→ Семинар практикум по экологическому воспитанию. Семинар-практикум для педагогов "от экологии природы к экологии души". Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами»

Семинар практикум по экологическому воспитанию. Семинар-практикум для педагогов "от экологии природы к экологии души". Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами»

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Цель : развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность

в сфере экологии ; повысить профессиональное мастерство педагогов

и эффективность их процессуальной деятельности, активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов и установить тесное

сотрудничество между ними.

Подготовка к семинару – практикуму :

1. Подобрать вопросы для деловой игры , составить конспект.

2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара .

План проведения семинара .

1. Сообщение по теме : « Роль игры в экологическом воспитании дошкольников » .

2. Экологическая разминка .

3. «Таинственный конверт» .

4. Музыкальная пауза.

5. «Поговорим о принципах обучающих игр» .

6. «Подвижные игры и экология » .

7. «Художники» .

8. Заключение.

Вступительное слово.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю :

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

(М. Романова)

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях « экологическое образование и воспитание » , « экология души » , « экология человека » и некоторых других.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования . При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей , насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания .

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека . В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний , норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней , активность в решении некоторых экологических проблем . При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сегодня я предлагаю поговорить о роли Игры в экологическом воспитании дошкольников .

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры , дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей , расширению их представлений о мире.

В работе с дошкольниками , по экологическому воспитанию , должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры , театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей , т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры . Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры . В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры , который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры , вызывающей эмоциональный оклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания , вызвавшие эмоциональную реакцию у детей , скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними .

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания , развития познавательной деятельности. Игры проводят во время непосредственно-образовательной деятельности, на экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры , применяемые во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах , игра, обычно, занимает всю непосредственно-образовательную деятельность, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является ее частью и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры , в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду.

В средней группе , играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д., в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям) . Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры , в которых нужно объединять предметы по общему признаку : назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии . Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила : он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности : дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегают к помощи какого-либо сказочного героя, например : старичка-Лесовичка, Листовичка, старичка-Боровичка, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Веселые грибочки", "Осенняя полянка", "Построим домик Листовичкам", "Приготовим вкусное лекарство для зверей," и т. д.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Детям очень нравятся игры , участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.

Знания, полученные на непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в виде игры , дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала : учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитателям необходимо это учитывать как самим, так и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой . Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому , что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Старший воспитатель . Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку : если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах по проведению дидактических игр и упражнений по экологии – зеленую ; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при их планировании и проведении – красную.

Воспитатели выполняют задание .

Старший воспитатель На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим фишки желтого и красного цвета, поэтому, думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно .

Что же такое экология ?

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Старший воспитатель . В качестве небольшой разминки, я предлагаю вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии .

НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ

Старший воспитатель А сейчас, объединитесь, пожалуйста, в две группы.

Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат наборы картинок, необходимо рассмотреть картинки и придумать дидактическую игру,определить цель, игровое правило и возрастные критерии )

Старший воспитатель . Что же, устали вы чуть- чуть?

Предлагаем отдохнуть!

Музыкальная пауза. (Музыкально-дидактическая игра «У бабушки Нюры»

Задачи :

2. Прививать детям любовь к домашним животным и птицам.

Материал : кубик, на грани кубика наклеиваются картинки с изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака, корова и девочка) .

Ход игры:

Ведущий и дети (воспитатели ) стоят в кругу.

Ведущий поет песенку :

У бабушки Нюры

Петух есть и куры,

И собачка Жучка, и кошка Мяучка.

Корова Буренка,

И внучка Настенка.

Играющие передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, все произносят текст :

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Игрок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Ведущий спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Все отвечают. Ведущий предлагает игроку, который бросал кубик, показать голосом, как поет животное или птица. Для этого он читает такие строки :

В. Петух кукарекает

Звонко, протяжно

В. Кудахчут две курочки

Громко и важно :

И. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! (подражает голосу курицы) .

В. Замяукала жалобно киска :

В. Корова запела

Долго и громко :

В. А что же Настенка

Ребятам сказала?

Игрок сам придумывает и дает ответ.

Все участники рассаживаются на свои места.

Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.

Дидактическая игра – это и метод обучения, и метод самостоятельной деятельности. Она способствует формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы и. т. д.

Напомним вам 5 принципов обучающих игр :

Дидактическая игра не должна быть трудной.

В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия

Ребенку важно до трех лет усвоить некоторые фрагменты игры , в которые затем вольется последующий развивающий материал.

Заметив угасание интереса ребенка к дидактической игре, необходимо переключить его внимание, т. е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.

Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т. е. не пугаться заглядывать вперёд, в неизвестное для малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы :

* Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?

(Воспитатель руководит и учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями).

* Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей , оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).

Вед. Хорошо, а теперь немного поговорим о подвижных играх. Подвижные игры являются наиболее эффективным средством экологического образования младших дошкольников , так как они познают окружающий мир, непосредственно соприкасаясь со всем его многообразии, лично, а, не опосредованно участвуя в познании природы.

В играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с природой, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т. д.

Игры с имитационно-подражательными действиями, занимают особое место в программе еще и потому, что в них дети глубже усваивает полученные теоретические знания, а положительный эмоциональный статус практических занятий стимулирует у них устойчивый интерес к дальнейшему изучению окружающего мира.

Старший воспитатель . Мы с вами дети и продолжаем играть.

Подвижная игра «Снежинки»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и. п. То же - в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

М. Лесна-Раунио

Старший воспитатель Воспитатель профессия творческая и я предлагаю вам следующее задание.

«Художники»

На листах кляксы. Превратите их в животное или растение. Время превращения 5 минут.

(Воспитатели рисуют , а затем рисунки выставляются на магнитную доску).

Старший воспитатель Наш семинар подошел к концу и я бы хотела, что бы вы вновь подошли к доске и выставили фишки оценив свое участие в семинаре , зеленая- я был активен в ходе занятия, желтая-старался быть активным, но не хватало знаний, красная-многие вопросы мне не понятны.

Спасибо за участие, надеюсь что вопросы, поднятые на данном семинаре , помогут нам в дальнейшей работе.

И хочется закончить работу нашего семинара словами гимна дошкольных работников , написанного муз. руководителем Анисимовой, слегка перефразировав его :

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала ,

Не наукой, а частью души!

Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»

Воспитатель первой квалификационной категории Буслаева Т.Ю.



Цель : Повысить компетенцию педагогов в сфере экологического воспитания детей

  • Задачи:
  • 1. Выявить уровень подготовленности педагогов по вопросам охраны природы;
  • 2. Развивать познавательный интерес и навыки коммуникации у педагогов;
  • 3. Воспитывать любовь к окружающей природе;
  • 4. Способствовать большему сплочению коллектива через игры-тренинги;
  • 5. Показать примеры для практической работы с родителями и детьми.

  • Экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию . Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей ребенка и его отношение к окружающему миру и самому себе . Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений, формирование человека нового типа с экологическим мышлением , способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают знания , если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.
  • В детском саду экологическое воспитание способствует:
  • - формированию начальных представлений о природоведении;
  • - формированию уважительного отношения и интереса к природе.
  • До тех пор, пока воспитатель не будет сам экологически грамотен , не в его силах будет сформировать сознательную личность. А подспорьем в этой области станут образованные родители, именно поэтому работа проводится в нескольких направлениях: педагоги, родители и, конечно же, дети.

  • - игры;
  • - занятия и беседы;
  • - проведение праздников природной тематики;
  • - проведение родительских собраний посвященных определенной теме;
  • - прогулки с наблюдением за окружающим миром;
  • - выставки совместного творчества детей и родителей;

  • Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов
  • Конкурс на самую лучшую кормушку
  • Привлечение родителей к рисованию стенгазет
  • Совместное озеленение территории детского сада,
  • Раздача красочных буклетов «Берегите природу»

Практическая часть

Визитная карточка

Уважаемые педагоги, предлагаю вам начать практическую часть нашего семинара . В течение 2 минут придумайте название команды и визитную карточку


Разминка

Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы

  • Что же такое экология ?
  • Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого юного возраста?
  • Какова роль педагогов и родителей в прививании основ экологического воспитания ?
  • Приведите примеры взаимодействия родителей и ребенка в процессе экологического воспитания
  • Назовите составляющие предметно - развивающей среды, используемые для экологического воспитания малышей в детском саду
  • Перечислите устные методы
  • Перечислите практические методы экологического воспитания малышей
  • Перечислите формы организационной работы с дошкольниками
  • Какие условия, необходимо создать в детском саду для организации правильного экологического воспитания детей ?
  • Что необходимо разместить в уголке живой природы?

  • Еще в древности люди научились взаимодействуя с природой, предсказывать погоду. Народные приметы в прогнозировании погоды позволяют обеспечить связь поколений и воспитать уважение к традициям. И так:
  • Паук плетет большую паутину
  • Греется уж на дороге
  • Птицы низко летают
  • Черемуха в цвету
  • Если утром трава сухая
  • Перед дождем цветы
  • Ворона кричит зимой
  • Лягушки квакают
  • Воробьи купаются в пыли
  • Звезда рядом с луной
  • Звезды сильно блестят
  • Сверчок стрекочет

  • А) Вашему взору предстает картина: на лавочке разговаривают две мамы, в это же время их детки топчут саженцы цветов неподалеку. Как вы думаете, почему это происходит? Как вы поведете себя в этой ситуации, пройдете мимо или остановитесь?
  • Б) Во время дневной прогулки, девочка играла в песочнице и не услышала, когда воспитатель позвала детей. Педагог построила малышей и повела их в группу. Девочка увидела, что все уходят и побежала догонять, споткнулась о ведерко и упала. Назовите ошибки воспитателя и его дальнейшие действия.

  • Без сомнения, профессия воспитателя подразумевает под собой неограниченную фантазию и море выдумок. Вашему вниманию представляется творческое задание. Каждая команда получает пословицу и рисует ее так, чтобы соперники смогли понять, какая именно пословица изображена на рисунке

  • 1) Весна красна цветами, а осень - снопами.
  • 2) Что летом родится- зимой сгодится.
  • 3) Яблоко от яблони недалеко падает.
  • 4) Береги нос в сильный мороз.

  • Каждая команда исполняет отрывок из песни о природе

  • 1. Один из степных грызунов.
  • 2. Очень крупный орёл, размах крыльев которого достигает двух метров.
  • 3. Бури в степи.
  • 4. Самый мелкий из журавлей, с пучками длинных белых перьев по бокам головы.
  • 5. Горячий сухой ветер в степи.
  • 6. Насекомое-опылитель.
  • 7. Красивый степной цветок, цветущий до наступления летней жары.


Заключение:

На этом разрешите закончить наш семинар-практикум , надеюсь, что каждый из вас освежил в памяти старые и почерпнул для себя новые знания

Желаю успехов в нелегкой, но такой увлекательной и интересной работе педагога-воспитателя!

Спасибо за внимание!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание - экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи: Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада; Разработать план работы педагогов в данном направлении; Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ. Участники семинара: педагоги МДОУ, родители. Ход семинара - практикума: Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя... «Творческая мастерская» Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). (Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

2 Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану: 1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.). 2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами способы реализации и достижения результата. 3. Возраст детей, для которых он предназначен. 4. Где расположен и как оформлен. 5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов указать названия животных, растений). 6. Зонирование помещения (если это требуется). 7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.) Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов. Ведущая: Подведя итог-выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МБДОУ, так и внутри ее. Педагогическая змейка: Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

3 (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами). Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании * используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);» в) в здании детского сада. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав),

4 мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране» дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада). «Конструкторы». Ведущая: Каждая команда получает два общих задания: Разработать схему экологической тропинки на территории МБДОУ;

5 Разработать схему экологической тропинки в учреждении. На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы. По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы на территории МДОУ. Этапы создания и оформления тропинки Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей: > детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

6 Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада). Основные мероприятия, направленные на создание экологической тропы в МДОУ. 1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки. 2. Старшим воспитателем и творческой группой разрабатывается дизайн остановок будущей экологической тропы. * 3. Воспитателями средней группы разрабатывается дизайн экологической сферы внутри дошкольного учреждения. 4. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории детского сада.


МБДОУДС 4 «Семицветик» г. Сасово. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» Провела: воспитатель Гуськова И.А. Дата проведения: 16 апреля

Экологическая тропа в детском саду Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенкадошкольника, воспитание начал экологической культуры Задачи: Развитие познавательного интереса

Презентация проекта «Экологическая тропа в детском саду» Выполнила: воспитатель Карпова Л.В. 2018г. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

МКДОУ д/с 5 «Ласточка» Проект «Растения детского сада» (2-ая младшая группа) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Черноусова В.Н. Г.Лермонтов 2014 Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Веснина Елена Александровна воспитатель МКДОУ 7 «Чебурашка» г. Мирный, Архангельская область ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ДЕТСКОМ САДУ Аннотация: в статье описывается опыт приобщения детей

2013г. ВВЕДЕНИЕ Путеводитель по тропе «Тропа удивительных открытий» составлен так, чтобы его материалы могли использовать воспитатели ДОУ при проведении экскурсий с детьми дошкольного возраста. Основное

Проект «Путешествие по экологической тропе» ГБОУ СОШ с. Пестравка структурное подразделение детский сад «Колосок» Авторы презентации: Лахула Татьяна Николаевна Гофман Тамара Николаевна Паспорт проекта.

Выполнили воспитатели старшей группы «Солнышко»: Чичаева Н.А Каширина Е.А Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 12 «Орлёнок» г.лобня В.С.Тихомирова Приказ от «Добро пожаловать в страну «Экология» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРЕДНЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Использование проектного метода в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Полуэктова М.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 8 «Черемушка»» г. Тотьма

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА специально оборудованный учебный маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ Из опыта работы инструкторов по физическому воспитанию Колесниченко С.Г. и Панченко Н.Г. МБДОУ «Центр развития ребенка 2» ТУРИСТИЧЕСКИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 18 «ЖУРАВЛИК» «Реализация проекта по созданию природного развивающего комплекса «По Югорским тропинкам» на

Энциклопедия безопасного поведения Раздел: Ребенок и природа «Береги свою планету ведь другой на свете нет» Старшая группа «Теремок» Воспитатель: Юстенюк Т.В. Цель - развитие основ экологической культуры

Экологическая тропа Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность

Экологическая развивающая среда в ДОУ как одно из важных условий реализации системы экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание «это формирование у детей экологического сознания

Пермский край, Краснокамский муниципальный район МБДОУ «Детский сад». 15 «В гостях у осени» педагогический проект для детей старшей группы с ЗПР Разработали. Воспитатели: М.Е Улитина Т.М.Гребенникова Учитель-логопед:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 36 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭКОЛОГИЮ Антропова Светлана Александровна Цель: -дать практическую направленность экологическим знаниям

Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребительское

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

План мероприятий в рамках Года экологии (2017) в МБДОУ детском саду «Ладушка» п/п Дата Мероприятия проведения 1. Работа с педагогами Ответственные 1.1 Оформление выставки методической литературы и пособий

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ «Соболенок»: Морокова Т.К. Актуальность Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Разработали: творческая группа педагогов МБДОУ детский сад 15 «Теремок» г. Котовск 2012г. Цель проекта: создание единого эколого-развивающего пространства посредством взаимодействия с образовательными

Утверждаю: Заведующий МКДОУ Савкинский детский сад Приказ 28 от 27.05.2015 /Н.И.Погорелова/ Перспективное планирование на летне оздоровительный период на 2015г Цель работы: Сохранение и укрепление физического

МДОУ Детский сад 101 «Проект - Экологическая тропа в ДОУ» Подготовил: Корнилова В.М. воспитатель высшей категории Тверь, 2016 Тайны живой природы Цель проекта: создание условий в ДОУ для формирования у

Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье Автор проекта: Чемакина В.С., МБДОУ «Детский сад 12» г. Торжок, Тверская область Аннотация Потребительское

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ по формированию экологической культуры дошкольника МАДОУ ЦРР д/с 20 «Дюймовочка» Учитель экологии Гоголинская Наталья Александровна «Маленький ребёнок познаёт мир с открытой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Приложение 1 «Утверждаю» Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ Л.Н. Батурина Рабочая программа ознакомительного

В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 96 «Ботанический» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по РППС ДОУ по экологическому воспитанию

Центры познавательноисследовательской деятельности на территории ДОУ Мельникова Елена Борисовна Старший воспитатель МБДОУ ЦРР «детский сад 217» г. Барнаула Одним из способов создания единого образовательного

МЕСЯЦ МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЬ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СЕНТЯБРЬ Изготовление с детьми книжки малышки «Путешествие осеннего ли сточка» Закрепление представлений детей о характерных признаках

Экологический проект по созданию условий для экологического воспитания детей на прогулочной площадке Воспитатель МКДОУ «Детский сад 5 «Орешек» Коркмазова Мира Аскербиевна г. Черкесск 2016 Экологический

Администрация Дмитровского муниципального района Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ИДА 2 «ЖЕМЧУЖИНКА» 141800, г. Дмитров, мкр. Аверьянова,

План мероприятий в рамках проведения «Года экологии» на 2017г. Мероприятия Срок проведе ния Работа с педагогами 1 Разработка Плана мероприятий и рекомендаций для воспитателей по проведению в 2017 году

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 5 «Золушка» Доклад на тему: Развитие нравственных представлений у дошкольников в процессе общения с природой родного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО КРАСНОЕ!» ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:

Работа с кадрами 1 Знакомство педагогов с Указом Президента РФ и Указом Президента РБ об объявлении 2017 Годом экологии январь Заведующий 2 Составление плана работы по Заведующий январь «Году экологии

«Современные педагогические технологии в практике работы педагога дошкольном образовательном учреждении по этнокультурному направлению» Ефремова Л. А. воспитатель МДОУ «Детский сад 32 комбинированного

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Материалы подготовила воспитатель 1 кв. категории Губренко С.Г. Санкт Петербург, Колпино 2018 Цель: объединить

План мероприятий в рамках Года экологии, организуемых в МБДОУ ЦРР 5 в году в рамках экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем» п/п Мероприятия 1 Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Проект «Книга - лучший друг ребят» Подготовила: Фендрикова Елена Лаврентьевна Воспитатель МБДОУ 1 «Солнышко» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

Ландшафтный дизайн участка МДОУ детского сада 5 Наш детский сад 5 расположен в зелёной зоне города Хвалынска. Благоприятная экологическая обстановка и выгодное месторасположение дошкольного учреждения

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 3» Адрес: г. Биробиджан, ул. Пионерская, на карте) д. 88/а (см. Телефон: 33-7-33, 33-7-67 Сайт: http://raduga03.ucoz.ru/ ФИО руководителя

Проект «Мир цветов». Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители. Тип проекта: познавательно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Г.ГУЛЬКЕВИЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН Проект «Путешествие по страницам сказок писателя В.В.Бианки» Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Условия реализации экологического воспитания в МБДОУ 357 г. о. Самара Выполнила: Берняева В. Е. воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад 9 «Малышок» города Вольска Саратовской области ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Тропою познания и открытий» (срок реализации

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

v Развивать познавательный интерес у педагогов;

v Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

1. Актуальность проблемы.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

3. Задание «Рассуждай-ка».

5. Консультация для воспитателей: «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность »

6. Это интересно знать.

Ход семинара

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников, и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.,– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),

– опыты, поисковая деятельность,

– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

– экологические тропы,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.

2. Задание «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т. д.

«Что должно быть в природном уголке?»

Игрушки (аналоги животных)

Ведро детское (1-2 л)

Лейка детская (1-2 л)

Лопатки-рыхлители, палочки

Опрыскиватель

Щеточки, широкие кисточки

Фартуки клеенчатые/ тканевые

Уголь древесный

Совки для мусора

Календарь наблюдений за неживой природой

Набор картинок: животные, птицы, насекомые, цветы(растения), овощи, фрукты, времена года

Оборудование для игр с водой

Детские работы соответствующей тематики

Детская литература

Секаторы или ножницы

Гербарий

1-я младшая группа

Аквариум (золотая рыбка, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин , фикус, хлорофитум, кливия, бегония.

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко)

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал (домашние животные, книги с иллюстрациями животных)

Материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки)

Лейки, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

2-я младшая группа

Аквариум (1-2 золотые рыбки, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, примула, герань, колеус, бегония.

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал с изображением диких и домашних животных, птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь), книги с иллюстрациями животных и птиц.

Альбомы «Времена года»

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда)

Материал для развития трудовых навыков: шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки

Инвентарь: лейка, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

Средняя группа

Аквариум (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась)

Комнатные растения 5-6 видов: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко)

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календари погоды и природы

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы» и др.

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, глина, песок)

Материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал (флакончики, крышки, коробочки)

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Старшая группа

Аквариум (вуалехвост, телескоп, монетка, гуппи, меченосец, скалярия)

Комнатные растения 7-8 видов по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, кливия, герань, бегония, примула, традесканция, драцена, колеус, плющ, комнатный виноград

Овощи и фрукты (огурец, помидор, лук, картофель, свекла, морковь, капуста, репа, болгарский перец; яблоко, груша, слива).

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения», «Животные жарких стран» и др, альбомы, рисунки и поделки детей)

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, лупа, глина, песок, земля).

Материал для развития трудовых навыков: природный: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений) и бросовый (флакончики, крышки, баночки, коробочки).

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ножницы для обрезки растений ящики и стаканчики для посадки рассады

Это интересно знать. Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы . Они звучат так:

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта , когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 городского округа Самара

Экологический семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Экологический мост»

Подготовила и провела:

воспитатель

Андреева Татьяна Васильевна

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:

Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

Экологический тренинг для педагогов.

Представление названия команды.

Разминка.

Блиц – конкурс

Решение педагогических ситуаций

Кроссворд “С днем рождения, земля!”

Творческий конкурс.

Музыкальный конкурс.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

 

 

Это интересно: