→ «Алые паруса»: спорная история, сказка и реальность. Фрегат Штандарт – алые паруса, как попасть на легендарный парусник и интервью со старпомом капитана Алые паруса откуда плывет корабль и куда

«Алые паруса»: спорная история, сказка и реальность. Фрегат Штандарт – алые паруса, как попасть на легендарный парусник и интервью со старпомом капитана Алые паруса откуда плывет корабль и куда

Праздник «Алые паруса» символизирует надежду, которая возлагается на перспективную и талантливую молодежь, в том числе выпускников, от которых зависит будущее не только петербуржцев, но и всей страны. В этом году девиз праздника – «Вместе с Россией». В этом слогане заложен глубокий смысл – именно выпускникам предстоит строить будущее нашей Родины.

Ведущими будут Иван Ургант и Дарья Александрова. На празднике выступят:

  • Маркус Рива
  • 2МАШИ
  • #Lera
  • Владимир Пресняков
  • BURITO
  • Юля Паршута
  • Марсель
  • Сергей Лазарев
  • Полина Гагарина

В этом году будет представлена совершенно новая программа пиротехнического шоу. Гости Санкт-Петербурга увидят поистине фееричное зрелище, самое красивое в их жизни. На Троицком мосту будут сконструированы девять башен, четыре из которых – по 33 метра. Кроме того, на понтонах в акватории Невы установят 13 пиротехнических сооружений. Парусник под алыми парусами, музыка и красочные переливы всех цветов радуги создадут зрелище потрясающе красоты.

Гостей праздника ждет премьера – в этом году шоу «Алые паруса 2019» будет представлено новым парусником, созданным в России и специально для этого праздника. Он прибыл из Кронштадта и находится на набережной лейтенанта Шмидта, имя его – «Россия».

Основой будущего парусного судна стал корпус бывшего рыболовецкого сейнера. Чтобы бриг соответствовал парусникам XIX века, специалисты почти полностью перебрали корпус. При создании судна учитывались старинные методы кораблестроения, а также использовались и современные технологии. Длина парусника – 50 метров, ширина - 7,6 метров, осадка - 3,5 метра. Мощность главного двигателя - 610 л.с. Размер алых парусов – 900 кв. метров. В открытом море бриг может перемещаться со скоростью 16 узлов в час (около 30 км в час), что является максимальным показателем для такого класса судов.

Предполагается, что праздник Алые паруса соберет более 33 000 выпускников петербургских школ и более 1,5 миллионов горожан и гостей Санкт-Петербурга.

Впервые праздник Алые паруса в Санкт-Петербурге отмечали в 1968 году и праздновали его в течение 10 лет до 1979 года. Вновь этот знаменательный день стали отмечать в 2005 году. Проводится он в выходные, ближайшие к самому длинному дню июньской белой ночи.

Программа праздника «Алые паруса» в 2019 году

Название

Место проведения

Сбор выпускников и гостей

Концертная программа с участием звёзд шоу бизнеса

1:10 -
04:00

Продолжение концертной программы с участием молодежных коллективов

Мероприятия в праздник «Алые паруса» Санкт-Петербурга

Сейчас «Алые паруса» – это шоу международного масштаба, собирающее год от года все больше зрителей.

Выпускники петербургских школ получают 2 пригласительных билета – на себя и на своего друга. Празднование проходит обычно на 2-х площадках – на Стрелке Васильевского острова и на Дворцовой площади , где установлены большие экраны и между площадками организован телемост. Вход на Дворцовую площадь осуществляется по пригласительным билетам. На Стрелке Васильевского острова обычно присутствуют все желающие. В ночь проведения мероприятия движение по Неве останавливается.

С напутственным словом к выпускникам обращается губернатор Санкт-Петербурга. Девиз праздника - «Россия – страна возможностей». Его символ - увертюра Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта».

Затем на Дворцовой площади проводится концерт, в программе которого принимают участие известные артисты, а одним из ведущих несколько лет подряд является Иван Ургант. Много гостей также смотрит концерт на Стрелке Васильевского острова.

Кульминацией является зрелищное светотехническое шоу в сопровождении красочного фейерверка и живых звуков симфонического оркестра в акватории Невы между Троицким , Дворцовым и Биржевым мостом . Под музыку Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» со стороны Троицкого моста появляется корабль с алыми парусами.

После красочного шоу продолжаются концерты, в которых принимают участие молодежные коллективы.

К сожалению, к утру места проведения торжеств бывают усыпаны мусором, а газоны вытоптаны. По улицам гуляют сильно пьяные молодые люди. Иногда возникают и драки. В связи с этим обсуждаются предложения об ограничении продажи спиртного крепче 15 градусов накануне и в день праздника. Но замечательно, что так бурно отмечает праздник только небольшая часть молодежи.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге вселяет выпускникам веру в светлое будущее. Организаторы стараются сделать мероприятие интересным не только молодым, но и людям старшего поколения.

Как появился праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге

Тогда, в 1968 году директору Городского Дворца пионеров руководством города было дано задание организовать общегородской праздник выпускников. Поскольку ребята всегда после получения аттестатов гуляли по набережным Невы, то местом его проведения была выбрана набережная от Медного всадника до Летнего сада .

Первая часть мероприятия включала в себя концерты и конкурсы на набережных Санкт-Петербурга. Через каждые 100 метров были организованы площадки, на которых проходило выступление артистов и проводились конкурсы. За победу в конкурсе школьники награждались поездкой по ночному городу или прогулкой на речном трамвайчике по Неве. В то время выиграть такой приз хотели все выпускники и поэтому они с удовольствием участвовали в забавных конкурсах.

Например, на площадке стояли весы и ростомер, а ребятам предлагалось угадать дотянет ли вес всех выпускников класса до тонны, а рост – до 1 км. А на одной площадке стояла 3-х литровая банка с орехами и надо было угадать, сколько в ней орехов.

Ребята принимали участие в конкурсе танцев и в исполнении песен под баян или аккордеон. Песню надо было спеть до конца. Начинали обычно дружно, а выигрывал тот класс, кто знал слова песни полностью.

Все понимали, что название торжества должно быть связано с водой и по началу, кроме названия, связанного с водой – Аврора , ничего не могли придумать. Идея назвать праздник «Алые паруса» была принята с восторгом.

Непосредственно торжественные мероприятия начинались в 23 часа. От Петропавловской крепости отходил катер, на котором стояли парень и девушка с горящим факелом в руках. Катер двигался к Стрелке Васильевского острова. Факел передавался курсантам, стоявшим у Ростральных колонн, которые зажигали факелы на колоннах и извещали об открытии праздника.

Затем из-за Кировского моста на глади Невы появлялся парусник с алыми парусами, на котором стояла Ассоль. Зрелище было необычайно красивым и недолгим. К сожалению, видеть его могли только те, кто стоял в первых рядах на набережной. В тот год праздник, в котором приняли участие 25 тысяч человек, продолжался до 2 часов утра и запомнился всем участникам как светлое и доброе событие.

В ночь с пятницы на субботу пройдет главное петербургское летнее шоу - "Алые паруса - 2017".
Алые паруса - наш главный "фирменный" городской петербургский праздник, этакий летний Новый год. В последние годы праздник раскрутился как никогда и единственное, что его омрачает - слишком уж большое число желающих участвовать и увидеть шоу... посмотреть его приезжают со всех городов России и со всего мира. Далее программа праздника и неформальные советы которые пригодятся и гостям города и петербуржцам...


Праздник Алые Паруса начнется в 22:00. По традиции основными площадками мероприятия станут Дворцовая площадь и Стрелка Васильевского острова. Одним из символов праздника выпускников традиционно является , который всегда можно рассматривать как переход из школьной жизни во взрослую, из прошлого в будущее.

Рядом со зданием Главного штаба будет сооружена необычная сцена. С 20:00 до 22:00 выпускники и их гости будут собираться на Дворцовой площади, а остальные зрители — на Стрелке Васильевского острова.

Старт программе в 22:00 даст театрализованный пролог на Дворцовой площади, а уже в 22:20 на обеих площадках начнутся концерты. Программу на Дворцовой, как и в прошлый раз, будут вести Иван Ургант и Даша Александрова. А вот имена участников концертной части праздника заметно изменились. Если раньше подростки активно голосовали за группу «Сплин» в качестве хэдлайнера, то в этом году на сцену поднимутся группы «Серебро», «Сурганова и оркестр», Макс Барских и многие другие известные исполнители. Возглавит когорту артистов группа «Мумий тролль».

В 00:40 публику ждёт завораживающее световое и пиротехническое шоу, кульминацией которого станет появление на Неве корабля с алыми парусами. Под вспышки фейерверков он проплывёт по главной водной артерии города и напомнит публике о том, как важно всей душой верить в красивую мечту.

Пройдет пиротехническое шоу и на Троицком мосту. Организаторы подготовили множество сюрпризов и технических конструкций, аналогов которым в мире нет.

В 01:10 зрители смогут вернуться к сцене: концертная программа возобновится и продолжится до 04:00. Метро в этот день будет работать всю ночь без перерыва, но с большими интервалами между поездами, чем днем.

Вход на Дворцовую площадь будет осуществляться по пригласительным билетам, которые будут выдаваться выпускникам и их родителям. Часть билетов была разослана в другие города.

Неформальные советы:

1. Скорее всего будет дождь, в лучшем случае прохладно и ветрено. В этом году лето не радует сухостью. Кроме куртки берите ветровку или дешевый дождевик за 100 руб. Лучше не бывает! И фотографировать удобно и прятаться от дождя и ветра. У воды всегда холоднее! Если ваша девушка говорит ФИ! Берите два, все равно потом свой дождевик ей отдадите. Зонтики не берите, сломаете и другим глаза выколете могут и побить будете мешать.

2. Надевайте плотную закрытую обувь. НЕ БОСОНОЖКИ! В толпе под ноги смотреть невозможно, там обязательно будут встречаться разбитые бутылки или другие ноги в тяжелых пьяных ботинках, как минимум.

3. Со своими бутылками и любой жидкостью даже в пластике в зону где можно танцевать не пустят!

4. Метро будет работать всю ночь, что удобно. Остальной транспорт начнет работать не раньше 4 утра.

5. Не занимайте место на набережной. Стоять долго, не отойти (место потеряешь), давка и толком ничего не видно. Лучше тусить на крыше, на кораблике или у сцены. На экране виднее и красивее, а салют видно отовсюду. Самое козырное место ИМХО у сцены на Стрелке, но еще лучше дома на диване просматривая прямой эфир.

6. Если Вы не один, возьмите ЗАРЯЖЕННЫЕ мобильные. Потеряться очень легко! Один молодой человек в 2011г. искал свою пожилую маму, которую привез на праздник и потерял. Пробирался в толпе и орал диким испуганным голосом МАМА! МАМА! Помогите! Она не найдет дорогу домой! Все ему сочувствовали, но ничем помочь не могли. Было даже страшновато за маму. Потеряться там очень просто. Надеюсь все у них хорошо.
Заранее договоритесь где встречаетесь, если потеряетесь. Если не местные, напишите в карман детей записочку с вашим мобильным и адресом гостиницы. Потерьяится в толпе легко, а народа всегда ОЧЕНЬ много.

7. Сходите в туалет заранее и не напивайтесь пива до того как. Там туалеты есть, но очереди будут дикие.

8. Если вы на авто, не помешала бы с собой обычная табуретка на которую можно сесть и если надо встать. Но если на машине пересечете мосты с Петроградской стороны в сторону центра, вернуться обратно будет проблематично.

9. Еще раз - одевайтесь теплее, берите дождевик, ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯДИТЕ МОБИЛЬНЫЙ! Проверьте зарядку у тех с кем идете. Если есть, возьмите "заряжайку".

10. Лучше всего смотреть шоу с корабликом на сутки раньше, во время генеральной репетиции))) а вот салют в полной мере смотреть уже в сам праздник)))

По традиции в одну из самых коротких ночей в году всех выпускников будет ждать сказочный праздник с концертом, фейерверком и проходом в акватории Невы корабля с алыми парусами. В этот раз мероприятие состоится в ночь с 23 на 24 июня и стартует в 22.00.

История праздника

2019 год - особенный для праздника. Ровно 15 лет назад праздник всех выпускников возродили после долгого перерыва. История современных «Алых парусов» - грандиозного мультимедийного представления с роскошным музыкальным сопровождением и новейшими достижениями пиротехники - началась в 2005 году.

Но для советских школьников с 1968 по 1979 год проплывали немного другие паруса. Тогда главным символом романтической ночи была шхуна «Ленинград». Также по Неве проходил галиот «Секрет», на котором был изображен огромный молот, на следующем за ним судне был сооружен серп, а замыкал шествие корабль «Атом», посвященный науке. Сопровождала праздник музыка Дунаевского и, разумеется, фейерверк.

В 1980 году глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов запретил мероприятие, посчитав большое скопление молодежи небезопасным, и традиция прервалась на целых 25 лет. Возрождение «Алых парусов» произошло 24 июня 2005 года, и с тех пор действие из раза в раз становится все более масштабным и, конечно же, все более дорогим.

Программа «Алых парусов - 2019»


Праздник стартует в 22.00: в это время начнется концерт на Дворцовой площади. Главными звездами, которые в эту сказочную ночь выступят перед выпускниками, станут Сергей Лазарев, группа «Марсель», Полина Гагарина, Юлия Паршута, Владимир Пресняков, BURITO, дуэт #2МАШИ, певицы Зара и Лера. Ведущимм будет Иван Ургант и Даша Александрова.
Зрителей ждет много сюрпризов. Новая уникальная сцена в виде верфи, на которой возвышается корабль, будет трансформироваться прямо во время концерта. Интересным решением в музыкальном оформлении станет коллаборация оркестра с диджеями.

Красочное шоу с фейерверками в акватории Невы стартует после полуночи. Троицкий мост также примет участие непосредственное участие в пиротехническом спектакле.

Корабль


Главным героем «Алых парусов - 2019» на этот раз станет отечественный бриг «Россия». Корабль выйдет в акваторию Невы под российским флагом и с российский экипажем. Паруса для него создали из 900 квадратных метров алой ткани.

До этого с 2010 года водное шествие возглавлял шведский корабль «Tre Kronor», который проплывал по Неве под руководством капитана Аллан Палмер и его команды.

Как пройти на мероприятие


«Как попасть на концерт на Дворцовой» - это один из самых популярных вопросов накануне праздника. Будьте осторожны: задолго до заветного дня в интернете появляется множество мошенников, которые продают подделки за бешеные деньги. В свободной продаже билетов нет, поэтому, если очень хочется, теоретически в день праздника на улице можно купить билеты у школьников, которые нередко торгуют ими. Хотя такое поведение одиннадцатиклассников, конечно, вызывает неоднозначные оценки.

Что касается шоу в акватории Невы, то на него свободно может попасть любой желающий: однако, место с хорошим обзором лучше занимать на набережной за пару часов до начала.

Откуда смотреть


Увидеть волшебное шоу можно с Дворцового моста, Биржевой площади, Биржевого моста, Адмиралтейской набережной, Петровской набережной и набережной Кутузова. В последнее время некоторые петербуржцы даже стали приносить с собой складные табуретки и стремянки, чтобы лучше увидеть «Алые паруса».

Работа транспорта


На Алые паруса ночные автобусы будут работать по маршрутам №№ 8, 12, 56, 77, 80, 93, 106, 114, 130, 142, 154 с 00-00 до 06-00, интервал движения - 30 минут. Все станции метрополитена также будут работать без закрытия: движение поездов будет осуществляться с 01:00 до 05:00.
Кроме того, в метрополитене отметили, что с двух часов ночи до половины пятого утра в кассах можно будет купить только жетоны. Пополнить «Подорожник» и активировать интернет-платеж в это время нельзя.

Поэтому в знаменитом празднике выпускников в Петербурге роль галеона «Секрет» играет шведский бриг «Tre Kronor»

В России нет исторических парусников, которые могли бы пройти в акваторию Невы под алыми парусами, заявили корреспонденту «Вечернего Петербурга» организаторы праздника выпускников, который прошел неделю назад, и именно поэтому с 2010 года для участия в «Алых парусах» зовут шведский бриг «Tre Kronor». Праздник уже прошел, парусник вернулся в Швецию. Но журналисты решили проверить категоричное утверждение организаторов.

Итак, что у нас в потенциале?

Барк «Седов». Он огромный — четырехмачтовый. Это крупнейшее в мире учебное парусное судно! На нем учатся курсанты рыбопромышленных учебных заведений Росрыболовства.

Справка «ВП»

Барк «Седов» был построен на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. Во время Второй мировой войны барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны Советский Союз получил «Коммондор Йонсон» по репарации.

Длина — 117,5 метра, водоизмещение 7320 тонн, экипаж — 230 человек, площадь парусов — 4192 квадратных метра. В Неву судно может войти разве что до набережной Лейтенанта Шмидта. О том, чтобы провести его за Благовещенский мост, и речи нет.

Барк «Крузенштерн». Также четырехмачтовый. И также учебное судно Росрыболовства. Принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.

Справка «ВП»

Барк «Крузенштерн» был построен в 1925 году на верфи Текленборга в Гестемюнде для компании «F. Laeizs». По традиции имена судам давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти названия должны были начинаться на латинскую букву «Р». Столь высокая честь досталась одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Она назвала судно «Падуя». Также достался Советскому Союзу по репарации.

Он ненамного меньше «Седова». Длина — 114,5 метра, осадка по конструктивную линию — 7,2 метра, водоизмещение — 6400 тонн.

Следующий по величине — трехмачтовый парусник «Мир» . Он принадлежит Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.

Справка «ВП»

Парусник «Мир» был построен в 1987 году в Польше в Гдань-ске на верфи имени Ленина. Вместе с ним были построены однотипные суда: «Дар молодежи», «Дружба» для Одессы, «Херсонес» для Севастополя, «Паллада» и «Надежда» для Владивостока.

Тем не менее «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). А в 2010 году «Мир» установил рекорд средней скорости — 11,3 узла.

Он достаточно большой. Его длина вместе с бушпритом составляет 109,6 метра, ширина — 14 метров, осадка — 6,5 метра, водоизмещение — 2256 тонн. Площадь парусов — 2773 квадратных метра. Тем не менее в 2008 году он участвовал в «Алых парусах». Из-за больших габаритов шел не сам, а с помощью буксиров. Нева — все-таки река с сильным течением и сложным фарватером. И недаром на Неве есть участки, где даже мосты ставить нельзя, поскольку из-за очень быстрого течения и малогабаритным судам будет сложно маневрировать. В общем, однажды «Мир» прошел — чудом. Ведь его грот-мачта высотой 50 метров, то есть выше поднятых крыльев мостов. И пройти, ничего не зацепив, очень сложно.

Справка «ВП»

Гафельная шхуна «Юный балтиец» создана ЦКБ «Балтсудопроект» и построена на Балтийском заводе в 1988 году. Это единственный парусник в России, построенный после 1914 года.

«Юный балтиец» участвовал в «Алых парусах» в 2009 году. Несмотря на то что шхуна все же не очень маневренная, а гафельные (треугольные) паруса не дают такой массы алого цвета, который хотелось бы видеть, она в принципе могла бы стать символом праздника. Но в августе 2012 года «Юный балтиец» был передан от Городского дворца творчества юных в управление Морскому техническому колледжу Петербурга. То есть теперь это государственное судно со своей программой. И у него, как, впрочем, и у «Мира», в июне, когда проходят «Алые паруса», — разгар учебной навигации. И не всегда наши парусники могут возвращаться из дальних походов для того, чтобы 25 минут постоять в акватории Невы под алыми парусами.

Следующий кандидат — бриг «Триумф» . Это двухмачтовое парусное частное судно.

Справка «ВП»

Бриг «Триумф» в 1988 году был перестроен из малого рыболовного траулера 1953 года постройки. Длина — 22 метра. Водоизмещение — 80 тонн. Бриг — «штатное» вооружение. Но по обстоятельствам может перевооружаться в шхуну, бригантину и прочая.

Попытки предложить его в качестве символа «Алых парусов» были. Но у него массивный корпус и плохая маневренность. А самое главное — низкие мачты, которые не видно над Невой из-за мостов и большого количества народа.

Есть еще два варианта, которые, возможно, могли бы составить конкуренцию «Tre Kronor».

Конечно, шхуна «Надежда» . Кстати, она стала первым парусником «Алых парусов» еще в те далекие годы. Только называлась она тогда «Ленинград».

Справка «ВП»

Шхуна «Надежда» была построена в Голландии в 1912 году как парусное рыболовное судно. И сначала называлась «Стерна». В 1927 году парусник приобрел судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в «Эдельгард». В 1936 году шхуна куплена графом Феликсом фон Люкнером, национальным героем Германии времен Первой мировой войны. При нем шхуна получила новое имя «Seeteufel» — «Морской дьявол». После войны как трофей попала в СССР и была названа «Надежда». Потом ее переименовали в «Ленинград». Она была учебным парусником Нахимовского училища.

Наверное, ее участие в «Алых парусах» было бы самым логичным, как продолжение тех советских традиций, когда она играла роль галеона «Секрет», а режиссером праздника был Георгий Товстоногов. Но в год своего столетия, в 2012 году, «Ленинград/Надежда» попала в частные руки. Новый владелец смог ее отремонтировать и подарить ей новую жизнь. Но почему-то об участии в «Алых парусах» договориться не получилось. Кто-то говорит опять же о низких мачтах, которые уже не подходят для современной трактовки праздника. Но скорее всего, маневренный и хорошо выглядящий «Tre Kronor», который с 2010 года участвует в празднике, имеет полный комплект парусов. А шить его для судна заново — это больше полумиллиона рублей — нерационально, тем более что шведский бриг ни разу не подводил организаторов. А зачем подводить? Это судно строилось в Стокгольме, чтобы с его помощью зарабатывать деньги, что владелец и делает.

И еще один претендент на символ «Алых парусов» — трехмачтовый фрегат «Штандарт» . Он участвовал в празднике с 2005 до 2007 года.

Справка «ВП»

Фрегат «Штандарт» — точная копия боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году для обороны Санкт-Петербурга. Это был первый корабль Балтийского флота. Он проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом, а строился на Олонецкой верфи. «Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы — голландскую и английскую.

С водоизмещением 220 тонн, длиной 34,5 метра, шириной 7 метров и осадкой 3,3 метра он способен маневрировать на Неве не хуже шведского брига. Но юридические коллизии практически закрыли «Штандарту» путь в Россию, в Петербург. Здесь фрегат — вне закона.

Мы связались с капитаном «Штандарта» Владимиром Мартусем (на фото справа), который сейчас находится в Дании.

— У вас до сих пор проблемы с российским законодательством?
— Я бы сказал так: в российском законодательстве проблемы с существованием деревянных судов более-менее серьезного размера — больше 20 метров.

— Это все равно не объясняет, почему с существованием деревянного шведского парусника проблем нет, а с деревянным российским парусником проблемы есть…
— Шведский корабль приходит в Петербург с сертификатом о безопасности, выданным шведской морской администрацией. У них там, в Швеции, есть специальные правила, которые подразумевают, что корабль может быть построен из дерева. В России такие правила были введены в 1944 году, но сейчас они вроде как не действуют. Как результат Российский морской регистр отказывается рассматривать «Штандарт» на предмет мореходности. Там есть осложняющее обстоятельство: когда корабль строился, представитель Морского регистра не изучал, что у него внутри. Поэтому сейчас нам отвечают: «Не можем ничего сказать про мореходность судна, поскольку не знаем, что у него внутри». Ну я, конечно, упрощаю чуть-чуть, чтобы не цитировать длинные официальные письма.

— Может, вам порт приписки поменять?
— Петровский фрегат под флагом другой страны? Мог бы быть альтернативный вариант. Рассматривать «Штандарт» как спортивную яхту (большую, с большим экипажем), тем более мы постоянно участвуем в международных регатах учебных парусников. Но и здесь нет шагов навстречу. А в Европе «Штандарт» уже 6 лет. И за это время претензий по мореходности или вообще по каким-либо вопросам у морских властей не было.

В Российском морском регистре нам пока не смогли прокомментировать свою позицию, но вопрос мы им задали. Ждем ответа.

Что ж, заявление организаторов «Алых парусов» пока подтверждается. В России нет парусников, которые отвечали бы задачам современной трактовки праздника «Алые паруса».

Парусники в кино

Все описанные парусники очень хорошо известны нашему телезрителю.

«Седов» снимался в фильмах «Софья Ковалевская», «Сердце пирата», «Трагедия «Памира».

Барк «Крузенштерн» отметился в картинах «Мятеж на «Эльсиноре», «Сердце встает на якорь», «Рыцарь мечты», «Паруса», «Выше Радуги», в «Пассажирке» Станислава Говорухина. Засветился он и в фильме «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1986).

Шхуна «Надежда» снималась в фильмах «Война и мир», «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», «Пеппи Длинныйчулок», «Матвеева радость».

Фрегат «Штандарт» стал героем приключенческого фильма «Слуга государев».

Бриг «Триумф» можно увидеть в эпизодах фильма «Узник замка Иф».

Конечно, это не все фильмы, где снимались наши парусники. И надеемся, что впереди у них будет еще много актерских ролей в кино.

Идея возобновления традиции зародилась в Акционерном Банке «РОССИЯ», которую Пятый канал и Правительство Санкт-Петербурга поддержали, и все месте — претворили мечту тысяч школьников в жизнь. Так, волей людей, не утративших способность превращать сказку в жизнь, волшебная феерия вновь стала реальностью. Акционерный Банк «РОССИЯ» - Вместе с РОССИЕЙ!

Каждый год «Алые паруса» удивляют: и выпускников — главных героев праздника, и многомиллионную зрительскую аудиторию, внося новые, неожиданные элементы в программу самой романтической ночи года. Но кульминация всегда остается неизменной: под звуки торжественной музыки и залпы фейерверка в акватории Невы появляется корабль с алыми парусами.

За всю историю праздника роль парусника, символа надежды и любви, исполняли самые разные корабли. Одной из первых была шхуна «Ленинград», парусник с потрясающе интересной судьбой.

Шхуна «Ленинград» под алыми парусами
Фото: parusniki.info

В Петербурге, всего через 7 лет после основания города, вышел указ Петра Первого, адресованный состоятельным жителям новой столицы: «…Которые в Питербурге обретаются, во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами…»

Желающих ходить под парусом было немного, что расстраивало царя, и тогда именитым петербуржцам было безвозмездно роздано 141 судно. По специальному сигналу владельцы парусных и гребных судов должны были собираться в определенном месте и проводить совместные двух-четырехчасовые прогулки по реке. «Невский» флот, позже переименованный в Императорский речной яхт-клуб, стал первой в мире организацией такого рода.

Императорский яхт-клуб в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Май 1903 года
Фото К. К. Буллы

В 1728 году в Петербургском Императорском яхт-клубе появилась первая «Надежда» — трехмачтовый гукор, построенный на верфи братьев Бажениных. И с тех пор это имя передавалось как эстафета от судна к судну. «Надеждой» было названо и учебное судно Ленинградского Нахимовского училища — двухмачтовая шхуна со стальным корпусом, построенная в 1912 году. Затем она под новых названием «Ленинград» стала флагманом Центрального яхт-клуба областного совета профсоюзов.

Учебная шхуна «Ленинград»
Фото: hobbyport.ru

Восемь лет, начиная с 1971 года, вместе с «Ленинградом» в празднике принимала участие шхуна «Кодор». Моряки и корабелы старшего поколения помнят удивительный факт: после войны в советском флоте появились однотипные по корпусу парусные корабли — шхуны и баркентины, всего около 100 единиц. С тех пор в мире больше никогда не строились такие масштабные серии парусников.

В начале 50-х, этот «заказ века» Советский Союз передал Финляндии. Это был взаимовыгодный контракт: СССР получил суда, пригодные к использованию в малом каботаже, способные заходить в самые небольшие и мелководные порты. Лучше финских корабелов, больших знатоков деревянного судостроения, такие суда никто не строил. А для Финляндии этот заказ стал прекрасным шансом спасти от краха традиционную национальную отрасль — кораблестроение.

Чертежи типового проекта шхуны класса «Кодор»
Фото: korabley.net

Парусник «Кодор» был построен на верфи «Laivateollisuus» в Турку. В период с 1957 по 1960 годы, будучи учебным судном, он несколько раз прошел по маршруту Антверпен-Архангельск-Берген-Висмар-Гдыня-Гент-Гетеборг-Гибралтар-Копенгаген-Лидс-Мурманск-Неаполь-Одесса-Нирей-Росток-Саутгемптон-Тронхейм-Тромсё-Фалмут. Среди советских капитанов огромных морских судов многие прошли школу на этой и «родственных» ей баркентинах и шхунах.

Шхуна «Кодор», 1972 год
Фото: sailngstamps.ru

С 2005 по 2007 год в Неву под алыми парсами заходил фрегат «Штандарт» — точная копия первого корабля Балтийского флота, который был заложен по указу императора Петра Первого. Парусник, как многие реплики старинных судов, состоит из двух частей: подводная и внутренняя часть выполнена из современных материалов, а все, что выше пушечной палубы: штурвал и рулевое устройство, декоративное убранство, мачты, пушки, трапы и люки сделаны с максимально возможным приближением к историческому образцу.

Фрегат «Штандарт» под алыми парусами, 2006 год
Фото: Пятый канал

Самый быстрый парусник в мире — «Мир», также исполнял роль гриновского галиота «Секрет». Он был спущен на воду в 1987 году, и с тех пор неоднократно занимал призовые места на главных парусных регатах. «Мир» — самый большой среди «артистов», игравших роль корабля надежды и любви в акватории Невы. Его длина — 110 метров, а общая площадь парусов — без малого 3000 квадратных метров.

Фрегат «Мир» под алыми парусами, 2008 год
Фото: Пятый канал

В 2009-м алые паруса в Неву принесла учебная шхуна «Юный Балтиец». Она была построена 30 лет назад для Ленинградского дворца пионеров и школьников, принимала участие во многих европейских регатах, включая знаменитые «Катти Сарк».

Шхуна «Юный балтиец» под алыми парусами, 2009 год
Фото: Пятый канал

В этом году в Неву под алыми парусами зайдет бриг «Tre Kronor» — «Три Короны» в переводе со шведского. Роль главного парусника праздника он исполнит уже в восьмой раз.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: Пятый канал

Полное название корабля «Tre Kronor af Stockholm» — «Три короны Стокгольма». Так некогда называлась резиденция шведских королей. Парусник — точная копия брига «Gladan» — «Красный коршун», построенного в конце 19 века. Сначала это было учебное судно, а затем оно стало боевым кораблем полярных исследователей, ходило в экспедиции к Шпицбергену и Гренландии. «Три короны» были воссозданы по чертежам «Гладана», хранившихся в шведских военных архивах. Крестной матерью парусника стала Ее Королевское Высочество кронпринцесса Виктория.

Замок Tre Kronor, картина 1661 года
Фото: wikipedia.org

Экспедиция брига «Gladan»
Фото: onlinecoolgames.ru/bellabs.ru

Спуск на воду «Tre Kronor af Stockholm»
Фото: cont.ws

В Петербург парусник приходит под белыми парусами, и «переодевается» в алое только в дельте Невы. На мачтах устанавливаются 16 парусов общей площадью 735 квадратных метров. Паруса не декоративные — они сшиты по всем морским законам, только, из лишь чуть более тонкой ткани, чем настоящая парусина. И если вдруг в капризном — по части погоды — Петерурге дунет шквалистый ветер, бриг справится с натиском стихии, и, не потеряв управления, выполнит тот сложный танец, который ему надлежит исполнить в самой широкой части Невы, реки с мощным и непредсказуемым темпераментом.

Бриг «Tre Kronor» входит в акваторию Невы
Фото: архив Пятого канала

Прошло 50 лет с тех пор, когда в Ленинграде выпускники впервые пришли встречать алые паруса. Изменилось многое: название страны, имя города, сам парусник, который заходит в Неву в самую длинную из белых ночей. Неизменным остается одно — алые паруса по-прежнему остаются символом всепобеждающей любви.

Елена Утехина

 

 

Это интересно: