→ Значение выражения «не хлебом единым жив человек. Не хлебом единым жив человек значение Смысл пословицы не одним хлебом люди живы

Значение выражения «не хлебом единым жив человек. Не хлебом единым жив человек значение Смысл пословицы не одним хлебом люди живы

Свт. Василий Великий

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Свт. Григорий Нисский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

И дары благости увеличит ли кто яствами чрева? «Не о хлебе едином жив будет человек» – вот слово истинного Слова. Не хлебом питается добродетель, не мясами укрепляется и тучнеет сила души; другими яствами питается и приводится в мужество высокая жизнь. Пища благого есть целомудрие, хлеб – мудрость, приправа – справедливость, питие – бесстрастие, удовольствие не какое либо телесное сношение с тем, что приятно, но то, что и по имени и на деле есть веселие (ευφροσήνη). Потому Екклезиаст и наименовал сим словом происходящее в душе расположение к прекрасному, что такое состояние бывает следствием благоразумия (εκ του ευφρονειν). Посему надлежит дознать из сего то же, что слышим и у Апостола: «несть Царствие Божие брашно и питие, но правда» , и бесстрастие, и блаженство (Рим. 14:17) .

Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 5.

Свт. Максим Туринский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Спаситель сокрушает хитрость дьявола удивительным ответом. Он не делает того, что говорит дьявол, чтобы не казалось, что Он проявляет славу Своей силы по воле противника, однако и не отвечает, что это невозможно сотворить, потому что не мог отрицать то, что уже совершал неоднократно. Поэтому Господь не соглашается с тем, что предлагает Ему дьявол, и не отвергает его расспросов, но тем самым сохраняет за Собой решение проявлять Свою силу и изобличает хитрость противника божественным красноречием. Поэтому Он отвечает ему: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим , - то есть не земным хлебом, не материальной пищей, которой ты обольстил первого человека Адама, но словом Божиим , в котором и заключается пища духовной жизни. Слово же Божие - это Христос Господь, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин. 1:1) . Стало быть, всякий, кто питается словом Христовым, не нуждается в земном питании. Ибо не может желать хлеба этого века тот, кто укрепляется хлебом Спасителя. Ведь Господь имеет Свой хлеб, и более того, этот хлеб - Сам Спаситель, как Он научил, говоря: Я есть хлеб, сшедий с небес (Ин. 6:41) . Об этом хлебе говорит также пророк: И хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15) .

Проповеди.

Свт. Лука Крымский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Ответ Божественной мудрости, ответ, который не мог бы дать простой человек. Кто сказал бы, что можно жить без хлеба, жить словом Божиим? А Христос сказал, а позже, по прошествии веков, многие отшельники подтвердили это своим опытом, ибо постились они всю жизнь, постились непредставляемо для нас: не ели шесть дней в неделю и только в день воскресный принимали немного хлеба и воды и жили по сто лет и более, посмеиваясь над законами физиологии тела. Что укрепляло их, что заменяло им пищу? Слово Божие. Слово Божие заменяло пищу и Господу Иисусу во время Его поста в пустыне. Диавол посрамлен, но он не отступил.

Избранные творения. Искушение Господа Иисуса Христа в пустыне.

Прп. Ефрем Сирин

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Господь не сделал этого, чтобы не исполнять желания грешника. Чего диавол просил относительно (стада) свиней, то (Господь) позволил ему (Мф. 8:32, Мк. 5:13, Лк. 8:32) не для того, чтобы исполнить в чем-либо его желание, но чтобы дать знамение, так как никто из (жителей) города Гергесинского не хотел выйти навстречу Ему, пока Он не сотворил там чуда.

Но Господь не хотел, чтобы голод возобладал над Ним, поскольку Его голод облекся постом, как бы панцирем. Таковой голод отбросил стрелу сытости в искусителя, дабы того, кто склоняет к сытости внешней, научить, что есть еще сытость внутренняя, которая (вовне) не обнаруживается. «Не хлебом одним… живет… человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Лк. 4:4; Втор. 8:3) . Итак, подпал искушению тот, кто явился для того, чтобы искушать, и изобличен был посредством того же, чем хотел (Буквально: «пришел») поучать…

Итак, сатана посредством своих же собственных слов обличен был Господом. Ибо если Бог может камни обратить и сделать хлебами, то пусть искуситель узнает, что Бог и без хлеба может насыщать. Если Он может камни обратить в хлеб, то может также и голод обратить в сытость. Ибо для Того, Кто вещество несъедобное обращает в пищу, нетрудно и природу голода обратить в сытость, – не так, чтобы совершить наполнение какой-либо вещью (Т.е. не каким-либо вещественным образом), но так, чтобы самый голод сделать сытостью, подобно тому, как и искуситель требовал, чтобы Он самый камень сделал хлебом.

Толкование на Четвероевангелие.

Прп. Исидор Пелусиот

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Камни не обращены Христом в хлебы, наилучший мой, не потому, что не настало еще время чудес, как провозглашают празднословы, но потому, что прошение было суетно и прилично только просившему. Бог подает все числом, и мерою, и сообразно с потребностью, а здесь и просимое было излишне, и чудотворение вовсе неблаговременно.

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Познайте хотя теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем той планете, на которой мы живем. Но как наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, – именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, – то есть это слово Божие.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор. 8:3) . А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой, приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию (Сир. 2:1) . Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих . Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Он же отвещав рече: писано есть: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих

Видя его лукавство, Иисус не сотворил требуемого знамения. Знамения обыкновенно совершались для пользы созерцающих; но дьявол отсюда не мог получить пользы. И впоследствии, видя все, что сотворил Христос, он нисколько не переменился. Но Христос отвечает на скрытое его помышление и заставляет замолчать Писанием из книги Второзакония (8, 3) , как бы так говоря: к чему ты Мне приказываешь сделать из камней хлебы? Конечно, по причине мучающего Меня голода, чтобы, увидев их, Я соблазнился вкусить. Но не одним только хлебом будет жив человек , а есть и другой род пищи. Всякое слово, исходящее из уст Божиих к алчущему, подобно пище, поддерживает жизнь его, и удовлетворяет его. Таким образом, великодушно Он отразил искушение к чревоугодию. Следует заметить, что Матфей сказал во множественном числе: камни , а Лука в единственном: камень . Часто у евангелистов можно найти такие безвредные различия. Свидетельство почерпнуто из Ветхого Завета: это слова Моисея. И евреи питались манною, которая, хотя не была хлебом, но по слову Божию удовлетворяла всякой нужде евреев и становилась всем, чем только кто-нибудь хотел питаться. Желал ли иудей рыбы, или яйца, или сыра, манна доставляла ему именно такой вкус.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Сказанное было уже сказано Спасителем, и для сведущего становится ясно, что прежде манны, которая есть небесная пища, нужно пострадать и поголодать, изживая в качестве пищи свой жир. Ибо так написано: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор. 8:2, . А то, что манна, как Он говорит, была словом, становится ясным из ответа Моисея на вопрос сынов израилевых, когда они говорили друг другу: что это? (Исх. 16:15) . Что же сказал Моисей? Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Это слово, которое повелел Господь (Исх. 16:15-16) . После этого дьявол переходит к другому [искушению, чтобы потерпеть новое] поражение.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

«Написано» и пр.: Христос отражает это искушение, как и два последующие, словом Божиим. Он указывает на изречение из книги Второзакония (Втор. 8:3) . Моисей говорит в этом месте, что Бог, смиряя народ Израильский, томил его голодом (в пустыне) и питал манною, которая неизвестна была ему, ни отцам его, чтобы показать ему, что не одним хлебом живет, т.е. поддерживает свое существование человек, что есть другие предметы, которые могут поддерживать жизнь человека, например манна и вообще все то, на что укажет слово Божие, исходящее из уст Его. И Спаситель, указывая на сие изречение, указывает тем искусителю, что не нужно творить чуда - превращения камней в хлебы, что можно удовлетворить голод, кроме хлеба, другими предметами, по указанию, или слову, или действию Божию. Это - ближайший, непосредственный смысл Изречения. Но, без сомнения, в сем изречении содержится указание на духовную пищу, которою питается верующий человек, при которой он как бы забывает на время о пище телесной, как бы не чувствует нужды в ней; эта духовная пища есть слово Божие, божественное учение, божественные заповеди и повеления, исполнение которых составляет духовную пищу, более нужную для души, чем пища телесная (ср. Ин. 4:34). «Всякое слово Божие к алчущему подобно пище поддерживает жизнь его» (Евф. Зиг.). «Может Бог и словом питать алчущего» (Злат.). Итак, смысл ответа Христова таков: нужда в хлебе для Меня теперь не такова, чтобы заставить Меня совершить чудо. Жизнь зависит от воли Божией. Бог может поддержать ее не хлебом только, но и всем, на что Он укажет, как на пищу. И притом слово Божие, Его заповеди и повеления, совершать которые должен человек, - такая духовная пища, при которой забывается голод телесный, и человек, питаясь этим словом как пищею, как бы не чувствует нужды в пище телесной.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

(Лк. 4:4) . Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Втор. 8:3) . Объясним сначала, насколько возможно, какой смысл могли иметь эти слова, первые, сказанные Спасителем после крещения. Тело поддерживается пищей. Но человек не состоит только из одного тела. Тело не может питать себя или питаться само по себе, оно, так сказать, передает сведения о своих нуждах и потребностях духу, и только при его помощи получает нужное для своего продолжения и существования. Дух промышляет о теле и его потребностях, оно погибло бы без такого промышления. Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом - это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, Спаситель представляет человека преимущественно как духовное существо. Господь как бы забыл о питании тела, питая свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено.

Ответ Христа диаволу взят из Втор. 8:3 . По переводу LXX это место читается буквально так: … “чтобы возвестить тебе, что не на хлебе одном будет жить человек, но на всяком слове, исходящем через уста Бога, будет жить человек”. Букв. с еврейского: “…что не хлебом одним живет человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, живет человек”. Наш русский текст Второзакония, как видно, отступает и от греческого, и от еврейского, и ближе всего - к латинскому Вульгаты. Трудно сказать, по какому тексту приведена цитата в рассматриваемом стихе у Матфея. Но достоверно, что Матфей отступает здесь и от еврейского текста, и от перевода LXX, что видно уже и из того, что “живет человек”, повторенное и в греческом, и в еврейском тексте, у евангелиста не повторяется. Но смысл подлинный и точный подлинника в Евангелии сохранен, причем вместо еврейского “живет” сказано “будет жить”, как у LХХ. Во Втор. 8:3 писатель его напоминает народу об его странствовании по пустыне и говорит, что там Бог “смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, …дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа”. Каким образом человек живет словом Божьим, это показала жизнь евреев в пустыне. Несмотря на голод, Израиль остался там жив, потому что Господь повелел ему жить, и в нужных случаях, по слову Божию, ниспадала манна. Следовательно и Спасителю не было надобности заботиться о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это будет нужно. Он не умрет, если и не превратит камни в хлебы. У Луки речь эта сокращена.

Толковая Библия.

Прот. Александр (Шмеман)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Первое искушение - искушение хлебом. В чем его смысл? Оно связано с главным вопросом: чем живет человек? Или по-другому: от чего зависит его жизнь, что делает его живым? Ибо жизнь свою человек, несомненно, получает извне, и она всегда зависит от внешнего: от пищи, воздуха, правильного действия всех органов нашего тела и т.д. Лиши человека воздуха, и он через несколько секунд умрет от удушья, лиши его пищи - умрет от голода.

Эту зависимость человека от внешнего мира христианство не только не отрицает, но, напротив, всячески утверждает, ибо и про Самого Христа говорится, что Он взалкал , т.е. почувствовал голод. Равным образом и в библейском рассказе о творении утверждается, что мир создан Богом как пища для человека и, следовательно, как источник и условие его жизни.

В чем же тогда смысл искушения? Да в том, конечно, что зависимость жизни от пищи, т.е. от материи, диавол предлагает Христу признать как единственно возможную, или, иными словами, предлагает Ему признать человека рабом материи, рабом тела, т.е. существом, чья жизнь всецело определена материальным. И вот на это Христос отвечает библейским текстом: .

Христос не говорит, что человеку не надо хлеба. Он говорит, что жизнь человека - не только в хлебе. И ответ этот бьет в самую сердцевину той страшной неправды о человеке, которую нам предлагают сегодня как «научную истину» - неправды, сводящей всю жизнь к «материальному базису», а всю историю человечества, всю духовную реальность - к экономике. Не хлебом одним будет жить человек , - говорит Христос, - но всяким словом, исходящим из уст Божиих . Да, Бог дал пищу, дал хлеб и в нем - жизнь. Но Он также заповедал нам любить, верить, надеяться, искать правду, стремиться к вечному, благодарить, возрастать духовно, жить непреходящим, добрым и прекрасным. И все это не сводимо к хлебу и равно важно для жизни, которая превращается иначе в бессмысленный круговорот пищеварения. Итак, вера и подлинная жизнь начинаются с преодоления искушения хлебом.

Беседы на радио «Свобода». Три искушения.

Троицкие листки

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чем умолчал диавол; Он не стыдится того, что взалкал; но не хочет ни в чем повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже и тогда, когда он будет внушать что-нибудь полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. Он же сказал ему в ответ: написано : (в книге Второзаконие) не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор. 8:3) . И помимо хлеба у Бога есть много способов пропитать человека. Ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было нужно, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит: значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более Бог не попустит Мне умереть с голоду; надо только во всем предать Себя благому Божию попечению. А Бог может и единым словом Своим утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34) . И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей плоти чудесным образом. Искушение от плоти Он победил воздержанием.

Троицкие листки. №801-1050.

Человеческое существо, как и любое другое живое существо постоянно нуждается в пище. Причем, эта пища гораздо более обширна и многопланова, чем мы привыкли себе представлять. Она поступает к нам сразу по нескольким каналам, давая возможность поддерживать необходимый баланс Сил в той конфигурации, которую мы собой представляем как совокупность разноматериальных составляющих.

Всем известно, что помимо тела физического у нас есть нечто, чем мы мыслим (это не мозг), чем ощущаем (это не нервы), чем воодушевляемся или огорчаемся (это не механический сосуд для перекачки крови - сердце). Все эти сложнейшие компоненты не могут существовать без постоянной подпитки и подкормки извне, так же как и физическое наше тело. В самом грубом варианте эти элементы названы просто Духом, Душою, Телом, Астрально-ментальными оболочками. Источниками энергии для поддержания стабильной жизнедеятельности являются: для Души – Солнце, для Астрала – Луна, для Ментала – Марс, для физических компонентов – Земля.

Так уж сложилось, что за последние тысячелетия люди предпочли сосредоточить фокус своего внимания на добывании только одного вида пищи: земной, то есть грубо-материальной, обеспечивающей лишь физико-химические процессы органико-нуклеиновой системы. Это вовсе не означает, что они не получают никакой другой пищи, от Солнца, Луны, других планет продолжается постоянный приток необходимой энергии, оживотворяющей живые существа вне зависимости от того, осознают они это или нет. Однако поток этот неконтролируем человеком, неосознаваем им, значит, стихиен и неэффективен. Скажем, если бы люди могли в полной мере осознавать и использовать Энергию, даваемую Солнцем, они могли бы иметь свойства самого Солнца: светить в темноте, греть до возгорания, оживлять материю и мгновенно переноситься на любое расстояние. Собственно, так уже когда-то и было, когда сосредоточенность живущих была не на земных элементах питания.

Причем, если люди умирают от физического голода, то ничуть не реже они умирают и от других видов голодания, когда по какой-либо причине они не могут получить или усвоить один из видов перечисленных пищевых энергий. Так, если человеку не достаёт Силы, формирующей астрал, то это, как правило, ведёт к полному сбою в сфере чувств, потере контроля над ними, чрезмерной агрессивности и возбудимости или, напротив, вялости. В наиболее запущенном виде такие проблемы заканчиваются самоубийством или полной потерей человеческого облика. Этим обязательно пользуются многие Невидимые простым глазом Существа потустороннего мира, человек превращается в монстра-демона, не имеющего никаких нравственных или социальных норм. Кормят теперь его – Они. Это и есть сделка с Дьяволом, ибо они дают такому человеку свою Силу, взамен используют его человеческое тело с соответствующими возможностями оного. Не трудно догадаться, насколько незавидна посмертная участь такой «личности», которая добровольно отдаёт Божий Дух в себе на столь позорное бесчестие.

Если человек утрачивает ментальную подпитку, то это чревато для него смертью рассудка, сумасшествием. Это тоже великолепный объект для демонических подселений. Это для них как бы хорошо обставленный, но заброшенный дом со всем необходимым для жизни. Уж поживут они в нем на славу, можно не сомневаться. Пока все не разгромят и не выжгут в своих оргиях и шабашах.

Если человек долгое время не имеет пищи для физического тела, то он утрачивает собственно его. То есть в любом из этих случаев существо умирает в одном из своих аспектов Проявления, либо во всех вместе. Умирает гарантированно стабильный, адекватный окружающему миру отлаженный механизм познания себя и Бога. Во всех перечисленных случаях подобной голодовки исход ее практически одинаков: Существо перестает существовать в одном или нескольких Потоках Жизнетечения и жизнетворчества. При этом не нужно думать, что это – полный конец, бытие этого Существа, пока существует Давший ему часть себя - не прекращается ни на миг. До тех пор, пока этот Давший не Изменит, не переделает Сам себя, не исключит лишние, не оправдавшие надежд элементы и не создаст новых на базе выдержавших все испытания. Это – Подсмысл и значение так называемого Страшного Суда, где Всевышний просто переделывает Некую часть Самого себя, в состав которой входит так же и человечество.

К большому сожалению, многие не понимают опасности, которую таит в себе Неуравновешенное питание. Ведь последствиями этого становятся полная дисгармония сознания, мироощущения, жизни. Для существа, слишком обремененного телесными заботами – это непосильный груз. Он чреват полным уничтожением, когда оно произойдет – вопрос времени. Это можно сказать не только о человеке, можно с полным основанием утверждать, что подобное же происходит и с семьями, организациями, государствами, нациями, этносами. Многие и многие бесследно исчезнувшие цивилизации сейчас неизвестны нам лишь по одной причине: они не смогли соблюсти баланс энергетических Сил, отдав явное предпочтение чему-то одному и вытеснив на периферию другое. Экономические кризисы, идейные революции, массовые миграции в большинстве своём – результат не чего иного, как НЕПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ, АКЦЕНТИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ЛИШЬ НА ЧАСТИЧНЫХ ЕГО АСПЕКТАХ.

Те, кто сегодня старается добыть свой «хлеб насущный» по 8-24 часа отдавая служению абстрактной системе, порой даже не видя и не понимая плодов своего труда, обречены. Обречены на вечно голодное, неудовлетворенное состояние и сбивчивую, зигзагообразную жизнь. Ведь они действуют как послушные выдрессированные животные, получающие минимальный паек и «клетку» для того, чтоб ублажать непонятную им публику способами, кто на что способен.

ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ

На самом деле человек имеет НЕЧТО гораздо большее, чем просто право где-то и как-то существовать. Он обладает правом САМ УСТРАИВАТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, не зависимо от окружающих условий, от среды, от мнений и так далее. Ведь накопленный предками опыт – это еще не критерий полноты ИСТИНЫ, которая каждому может открыться лишь индивидуально и каждому дать то, к чему он готов на настоящий свой момент! Нужно знать чего ты хочешь, и тогда твоё притекает к тебе! Это та самая твоя комбинированная Пища, которая необходима именно тебе в твоём повседневном рационе. Сейчас мы имеем только систему кругового рабства, где ни о какой настоящей свободе и ни о какой истинно-божественной радости не может быть и речи, так как мы обозначили сами себе условные границы, выход за которые грозит гражданским изгнанием или физической смертью. Эти границы условно обозначены сводами норм, канонов, законов, представлений, убеждений большинства. Однако, к чему они ведут? Как правило, только к тому, что 2/3 человечества живут в постоянном унижении, а одна треть тех, кто выбился в «унизители» - создают эти нормы от лица 2/3! Но это чисто внешнее разделение! На самом деле и те и другие в абсолютно равном положении людей нарушающих баланс прибытия-убытия Сил. Создана ложная идеология под названием «Сколько вложил, сколько поработал – столько и имеешь!» Это, может, и было бы так, если исключить понятия Бога, ангелов, физических, астральных, ментальных и других Сил (такая попытка человечеством и предпринята).

Теперь представьте вот что. Вы работаете в глубокой загазованной, темной, холодной шахте, выход наверх только один, там стоит лифт, но он не может вывести вас наружу по вашему желанию. Вам нужно отработать положенное время и тогда вас, якобы, выведут наружу. Вам говорят, что вы – господин этой шахты, вы можете здесь делать всё, что хотите, хоть прорыть себе путь наверх, хоть добыть себе лично миллион тонн угля и вам воздадут за столь усердный труд, хоть просто ничего не делать. Один начинает добывать эти тонны, другой рыть путь наверх, третий ничего не делает. Но неприятный факт этого обстоятельства состоит в том, что ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, КАК ВСЕ ОБСТОИТ НА САМОМ ДЕЛЕ, вы лишь смотрите на окружающих и у вас есть выбор начать подражать кому-то из них или просто найти свой Путь. Но вам запрещается думать о том, что находится вне этой шахты, хотя стремится к этому как бы можно. Однако это можно именно потому, что вы сами никогда не выроете выход наверх: над вами миллиарды километров толщи земли! Так вы и существуете отведенное вам время: в поисках и пробах разных прикладных «развлечений» шахтерского бытия. А когда приходит ваше время подниматься наверх, то есть вы его заслужили, отбыв положенное время, вас с почётом провожают в лифт и дают команду: «Наверх!». Лифт уносит вас вверх и оставшиеся могут видеть, как вы их покидаете. Однако тут вас поджидает вторая неприятность этого факта: ВАС ПОДНИМАЮТ ТОЛЬКО НА ТРИ-ЧЕТЫРЕ МЕТРА, а затем выгружают на другом уровне и сдают там в утиль. Вы уже не можете рассказать друзьям то, что узнаёте здесь: экономически и энергетически невыгодно выпускать вас на свободу. Да лифт и не сможет поднять вас на такую высоту, даже при благоприятном раскладе – он был сделан тогда, когда глубина шахты была всего те самые 3-4 метра и опускался в шахту вместе с теми, кто ее углублял!

Но и это еще не самое страшное. Оказывается, вас нельзя убить и уничтожить! Вас можно только временно нейтрализовать, вовлечь в иные процессы, а затем опять вернуть в шахту, стерев всю память о том, где вы были и как снова очутились там… Понимая, что ваш кошмар практически вечен, вы сначала бунтуете, потом смиряетесь, потом привыкаете и потом даже находите в этом какую-то прелесть. Нынешнее человечество сплошь и рядом – эта самая масса нашедших свою прелесть в бесконечном круговом вращении двухуровневой шахты. Поэтому, кто бы и что бы ни делал здесь человек – все его дела тщетны и бессмысленны, если они не направлены на одну единственную цель: ВЫХОД ВОВНЕ ШАХТЫ! Посмотрите вокруг себя: бедняки и миллионеры, веселые и грустные, свободные и сидящие в тюрьме, старые и молодые, женщины и мужчины – абсолютно все находятся в одинаково безнадежном положении людей, живущих просто пока живётся, той жизнью, где сильный устанавливает законы до тех пор, пока не найдётся кто-то сильнее его. Ведь эти законы ограничены и по большому счету – эфемерны. Даже законы придуманной этики или морали. На самом деле все это не так уж важно, не настолько непогрешимо и не каждому нужно в одинаковой мере. Уж не об анархизме ли я говорю? Нет. Я говорю о том, что все законы и гроша ломанного не стоят, если они не направлены на ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОКОВ ЕГО БЕССМЫСЛЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Те же самые законы приобретают неслыханную власть и влияние, будучи оглашены с акцентом Верховной задачи: помогать каждому находить ПУТЬ НАВЕРХ.

ИЛЛЮЗИЯ ЖИЗНИ

На настоящий момент, чтоб человек мог худо-бедно существовать и питать свои астрально-ментальные тела, придуманы такие разновидности «кормушек», как телевидение, кинотеатры, цирки, газеты, театры, радио, компьютеры, интернет, казино, выставки, музеи и так далее. Они полностью заменили естественный способ потребления Высших Духовных Энергий. Пища, предлагаемая перечисленными сферами, больше напоминает суррогат, искусственный продукт, которого едва хватает для минимального функционирования живой системы. К тому же кто-то очень «умный» сумел разделить комплексную пищу на «физическую» и «духовную», в то время как эти компоненты на самом деле состоят в неразрывных связях, как и сами тело и душа у человека! Убрав из физического труда духовный компонент (точнее спрятав его с глаз долой) и из духовной работы ее физический аспект, люди условно разделили то, что неделимо. Теперь представьте человека, у которого левая рука предназначена только для подпирания подбородка во время раздумий, а правая – для застегивания пуговиц. На самом деле они должны быть взаимозаменяемы до автоматизма! Так же обстоит и с духовно-телесными процессами. Отсюда плавно вытекает нынешняя придуманная система Работы-Отдыха, которая не только не отличается совершенством, но даже полностью направлена на разрушение живого организма всеми доступными способами, когда физический и умственный труд превращены из радостной потребности в унылую необходимость. На самом деле, человек не должен уметь различать, что для него работа, а что – отдых, так как это взаимосвязанные процессы Притекающе-утекающих Сил. Лишь его настрой делает из Отдыха – Работу, а из Работы – отдых. Возьмем, к примеру, выражение дачников: «Поеду отдохнуть». На деле это значит: поработать на своей даче до седьмого пота.

Увы, жизнь – это совсем не то, в чём мы пребываем, так как мы по большей мере, не живём, а лишь создаём для жизни предпосылки. Создаём их с утра до вечера и для самой жизни ни времени, ни сил у нас уже нет и не будет, не нужно себя тешить иллюзиями будущего достатка, материальной независимости, стабильной пенсии. Это надежда того, кто думает, что Лифт из шахты всё-таки поднимет его наверх и вот тут-то он и заживёт! Всё, чего достигает человек, получающий бо льшие материальные средства – это большие заботы и проблемы, большие мытарства, хотя и более продвинуто выглядящие, но те же самые по сути, что и у среднестатистического «шахтера». Да и как они могут серьезно отличаться, если вокруг них всё одинаковое и одинаково им доступно: только одному больше, другому меньше. К тому же в случае, если у «богача» потребности его жизни выше чем у «бедняка», и он с ними не справляется или еле справляется, а бедняку на все его нужды хватает, то первый, по сути, несчастнее и беднее! Так что всё отличие может быть лишь на уровне Стремлений и Способов их реализации. Вот тут возможно принципиальное различие, да. Но от этого, здесь, в «шахте», всё равно ничего не поменяется. Посмотрите на сегодняшних пенсионеров сегодняшние бизнесмены. Это и ваше будущее. Не думайте, что оно будет лучше. Не тешьте себя иллюзиями. Когда вы всего достигнете в жизни (по представлениям социума, с которым вы нашли общий язык), система преподнесёт вам очередной сюрприз и повернется к вам спиной. Ведь для нее важно не чтоб она кормила, а чтоб ее кормили, на смену вам придут такие же амбициозные и жаждущие власти и денег, как вы и они ни за что не захотят вас «кормить». А место в Пищевой структуре не безразмерное. Старые элементы должны уступать место Новым. А новые будут заботиться о себе. Отработанные элементы системе не нужны. Как бы ни были сейчас высоки ваши рейтинги и жизненные силы, всё равно концовка вашего существования будет закономерно таковой.

БЕГ ПО КРУГУ

А вот примеры из истории, которая всё стремительней выводит на арену жизни еще более сложные структуры грубой Пищевой цепочки, созданной людьми, не сумевшими сбалансировать Все виды пищи в единое целое и отдавшими предпочтение самым примитивным из них.

Сначала люди кормились охотой. Это было очень сложно, не было никогда уверенности в завтрашнем дне, от человека не так уж много зависело. На смену этому не всегда удачному способу добычи пищи пришло куда более стабильное земледельчество, приносящее пищу вне зависимости от силы человека, от его удачливости и выносливости. Земледельцы стали оседло занимать территории и присваивать их на правах личной собственности, учитывая вложенный в них труд. Прошу заметить: именно вложенный труд позволил им считать что-то окультуренное своим личным. Однако, это вовсе не означало, что эти места действительно были по праву их собственностью. Регулярные нашествия кочевых племен и просто воинственно настроенных соседей то и дело опровергали такие представления, показывая, что земля не может быть чьей-то личной собственностью и переход ее по наследству – придуманная для видимости стабильности условность. Но большинство людей усиленно продолжали стремиться к этой иллюзии: собственности, потому, что считали, что только она даёт им возможность спокойно переходить в завтрашний день и иметь некоторый запас прочности для физического существования. Скоро пришло время новых видов собственности, дающей пищу: приручение животных. Коровы, кони, козы, куры, утки, козы и так далее смогли вполне обеспечить устойчивое безбедное существование как тем, кто возделывал землю, так и тем, кто занимался охотой. Появилась тенденция наращивать жизненный капитал путем вложения в него все большего количества даров природы и животного мира. В погоне за уверенностью в завтрашнем дне, люди стали брать от окружающей жизни гораздо больше, чем им реально было нужно, они создавали некий запас продовольственной базы, дающий им уверенность в себе, в своём будущем. Увы, это стало раскрепощать в самих людях не совсем приятные качества: алчность, сквалыжность, предательство, жажду подчинения, корысть, диктаторство и так далее. Ведь, теперь тот, кто всё имел, мог диктовать свои условия тем, кто пока имел мало или не имел ничего вовсе, но к этому стремился. Вскоре из этой среды выделился особый тип людей и поведения соответственно: ПОЛУЧАТЕЛИ БЛАГ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗА СЧЕТ АВТОРИТЕТНОСТИ, ЗАСЛУГ, ВАЖНОСТИ, БОГАТСТВА, ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ. Это были первые представители правящих кругов. Прошу заметить и тут: на самом деле власть этих людей распространялась только на тех, кто стремился к тому, чего они уже достигли, ведь они были для них как бы первопроходцами, примером для подражания. Следовательно, главнейшей задачей этих людей было ни что иное, как убедить как можно больше количество людей в том, что только их путь и только их цели – есть истинное предназначение человека и способы его существования в мире. Только вера других людей в это давала им Непререкаемое главенство над окружающими. Однако, как они не старались, не все люди были подобны им.

Более того, появилась еще одна особая «каста» - разбойников-воинов, которые, уловив, что пища может быть присвоена не только трудом, но и силой так же внесли свою существенную лепту в формирование пищевых цепочек мира. Логика их была столь же достойна существования, как и логика людей наживающихся за счет подчинения себе менее проворных тружеников. Отличие было только в том, что первые смогли искусно замаскировать свои хищническо-потребительские замашки, а вторые этого делать не пожелали. Первые действовали умом, как орудием добычи прибыли, вторые – руками и оружием, при этом нигде не было сказано, что одно предпочтительнее другого и умом можно делать такие вещи, а руками – нет. Жизнь, которую выбрали люди, пища, на которой они сосредоточились, сами диктовали им такие условия существования, этим Бог как бы заставлял человека приходить к необходимости отказа от такого рода Потребления такого рода пищи. Когда данные процессы приобрели повсеместный характер и стали охватывать большие территории, именно из этих двух составляющих: барыг и разбойников стали формироваться так называемые Дружины во главе с Князем, это объединение позволило обеим формациям создать некий конгломерат, способный создавать продукты потребления и главное, охранять его от чужих. Свой воин считался защитником-освободителем, чужой – захватчиком-поработителем. На деле же, если рассматривать это явление крупномасштабно и без отдавания предпочтений, здесь не было «хороших» и «плохих», плох был сам придуманный способ Получения, Использования и Защиты Своих Ресурсов, ведь все люди одинаковы. С точки зрения одного только собственничества, какая разница кому, где и как владеть угодьями, скотом, и прочее. Необходимую разницу, а, значит, и статус законности могло обеспечить только одно: Духовная ориентация, то, насколько люди сумели понять Бога в себе и Его Замыслы в отношении жизни. Все остальные вариации – как бы не в счет. Именно поэтому люди ухватились за Религии, как за оправдание своей «Личной правоты», своей «избранности», своей «предпочтительности», когда все их материальные манипуляции уже приобретали не просто вид бестолковой возни, но ДЕЙСТВИЯ, ОПРАВДАННЫЕ В ГЛАЗАХ ВЫСШЕЙ СИЛЫ – БОГА!

Итак, оправдание собственничеству было НАЙДЕНО и ДАНО, им смогли развивать цивилизованную жизнь, государственность, культуру и искусство. Но вместо того, чтоб материальные интересы подчинить духовным, то есть тому самому Богу в себе, человечество предпочло сделать наоборот: оправдало Богом свою корысть, чтоб создать условия для развития богатств, национальностей, государственной власти, а затем, когда условия были созданы, выбросило Бога, чтоб дать этой корысти полный и безостановочный выход безо всякого прикрытия! При этом до сих пор удивляется, почему все в его жизни идет шиворот-навыворот! Люди выбрали самый неблагоприятный путь развития своих пищевых предпочтений из всех возможных, когда половина правила была выполнена четко, а вторая – нет. Не трудно догадаться, что результат в этом случае не мог быть полностью положителен. Должен сразу сказать, что если человечество играло с Богом, то Бог с ним – отнюдь. Он ничего не утратил от предательского поведения отдельных представителей человеческой расы, а вот людям их выбор грозит серьезными бедами, из которых реализовалась лишь незначительная часть.

Вскорости, когда Князья смогли распространить эту идеологию на большие массы народа и на большие территории, никто не допускал и мысли, что могло бы быть и по-другому. Бог дал людям испить выбранную ими чашу до дна. Вместе с системой поборов, оброков, налогов появилась дипломатия, которая быстро научилась манипулировать «государственными интересами» и мнением народа, разумеется, в интересах тех, кто встал у руля пищевой цепочки, придуманной заблудшими людьми. Мелкое рабство-крепостничество было заменено более крупным фабрично-заводским рабством, когда люди добровольно отдавали свои жизни и здоровье на алтарь собственным алчности, невежеству, убожеству. Ничем другим объяснить их согласие с этой системой нельзя, ведь каждый втайне мечтал, что завтра Князем или богачам может стать он сам. И всё для этого делал. Где и как мог. Воровал, подсиживал, предавал, топил соседа и клеветал, чтоб вознестись самому. Только этим же объясняются и рабоче-крестьянские революции 19-20 веков, и наполеоно-гитлеровские войны, и сталинско-маодэдзунские диктатуры… Человек получал то, чего был достоин.

Однако, именно потому, что человек не искал изменений по существу, а лишь сам хотел вскарабкаться наверх Пищевой цепочки по головам других, ни одна революция не принесла никакого освобождения, напротив, закабаляла людей еще больше прежнего. Иначе и не могло быть: люди искали Пути для своей алчности, но не пути избавления от нее!!! А алчность тех, кто снизу всегда больше, чем алчность тех, кто уже всё получил, хотя бы потому, что те уже «наелись».

Нужно признать, исходя из изложенного, что человечество не достигло своего Предела в поиске идеальной системы всеобщего пропитания. Оно будет всё быстрее и всё жесточе менять каждый новый способ добычи «места под солнцем», каждую новую «касту правящих кругов», давая возможность проявлять эту Силу все новым и новым приходящим поколениям, потому, что старое никого уже не устроит, его просто не хватит на всех и на всё новые запросы! Как сейчас не хватило бы простой схемы барщины или социалистической собственности. Сегодняшние герои-офисники, разбойники-крутелики – это тоже временное построение. Завтра будет что-то совсем иное, еще более оторванное от простой трудовой жизни, а те, кто сегодня ворочает миллионами, будут стоять в числе просящих подаяние, оттесненные… собственными детьми. И это вовсе не предсказание, это простое описание механизма, который каждый день мы запускаем своим собственным сознанием, своим согласием, своим желанием всё видеть так, как оно есть. Своим нежеланием сосредоточится на других вещах, нежели еда, шмотки, квадратные метры, тачки, гульня. У всего есть свои побочные эффекты. В настоящее время мы находимся на такой стадии развития, когда побочные эффекты превосходят по силе и объему само то, от чего они происходят. Бог создает и допускает такие ситуации только в одном случае: когда собирается кардинально всё менять, беспощадно и бесповоротно. Тогда ему не жалко потерянных ценностей, как не жалко старых вещей тому, кто производит полный ремонт в квартире. И только из хаоса вновь рождается порядок. Совсем иное построение, с иным устройством, иными материальными и духовными ценностями.

ДУМАЙ О ВЫСШЕМ - ОСТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖИТСЯ

Так почему же Бог допускает такое? Ответ, как не странно, прост. Потому, что НЕ ХЛЕБОМ ОДНИМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК! Многие ли знают продолжение этой уже затертой фразы? НО ВСЯКИМ СЛОВОМ БОЖИИМ! Человек должен всегда заботиться, прежде всего, о своем Духовно-душевном питании, хлеб же земной в идеале – вторичен. Ведь если какой-то голод наиболее терпим по своим последствиям, то это именно голод физический. Ибо мы можем очень долгое время не иметь двух одежд, крыши над головой, не иметь куска хлеба, но, не имея возвышенной цели жизни, смысла своего существования, не зная подлинной радости и любви, мы очень быстро перестаём быть людьми и превращаемся либо в безропотное послушное стадо, либо в беспощадных хищников и стервятников, имеющих с людьми лишь общую телесную форму.

То, что мы влачим на протяжении стольких веков и называем жизнью, это не наше проклятие, не глупость наций и не бессердечие Бога. Это наша неспособность понять ЕДИНСТВЕННУЮ ГЛАВНУЮ ЗАПОВЕДЬ ОТЦА НЕБЕСНОГО: «Служа Мне и любя Меня (то есть, ища пропитание, прежде всего, для своих Высших потребностей), будете от Меня получать и то, в чем вы нуждаетесь в земном существовании, хлеб насущный. Стремясь же лишь к хлебу, но, забыв обо Мне (а Я – Ваша внутренняя жизнь, прежде всего), - будет сами добывать свой хлеб в изнеможении и поте лица своего, претерпевая великое множество невзгод, влача существование без настоящей радости! Как вы, так и дети ваши, и дети детей ваших, и чем дальше – тем хуже!

Так может, пора остановить эту бесконечную гонку материального благосостояния, пожирающую все духовные силы человека? Может, пришло время разорвать этот порочный беличий круг?.. Или жить дальше как прежде, обманывая себя и не желая блага ни себе, ни потомкам своим? Пришло время выбора. Потому и Посланник Бога сейчас здесь. Чтоб помочь человеку найти баланс его Сил. Занять свое место и этим Прославить Своего Создателя во всей его Славе.

Другие материалы:

Однажды ночью я проснулась от странных звуков, несшихся с улицы. Подошла к окну — внизу стоит открытый грузовик, доверху нагруженный трупами: к весне боялись эпидемий, ездили собирать мертвецов по квартирам. Для этого был организован специальный отряд из женщин — им выдавали дополнительный паек за тяжелую работу. Работали они ночью. Выволокут промороженного мертвеца из квартиры на улицу, возьмут за руки за ноги, раскачают — раз, два, три! — и бросают в грузовик. Звенит, как обледеневшее бревно. От этих-то звуков я и проснулась. Смотрю, вынесли женщину, бросили наверх — а у нее длинные-длинные волосы, упали вдруг, рассыпались живой волной! Боже, красота-то какая! Вот и я, наверно, совсем бы не проснулась однажды, и меня в грузовик — раз, два, три!.. И зазвенела бы…

Но пришла весна 1942 года, и стали ходить по квартирам искать уже тех, кто остался в живых. Такая комиссия из трех женщин пришла и ко мне.

— Эй, кто живой?

Слышу — из коридора кричат, а я дремлю, и отвечать неохота.

— Смотри, девчонка здесь! Ты живая?

Открыла глаза — три женщины возле дивана моего.

— Живая…

— А ты с кем здесь?

— Одна?! Что же ты здесь делаешь?

Если б они тогда не пришли — был бы мне конец.

На другой день они вернулись и отвели меня в штаб МПВО (местной противовоздушной обороны). Зачислили меня в отряд, состоявший из 400 женщин, жили они на казарменном положении. Командиры — мужчины-старики, не годные к отправке на фронт. Получали все военный паек. Носили форму — серо-голубые комбинезоны, за что моряки в шутку прозвали их «голубой дивизией». Вот в эту- то «дивизию» я пришла и ожила среди людей.

Обязанности наши заключались в круглосуточных дежурствах на вышках: мы должны были сообщать в штаб, в каком районе видны вспышки и пламя пожаров; если была бомбежка или артиллерийский обстрел, то где были взрывы, в какую часть города попадания. Сразу после сигнала воздушной тревоги мы должны были быть готовы выехать по первому же требованию для помощи гражданскому населе- нию: откапывать заваленных в разбитых взрывами домах, оказывать первую медицинскую помощь и т. д. Кроме того, днем надо было работать на расчистке города. Мы ломали, разбирали деревянные дома на топливо и раздавали дрова населению (в Ленинграде было то же самое — там совсем не осталось деревянных домов).

Техники, конечно, никакой не было. Руки, лом да лопата. После страшных морозов везде полопались канализационные трубы, и, как только земля оттаяла, надо было чинить канализацию. Это делали мы, женщины, — «голубая дивизия». Очень просто делали. Допустим, улица длиной 1000 м. Сначала нужно поднять ломом булыжную мостовую и руками оттащить булыжник в сторону. Выкопать лопатой и выбрасывать землю из траншеи глубиной метра два. Там проходит деревянный настил, под которым скрыта труба. Отодрать ломом доски и… чинить там, где лопнуло. Рецепт прост и ясен, как в поваренной книге. Вот так я и узнала, как устроена канализация. Стоишь, конечно, в грязи по колено, но это неважно — ведь мне дают есть.

Хлеб — 300 г — весь отдают утром, плюс еще кусочек сахару и 20 г жиру. В обед — суп и каша, на ужин — каша. Все это крошечными порциями, но это же царская еда, и каждый день! Это уже жизнь.

Рядом с нашим домом расквартирована морская воинская часть, и у них — свой джаз-оркестр. Как только я немножко ожила, пошла, конечно, к ним петь.

После целого дня тяжелого неженского труда (особенно для меня, подростка), бывало, еле доберешься до дому. Да молодость — великая сила: через пару часов я уже бегу на репетицию в джаз-оркестр, к соседям-морякам. Вечерами давали концерты на кораблях, в фортах вокруг Кронштадта, в землянках. Тут уж моряки накормят, последним поделятся. А днем работала, как и все, таскала на собственном горбу бревна, ворочала булыжник. Только надевала три пары брезентовых рукавиц. Мне было неважно, что живот могу надорвать, — я берегла руки: знала, что обязательно буду артисткой.

В большой комнате, где я живу, — двадцать кроватей. В центре — огромная железная печь, где после работы мы сушим одежду, и большой стол. Около каждой кровати — маленькая тумбочка, а все имущество — в сундучке под кроватью. Женщины — разного возраста, разного жизненного опыта, разных профессий. Я — самая младшая, хотя за последние несколько месяцев я сильно выросла, пополнела и выгляжу гораздо старше своих лет.

Город полон военных, и возле нашего здания всегда толпятся моряки — ждут. У нас был отнюдь не «институт благородных девиц» — о «голубой дивизии» шла дурная слава. В те страшные годы, когда на плечи женщин легла такая непомерная тяжесть, много было изуродованных жизней. Женщины пили наравне с мужчинами, курили махорку. И я через это прошла — пила спирт и курила. Ведь после концерта какое угощение? — тарелка супа, кусок хлеба да стакан водки. И спасибо им — они последнее отдавали.

Потеря мужей и женихов приводила к моральному падению многих. И все же много было чистоты, много было настоящего. Годами глядя в глаза смерти, люди искали не минутных наслаждений, а сильной любви, духовной близости, но и это часто оборачивалось трагедией. В своей ППЖ — «походно-полевой жене» — мужчина часто находил такую силу и духовные ценности, которые навсегда уводили его от прежней семьи, от детей. Сколько таких трагедий прошло перед моими глазами! Но именно среди этих людей я узнала настоящую цену человеческим отношениям. Я узнала жизнь в ее беспощадной правде, которой при иных условиях я, конечно, никогда не узнала бы.

На концерте в Большом зале консерватории.

Предоставленная сама себе в этом круговороте человеческих страстей, видя рядом разврат и возвышенную любовь, дружбу и предательство, я поняла, что мне остается либо опуститься на самое дно, либо выйти из этого месива недосягаемой и сильной. И я чувствовала, я знала, что помочь мне может только искусство. Поэтому стремилась петь, выходить на сцену — хоть на несколько минут уйти из реальной жизни, чувствовать в себе силу вести за собою людей в мой особый, в мой прекрасный мир. А потом пришла любовь.

В тот год открылись офицерские клубы, ввели новую форму — погоны, кортики; это придало морякам особый шарм — не только внешний, но и внутренний: они стали офицерами. Красивая морская форма так идет русским мужчинам!

Зимой особенно много моряков в городе — залив замерз, корабли стоят в гавани,- и вечера они проводят в офицерском клубе. Была у меня всего лишь пара платьишек, да ведь бедному одеться — подпоясаться, главное-то украшение — глаза блестят. В клубе я и познакомилась с молодым лейтенантом с подводной лодки «Щ № …» — «Щука», как моряки называли.

Подводники отличаются среди моряков особыми человеческими качествами. Ведь в случае гибели лодки живых не остается, погибают все, — поэтому, вероятно, в них так развито чувство долга, так крепка дружба,такие тесные отношения между собой.

Петр Долголенко — веселый, красивый лейтенант, — никогда больше я не слышала такого заразительного смеха, как у него. Он был большой и добрый — с таким ничего не страшно!

Когда он меня в первый раз поцеловал — это было на улице, — я в полном смысле слова от счастья потеряла сознание на несколько секунд. Очнулась — сижу на скамейке, надо мной его лицо, а вокруг него в небе звезды вертятся!

Мечтали мы после войны пожениться, а пока по вечерам бегали на танцы: единственное место, где можно встречаться. Да как удирать, когда все женщины в МПВО на казарменном положении, в город можно попасть только по увольнительной. За самовольную отлучку — на губу, т. е. на гауптвахту, в подвал на несколько суток, или в наряд — гальюны чистить. Да все равно убегали — в окно.

Однажды возвращаюсь с танцульки, думаю — поздно уже, прошмыгну потихоньку мимо дежурной. А меня — хвать! Взводный ждет, не спится ему, черту.

— На губу за самоволку!

Я уж не раз там бывала. Ладно, переоделась в форму и вниз, в подвал. Там воды чуть ли не по колено и льдинки плавают, а у меня резиновые сапоги совсем дырявые, ноги сразу промокли.

— У меня сапоги дырявые, а здесь вода.

— Ничего, на нарах отсидишься, не барыня.

— Ах, так?!

Снимаю сапоги — да ему в рожу:

— Босиком буду стоять, все равно ноги мокрые!

— Ты что, дура, — подохнешь!

— Вот и хорошо — тебе отвечать придется. Ушел он, а я больше часа в ледяной воде простояла, не влезла на нары. Слышу — идет, новые сапоги принес:

— Держи, артистка!

Обычно за самоволку давали 3-5 суток губы, а мне, за то, что сапоги ему шваркнула, отвалили 10 суток на хлебе и воде. А я после ледяной ванны не то что не заболела — не чихнула даже: со злости, должно быть. Да еще с Петром на морозе нацеловалась — мне и тепло.

Сижу два дня, а тут подошло 23 февраля — День Красной Армии. Наверху праздничный концерт идет, а какой концерт без меня — я во всем Кронштадте главный соловей. Джаз-оркестр меня ждет, в зале начальства полно, а гвоздь программы — в подвале с водой, как княжна Тараканова. Слышу — идут за мной.

— Выходи, артистка, ждут тебя на концерте.

— А я не пойду.

— Как так не пойдешь? Приказано привести.

— Попробуй приведи, если я идти не хочу. Как ни уговаривал — и по- хорошему, и с угрозами, — не пошла. Сижу на нарах, ноги под себя поджала, кругом — вода. Идет наш самый главный над бабами, начальник МПВО — довольно молодой, представительный такой мужчина. И бодро так, весело:

— Ну, Иванова, выходи!

Так, думаю, ЧП, значит: гостей полно, а десерта нету, иначе сам бы не пришел.

— А чего выходить, мне и здесь хорошо.

— Ну, ладно, брось, ждут там, поди спой!

— Не пойду.

Выламываюсь — знаю ведь, что позарез нужна.

— Ну, брось ломаться! Не пойдешь — ведь мы и силой, под винтовкой выведем.

А сам смотрит, как кот на сало, улыбается — видно, нравлюсь, — этакий светский разговор и обстановочка пикантная.

Я ему в тон: — Вывести, конечно, под винтовкой на сцену вы меня можете, а только петь не заставите. Он же, как тетерев, хвост распушил: — Уж и не заставим?

— Уж и не заставите.

А сама думаю: полундра, спасайся, кто может!

— Ладно, короче, сколько суток дали?

— Десять.

— Сколько отсидела?

— С губы снимаю. Давай наверх!

Ну, тут я уж дунула без оглядки.

Прорыв блокады 19 января 1943 года я запомнила на всю жизнь. Сижу вечером одна в комнате — все в кино ушли, тут же в доме. Музыку по радио передают. Я у печки задремала, и вдруг музыка оборвалась, и я слышу сквозь дрему голос диктора Левитана: «…Правительственное сообщение… наши доблестные войска… блокада Ленинграда прорвана!» Боже ты мой, и я одна это слышу! Я вскочила — что делать, куда бежать? Надо сказать, кричать, кричать: «Товарищи, жизнь! Блокада прорвана!» А вдруг показалось? Вдруг приснилось? Бегу в кинозал, приоткрываю дверь — с краю сидит взводный. Я ему шепотом:

— Взводный, скорей сюда, скорее! Вышел в коридор.

— Ну, что случилось?

А у меня сердце в самом горле стучит. Кричу ему:

— Блокада прорвана!

— С ума ты сошла! Закрой дверь и давай без паники

— Да иди же сюда, послушай радио!

Побежали в нашу комнату, а там, конечно, Левитан по радио все снова повторяет. Мы — обратно в зал, дверь нараспашку, включаем свет:

— Товарищи, блокада прорвана!

Что тут началось! Это было почти безумие. Хотя впереди еще много горя, но мы уже не отрезаны от своих, есть уже маленькая дверца, щель, через которую к нам могут прорваться люди с помощью!

Конечно, не на другой же день улучшилось положение, но вот уже прибавляют к пайку еще 100 г хлеба, на кораблях угощают американскими консервами — люди пробиваются к нам!

Весной Петр ушел на своей «Щуке» на задание. У нас летом работа уже другая: на огородах. Пашем на себе, как лошади, сажаем картошку, овощи. Работать тяжело, спина болит — не разогнешься, но солнышко греет, тепло…

Работаю однажды на прополке, пою, как птица, а тут одна баба наша вдруг выпрямляется во весь рост и кричит:

— Галька, а «Щучка», на которой Петька-то твой служил, — погибла!

И зубы у нее оскалены — то ли в злобе, то ли в смехе. Как стояла я в грядке на коленях, так лицом в землю и ткнулась…

Опять одна…

Так тошно и беспросветно стало мне после его гибели!.. Через звериный оскал той бабы вдруг увидела я все вокруг — другими глазами. Кто эти люди? Почему я здесь? Нет, оставаться здесь уже невозможно. Но куда денешься? Может, в Ленинград, учиться?

Прошу меня демобилизовать — не пускают: жди, пока война кончится, сейчас работать надо. Пошла к начальнику МПВО, который меня с гауптвахты освободил:

— Отпустите меня в Ленинград, учиться хочу.

— Что так торопишься, жить боишься опоздать? Ты девчонка еще совсем, успеешь, сейчас работать надо.

— А кончится война, я так и буду у вас в грядках сидеть. Не могу я здесь больше быть, учиться хочу. Отпустите.

Видно, хороший был человек, пожалел девчонку — отпустил.

Пробыла я в «голубой дивизии» полтора года, это помогло мне выжить физически, но уже подступала ко мне духовная смерть, и надо было спасать свою душу.

И вот — Ленинград 1943 года. Город понемногу пробуждается к жизни. На рабочую карточку дают уже 400 г хлеба. Значит, первым делом устроиться на работу, где дают рабочую карточку. Но куда? Специальности у меня никакой.

Но тут мне повезло. Взяли меня в Выборгский дом культуры помощником осветителя сцены. В те времена на авансцене театров находилась осветительская будка, в ней — реостат с рычагами, дающими свет. Там, под сценой, я и сидела — давала свет в зал и на сцену. Нужно было только знать, как включать и выключать верхние софиты, прожектора справа и слева — в общем, работа не трудная, только вечерами, и — рабочая карточка. Днем я свободна и могу учиться, а вечером сижу в своей будке, смотрю драматические спектакли, концерты. Чаще всего выступали у нас тогда артисты Большого драматического театра им. Горького, что находится на Фонтанке. Были в нем тогда великолепные актеры — я впервые увидела искусство такого класса. И очень увлеклась драмой. Память у меня была всегда блестящая — с двух-трех раз я запоминала тексты пьес целиком, — и, если артисты забывали, я им подсказывала.

Оперные театры и консерватория были в эвакуации, но в городе осталась группа певцов, и те, кто сумел пережить страшные дни блокады, организовали оперную труппу. Люди, только что буквально восставшие из мертвых, снова потянулись к искусству.

И вот я впервые сижу в зале Михайловского театра и слушаю «Пиковую даму» Чайковского. Хотя к тому времени я уже знала арии и дуэты из этой и других опер, но слышала я их либо в кинофильмах, либо по радио, либо на пластинках, а «живой» оперный театр — это впервые в моей жизни. Спектакль был исторический: еще не снята блокада, а в зрительный зал пришли ленинградцы — не опомнившиеся вполне от страшного голода и холода, сидят они в зале в шубах и шапках, Но вот, пришли услышать гениальное творение Чайковского. И артисты- исполнители были героями, как и зрители. Я запомнила на всю жизнь их имена: Германа пел Сорочинский, Лизу — Кузнецова, Графиню — Преображенская, Полину — Мержанова, Прилепу — Скопа-Родионова…

Весь спектакль отпечатался в моей памяти, как на кинопленке. И сейчас вижу перед собой изможденного Германа, Лизу с обнаженными, синими и тощими, как у скелета, плечами, на которых лежит толстый слой белой пудры; великую Софью Преображенскую-графиню (такого драматического меццо-сопрано я уже за всю свою жизнь не услышу) — она тогда была в самом расцвете своего таланта.

Когда они пели, изо рта у них валил пар. То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов — оркестрантов, певцов, публику — объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды. Во- истину — не хлебом единым жив человек.

Не хлебом единым жив человек
Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. живет человек».
В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3-4), «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: па-писано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.

  • - одним <единым> духом Разг. Неизм. 1. Сразу, в один прием. Обычно с глаг. сов. вида: выпить, выкрикнуть, сказать… как? одним духом. Вожатый взял стакан, перекрестился и выпил одним духом...

    Учебный фразеологический словарь

  • - МАХ, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Разг. Экспрес. 1. Сразу, в один приём. - Я, профессор, доктор Званцев, - одним духом выпалил молодой человек...
  • - Экспрес. Дружно, сплочённо и активно...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Поговорка о том, что человеку следует не только интересоваться материальными благами, но и жить духовной жизнью. Он занятой человек, ему, как говорится, не до звёзд. Но… не хлебом единым жив человек...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Хлебом сыты, хлебом и пьяны...
  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. 1. Сразу, в один приём. 2. Очень быстро, молниеносно. ФСРЯ, 149; БТС, 295...
  • - Книжн. То же, что одним махом. БТС, 295...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Книжн. Дружно, сплочённо. ФСРЯ, 503; БТС, 1435...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Разг. Очень быстро, мигом. Ф 1, 175; БТС, 289; Глухов 1988, 116...

    Большой словарь русских поговорок

  • - живым манером, живой рукой, за короткий срок, одним пыхом, за короткое время, не теряя времени, в короткий срок, без лишних слов, моменталом, глазом моргнуть не успеешь, оглянуться не успеешь, не тратя времени даром,...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 18 в один прием в один присест вмиг враз единым духом за один прием за один присест залпом зараз моментально одним духом одним махом одним...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Не хлебом единым жив человек" в книгах

Я жив не единым хлебом

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я жив не единым хлебом Я жив не единым хлебом, А утром, на холодке, Кусочек сухого неба Размачиваю в

«Не хлебом единым». 2005

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

«Не хлебом единым». 2005 По роману Владимира Дудинцева. Роман вышел в свет в 1956 году, сразу после XX съезда партии, после знаменитого закрытого доклада Хрущева, где впервые было сказано о культе личности. Роман был напечатан в книжке «Нового мира».Читала вся страна. В

Не хлебом единым и не картошкой…

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Не хлебом единым и не картошкой… Международные дела, оборона страны отнимали у отца много времени, но не они, а сельское хозяйство и строительство жилья по-прежнему оставались в центре внимания. Пища и крыша над головой - что может быть важнее этого. Разобравшись с

Не хлебом единым…

Из книги Анна Иоанновна автора

Не хлебом единым… Посланный вперед Анны и депутации верховников генерал Михаил Леонтьев 1 февраля вернулся в Москву, везя с собой драгоценный документ - подписанные Анной кондиции и ее письмо к подданным. На следующий день - 2 февраля - было назначено расширенное

Не хлебом единым…

Из книги Куда ж нам плыть? Россия после Петра Великого автора Анисимов Евгений Викторович

Не хлебом единым… Посланный вперед Анны и депутации верховников генерал Михаил Леонтьев 1 февраля вернулся в Москву, везя с собой драгоценный документ – подписанные Анной кондиции и ее письмо к подданным. На следующий день, 2 февраля, было назначено расширенное

Хлебом единым

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Хлебом единым Будемте ужин готовить. Пока же коней пышногривых Из колесниц поскорей выпрягайте, задайте им корму, Быстро из города жирных овец и быков пригоните, Хлеба доставьте сюда и вина, веселящего сердце, Из дому; дров для костров натаскайте побольше из

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…

Из книги Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта автора Корнилов Владимир Владимирович

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ… Примерно треть декларации о деятельности правительства ДКР, принятой сразу после его сформирования, была посвящена образованию. Документ гласил: «Совет Народных Комиссаров, возлагая главную работу по народному просвещению на рабочие культурно -

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ «Правда» и «Известия» «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Большевики прекрасно понимали важность информации, необходимость донесения своих идей до широких масс. А донести эти

Не хлебом единым

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Не хлебом единым Роман (1956)Рабочий поселок в Сибири. Первый послевоенный год. Учительница Надежда Сергеевна Дроздова, Надя, высокая, молодая, красивая женщина с постоянной грустью в серых глазах, слышит от мужа о некоем полусумасшедшем Лопаткине. Этот чудак, видите ли,

Не хлебом единым жив человек

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Не хлебом единым жив человек Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и

Не хлебом единым…

Из книги Уфимская литературная критика. Выпуск 4 автора Байков Эдуард Артурович

Не хлебом единым… Пишет rustemmРеплика(Далее следует текст постскриптума автора-составителя к статье А. Стрельца «мертвЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ, ЖИВЫЕ – ДА!» – авт. – сост.)husainovЧестно сказать, не понял Чем вызвано появление моего имени в сей реплике. Разъясните, пожалуйста, г-н

212. Не хлебом единым

Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Тихонова Инна

212. Не хлебом единым Если вы решили похудеть, то о хлебе стоит забыть всерьез и надолго. И не важно, белый он или черный, с дрожжами или без, с отрубями или из цельного зерна. Чем же хлеб не угодил худеющим? Высокая калорийность. В 100 г белого пшеничного хлеба – 240 ккал,

Не хлебом единым…

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Не хлебом единым… Фактически вся эта книга посвящена тому как сэкономить во время путешествий. Однако наряду с проездом и ночлегом есть еще одна важная статья расходов, которую желательно, выражаясь современным языком, «оптимизировать». Речь идет, конечно же, о питании.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ …Не одним хлебом живет человек…(Втор. 8. 3)…Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Мф. 4. 4)О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и

Не хлебом единым

Из книги Теперь я ем все, что хочу! Система питания Давида Яна автора Ян Давид

Не хлебом единым Хлеб и мучные изделия – очень вкусные продукты… (вздыхает). А в чем же их недостаток?Белоснежные батоны, багеты, чиабатты, булки, лепешки, караваи, круассаны, ватрушки, пончики, печенья, пышки, слойки, плетенки, пирожки, пампушки, кексы, торты, пирожные,

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души». По моему мнению, это верно в совершенно буквальном смысле. Состояние нашей духовной жизни напрямую связано с функционированием нашего тела, в том числе с обменом веществ, пищеварением, дыханием и всеми остальными видами физиологической деятельности. Но мы нередко пренебрегаем своими духовными потребностями или недооцениваем их. Конечно, имеются некоторые признаки того, что на смену подобному поведению постепенно приходит иное - у людей вновь возникает осознание духовных ценностей. .

И тем не менее материалистическая ориентация, под влиянием которой мы находились столь длительное время, повлекла весьма серьезные последствия, тесно связанные с распространенностью в современном обществе склонности к вредным привычкам. Коль скоро мы не в полной мере осознаем необходимость духовных достижений, нет ничего удивительного в том, что многие люди неверно понимают истинные потребности человеческого духа. Они открывают для себя великое множество гиперстимулирующих видов деятельности и такое же количество способов снятия напряжения, заменяя ими состояние «действительно высшего класса» -именно то глубокое переживание, которое Роберт Джонсон называет экстазом.
Это-то и прискорбно, ведь экстаз нам необходим. Мы нуждаемся в нем так же остро, как в пище, воде и воздухе. Но в современном западном обществе эта основополагающая человеческая потребность не осознается в полной мере. За последние тридцать лет мы существенно продвинулись в понимании того, насколько ухудшилось наше физическое окружение, и в преодолении такого рода тенденций. А вот столь же решительно осознать свои духовные потребности нам пока не удалось. В проблеме вредных привычек я вижу прямое следствие этой фундаментальной оплошности.
В каждой культуре, во все эпохи человеческой истории люди испытывали потребность в экстатическом переживании - в наслаждении того или иного рода, выходящем за рамки повседневной реальности. Различные культуры пытались удовлетворить эту потребность множеством всевозможных способов, и некоторые из этих способов оказывались куда более духовно ориентированными, чем все прочие.
В XIX веке русский писатель Федор Достоевский утверждал, что человек может чувствовать себя удовлетворенным, только получая от общества три вида переживаний - чудеса, таинства и духовное руководство, и что переживания эти куда более важны для него, чем удовлетворение материальных потребностей. Человек, испытывающий то или иное пагубное пристрастие, по всей видимости, верит, что с его помощью он сможет обрести чудеса и таинства, а отсутствие духовного руководства делает такой взгляд еще более соблазнительным. Вместо того чтобы считать пристрастившихся просто-напросто слабыми людьми, а то и преступниками, я предпочитаю видеть в них тех, кто губительным для них самих, но все же вполне понятным образом откликается на духовный вакуум, скрывающийся за нашим материальным изобилием.
Мы все ощущаем последствия этого духовного вакуума, В зависимости от того, кто мы есть, и от тех обстоятельств, в которых оказываемся, мы откликаемся на него одним из множества способов. Однако в нашем обществе человеческий отклик на духовные в своей сущности устремления сплошь и рядом принимает материальные формы.

Чопра Дипак

Некрасов Анатолий – Построение пространства Любви

 

 

Это интересно: