Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада. Проект «моя малая родина» проект (подготовительная группа) на тему — Ширма «Люби и знай родной свой край»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Проект для старшей группы «Моя малая родина»
подготовила:
Гильманова Г. Н.
2018
Проект для старшей группы «Я люблю тебя, мой Башкортостан!».
Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность проекта:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и
узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве
увидал»
К.М.Симонов.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Чувство Родины…
Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цели и задачи проекта.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества .
Задачи:
Формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Стерлибашево.
Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
Расширение представлений о России, как о родной стране, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину».
Привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
Гуманное, экологически целесообразное отношение к природе;
Любовь к родному краю, желание видеть его красивым, экологически чистым;
Уважение к традициям своего края.
Тип проекта : познавательно – творческий. Вид проекта: групповой; долгосрочный.
Срок реализации проекта : сентябрь – май. Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю . Формирование чувства национального достоинства, ответственности. Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
4. Разработка перспективного плана. 2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
МесяцФормы работы с детьми
Формы работы с
родителями
Сентябрь
Беседы: «Кто заботиться о нас в детском саду»,«Стерлибашево - мое родное село», « Где ты живешь (адрес, улица, что рядом расположено)?». Д / игра «Достопримечательности села Стерлибашево». Чтение колыбельных песен. Лепка из соленного теста «Баурсак».
Презентация « Моя малая Родина».
Закрепить дома последовательность выращивания зерновых культур, названия орудий труда хлеборобов.
Октябрь
Беседа «История возникновения родного села» , «По дороге в детский сад».
Рисование «Улицы родного села»
НОД по ФКЦМ тема: « Татарские национальные головные уборы ».
Дидактическая игра «Глиняные игрушки башкирских умельцев». «Волшебный куб: достопримечательности Стерлибашево».
Чтение Стихотворение М.Карима «Не русский я, а Россиянин».
Изготовление блинов из бросового материала.
Сюжетно – ролевая игра Путешествие по селу», «Машины на нашей улице».
Советы родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае. Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
Ноябрь
Беседы «Работники нашего детского сада», «Мои братья и сестры».
Рассматривание фотографий «Стерлибашево»
Рисование флага Стерлибашево.
Дидактическая игра «Секреты бабушкиного сундука».
Лепка из соленного теста «Кыстыбый».
Создание стенгазеты «Моя малая родина».
Сюжетно – ролевая игра «Яшелче кибете»».
Татарская народная игра «Узелок».
Дидактическая игра «Сложи башкирский узор».
Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята».
Составление генеалогического дерева.
Декабрь
Беседы: «Татарская, русская, башкирская одежда», «Флора и фауна родного края» .
Игра «Придумай названия будущим улицам села».
Ситуативный разговор «Сделаем наше село чище».
Презентация «Государственные символы Республики Башкортостан».
Рассматривание альбомов: «Башкирская одежда», «Татарская одежда», «Русская одежда».
Предложить участие родителей для сбора информации в энциклопедию:
«Птицы нашего
края».
Январь
Беседы: « Спортивные сооружения нашего села .
Чтение татарской народной сказки
« Кем көчле?».
Рассматривание портретов башкирских поэтов.
Башкирская народная игра « Курай »
Пальчиковый театр «Чуар тавык»
Дидактическая игра «Укрась фартук»
НОД по конструктивной деятельности на тему «Микрорайон села».
Индивидуальная работа по аппликации «Украшение платочка» (татарский орнамент).
Разучивание считалки на татарском языке.
Каенда - карга,
Имәндә- чыпчык,
Җирдә - елан,
Һавада - кош,
Бар син оч!
Рассматривание альбома «Башкирские узоры».
Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных наших лесов, для изучения их детьми. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
Февраль
Беседы «Башкирская народная кухня», о национальных праздниках «Воронья каша», «Сабантуй».
Рассматривание фотографий «Уфа», альбомов о природе родного края, альбома «Башкирские узоры».
НОД по развитию речи на тему: «Пересказ татарской народной сказки «Три сестры».
Дидактическая игра «Укрась тюбетейку и
калфак», «Сложи узор». Башкирская игра «Юрта», татарская игра «Түбәтәй». Разучивание загадки и считалки на татарском языке. Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент», «Узнай и назови блюда». НОД. ПК деятельность «Коврик».
Презентация «Традиции башкирского народа».
Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». Беседа «Основы нравственных отношений в семье».
Март
Беседы «Моя республика - Башкортостан»,
«Уфа - столица нашей Республики», «Символы Башкортостана:
государственный флаг, герб, гимн».
Рисование флага Башкортостана.
Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками.
Чтение стихотворения Ф.Губайдуллиной «Праздничный подарок». Дидактическая игра «Узнай и назови блюдо»
Прослушивание гимна Башкортостана.
Татарская народная игра «У кого кольцо?»
Презентация «Про Башкирию и башкирский народ».
НОД «Одежда наших предков». Чтение С.Злобина «Салават».
Консультация для родителей детского сада «Роль родного языка в развитии личности дошкольника ».
Апрель
Беседы «Зачем «татарский» надо знать», Беседа с детьми «Люди, каких национальностей проживают в нашей республике».
Чтение татарской сказки «Водяная» Тукай Г.
Рассматривание татарских и
Башкирских национальных костюмов
Просмотр «Чукмар и Тукмар»
Рисование «Герои сказок Г.Тукая»
Башкирская народная игра «Юрта».
Опрос « Назови достопримечательности
нашего села».
Презентация «Башкирский фольклор».
Аппликация. «Расписываем башкирский ковёр».
Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям башкирского народа».
Май
Беседа о труде пчеловода , об истории праздника «Сабантуй» , «Главный праздник страны – День Победы».
Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Урожайный год. Пасека».
Чтение стихотворения Г. Рамазанова «Майские цветы».
Рассказ о героях Великой Отечественной войны Стерлибашева, их подвигах.
Просмотр «Шурале».
Рисование «Соты».
Разучить башкирскую игру «Пчёлка» Башкирская народная игра «Липкие пеньки»
Экскурсия к памятнику «Скорбящей матери».
3-й этап - заключительный
1.Предоставление разработки проекта.
2. Оценка этапов реализации проекта.
3. Оценка предметно – развивающей среды.
4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
5. Выставка продуктов детской деятельности.
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Методическая ценность
Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Список литературы:
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8. ∙ Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
(А. Пришелец)
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Все мы знаем, какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а находясь вдали от родного дома, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Дошкольное детство – это каждодневное открытие мира, это тот период, когда маленький человек постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу, получает первые представления о своей стране, знакомиться с особенностями родного края. Это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Роль семьи в процессе ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья и которые не может заменить ни одно дошкольное учреждение.
Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. «Малая Родина» для маленького ребёнка – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, родная улица. Там, на этих осваиваемых пространствах, делаются первые открытия, преодолеваются первые опасности, находятся первые друзья. И счастлив тот, кто приступает к их исследованию рука об руку с матерью, отцом, бабушкой, дедом, кто узнаёт, что по этим улицам, этими лесными дорогами проходили и они, старшие. И нет здесь для них пустого, незначащего; с каждым поворотом улицы, каждым холмом, перелеском, речной излучиной что-то связано. Они - часть их жизни, они - родные. Так ощущение родства в детской душе выходит за стены родительского дома: начинается путь к познанию Родины.
Каждый край, город, даже небольшое село, неповторимы в своей природе и славятся своей историей, традициями, памятниками, людьми. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного села, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, являются прогулка-экскурсия, прогулка-поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно- нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Гуляя с дошкольником, каждый раз можно найти объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей — бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом, и осеннюю – омытую серыми дождями. Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, наблюдает за жизнью родного села.
Внимание ребёнка полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, а так же таким социально значимым объектам как школа, дом культуры, библиотека, почта и др. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей вполне по плечу любому родителю. Ребёнку полезно объяснить, почему так назвали улицу, село.
Можно организовать прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами и памятниками погибшим воинам и первым поселенцам села, посещение музейной комнаты. При этом необходимо дать детям возможность не только воспринимать информацию, но и рассуждать, рассказывать из личного опыта, делиться своими впечатлениями с окружающими.
Уделяя время прогулкам, обращайте внимание на красоту села во все времена года, на чистоту улиц, своеобразие различных домов и дворов. Воспитывайте в детях желание вносить свой вклад в облагораживание своего двора, улицы, села.
Непосредственные наблюдения, в сочетании с усвоением доступных знаний, способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Прогулки, походы и экскурсии по родным местам способствуют эмоционально-эстетическому развитию, помогают увидеть красоту и уникальность окружающей природы, бережно к ней относиться.
Если представиться возможность, посетите производство, где работают папа, мама, бабушка или дедушка. Дети гордятся успехами своих родителей. Рассказывайте о труде людей, о своей работе, о людях разных профессий, характерных для родного края (рыбаках, охотниках, доярках и др.) Знакомство с любой профессией даёт возможность показать ребёнку значение каждого вида труда для всех людей села, для всей страны.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным селом, краем, воспитывать любовь и привязанность к тем местам, где он родился и живёт.
Однако было бы неверным, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию того, что их село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
Повсюду люди трудятся для блага других, они всегда готовы помочь друг другу;
В родном селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
В родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;
Когда говорят «односельчанин», «земляк» это указывает на принадлежность человека к тому краю, селу, где он живёт;
Здесь, как и по всей стране, люди берегут и охраняют природу, проявляют заботу о детях;
Каждый человек любит свою малую и большую Родину и гордится ею.
В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края — это источник любви к Родине. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить своё село, свой родной край, а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Подготовила: Рева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Моя малая Родина»
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы
Срок реализации : апрель-май 2015 г.
Тип проекта краткосрочный
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Моя малая Родина»
Руководитель проекта : Плотникова Наталья Петровна – воспитатель старшей группы
Воспитатель I квалификационной категории.
Место проведения:
МКОУ Дивинская СОШ. (детский сад)
Особенности проекта:
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности : краткосрочный (1 месяц)
По профилю знаний : межпредметный (все образовательные области)
Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным селом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне Болотнинского района. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Планируемые результаты и продукты проекта:
1.Дети могут знать и называть место проживания: село, район, область, некоторые предприятия родного села и их значимость; символику села, достопримечательности; флору и фауну села.
2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей: выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной Войне, праздник, посвящённый этой дате.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непрерывнной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Этапы работы над проектом:
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Актуальность темы : Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Название мероприятий |
Тема |
Работа с детьми НОД |
Речевое развитие, познавательное развитие: Беседа «Моя Родина- Россия» Беседа «История возникновения посёлка Дивинка» Продуктивные виды деятельности: «Моя улица» - конструирование из строительного материала «Моя семья» - рисование «Мой детский сад» - рисование «Природа нашего края» - аппликация «Этот День Победы »- конструирование из бумаги Художественно-эстетическое развитие: (музыка) Прослушивание аудиозаписей: «Если с другом вышел в путь» «От улыбки» «Гимн России» «Поезжай за моря-океаны» |
Игры |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери» Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра «Жители планеты Земля», домино «Народные промыслы» Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты». Дидактические игры : «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие. |
Знакомство с литературой |
Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер, Моя улица», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина загадки, стихи, пословицы. |
Целевые прогулки, экскурсии |
«К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ», «Школьный краеведческий музей» |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей |
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Лю бовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огром знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных ка честв является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села с Ро диной в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В старшей группе
« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Информационная карта проекта
Полное название проекта: « Моя малая родина ».
Тип проекта: информационный.
Цель, направление деятельности проекта:
Систематизация знаний об истории, культуре, природы родного края.
Краткое содержание проекта:
История развития села- от создания до настоящего: труд людей (занятия
женщин и мужчин, орудия труда); быт людей (жилище, одежда, предметы быта,
Традиционные блюда); развлечения людей (игры, песни, хороводы).
Природа Липовой горы, лесостепной зоны: растительный и животный мир, водоемы.
Знаменитые земляки: участники войн, писатели, народные умельцы.
Дружная семья народов: традиции представителей разных национальностей
(национальная одежда, игры, блюда национальной кухни)
Сроки проведения: 2012-2013г.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения: детско-родительский проект.
Ожидаемые результаты:
Сформированная система представлений об истории, культуре, традициях,
Природе родного края и чувство гордости, любви к малой родине.
Осознанно уважительное отношение к культуре, труду, традициям тружеников села.
Развит опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Актуальность проекта.
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Лю-
Бовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огром-
Ную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения
Знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных ка-
Честв является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села с Ро-
Диной в целом.
Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу
Необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых
определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Обоснование:
В ходе экскурсий по селу и за его пределы, рассматривания фотографий, бесед о жизни односельчан у детей возникли самые разнообразные вопросы:
Как и когда появилось наше село?
Как жили люди в прошлом, чем они занимались?
Чем знаменит наш край?
Каковы особенности природы нашего края?
Какие народности проживают на территории района?
Решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы. Поэтому и был разработан проект «Моя малая родина ».
Проектная идея : Создать на базе группы центр краеведения ДОУ.
Задачи проекта : 1.Формировать систему представлений об истории развития села, о природе и населении родного края. 2.Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативную компетентность. 3.Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. 4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.
Гипотеза : В процессе приобщения к истории, культуре, природе ближайшего окружения, у воспитанников будет развиваться чувство любви к родному краю, к Родине.
Критерии отслеживания результативности:
- Сформированные представления у детей об истории, культуре, природе родного края.
- Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
- Любовь к Родине, уважение к труженикам села.
Способы оценки : наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.
Материалы и оборудование :
Справочная и художественная литература.
Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии уголков природы, учреждений и организаций с.Ст.Ермаково, альбомы).
Предметы быта крестьянской семьи.
Таблички-указатели с названиями предметов.
«Паутинка» по проекту « Моя малая родина ».
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
Подготовительный этап | |||
Экскурсии по селу, в музей, на природу | педагоги | август-сентябрь |
|
Рассматривание семейных фотографий | педагоги | сентябрь |
|
Работа с фотоальбомом «с.Старое Ермаково». | педагоги | октябрь |
|
Беседы о жизни односельчан | педагоги | октябрь- ноябрь |
|
Родительское собрание «Участвуем в проекте «Моя малая родина » | педагоги | август |
|
Этап формулирования проблемы | |||
Осознание и личностное восприятие проблемы: недостаточные, обрывочные представления об истории, культуре, природе родного края. | август-октябрь |
||
Постановка цели: Пополнить и систематизировать знаний об истории, культуре, природе родного края. Создать центр краеведения. | Педагоги, воспитанники, родители | в течении учебного года |
|
Формулирование задач: - Узнать о возникновении с.Старое Ермаково - Узнать о труде людей в прошлом, сравнить с трудом в настоящее время - Больше узнать о знаменитых людях села - Расширить представления о природе и населении | Педагоги, воспитанники, родители | в течении учебного года |
|
Этап практической деятельности | |||
Формирование групп детей по интересам, распределение тем для исследования. | Воспитанники | сентябрь |
|
Тема: История | |||
Экскурсия в школьный музей и уголок татарской избы. | Педагоги, воспитанники, родители | октябрь |
|
Работа со справочником дошкольника «История», книгой «История с. Ст.Ермаково », энциклопедиями. | Педагоги, воспитанники | октябрь- декабрь |
|
Сбор предметов быта для центра краеведения. - Сбор иллюстраций, отражающих быт и труд людей прошлого. | Педагоги, воспитанники, родители | в течении учебного года |
|
Разучивание народных песен, танцев, хороводов, игр. | Педагоги, музыкальный руководитель, воспитанники, родители | октябрь-ноябрь |
|
Беседы о труде людей в прошлом, необходимых орудиях труда. | Педагоги, воспитанники, родители | сентябрь |
|
Тема: Природа. | |||
Экскурсия на Липовую гору. | Педагоги, воспитанники, родители | сентябрь |
|
Беседы о природном окружении «Смешанный лес и его обитатели», «Обитатели реки Сок», | октябрь |
||
Работа с атласом Самарской области» | октябрь |
||
Сбор природного материала, создание гербариев. | сентябрь октябрь |
||
Работа с энциклопедиями животных. | октябрь-декабрь |
||
Тема: Славные земляки | |||
Беседы об участниках-земляках ВОВ | Педагоги, воспитанники, родители | апрель- май |
|
Знакомство с творчеством поэта Шарафутдинова С. З., писателей Зыя Ярмяки, Халика Садри | Февраль- март |
||
Встречи с интересными людьми: - Рафиков Н.А.– мастер по изготовлению сундуков | Педагоги, воспитанники | февраль |
|
Мастер-класс по вышиванию татарских национальных орнаментов- Яриахметова Ф.Ш. | Воспитанники и педагоги | март |
|
Тема: Достопримечательности с. Ст.Ермаково | |||
Экскурсии по улицам села: - в Дом культуры, в библиотеку - к памятникам героев - в исторический музей | Педагоги, воспитанники, родители | В течении года |
|
Беседа «Моя улица» | Педагоги, воспитанники | октябрь |
|
Составление рассказов «Село родное» | Воспитанники | октябрь |
|
Тема: Культура, традиции народов | |||
Беседы о жизни, традициях народов, проживающих в с.Ст.Ермаково (татары, русские) | Педагоги, воспитанники, родители | ноябрь |
|
Праздник урожая – «Сумбуля» «Детский Сабантуй» | октябрь май |
||
Сладкие вечера - рассказы мам о национальной кухне (русской, татарской и угощение национальными блюдами. | ноябрь |
||
Заключительный этап | |||
Оборудование центра краеведения: - расстановка предметов быта в «Татарской избе» - оформление табличек-указателей | Педагоги, воспитанники, родители | апрель |
|
Конкурс «Знатоки нашего села» | Педагоги | ||
Презентация проекта «Моя малая родина» | Педагоги, родители, дети |
Качественный анализ изменений, происходящих в ходе работы с детьми, показал следующее:
Удалось уточнить и систематизировать знания детей об объектах и явлени- ях природы, способствовать развитию словесно-логического мышления и развитию эмоциональной сферы детей.
Видна положительная динамика в изменении отношения дошкольников к окружающему миру, развитии экологической культуры, в формировании чувства малой родины и осознания себя частью большой страны, именуемой Родиной.
Данная работа позволяет в полной мере реализовать региональный и частично федеральный компоненты государственного образовательного стандарта.
П амятник родителям Гильмутдину и Парваз которые потеряли на войне
5 сыновей 2 зятьев
Средняя школа села Старое Ермаково
Вид села с Липовой горы
Национальное блюдо - бавырсак
испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; Место работы родителей, значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности по дому, в детском семья» саду. Место проживания: город, микрорайон, некоторые достопримечательности города. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Этапы реализации проекта Выявление проблемы, формирование цели и задач. Разработка проекта. Подбор методической литературы. Создание в группе предметно – развивающей среды. Выполнение проекта. Практическая часть. Итоги и презентация проекта. Основные направления реализации проекта Разработать и организовать все виды детской деятельности по блокам: Формирование знаний о семье «Мой дом», «Моя улица», «Мой город» II. Организовать творческую деятельность детей, родителей, воспитателей. Работа с родителями: Консультации на тему: «Безопасность на дорогах», помощь родителям в создании фотоальбомов «Мой любимый город», «Моя семья» Предложить родителям вместе с детьми посетить памятники, красивые места нашего города. Дать рекомендации о книгах и мультипликационных фильмах на тему патриотического воспитания детей.