступили кому-то на ногу, не нужно оправдываться и отстаивать свою невиновность, тем самым раскручивать конфликт, гораздо проще извиниться. Да, учительница в школе была неправа, но можно найти более оправданную формулировку, чем констатация ее невежества – скажите просто, что ваше объяснение более полное и все. Но если вы не видите в этом проблему, то не удивляйтесь, если через некоторое время поведение ваших детей покажется вам слишком грубым. Ведь все взаимосвязано, если ребенок потерял уважение к старшим, то вскоре он перестанет уважать и вас.

А если говорить про этикет, то есть не одна сотня вещей, которую нужно исправить в поведении наших детей, да и в нашем поведении тоже. Но всё, чему вы учите своего ребенка, он должен осознавать, а не принимать как должное. Рюкзак нужно снимать в общественном транспорте не потому, что так принято, а потому, что так удобнее окружающим. Если мы просим у кого-то прощение, то это не из-за того, что этот человек может рассердится, а потому, что нам действительно жаль, что так произошло. А вот спасибо лучше говорить и без дополнительного повода, может этот человек и не заслужил благодарности, но вы даете ему понять – все, что он делает, очень важно для окружающих, возможно в следующий раз о сделает это лучше. И не забывайте лишний раз благодарить своих детей.

Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом.

1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят.

2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками.

3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта.

5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе.

8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку.

9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться.

10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола.

11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают.

Уроки этикета для дошколят

1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям.

2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет.

3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом.

4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее.

5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости).

7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его.

8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы.

9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку.

10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть.

11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой.

12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали.

13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих.

За «взрослым» столом

1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы.

Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем.

2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности.

 

 

Это интересно: