→ Семейные отношения. Особенности семейных отношений. Психиатрия позднего возраста - семейная оценка Семья и семейные ценности

Семейные отношения. Особенности семейных отношений. Психиатрия позднего возраста - семейная оценка Семья и семейные ценности

Семейные психотерапевты структурного направления полагают, что оценивание семейных отношений неотделимо от вмешательства. Вместо того чтобы использовать диагностический инструментарий и проводить предварительные интервью (Aponte & Van Deusen, 1981), процесс оценивания интегрирован с психотерапией. Оценка паттернов взаимодействия в семье происходит по мере того, как психотерапевт формирует терапевтическую систему.

Оценивая семейные отношения, психотерапевт пытается расширить концептуализацию проблемы. Семья склонна рассматривать проблему очень узко, сводя ее к алкоголизму или неуправляемому поведению ребенка. Члены семьи надеются, что психотерапевт избавит от симптома одного из них, идентифицированного пациента , не затрагивая паттерны взаимодействия в семье (Minuchin, 1974). Сторонники структурного направления, однако, склонны рассматривать идентифицированного пациента как свидетельство дисфункциональности семейной системы. Безусловно, психотерапевту следует обратить внимание на проблему идентифицированного пациента, но в то же время необходимо увидеть ее взаимосвязь с текущими взаимодействиями в семье.

С. Минухин (Minuchin, 1974, р. 130) выделяет шесть основных аспектов оценки семейного взаимодействия. Он рекомендует психотерапевтам:

1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейного взаимодействия и искать их возможные альтернативы.

  1. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем позволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств.
  2. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям отдельных членов. Семьи располагаются где-то между двумя полюсами, на одном из которых условно находится вмешивающееся поведение с чрезмерной чувствительностью к действиям отдельных членов и заниженным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к действиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза.
  3. Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса.
  4. Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла и выполнение соответствующих этапу задач развития.
  5. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного пациента для поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.

Психотерапевт оценивает семейное взаимодействие путем наблюдения за различными видами поведения. Ценную информацию можно получить, анализируя интонацию голоса, выражение лица, зрительный контакт с остальными членами семьи. Психотерапевту следует быть бдительным к тому, что кто-то из членов семьи мешает говорить другому, и в каких ситуациях это происходит. Кроме того, психотерапевт может поинтересоваться мнением остальных членов семьи относительно проблемы. На основании всей полученной информации выдвигается гипотеза о сути семейной проблемы и лежащей в ее основе структуре системы.


Цели

Выбор целей в структурной семейной психотерапии основывается на выдвинутой гипотезе о сущности проблемы и соответствующей структуре системы (Aponte & Van Deusen, 1981). Психотерапевт осуществляет непосредственное вмешательство с целью изменения паттернов взаимодействия в семье, а следовательно, и устранения усугубляющих проблему поведенческих последовательностей. Таким образом, целью структурной психотерапии является изменение паттернов трансакций. Эта цель является ближайшей и перспективной одновременно, определяя содержание психотерапевтической интервенции.

Следующий пример иллюстрирует процесс выбора цели на основании структурной гипотезы. В нашем примере фигурирует неполная семья, состоящая из 36-летней матери и шестерых детей. Идентифицированным клиентом является 16-летний подросток, недавно вернувшийся из исправительного учреждения, где находился за кражу автомобильных покрышек. Семья проживает совместно с бабушкой по материнской линии с тех пор, как два года назад мать рассталась со своим вторым мужем. На первой же сессии проявился конфликт между матерью и 16-летним сыном. Бабушка пожаловалась, что мать плохо обращается с детьми. Мать сообщила, что до того, как они стали жить с бабушкой, старший сын оказывал ей значительную помощь.

На основании информации, полученной в ходе интервью, психотерапевт формулирует три гипотезы:

  1. Матери необходимо определиться в своей роли.
  2. Мать и бабушка должны четко разделить между собой ответственность (сформировать границы) за воспитание детей.
  3. Матери и 16-летнему сыну следует обсудить свой конфликт, как двум взрослым людям.

В соответствии с гипотезами сформулированы следующие цели:

  1. Мать должна взять на себя ответственность за воспитание детей.
  2. Бабушке следует подыскать себе занятие за пределами семьи.
  3. Мать и 16-летний сын должны прийти к соглашению и покончить с конфликтом.

Краткий обзор способов оценки семейных отношений и выбора цели в структурной семейной психотерапии будет дополнен при дальнейшем обсуждении техники вмешательства.

В наше время, когда ослабевают экономические связи между членами семьи, а развод становится широко распространенным явлением, все большее значение для стабильности семейного союза имеют «чистые отношения» (термин Э. Гидденса) — межличностные отношения, основанные исключительно на взаимной эмпатии и чувстве удовлетворенности супружеством. Поэтому сегодня «взгляд большинства исследователей сосредоточен на утверждении брачной удовлетворенности как важнейшей движущей силы современных брачно-семейных отношений…» .

В то же время следует отметить, что проблема семейного благополучия как производная от межличностных взаимоотношений в семье — далеко не нова. Достаточно вспомнить гениальный роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Осмысливая, от каких обстоятельств зависят супружеские отношения и как они влияют на жизнь и судьбу человека, классик отечественной литературы разделил все семьи на два типа — счастливые и несчастные — и выявил определенную формулу счастливой семьи.

Однако в последние годы проблема межличностного благополучия в российской семье приобрела особую остроту и значимость. На наш взгляд, это связано, по крайней мере, с двумя важными обстоятельствами.

Во-первых, вопрос о характере межличностных отношений в семье, который раньше относился к приватной сфере, в наше время обрел социальное звучание.

Приведем некоторые факты. Статистика подростковых самоубийств свидетельствует, что 62% всех суицидальных действий подростками вызываются семейным неблагополучием .

Качество семейных отношений непосредственно влияет и на здоровье детей. По данным социологических исследований, в семьях, где родители оценивают взаимоотношения как хорошие, 74% детей имеют «хорошее» здоровье, а в семье с конфликтными отношениями супругов — 53%. «Плохое» здоровье у детей отмечено в семьях с напряженными, неровными отношениями (64% против 33% в семьях с нормальными, спокойными отношениями родителей) .

Во-вторых, «удовлетворенность семейной жизнью» влияет сегодня и на демографические показатели.

Низкая удовлетворенность браком приводит к повышению уровня конфликтности семьи, а следовательно, к росту разводов и снижению уровня рождаемости. Результаты социолого-демографических исследований фиксируют, что «удовлетворенность семейной жизнью» является одним из факторов формирования репродуктивных установок россиян.

Данные опроса РГСУ «Семья. Демография. Социальное здоровье россиян» показали, что группа респондентов, которых полностью устраивает их семейная жизнь, демонстрирует самые высокие репродуктивные предпочтения и ожидания: среди них самая большая доля тех, кто намерен иметь не менее 2-х детей (74,6%) и самые низкие доли тех, кто хочет ограничиться одним ребенком (22,8%).

Самая большая доля людей, не планирующих иметь детей, отмечается в группе совершенно неудовлетворенных своей семейной жизнью. Среди них также зафиксирована и самая большая доля тех, кто планирует ограничиться только одним ребенком.

В связи с вышесказанным является актуальным анализ изменений, произошедший в характере межличностных отношений в семье и удовлетворенности браком за последние двадцать, трагических для нашей страны, лет.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что «мощный пресс разрушительных, деструктивных процессов в 1990-е гг. спровоцировал у россиян устойчивый рост неудовлетворенности различными сторонами жизни» .

Однако для нас важно конкретизировать этот факт с точки зрения отношений в семье и выявить основные тенденции этого процесса, а именно:

  • что изменилось внутри семейного союза за прошедшие два переломных десятилетия?
  • уютно ли чувствует себя человек в семье и насколько он здесь счастлив?
  • как повлияло «лихолетье» девяностых на супружеское счастье?

Необходимость ответов на эти и многие другие вопросы делает востребованным анализ факторов, влияющих на удовлетворенность брака.

Оценка семейных отношений

В 2008 г. Академический институт социальных исследований (АИСИ) РГСУ провел всероссийское исследование «Изменение жизни человека на постсоветском пространстве». На основе единой методики и на двух разных контингентах опрошенных, представляющих население России, сравнивались результаты двух репрезентативных исследований образа жизни.

Первое проведено в 1981-82 гг. Институтом социологических исследований (ИСИ) АН СССР (n 1 = 4584), второе — в 2008 г. АИСИ РГСУ (n 2 = 2017). Одним из параметров сравнения выступала субъективная оценка респондентами отношений в семье.

В первом исследовании 1981-82 гг. респонденты оценивали семейные отношения через выбор одной из трех позиций: «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо».

В исследовании 2008 г. россиянам предлагалось оценить отношения, которые в настоящее время складываются у них в семье, через выбор одной из четырех альтернатив:

  • «в нашей семье все любят и понимают друг друга»;
  • «семья у нас хорошая, но ссоры и конфликты, увы, не редкость»;
  • «радости в нашей семье мало, атмосфера напряжённая»;
  • «в нашей семье отношения зашли в тупик, нет согласия и мира».

В нашей интерпретации первая оценка — отношения в семье «хорошие», вторая — «удовлетворительные», третья и четвертая — «плохие». Или так: первая позиция означает, что семья «счастливая», вторая — «конфликтная», третья и четвертая — «несчастная».

Результаты исследования показали, что за период с 1982 по 2008 гг. субъективные оценки семейных отношений снизились. Если в советские времена около ¾ жителей (74,3%) оценивали отношения в семье на «хорошо», то в 2008 г. так ответили менее половины россиян (44,6%).

Рисунок 1 — Оценка отношений в семье
(в % к числу ответивших)

Несмотря на снижение доли «хороших» оценок в 2008 г. по сравнению с 1982 годом, надо признать, что и в 2008 г. россияне довольно позитивно оценили отношения в своих семьях.

В целом, «хорошими» и «удовлетворительными» их считает подавляющие большинство респондентов — 92,7%. И только 7,4% опрошенных дали неудовлетворительные (плохие) оценки.

Почему же при столь позитивном оценивании семейных отношений в нашей стране такой высокий уровень разводов?

Дело в том, что нельзя преувеличивать значение этого субъективного показателя. По мнению психологов, «отношение к собственному браку достаточно сложно и многозначно, кроме того, здесь более, чем где-либо действуют различные механизмы социальной желательности…» .

Кроме того, удовлетворенность собственным браком или позитивная оценка брака — это лишь один из факторов стабильности семьи. В советские годы эстонский ученый Э. Тийт предложил математическую модель стабильности брака. В ней стабильность брака прямо пропорциональна трем фактором: высокой толерантности супругов, высокой связующей силе детей и удовлетворенности браком. То есть, «удовлетворенность браком» занимает только третью позицию в списке факторов, определяющих стабильность семейного союза.

Следовательно, позитивная оценка собственного брака еще не гарантирует прочность семейного союза и невозможность развода.

Факторы удовлетворенности отношениями в семье

Удовлетворенность отношениями в семье зависит от множества факторов (мотивы вступления в брак, стаж семейной жизни, количество и возраст детей, личностные особенности партнеров и их совместимость, семейный доход и т. д.), которые дифференцируются по различным основаниям, например, семейные и внесемейные, брачные и добрачные, объективные и субъективные.

В исследовании «Изменение жизни человека на постсоветском пространстве» внимание сфокусировалось на анализе социальных факторов удовлетворенности семейной жизнью (отметим, что важны, безусловно, и психологические аспекты — любовь, совместимость партнеров, личные особенности членов семьи и т. д. , однако в данном исследовании они не анализировались).

В результате удалось сделать интересные выводы о влиянии жилищных условий, материального положения супругов, состава семьи на оценку россиянами своих семейных отношений.

Влияние жилищных условий

Исследование показало, что известная поговорка «с милым и рай в шалаше» сегодня не работает. В современных условиях качество жилищных условий заметно влияет на характер межличностных семейных отношений, на удовлетворенность браком.

Так, по результатам опроса 2008 года, самыми счастливыми оказались семьи с хорошими жилищными условиями. При среднем показателе «счастья» в 44,6% в группе респондентов с хорошими жилищными условиями этот показатель увеличился до 58,4% (рис. 2). При этом совокупная доля несчастных семей в этой группе составила 5,8%, что меньше среднего показателя.

В группе респондентов с плохими жилищными условиями доля счастливых семей уменьшилась по отношению к среднему показателю до 36,8%, а доля «несчастных семей» увеличилась почти в два раза по сравнению с аналогичным средним показателем и составила 13,6%.

Доля же «конфликтных» семей с удовлетворительными жилищными условиями заметно превысила долю «конфликтных» семей с хорошими жилищными условиями.

Рисунок 2 — Оценки отношений в семье в группах с различными жилищными условиями
(в % к числу ответивших)

Квартирный вопрос остро стоял и в советское время. Но, в целом, советские люди достаточно высоко оценивали качество своих жилищных условий:

  • 44% респондентов в 1982 г. оценили свои жилищные условия на «хорошо»,
  • 43% на «удовлетворительно»,
  • только 13% на «плохо».

Высокая удовлетворенность жильем у подавляющего большинства советских граждан была следствием двух основных причин:

  • государство предоставляло семье бесплатное жилье. При этом учитывался демографический состав семей, но не их доходы ;
  • отсутствие серьезного социального расслоения обуславливало невысокие требования граждан к качеству жилья, включая размер его площади.

Результаты сравнительного анализа исследований образа жизни в 1981-82 гг. и 2008 гг., представленные в таблице 1, показывают, чтоситуация с жильем в постсоветское время только ухудшилась. Практика бесплатного предоставления жилья была сильно сокращена, а очереди на это жилье стали еще более долгими. До сих пор не могут получить жилье сотни тысяч семей, многие из которых стали на очередь еще в советское время .

На фоне существенного уменьшения доступности в получения жилья, усилились притязания наших людей к качеству жилищных условий. В относительной близости с малогабаритными «хрущевками» появились невиданные в советские времена особняки и коттеджи, таунхасы и пентхаусы.

Таблица 1 — Оценка жилищных условий респондентами в 1981-82 и 2008 гг.
(в % к числу ответивших)

Таким образом, дефицит жизненного пространства снижает удовлетворенность семейными отношениями, провоцирует ссоры и развитие серьезных конфликтов, а затягивание решения жилищного вопроса будет препятствовать улучшению демографической ситуации в стране.

Влияние материального положения

Не столь однозначно, как в случае с жилищными условиями, оказалось влияние материального положения супругов на оценку семейных отношений.

Название мексиканского фильма, ставшего для нашего народа поговоркой, «Богатые тоже плачут» — вовсе не ирония. Результаты исследования 2008 года показали, что самые богатые семьи в России не являются самыми счастливыми. Напротив, 18,2% респондентов, которые обозначили свой имущественный статус как «деньги есть абсолютно на все», по нашей классификации относятся к «несчастным семьям», где радостей мало и атмосфера напряженная (рис. 3). Это в 2,5 раза больше, чем средний показатель.

Этот вывод косвенно подтверждает парадоксальную зависимость между уровнем доходов и стремлением к разводу: чем богаче человек, тем больше такое стремление.

Так, А. Б. Синельников, аргументируя данный тезис, пишет:

«Из тех, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, идею о разводе поддерживают только 36%; одобряющих со средними доходами уже больше — 47% — это почти половина; но все рекорды побили бизнесмены — 61%« .

Самыми же счастливыми, по нашим данным, являются не богатые семьи, а семьи с «достатком». Респонденты в данном случае оценивают свой материальный статус как «трудности могут возникнуть лишь при покупке квартиры». Это, скорее всего, те россияне, которых принято сегодня относить к среднему классу.

В наши дни много говорится о роли среднего класса в формировании экономической и социальной стабильности нашего общества. Результаты исследования показывают, что средний класс в современной России может стать также основным носителем и созидателем семейных ценностей, позитивных стандартов семейно-демографического поведения.

Рисунок 3 — Оценки отношений в семье в группах с разным материальным положением
(в % к числу ответ ивших)

Влияние состава семьи

Следующим параметром, определяющим характер отношений в семье, является ее состав. Здесь самыми «несчастными» оказались супруги без детей, проживающие вместе с родителями. В таких семьях самый низкий процент (29,7%) хороших оценок отношений в семье и самый высокийпроцент (16,2%) отрицательных оценок.

Основная причина низкой удовлетворенности в таких семьях — межпоколенный конфликт. Это достаточно распространенное явление, даже, можно сказать, типичное.

По словам М. Вдовиной, в основе подобных конфликтов могут находиться противоречия следующих видов:

  • поколенческие (например, существенная разница в возрасте);
  • семейно-групповые (например, борьба за лидерство в семье) и семейно-институциональные (проблемы реализации репродуктивной и социализационной функции);
  • личностные (столкновение характеров членов семьи и т. п.);
  • иные (гендерные, материальные, статусные и пр.) .

Интересно, что с появлением у супругов детей межпоколенный конфликт сглаживается.

Так, уже 41,2% супругов с детьми, проживающих совместно с родителями, охарактеризовали свои семейные отношения как «в нашей семье все любят и понимают друг друга» (рис. 4).

Вероятно, это связано с несколькими факторами:

  • с адаптацией к существующим жизненным условиям;
  • с рождением ребенка супруги переключаются на процессы воспитания, межпоколенный конфликт уходит на задний план;
  • возможно, члены семьи ощущают и пользу от совместного проживания поколений, которая заключается в возможности оказывать реальную помощь друг другу.

Рисунок 4 — Оценки отношений в семье в группах с различным составом семьи
(в % к числу ответивших)

В ходе нашего исследования было установлено также отрицательное воздействие отсутствия одного из родителей на межличностное благополучие в семье. Доля хороших оценок отношений в неполной семье ниже среднего показателя и составляет 39,6%.

В то же время показатель конфликтности в таких семьях — самый высокий — 56,5%. А ведь доля неполных семей у нас достигает уже 35%.

Воспитательная и образовательная инфраструктура для семьи

Социальные влияния на характер отношений в семье не ограничиваются описанными выше факторами. По-видимому, полноту и качество отношений в современной семье все больше будет определять также наличие современной развитой инфраструктуры для семьи, включающей сеть медицинских, образовательных, воспитательных учреждений, условий для семейного досуга и отдыха и т. д.

В советское время была создана довольно хорошая система образовательно-воспитательной инфраструктуры, которая включала в себя ясли, детские сады, школы, учреждения дополнительного образования (Дома пионеров), спортивные секции. Отличительной ее особенностью была доступность (материальная и территориальная) для всех.

По данным опроса 1982 г. значительная доля советских родителей (41%) имела «хорошие» возможности по определению детей в дошкольные учреждения и почти 40% — «удовлетворительные».

Однако следует отметить, что некоторые проблемы с развитой сетью дошкольных учреждений сформировались еще до «перестройки». Так, около 19% родителей в 1982 г. (почти каждый пятый) оценивали как «плохие» возможности по устройству своих в детский сад.

Сейчас ситуация лишь ухудшилась: на 6% сократилась доля родителей, оценивающих возможности по устройству детей в детские сады как «хорошие». Сегодня она составляет 35,6% (рис. 5). Одновременно, более, чем на 5%, увеличилась совокупная доля тех, кто оценивает свои возможности на «удовлетворительно» и «плохо». В 1982 г. она составляла 58,8%, сегодня — 64,4%.

Рисунок 5 — Возможности для определения детей в ясли и детский сад

Если ситуация с детскими садами по сравнению с 1982 г. ухудшились не очень заметно (примерно на 5-6%), то совсем иначе выглядит ситуация со школьным образованием. В 1982 г. подавляющее большинство родителей (78,2%) оценивали свои возможности для обучения детей как хорошие.

Сегодня доля таких оценок сократилась до 28,5% (рис. 6).

Падение на 50% — колоссальное. И это лишь один из плачевных результатов современной реформы системы образования в нашей стране.

Рисунок 6 — Возможности для обучения детей
(в % к числу респондентов, имеющих детей)

Выводы

Ограниченные возможности современной российской семьи по решению жилищных вопросов, дефицит развитой и доступной сети учреждений дошкольного воспитания, а также проблемы с обучением детей дают целый кластер негативных последствий для личности, семьи и общества.

Жизнь в стесненных и убогих жилищных условиях, низкие зарплаты, проблемы связанные с устройством детей с сады и их образованием служат дополнительным источником стрессов, провоцируют семейные конфликты и неурядицы, а следовательно, способствуют разводам, сдерживают репродуктивные установки молодых родителей, то есть осложняют выход страны из сложной демографической ситуации. Вывод напрашивается сам собой.

Меры семейно-демографической политики, которые в последние три года были приняты в нашей стране, безусловно, носят конструктивный и перспективный характер.

Однако очевидно и другое. Для кардинального улучшения ситуации необходимо принять и активно проводить в жизнь дальнейшие эффективные меры государственной семейно-демографической политики, способные комплексно улучшить ситуацию в социальной сфере и обеспечить существенное улучшение демографического будущего нашей страны, нашего народа.

Процесс ренуклеаризации семей и жилищная проблема // интернет-журнал «Демографические исследования», № 3 —
.

  • Синельников А. Б. Семью губят… любовь и богатство // Аргументы и факты. 1995. № 28.
  • Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье // интернет-журнал «Демографические исследования», № 4 —
    .
  • Если супруги именно так оценивают свою семью, это здорово! А стоит ли сомневаться в оценке своей семьи?

    Важно утверждаться в такой оценке, поддерживать ее. Со стороны могут говорить, что вы заблуждаетесь, указывать на какие-то недостатки. Пусть так. Эти замечания могут быть реальными, а могут делаться из зависти. Живите своим умом, опирайтесь на свое мнение. Пусть окружающие вас критикуют, а вы мысленно скажите: «Моя семья – самая лучшая», а можно и вслух.

    Берегите свое семейное счастье!

    У нас хорошая семья

    Иногда в семье не все ладится. В то же время супруги вместе преодолевают трудности и считают: «У нас хорошая семья!» Это правильно?

    Определенно – «да». Считая свою семью «хорошей», нельзя сравнивать ее с другими семьями. Берите для сравнения пройденный этап своей семейной жизни, в котором вы преодолели трудности, разрешили проблемы. Например, Вы, общими усилиями добились того, что один из Вас или оба сумели найти достойную работу, появился доход, позволяющий планировать будущее, Вы – хорошая семья!

    Такой позитивный подход будет мотивировать на дальнейшее улучшение жизни, поддерживать положительный семейный тонус.

    У нас плохая семья

    Накопились проблемы, не получается преодолеть их, выйти из трудного материального положения. Обстановка накалилась, все чаще возникают споры, ссоры.

    «У нас плохая семья?»

    Не следует сгущать краски. Да, сейчас у вас плохо, трудно. И семейная обстановка может ухудшиться до плохой.

    Но ведь это сравнительно плохо. Особенно если смотреть на семьи, у которых все складывается проще. Лучше подойти к оценке трудностей с другой стороны. Нельзя сдаваться. Ищите в себе силы преодолеть препятствия. Рассмотрите ситуацию как поле деятельности для устранения негатива и совершенствования. Не зря ведь течение жизни зачастую трактуется как смена черных и белых полос. Пусть ваша оценка семьи как плохой приходится на черную полосу, старайтесь преодолеть ее, стремитесь к белой полосе, тогда и оценка «плохая» изменится на «хорошую».

    У нас абсолютно плохая семья

    Нельзя исключать возможности того, что супруги придут к такому мнению. Как поступать в подобном случае?

    Ситуация серьезная, критическая, если супругам кажется, что исчерпаны все возможности для улучшения жизни. Абсолютно плохая семья не нужна. Пожалуй, стоит заставить себя просто потерпеть еще в ожидании изменений к лучшему. В дальнейшем, плохую семью сохранять не стоит, надо разрывать отношения.

    Но такая, кажущаяся абсолютно безнадежной ситуация, все же относительна. Ведь существует возможность, не повторяя старых ошибок, создать новую «хорошую» семью.

    Боритесь за свое счастье!

    Не задумываясь об оценке

    «Отличная, хорошая, плохая» – так можно оценивать семью. А можно не оценивать?

    Видимо, можно. Если вы не задумываетесь над оценкой семьи, принимаете ее такой, какая она есть, вас устраивает семейная обстановка, нет повода размышлять о состоянии семьи – Вы молодцы!

    Будьте удовлетворены, живя ради своей семьи, радуйтесь, огорчайтесь, и снова живите и радуйтесь!

    Литература:

    1. Н. Козлов. Формула успеха или философия жизни успешного человека. – М. АСТ-ПРЕСС, 2002 — 304 с.

    Как вы понимаете ? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако постараемся выделить из них 10 основных.

    Четко определенные помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в и уверенности для каждого члена семьи. Вот 10 основных семейных ценностей .

    1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имейте в виду, что все люди разные. Создание прочных — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.

    2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество . Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

    3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

    4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

    5. Прощение. , которые обидели вас , очень важный выбор. Да, – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

    6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

    7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы , даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

    8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. , скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми .

    9. Ответственность. Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

    10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими, сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье , создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.

    Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

    Классификация и виды понятия семейных ценностей

    Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

    Традиционные ценности: что к ним относится

    • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
    • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
    • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
    • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

    Ценности современной ячейки общества

    В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

    Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

    • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
    • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
    • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

    Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

    Виды семейных ценностей: что они значат для каждого

    Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

    Любовь

    Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

    Доверие

    Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

    Доброта

    Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

    Верность

    Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

    Взаимопонимание

    Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

    Уважение

    Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

    Какие бывают семейные ценности и как их воспитать: несколько полезных примеров

    Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

    • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
    • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
    • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
    • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
    • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

    В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

    В детских садах проводятся:

    • Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
    • Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.

    В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

    Значение семейных ценностей

    Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

    Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

    Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения

    90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

    Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

    Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

    Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает «Российским Дом Родословия».

    В чем уникальность нашей методики?

    • Мы разработали подробную семейную книгу-инструкцию . Составление генеалогического древа стало доступным даже для простого человека, никак не связанного с наукой, нужно только следовать рекомендациям.
    • Мы помогаем нашим клиентам понять, какие бывают архивы, как получить туда доступ, как работать с документами, каким образом писать туда письма.
    • Мы ведем бесплатное консультационное сопровождение наших клиентов – помогаем им в самостоятельном оформлении своей родословной.

    Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

     

     

    Это интересно: