Словарик

Главная \ Словарик

Словарь свадебных терминов поможет узнать происхождение и значение многих, привычных и понятных нам слов.

СВАДЬБА одно из самых ярких, эмоциональных проявлений народной культуры, красочное театрализо­ванное действо, исполненное глубокой символики. Свадьбу как цикл обрядов, следующих один за другим, можно обнаружить даже во времена античности. У восточнославянских народов обряды эти имели свои особенности. Наиболее общие из них следующие: Предсвадебным считался период от сватовства до дня венчания. День бракосочетания — от утра дня венчания до первой брачной ночи. Послесвадебные обряды могли выполняться в течение всего первого года жизни молодых. Предсвадебный обряд это первая разведка о согласии невесты на брак. Узнавали об этом, как правило, женщины-свахи.

СВАТОВСТВО — это когда выбранные сваты делают официальное предложение. Действия свахи, точнее свата, описаны еще в Ветхом завете. Профессиональные устроительницы бракосочетаний были известны уже древним грекам и ацтекам. Во времена молодости наших прабабушек и прадедушек проблема знакомства на пред­мет женитьбы почти всегда решалась только с помощью свах. Традиция найма профессионального свата —свахи окончательно утвердилась в XIX веке. «Толковый сло­варь живого великорусского языка» В. Даля прямо ука­зывает: «Самому за себя сватать стыдно... это дело свахи». Свахи хорошо знали всех своих потенциальных 13 клиентов. Речь прежде всего шла об их возрасте, о мате­риальных условиях брачной сделки, которые выдвига­лись родителями каждой стороны, и о подробном соста­ве (росписи) приданого за невестой. Невеста и жених на сватовстве по обычаю не присутствовали, будучи знако­мыми по зимним посиделкам и летним молодежным гу­ляньям. Зато необходимым было присутствие родных, крестных отца и матери невесты, бабушек и дедушек. О дне сватовства обычно договаривались заранее, хотя в соответствии с народным этикетом делали вид, что при­ход сватов — неожиданность. С этого мгновения, собст­венно, и начиналась свадебная игра. Сваты, как прави­ло, бывали солидны, важны, но речисты — за словом в карман не лезли. Вариантов импровизированных их «приговоров» множество. Вот например: Здравствуйте, здравствуйте, Судари да сударыни, бояры со боярыни! Идут к вам купцы за товарами. Нам нужны не рожь и не пшеница, Не жемчуга скатные и не шелка раскатные, Не заяц, не соболь и не куница, А ваша дочь — красна девица... У вас дочь — хорошее пшеничное тесто, У нас Князев сын — ржаное тесто. А нельзя ли нам их слепить вместе? Ответ хозяев: Здравствуйте, здравствуйте, Проходите-заходите, хвастайте. Сваты: Благодарствуем! Мы — гости ходячи, а не сидячи, У нас купец-жених, у вас товар-невеста в чести, А нельзя ли нам их в одно место свести Да новый род-семью завести? Отец невесты: Здравствуйте, желанные гости! Что стоите у порога на помосте? Проходите в светелку за столы, Обо всем по ряду да по чести и поговорим. За столом мать невесты подает чай, пироги, варенье и т.д. Трапеза - это уже как бы символическое начало единения двух родов. Но главное здесь — серьезный разговор старших, умудренных жизнью людей о семье молодых, об их хозяйских возможностях. Например, что из необходимого в быту новой семье может дать родня невесты, а что — жениха. Принимается здесь ре­шение и о месте будущего жительства молодых, о стро­ительстве дома. На сватовстве обсуждались (но не осуж­дались) не только согласие молодых на брак, но и осо­бенности характеров жениха и невесты. Если сватовство проходило удачно, невестина родня давала жениху «за­клад» (какую-нибудь ценную вещь), которая при нару­шении ими брачного соглашения не возвращалась.

НЕВЕСТА — слово это означает «неизвестная», «не­ведомая», что указывает на древний русский обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца, уже в качестве новобрачной.

ЖЕНИХ, по Далю, это мужчина, «сговоривший себе невесту или сговоренный с невестою... В более общем значении всяк приискивающий себе невесту, намерен­ный жениться и даже всяк достигший полных лет, брач­ного возраста, молодой мужчина».

СУЖЕНЫЙ — происхождение этого слова восходит к слову «судьба». «Выбрала молодца, так не пеняй на отца».

БРАК — законный союз мужа и жены, супружество. По старорусской морали брак без венчания — сожитель­ство.

СВИДЕТЕЛЬ — присутствующий при бракосочета­нии очевидец действа. В старинном русском свадебном 15 ритуале свидетелей не было, но существовал «дружка» (дружко), главный распорядитель свадьбы, человек, способный на всевозможные выдумки, остроты, главное доверенное лицо со стороны жениха. Дружка ходил впе­реди всех опоясанный полотенцем или куском кумача, но и в современной свадьбе свидетели носят специаль­ную свадебную ленту через плечо. Свидетели или специ­ально нанятый распорядитель-тамада выполняют на свадьбе организаторскую роль дружки.

СМОТРИНЫ — осмотр хозяйства жениха, когда до­говор между двумя семьями -- жениха и невесты,— за­крепляющий сватовство, заканчивался рукобитьем. Пос­ле осмотра хозяйства жениха приступали к согласова­нию экономических вопросов: приданое невесты, его размеры и содержание. В прошлом приданое включало в себя, кроме одежды, постель и деньги. Теперь преимущественно приданое не­весты состоит из ее личных вещей и постельных принад­лежностей, хотя иногда включает и более крупные вещи. В старину приданое выставлялось напоказ, всякий мог прийти и осмотреть его. «Глядение дома жениха» родителями невесты и самой невестой сегодня носит лишь традиционный, символический характер.

БОГОМОЛЬЕ. Через несколько дней после сватовст­ва в доме невесты собирались родные и самые близкие родственники жениха и все молились Богу. Здесь же окончательно договаривались о свадьбе. После богомо­лья невеста никуда не ходила, сидела дома и шила с по­дружками приданое. Девушки при этом исполняли сва­дебные песни. ПОБЫВАЛКИ. Жених приходил к невесте и прино­сил гостинцы.

ДЕВИЧНИК. Устраивался у невесты накануне свадь­бы (а в некоторых местах в начале XX века известен и мальчишник). Девушки приносили в дом невесты укра­шенную елочку, символизирующую девичество. Невеста как бы прощалась со своей «девичьей красой» и дарила сестрам и близким подругам ленты из своей косы. В про- 16 шлом смысл девичника и мальчишника заключался в прощании с беззаботной молодостью.

ВЕНЧАНИЕ. В православной Руси считалось, что счастливым и прочным может быть только брак, освящен­ный церковью, благословленный самим Богом. Жених и невеста непременно должны были пройти через церковное таинство брака, в котором они в церкви перед священни­ком дают свободное обещание во взаимной супружеской верности и получают благословение своему союзу свыше.

ФАТА — большой плат, обычно два неразрезанных платка, коим женщины покрывали голову и часть стана. Некогда новобрачной надевали на голову кокошник, ко-куй или кику, но постепенно они были заменены фатой. Фата и по сей день символизирует стыдливость и скром­ность.

«ИГРАТЬ СВАДЬБУ» — само это выражение напо­минает древние игры, в ходе которых разбирались не­весты. По словам летописца Нестора, у русских славян (радомичей, вятичей, северян) были «игры меже селы», то есть между полей. Именно во время игр, песен и пля­сок мужчины выбирали себе невест.

«ВЫКУП НЕВЕСТЫ» - еще Геродот упоминает о древнем обычае, когда девушек, достигших совершенно­летия, в сопровождении родителей приводили в опреде­ленное место, куда стекались молодые люди и вообще мужчины и покупали девиц. Этот древний обычай в со­временном исполнении переродился в выкуп невесты, когда жених шутя как бы выкупает свою будущую жену.

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО — обручальное (венчальное). Им обычно и почти повсеместно обмениваются жених с невестой. Форма колец говорит о сочетании на вечность. «У кольца нет конца». Обручальное кольцо можно встретить даже в римских брачных обрядах. У римлян кольцо надевалось на четвертый (безымянный) палец левой руки, что имело основание в анатомии человечес­кого тела: один из тончайших нервов этого пальца непо­средственно соприкасается с сердцем — по крайней мере на уровне тогдашних представлений. В наше время мно- 17 гие носят на пальце золотое кольцо как символ супру­жеской верности и брачных уз. О кольцах принято поза­ботиться жениху. Иногда на внутренней стороне кольца заказывается надпись — имя или инициалы и дата реги­страции брака. На кольце невесты — имя жениха, на кольце жениха — имя невесты. Многие носят обручаль­ные кольца в знак помолвки на безымянном пальце левой руки. Кольцо переодевают с левой руки на правую после регистрации брака. Если жених приобрел кольца ко дню регистрации брака, их надевает на руку тот, кто регистрирует брак или же сам жених в день бракосочетания. Кольцо наде­вают сначала невесте, затем жениху. Вдовые носят свое кольцо и кольцо покойного супру­га (супруги) на левой руке, разведенные — тоже на левой руке, но только свое. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце.

СВАДЕБНЫЕ СВЕЧИ. Свет — это знак радости, это огонь, который дает тепло, — потому зажженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одно­временно это символ их чистоты, целомудрия. Они на­поминают нам также о том, что жизнь человека не зам­кнута, она проходит среди других людей и все, что слу­чается с человеком, с его «светом» или «тьмой», «теп­лом» или «холодом», отзывается в душах его близких.

ЧАША С ВИНОМ - символ общей судьбы с общи­ми радостями, скорбью и утешением. В прошлом это была евхаристическая чаша, чаша причастия, которая укрепляла исполнение брака во Христе. Христос должен был быть самой сущностью совместной жизни. Он — вино и хлеб новой жизни детей Божиих. Вкушение от общей чаши как бы обещает, что, старея в этом мире, все мы молодеем для жизни, которой неведом вечер.

БРАЧНЫЕ ВЕНЦЫ знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы — Адама и Евы. Семья — это маленькое царство.

КРУГОВЫЕ ХОЖДЕНИЯ ВОКРУГ АНАЛОЯ ~ означают вечное шествие, которое началось для молодой 18 четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и таинством брака.

ХЛЕБ И СОЛЬ. Русский каравай заимствован у рим­лян. Известно, что римские новобрачные при торжест­венном бракосочетании должны были есть пирог, приго­товленный из теста, замешанного на подсоленной воде с добавлением меда. В России выпекался каравай в доме невесты и в доме жениха. Каравай богато украшали, и каждый элемент его декора и орнамента имел известное значение. К примеру, белые нежные цветки лилии, буто­ны роз символизировали нежность, красоту, обаяние не­весты. А человеческие фигурки, обручальные кольца, лебеди, голубки на каравае жениха — верность, надеж­ность избранника, прочность молодой семьи. Цветы, бу­тоны, листья — символы райского сада. Хлеб у славян с древнейших времен играл важную культовую роль. Вку­шение хлеба и соли молодыми после приезда с венчания являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой супруги. В то же время светлый и круг­лый хлеб считался символом солнца и плодородия. В наше время красивый обычай встречи «хлебом-солью» вновь возрождается. С хлебом связан и другой старинный обычай. В пери­од свода (символического соединения жениха и невесты перед отправлением на венчание) дружка, отрезав по краюшке от хлеба невесты и жениха, складывал их, свя­зывал красной лентой и передавал крестной матери, ко­торая относила их на стол. Иногда хлебы разламыва­лись над головой сидящих рядом жениха и невесты. По­ловина от женихова хлеба передавалась отцу невесты, а половина невестиного — дружке жениха, обе части свя­зывали лентами и ставили на стол. Эти действия, столь распространенные в прошлом и символизировавшие кре­пость брачных уз, встречаются иногда и в современном ритуале. Хлеб порой заменяется двумя бутылками шам­панского, перевязанными красной лентой (символ люб­ви). Во время застолья жениху и невесте наливают одно­временно из обеих бутылок.

ОСЫПАНИЕ ХМЕЛЕМ (ЗЕРНОМ) - это свадеб­ное действо символизирует плодородие. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь хмель и зерно с успехом заменяют конфетами, иногда с добавлением металлических денег.

СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД (КОРТЕЖ) - празднич­ный, нарядно оформленный поезд, или кортеж, пришел к нам из глубины веков. Только теперь это уже не сани и не повозка, а разукрашенные легковые автомобили. Как и прежде, в загс или церковь жених и невеста едут в раз­ных машинах, а обратно — в одной. Подавая звуковые сигналы клаксоном, участники свадебного поезда иногда и не задумываются, что это элемент древней предохра­нительной магии, а прежде клаксон заменяло щелканье кнутом. Свадебный поезд всегда украшался цветами, лентами, колокольчиками.

СВАДЕБНАЯ ПТИЦА. Еще у язычников в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную куропатку, часть которой отдавал своей супруге. У немцев в Средние века давали ново­брачным жареную курицу, которая называлась «брач­ной» или «любовной». Жареную курицу («куря вечер­няя») в первый день подносили новобрачным и в Рос­сии. Иногда одаривали молодых парой живых гусей в ленточках, а иногда даже и лебедем. В старину на сто­лах княжьих молодым подавали и жареных лебедей. Есть поверье в народе, что лебедей есть можно только новобрачным. И сегодня молодым в сельской местности случается получать в дар курицу или хотя бы десяток яиц.

БАНЯ ДЛЯ НОВОБРАЧНЫХ. К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и боярских домах, принадлежал обычай мытья в бане накануне свадьбы и после нее. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность. Кроме того, оно выражало и прощание с «волей девичьей», ведь мо­лодой (молодухе) предстояло войти в дом супруга и очу­титься в сети новых семейных связей, и пройдет немало времени, прежде чем молодая жена освоится в новом доме.

ПОСЕЩЕНИЕ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ МЕСТ. Совре­менный обычай новобрачных посещать какие-то особенно красивые или известные места или просто кататься по ули­цам, в общем, повторяет уже известное в прошлом. Обы­чай возложения цветов к памятникам погибшим на войне также имеет древние корни, ведь в старину считалось за правило посещать после венца «святые места» (священные источники, рощи, часовни) и оставлять там цветы.

ПЕРЕГОРАЖИВАНИЕ ДОРОГИ. Этот обычай суще­ствовал повсеместно. Для остановки свадебного поезда клали жердь или перегораживали путь веревкой. Поезд без выкупа не только был бесчестьем для жениха, но и считался приметой несчастья. Перегораживание в совре­менном исполнении — это не только требование выкупа, но и одновременно поздравление молодых: на их пути ста­вят табуретку, покрытую скатертью, кладут хлеб и соль, а часто и цветы. Как и прежде, выкуп выплачивается вод­кой или вином, иногда дают и закуску. Размер выкупа за­висит от количества и состава перегораживающих, а также от умения обеих сторон торговаться.

«ГОРЬКО!» — свадебный этот поцелуй кажется чем-то настолько простым и естественным, что мы и не заду­мываемся об истории его возникновения. Однако многим народам Африки, Америки, Океании и Австралии еще недавно поцелуй не был известен вовсе. У некоторых на­родов функцию поцелуя выполняет так называемый «малайский поцелуй», или «поцелуй носами»: люди трутся носами или обнюхивают друг друга. Поцелуй гу­бами сопровождается вкусовыми ощущениями, а «поце­луй носами» — обонятельными; те и другие немаловаж­ны как в сексуальном, так и в символическом отношени­ях. Отдаленный прообраз поцелуя в губы — кормление из клюва в клюв у птиц. Согласно одной из теорий про­исхождения поцелуя, он возник путем медленного пре­образования акта материнского кормления. Возможно, предпосылка поцелуя — врожденный сосательный реф1 леке, ведь в течение первого года жизни основным ис­точником удовольствия для младенца является рот. Само слово «поцелуй» связано с одной из наиболее значимых идей славянской культуры — с идеей полно­ты, целостности. Поцелуй как бы несет в себе пожелание быть «целым, цельным, здоровым». Обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые поцеловались, имеет истоки в народной обрядности. Это старинный «цело­вальный» обряд, когда невеста обносила гостей чаркой и за деньги, складывавшиеся ей на поднос, угощала и це­ловала дарителя. В России всегда дорожили родством, чтили его. Наш XX век упростил отношения между родственниками, и порой мы стали о нем забывать. И все-таки, думается, родство заслуживает большего внимания с нашей сторо­ны. Поэтому нелишне будет о нем напомнить. Родня жены:

ТЕЩА — мать жены. («У тещи карманы тощи»; «У хорошей тещи зять не будет тощим»).

ТЕСТЬ — отец жены («Тесть для зятя давал рубль, а после два, чтоб свели со двора»).

ШУРИН - брат жены.

СВОЯЧЕНИЦА - сестра жены. Родня мужа:

СВЕКРОВЬ — мать мужа («Помнит свекровь свою молодость и снохе не верит»).

СВЕКОР — отец мужа («Свекор гроза, а свекровь выест глаза»).

ДЕВЕРЬ — брат мужа.

ЗОЛОВКА — сестра мужа («Золовушкины речи ре­пьем стоят»). В народе веками поддерживались отношения между родственниками. Не зря говорится: «С тещей мед хлебай, с зятем дели сахар, дружбу води со сватом». Как вы буде­те относиться к новым родственникам, так и они к вам.

Check — лист — это список того, что нужно сделать (проверить) для выполнения какой-либо задачи.

Save the date (Save – сохранить, the date- дата, число) — это может быть магнитик, открытка, кусосек мыла в обертке или шоколадка и многое-многое другое. Отсылается гостям за месяц-два до официального приглашения на свадьбу, чтобы люди ничего не планировали на это число.

Wedding favors — свадебные подарки, которые молодожены вручают своим гостям, на память о своей свадьбе.

Бонбоньерки — это маленькие презенты которые вручают гостям в знак благодарности.

Подушечка для колец — важный атрибут церемонии в загсе. Она должна быть изящной, милой  не бросаться в глаза, а лишь быть приятным дополнением к свадьбе.

Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.