→ Сведения характеризующие семью. Общая характеристика семьи. Характеристика семьи: образец

Сведения характеризующие семью. Общая характеристика семьи. Характеристика семьи: образец

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

Как и для всех видов подобных документов (от школы, для учащегося, для получения финансовой помощи, если речь идет про многодетную семью) она должна содержать определенный список требований (образец представляется). Характеристика должна быть составлена в корректной форме, сдержанной, конкретно описывать ситуацию в семье и написанной в настоящем времени от имени третьего лица. Все факты, которые содержит характеристика, описываются не на основании эмоций, а существующего положения вещей и реальной обстановки.

Инструкция

Для написания положительной характеристики на семью понадобится:

  1. Наблюдать за семьей, проводить личные беседы с каждым из ее членов, наносить визиты и записывать итоги о проделанной работе.
  2. Наличие закона о семье.
  3. Отзывы о каждом из родителей от учителей (они подробно должны рассказать о жизни каждого из воспитанников) о том, какое отношение в семье к ребенку (детям) и справляются ли родители со своими обязанностями.
  4. Другие мнения.

Для того чтобы характеристика семьи была составлена грамотно, требуется образец и выполнение следующего ряда действий:

  • указать личные данные каждого члена. Например: отец – Сидоро в Александр Константинович, возраст – 39 лет, образование – высшее (экономическое). Мать – Сидорова Наталья Леонидовна, Возраст – 37 лет, образование среднее специальное. Сын – Сидоров Алексей Александрович, возраст – 14 лет, образование – учится в школе;
  • описать структуру (функции защищенности, стабильности, открытая семья или скрытая, духовнаяиморальнаястороначленовсемьи, досуговая и рекреационная функции);
  • следующий пункт – психологический климат и совместимость по психотипу ее членов, т. е. характер, темперамент, положительные и отрицательные стороны каждого члена;
  • определение родительской позиции, в которой должны быть раскрыты цели взрослых членов семьи, проблемы в их достижении (указания способов их решения). Этоэтапсчитаетсяоднимизглавныхвпроцессеформированияхарактеристики;
  • в завершающей части составления важную роль играет поведение и позиция ребенка (детей) в семье. Четко отмечаются его степень доверия к взрослым (родителям), цели и стремления, способы их реализации, его успехи как учащегося и общее психологическое состояние здоровья.

Характеристика семьи: образец

Общие данные
Мать – Наталья Леонидовна.

Возраст – 37 лет.

Образование – среднее специальное.

Отец – Александр Константинович.

Возраст – 39 лет.

Образование – высшее экономическое.

Сын – Алексей Александрович.

Возраст – 14 лет.

Образование – учится в школе.

Структура

Семья характеризуется как полную, с мужским ролевым началом. Малодетная семья, гомогенная, с ярко выраженным патриархальным направлением, имеет скорее скрытую структуру.

Функции четко распределены: финансовое обеспечение и планирование досуга выполняет отец, хозяйственную, бытовую и в большей мере воспитательную – мать. Эмоционально-терапевтическая функция выполняется грамотно и стабильно, ребенок видит авторитет в лице родителей, и его проблемы решаются сообща. Функция защищенности удовлетворительна, отсутствует дефицит любви со стороны обоих родителей. Мать домохозяйка, постоянно находится дома. Отец работает по месту и часто бывает дома. Досуг проводят вместе.

Семья не имеет финансовых трудностей, средний доход на одного члена семьи достаточно высокий. В квартире есть необходимая бытовая техника и приборы, облегчающие ведение быта.

Существуют неизменные традиции в семье (праздники отмечаются вместе, поездки на отдых также). С родственниками видятся редко, но поддерживают связь.

Психологическая совместимость

Видимых разногласий в интерпретации базовых ценностей не обнаружено. Ролевые ожидания в семье вполне оправданы. Стандартные стереотипы поведения у всех членов семьи, отклонений нет.

Психологический климат

Вероятнее всего, благоприятный климат, не замечено тенденции к усилению конфликтности и нервозности. Все члены семьи довольны социальным статусом.
Лидирующую позицию занимает отец как кормилец и организатор. При решении острых вопросов или проблем семья собирается полным составом на семейный совет.

Характеристика ребенка: образец

Нарушений или отклонений в физическом и психическом развитии не замечено.
Воспитанием ребенка занимается мать, так как отец меньше времени проводит дома (в связи с работой). Ярко выраженного влияния со стороны матери не наблюдается. К ребенку не предъявляются завышенные требования, особых разногласий в этой сфере нет. Стиль воспитания в семье – демократический. Ребенок самостоятелен в принятии многих решений, но все в пределах разумного. Личное время проводит с друзьями или в кругу семьи, его мнение не подавляется никем из родителей. Обучение в школе контролируется не очень жестко. Проявление конгруэнтности и эмпатии к ребенку высокое, придирок и критики в его адрес не замечено.

Подросток не испытывает трудностей в обучении или общении со сверстниками. Антисоциальных личностей в кругу его друзей не наблюдается. Ребенок коммуникабелен и отлично ориентируется в повседневной жизни среди людей. Образец для подражания – отец.

Позиция ребенка в семье

Подросток одинаково доверяет обоим родителям, между ними практически не бывает конфликтов (за исключением мелких бытовых). Мать проявляет большую эмоциональную привязанность к ребенку, поэтому между ними нет секретов и скандалов. Отец также не конфликтует ни с кем из членов семьи, имея покладистый характер. Сын имеет равноценную с родителями позицию, принимая решения вместе с ними относительно возникающих проблем в быту или в общении.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленными, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый -формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.

Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата в семье.

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.

Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношений оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами. Это особенно четко вырисовывается, если посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они (судя по результатам многих исследований) особенно ценят трудолюбие родителей, их активное участие в общественной жизни, а также внутрисемейные отношения, которым присущи дружба, коллективизм, сердечность и доброта, взаимная доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов. Подлинная духовная близость детей с родителями старшими - это такое отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая, все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирования личности.

Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив.

Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.

Конфронтация как тип отношений в семье - это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей.

Существование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений - невмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним - психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент как, общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя принципиальность, ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту.

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Первой формой общественного регулирования половых отношений считается, дуально-родовой, или групповой брак, характерный для стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия). То есть групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрило-кальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается, дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

Заключение брака - один из основных параметров брачности, а прекращение, брак - разводимости и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографический процесс.

Брачное состояние - это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся: никогда не состоявшие в браке, вдовых и разведенных. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовение происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения, которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.

Учет распределения населения по категориям брачного состояния необходим при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения обычно по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а это приводит к неполной сопоставимости данных из различных источников.

Для понимания термина брачности необходимо иметь представления о таких понятиях, как «брачный рынок», брачный круг, брачный выбор (т.к. от их наличия и формирования зависит брач-ность).

«Брачный рынок» - это термин, применяемый для условного обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зависит от числа потенциальных брачных партнеров в населении на данной территории, его возрастной - половой структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на «брачном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состоящих в браке женщин и не женатых мужчин несколько более старшего возраста. Неблагоприятная ситуация вызывается диспропорцией численность полов, возникающей в результате военных потерь или резких изменений уровня рождаемости, а так же несбалансированных по полу массовых миграций.

Брачный круг - это совокупность возможных брачных партнеров. Брачный круг-определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнеров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар.

На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счет лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнеров, т. е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачного круга лиц другого пола.

Брачный выбор - это выбор брачного партнера в рамках данного брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами доминирующее значение имело социальное положение семьи будущего партнера. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы. Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемых партнеров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных факторов. В современном обществе (когда в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выступают психологически, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучения закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

брак психологический семья

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семья как основная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, ее значение в обществе. Социализирующие функции семьи, основные факторы, влияющие на ее эффективность.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Определение понятия семьи - союза лиц, основанного на браке или родстве, характеризующегося общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью. Влияние семейных отношений на здоровье человека. Тактики воспитания в семье.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Семья в социологии - социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Супружеские и нуклеарные виды семьи и ее функции. Современная семья: основные тенденции развития семейных отношений.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Семья как первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве. Социология семьи. Понятие, диспозиция и виды семейного поведения. Брачное, репродуктивное, социализационное, самосохранительное (экзистенциальное) поведение.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Семья - организованная социальная группа, связанная общностью быта, моральной ответственностью и духовной необходимостью; функции семьи. Классификация современной российской семьи по репродуктивной функции, ее основополагающая роль, смысл и установки.

    реферат , добавлен 09.05.2012

    Сущность гармоничной социализации в процессе развития личности. Взаимосвязь статуса ребенка в детском коллективе со стилем детско-родительских отношений. Семья как основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная взаимной ответственностью.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2011

    Семья как малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Особенности ее исследования в современной социологии, главные цели и задачи в обществе.

    презентация , добавлен 02.11.2016

    Характеристика сущности, форм и типов семьи - группы людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Трансформация семьи и динамика семейных отношений. Важнейшие функции семьи.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Эволюция семейных отношений от первобытной орды до патриархальной семьи. Рассмотрение сущности, специфических признаков и главных функций семьи как социального института. Характеристика основных форм брака - полигамии, моногамии и группового брака.

Характеристика семьи - это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий - это объективность сделанных выводов.

Что нужно для составления характеристики

Характеристика семьи должна быть объективной и информативной. Поэтому перед ее составлением нужно провести основательную работу. Для того чтобы составить такой документ, вам придется выполнить такие действия:

  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.
  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.

Характеристика семьи: образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.

Прочие пункты характеристики

Личные данные - это не более чем формальность. Основные пункты следующие:

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Пример описания структуры семьи

Характеристика многодетной семьи будет существенно отличаться от малодетной или бездетной. Поэтому раздел с описанием структуры просто необходим для составления полной картины. Структура может быть описана, например, следующим образом:

  • Многодетная семья с выраженным патриархальным уклоном. Отец является добытчиком и примером для младшего поколения.
  • Скрытая структура определяет предпочтение семьи проводить свободное время в узком кругу.
  • Финансовую и планирующую функции выполняет отец, а хозяйственную и воспитательную - мать. Отношение к обоим родителям одинаково доброжелательное и уважительное.
  • Воспитательная функция выполняется добросовестно, дети видят в лице родителей неоспоримый авторитет и пример правильного поведения.
  • Функция защищенности выражается в искренней родительской любви и заботе. Дети не боятся рассказывать о своих проблемах.
  • Мать - домохозяйка. Практически все время находится в непосредственном контакте с детьми. Отец работает, но достаточно времени проводит дома.
  • Семья не имеет материальных затруднений, дети и родители обеспечены всем необходимым.
  • В семье есть устойчивые традиции, с родственниками поддерживают контакты, но не видятся.

Пример описания психологического климата

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.

Пример составления характеристики ребенка

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка. По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  • Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.
  • Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.
  • Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.
  • Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.
  • Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.
  • Не замечено придирок и критики со стороны родителей.
  • Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.
  • В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.
  • Ребенок полностью доверяет родителям.
  • По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.

Пример описания родительского отношения

Характеристика семьи для награждения, несомненно, должна служить примером для окружающим. В этом плане крайне важно отношение родителей к ребенку. Описание данного пункта может выглядеть следующим образом:

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Основные функции семьи

Характеристика семьи должна базироваться, прежде всего, на степени выполнения ею своих функций. Анализ стоит вести по таким ключевым пунктам:

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.

Классификация семей

Характеристика семьи составляется с учетом классификационных особенностей. Можно выделить такие признаки и соответствующие им разновидности:

  • По числу детей:
    • бездетная;
    • малодетная (1-2 ребенка);
    • многодетная.
  • По составу:
    • неполная;
    • простая (дети и родители);
    • сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);
    • большая;
    • семья повторного брака;
    • материнская.
  • По структуре лидерства:
    • демократическая (все члены семьи равноправны);
    • тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).
  • По семейному укладу:
    • "отдушина";
    • детоцентрическая;
    • комфортоцентрическая;
    • командная.
  • По однородности (национальность, уровень образования, профессия):
    • однородная;
    • неоднородная.
  • По семейному стажу:
    • молодая;
    • ожидающая ребенка;
    • среднего возраста;
    • старшего возраста;
    • пожилая.
  • По атмосфере и качеству взаимоотношений:
    • благополучная;
    • неблагополучная;
    • устойчивая;
    • нестабильная;
    • организованная;
    • дезорганизованная.
  • По географическому признаку:
    • городская;
    • сельская;
    • отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).
  • По потребительскому поведению:
    • физиологическая;
    • интеллектуальная;
    • переходная.
  • По характеру досуга:
    • открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);
    • закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).
  • По психологическому состоянию:
    • здоровая;
    • виктимогенная;
    • невротическая.

Заключение

Деятельность многих образовательных и социальных учреждений неразрывно связана с таким понятием, как правовые семьи. Общая характеристика составляется на основе тесного взаимодействия непосредственно с членами семьи, а также общения с ближайшим окружением. Грамотно составленная характеристика должна быть абсолютно беспристрастной и отражать не только положительные, но и тревожные моменты.

Моя семья состоит из шести человек. Она включает в себя маму, папу, моего брата, дедушку, бабушку и меня. Мы живём в Одессе, на берегу Чёрного моря.

Описание родителей

Главой нашей семьи является папа. Он упитанного телосложения, среднего роста. Его зовут Алексей. У него зелёные глаза и короткие тёмно-каштановые волосы. Отцу сорок пять лет. Он работает программистом в международной компании. Я тоже хочу стать программистом в будущем. Чтобы приблизить меня к этой цели, папа помогает мне освоить азы написания кода. Кроме того, он свободно владеет английским и всегда помогает мне выполнять домашнюю работу по английскому языку. Мой отец - самый умный в нашей семье. Я хочу быть на него похожим.

Моя мама красивая и стройная. Её зовут Лина. У неё длинные каштановые волосы и серые глаза. По профессии она является экономистом, но сейчас домохозяйка. Она увлекается фитнесом и чтением. Маме тридцать семь лет, она на восемь лет моложе папы. Моя мама - очень добрая и терпеливая. Она всегда интересуется моими делами в школе, ходит на родительские собрания. Мама следит за моей успеваемостью, проверяет уроки и объясняет не понятный мне учебный материал.

Описание дедушки и бабушки

Мой дедушка высокого роста. Его зовут Иван. У него длинные волосы, чёрная борода с проседью, серые усы и большой нос. Дедушке семьдесят лет. Он поэт и является членом Союза писателей. Кроме того, занимается бизнесом. Дедушка - очень уважаемый человек в нашем городе. Его стихи мы даже проходили в школе, когда изучали поэтов родного края. Дедушка любит ездить на дачу. Там он работает в саду и на . Летом и осенью у нас всегда много овощей и фруктов.

Самой пожилой в нашей семье является бабушка. Её зовут Эмилия. Ей семьдесят два года, но выглядит она гораздо моложе. Моя бабушка готовит еду в нашей семье и помогает маме вести домашнее хозяйство. Например, она делает на зиму заготовки овощей и фруктов, которые выращивает на даче дедушка. Моя бабушка очень заботливая и мудрая. Родители всегда прислушиваются к её советам. У бабушки есть хобби - рукоделие. Она вышивает крестиком картины и вяжет спицами тёплые вещи. Ещё бабушка любит смотреть телевизор и всегда интересуется политическими новостями.

Описание младшего брата

Мой младший братик похож на меня. Его зовут Назар. У нас с братом короткие каштановые волосы и зелёные глаза. Но Назарчик младше меня, ему шесть лет. У Назара очень длинные, густые и тёмные ресницы. Он очень весёлый и шустрый. Я провожу большую часть своего свободного от школы времени с ним. Несмотря на четырёхлетнюю разницу в возрасте, Назар - мой лучший друг. Нам нравится вместе смотреть по телевизору мультфильмы, играть в компьютерные игры. Ещё я научил брата играть в шахматы. Назар уже ходит в школу. Он учится в первом классе, а я - в пятом. Мы с братом учимся на отлично. Назар умён для своего возраста. Он задаёт вопросы типа «Какая самая большая звезда в космосе?» Я спрашиваю папу или ищу ответ в Интернете и сообщаю своему братику.

 

 

Это интересно: