→ Теоретические аспекты феномена межэтнической толерантности в поликультурной образовательной среде. Понятие и сущность межэтнической толерантности, ее компоненты и показатели Толерантность в системе межнациональных отношений

Теоретические аспекты феномена межэтнической толерантности в поликультурной образовательной среде. Понятие и сущность межэтнической толерантности, ее компоненты и показатели Толерантность в системе межнациональных отношений

В период активного формирования гражданского общества, тема толерантности становится актуальной, и приобретает особенный смысл, тем более в России, которая всегда являлась многонациональной, многоконфессиональной страной, с разнообразной культурой. Для современной России открытыми и острыми являются такие вопросы, как соблюдение прав человека; национальная терпимость и веротерпимость.

Толерантность, как многогранный феномен, исследуется в социологии, философии, психологии, политологии. В контексте политической философии, толерантность предстает как важный этический принцип доктрины либерализма, лежащего в основании современного гражданского общества. Кроме того, принцип толерантности является основной идеей такого политического института, как парламент; а также, с этико-правовой точки зрения, принцип толерантности формирует современную концепцию прав человека.

Рассмотрим, какие факторы влияют на уровень толерантности в современной России, на примере такого региона, как Тульская область.

Исторически, Тульская область является многонациональным регионом, однако преобладающее количество населения - русские. Согласно данным Тулаоблстата, из 1534147 человек, учитывавшихся при исследовании, на территории области в большинстве проживают русские (1462184 человек); украинцы (15027); армяне (9145); татары (7878); азербайджанцы (5629); цыгане (4043); белорусы (3645); немцы (2718). Весьма важно учитывать следующий факт: среди перечисленных национальных групп только русские открыто указали свою национальность (95 процентов из опрошенных); частично - украинцы, армяне и татары (по 1 проценту из опрошенных). Данные о большинстве населения, отказавшихся указать свою национальность, были установлены из административных источников.

Этому может быть два объяснения. Первое, то, что граждане других национальностей активно ассимилируются в русскую культуру, давно проживая на территории региона. Но, с другой стороны, это может быть и свидетельством низкой межнациональной толерантности, которая заставляет людей скрывать свое происхождение, называя себя русскими.

Межэтнические конфликты, в основании которых лежит отсутствие толерантности у конфликтующих сторон, могут быть спровоцированы таким фактором, как этносоциальная стратификация - закрепление престижных и социально значимых видов деятельности за определенными национальностями. На это напрямую указывается в принятой еще в 2001 году «Концепции безопасности» г. Тулы (прилож. к решению Тульской городской Думы от 23.05.2001 г. N 52/938, разд.3). Однако, приведенные выше данные о национальном составе региона показывают, что этнические группы достаточно малы и даже избегают собственной национальной идентификации. С другой стороны, потенциальные конфликты, с большей долей вероятности, могут вспыхнуть с представителями мусульманских общин: в Тульской области насчитывается около 100 000 мусульман, большую часть из которых представляют татары, являющиеся наиболее сплоченной этнической группой. Предотвращение возможных конфликтов заключается в поднятии культуры межнациональной толерантности, в чем могут сыграть значительную роль национально-культурные объединения. В Тульской области существуют следующие национально-культурные объединения:

1. Тульское региональное отделение Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (ТРО ФНКА АЗЕРОСС)

2. Общественная организация Тульский областной еврейский благотворительный Центр «Милосердие»

3. Еврейская национально-культурная автономия Тульской области

4. Тульская областная немецкая национально-культурная Автономия

5. Тульская областная общественная организация «Армянский культурный центр «Крунк» («Журавль»)

6. Некоммерческое партнерство «Дагестанская диаспора»

7. Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России»

8. Тульская городская общественная организация «Вьетнамское землячество»

9. Тульская городская общественная организация «Грузинское землячество»

Нетерпимое отношение местного населения к гражданам иных национальностей зачастую зависит и от вовлеченности последних в криминальную деятельность. Мнения властей и населения в Тульской области, в этом смысле, совпадают: увеличение количества преступлений связывается с увеличением числа незаконных мигрантов на территории области. Губернатор

В.С. Груздев потребовал от руководства полиции обратить внимание на проблему преступности в мигрантской среде, а также поручил начальнику управления по развитию местного самоуправления аппарата администрации Тульской области Владимиру Лазуткину срочно предоставить контакты всех тульских диаспор и землячеств. Чтобы понять, насколько реальна эта опасность, обратимся к статистическим данным.

Так, в регионе, согласно статистическим данным января- сентября 2011 года, существенно увеличился поток мигрантов: по сравнению с тем же периодом 2010 года, прирост мигрантов составил 15, 7 процентов. В основном, это мигранты из стран бывшего СНГ (которых стало на 10,4 процента больше, чем в

2010 году).

Согласно данным по УВД Тульской области, на территории области за 2011 год увеличилось число преступлений, совершенных мигрантами: на 21 преступление, по сравнению с предыдущим годом. С другой стороны, по тем же данным, местное население стало относиться к мигрантам терпимее: против иностранцев было совершено за год 26 преступлений, что на 9 меньше, по сравнению с 2010 годом.

Несмотря на то, что проблема межнациональной толерантности в Тульской области стоит не так остро, как в некоторых других регионах, помимо профилактики возможных правонарушений, власти пытаются проводить политику воспитания толерантности. Так, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике разработал учебный курс «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде», который предназначен для обучения руководителей и сотрудников федеральных, региональных и муниципальных органов власти, реализующих государственную и муниципальную молодежную политику. Целью этого курса является создание информационносетевого проекта технологического комплекса толерантности, в котором будут использоваться как теоретические научные разработки, касающиеся проблемы толерантности, так и практические проекты по развитию толерантного сознания (правовое консультирование и судебная защита жертв дискриминации; волонтерские кампании на уровне регионов и муниципалитетов, направленные на «минимизацию различий» между основной частью общества и социальными меньшинствами; информационное позиционирование и консультирование (пропаганда толерантного поведения); внедрение в массовое сознания дополнительной информации о проблеме и механизмах её возможного решения, активное обсуждение в Интернете). Особое место в рамках социально-политических проектов толерантности занимают программы взаимной адаптации мигрантов и «коренного» населения на основании когнитивных («узнавание» друг друга) и эмоционально-поведенческих подходов.

На примере Тульской области, можно сделать вывод, что формирование культуры межнациональной толерантности в России напрямую от специфики каждого региона, при анализе которой следует обращать внимание на следующие факторы:

1. Национальный состав населения региона

2. Национальная идентификация населения

3. Наличие и степень сплоченности национальных общин

4. Уровень межнациональной напряженности

5. Уровень этносоциальной стратификации

6. Динамика миграционных потоков

7. Уровень преступности среди мигрантов

8. Наличие межнациональных конфликтов

Любой конфликт проще предотвратить, чем устранять уже существующий, поэтому оптимальной профилактикой межнациональных конфликтов является воспитание толерантности, знание, понимание и уважение иной культуры.

Таким образом, концепция межнациональной толерантности связана как с идей гражданского равенства, так и с и идеей сохранения национальной идентичности. В современной России воспитание и формирование толерантности должно быть построено с учетом политических, культурных, социальных и национальных особенностей. Принцип толерантности является важнейшим фактором, объединяющим и формирующим гражданское общество.

1) Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Экстремистское проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм – формы политики, индивидуального или группового поведения, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.

2) Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.

3) Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и к "яйцеголовым" у людей с низким образованием. Очевидно, что данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором.

4) Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности". Крайние проявления межнациональной интолерантности:

Этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в "превосходстве" одних культур над другими;

Ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что "чужаки" принесут вред;

Агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.

5) Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.

6) Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм – насаждение какой–либо веры, ее ценностей и традиций (иногда в масштабе целых сообществ) и предоставление социальных преимуществ апологетам этой веры. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины, и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).

7) Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

8) Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым. Формирование данного вида толерантности крайне важно для стран с опытом социальных революций и особенно "диктатуры пролетариата".

9) Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низкообразовательных слоев и т.д.

10) Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий. Под фашистской идеологией понимается убеждение в том, что государство должно бороться с инакомыслием и за чистоту расы, контролировать жизнь своих граждан.

11) Сексуально–ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

12) Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным.

В этнопсихологических исследованиях этническая толерантность, как явление социальной перцепции понимается как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее – наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.

В словарях этническая толерантность рассматривается, как способность индивида проявлять терпимость к образу жизни представителей других этнических общностей, групп и личностей, их поведению, этническим традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

По мнению Ю. П. Ивкова этническая толерантность – это социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп. Автор рассматривает этническую толерантность как комплекс установок и выделяет в ее структуре следующие компоненты :

− когнитивный(представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);

− эмоциональный (отношение к другим этническим группам);

− поведенческий(конкретные акты толерантного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп).

Выделяют четыре основных подхода к определению понятия «этническая толерантность».

Первый подход – историко-эволюционный. Этническая толерантность здесь рассматривается как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Проявляется в разнообразных ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда известные способы решения проблем не срабатывают, а новые находятся в стадии становления.

Второй подход – культурологический.Он показывает «отграниченность этнотолерантности от природы как системы особых институтов, символов, норм и отношений, иллюстрирует явление как способ жизни людей, имеющий многофакторную детерминацию».

Третий подход – социально-психологический. Сущность его заключается в понимании этнической толерантности как социально-психологической установки.

Четвертый подход – этнопсихологический.В рамках этого подхода межэтнические отношения рассматриваются как наиболее сложная сфера общественных отношений.

Е. И. Шлягина выделяет внешние детерминанты этнической толерантности личности (политическая ситуация в стране, особенности социально-исторического образа жизни, целенаправленная информированность об истории и культуре своей Родины, рост миграционных процессов, травматический шок, особенности среды обитания) и внутренние детерминанты (индивидуальные свойства, возраст, пол, темперамент; индивидуально-типологические характеристики личности: самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).

Этническая толерантность личности проявляется в критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

Контрольный блок

1. Какова сущность понятия «толерантность»?

2. Какие виды толерантности существуют?

3. Назовите области проявления толерантности.

4. Раскройте смысл межэтнической толерантности.

5. Сколько основных подходов к определению понятия «этническая толерантность» вы знаете?

6. Перечислите критерии и уровни толерантности.

7. Какие компоненты этнической толерантности вы знаете?

Диагностический блок

1. Установите соответствие между понятием и их содержанием

историко-эволюционный заключается в понимании этнической толерантности как социально-психологической установки
этнопсихологический показывает «отграниченность этнотолерантности от природы как системы особых институтов, символов, норм и отношений, иллюстрирует явление как способ жизни людей, имеющий многофакторную детерминацию»
культурологический этническая толерантность здесь рассматривается как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям
социально-психологический межэтнические отношения рассматриваются как наиболее сложная сфера общественных отношений.

2. Назовите детерминанты этнической толерантности личности, которые выделяет Е. И. Шлягина.

3. Найдите общее и особенное в содержании таких понятий как «толерантность», «этническая толерантность», данных разными авторами в различных источниках.

4. Крайние проявления межнациональной интолерантности (кратко раскройте содержание):

Этноцентризм – ……. ;

Ксенофобия – ………..;

Агрессивный национализм – ……...

Практический блок

1. Найдите самостоятельно информацию об истории толерантности как явления.

2. Напишите эссе на темы: «Толерантность в межличностных отношениях». «Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации».

5. Определите в чем роль толерантности в самоорганизации современного общества и поддержании его разнообразия.

6. Составьте психолого-педагогические ситуации, связанные с интолерантностью.

Все знают, что означает слово «толерантность». И перевод, по сути, не нужен. Да, с латыни это "терпимость", и что? И так же всем все понятно. Возникает даже вопрос: "А зачем вообще вводить в язык лишнее слово?" Логично, когда заимствованные слова заполняют пустующую нишу. Нет понятия - нет и слова в языке. Появляется новое явление - появляется и слово, его определяющее. Если явление пришло из другой культуры, логично, что и определение будет оттуда же. Но если телевизора или компьютера в русскоязычной реальности не было, то терпимость ведь была! Так зачем новое слово?

Терпимость - это не толерантность

Дело в том, что семантически слова «толерантность» и «терпимость» разнятся довольно сильно. "Терпеть" в русском языке - это "преодолевать какие-то неприятные ощущения". «Не нравится, но терплю. Заставляю себя не обращать внимания на неприятности», - именно так можно передать ощущения человека, который проявляет терпимость.

Толерантность - это совсем другое. Это - не преодоление собственной неприязни и раздражения (хотя, конечно, первые шаги к истинной толерантности именно таковы). Принятие чужих традиций, чужого образа жизни как должное, четкое осознание того, что все люди разные и имеют полное право быть такими, - вот что означает слово «толерантность».

Человек терпимый всего лишь заставляет себя мириться с существованием чужих культурных норм, чужих традиций, чужого образа жизни. Человек толерантный воспринимает все это как единственно возможный порядок вещей. Фраза «мы все равны, мы - одно» ошибочна. Истина в том, что все мы разные - это-то и есть норма.

Свои и чужие

Прежде чем говорить о том, что такое толерантность в межнациональных отношениях, стоит вспомнить, что на определенном этапе развития каждое племя называло себя просто и незатейливо - «люди». То есть вот мы, собравшиеся здесь у костра, - люди. А кто там еще бродит вокруг, это еще разобраться надо. Ну и что, что две ноги, две руки и одна голова? Может, это обезьяна такая лысая? Мало ли. Говорит непонятно, наших богов не чтит, наших вождей не любит. Не похож он на человека, ох, не похож…

Римское слово «варвары» - это звукопередача невнятного бормотания. «Вар-вар-вар-вар». Лопочут не пойми что. Вот мы, римляне - люди, правильные люди, говорим понятно, на латыни. А эти… варвары, одним словом. И либо они станут нормальными людьми - заговорят на латыни и признают главенство Рима, либо…

Вероятно, и у гуннов была соответствующая доказательная база, построенная по тому же принципу.

Люди - это мы и те, кто похож на нас. А все остальные - чужаки, на которых никакие этические и правовые нормы не распространяются. Вот так и формировались нации и межнациональные отношения много-много сотен лет. Постепенно круг «людей» расширялся. Мы и наши соседи. Мы и наши союзники. Мы - христиане, или мы - иудаисты. Мы - белые люди. Но постоянно были те, кто за кругом, вне границ. Люди другой нации, другой веры, другого цвета кожи. Не такие. Другие.

Преображение картины мира

С одной стороны, это все же положительная динамика. Если круг «своих» расширяется, значит, культура межнациональных отношений пусть медленно, но растет. Если экстраполировать, можно прийти к выводу, что когда-то все станут «своими», а место плохих и чужих займут, скажем, инопланетяне. Или разумные дельфины - неважно.

С другой стороны, это очень и очень плохо. Потому что тенденции наглядно демонстрируют, что людям нужен кто-то чужой, просто как антитеза своего. Нужен кто-то, против кого можно дружить, забывая о мелких отличиях ради крупных.

О том, что такое толерантность в межнациональных отношениях, начали задумываться не так давно. Просто потому что еще в XIX веке рабство было явлением весьма распространенным, а аборигенов Австралии до 1967 года не учитывали при переписи населения, тем самым исключив из числа граждан. За редким исключением евреи в Российской империи не имели права покидать черту оседлости до 1917 года, а основанный во многом на культурных и религиозных противоречиях конфликт в Ирландии существует уже много десятков лет, то вспыхивая, то затухая. Поэтому международная дипломатия прошлого, конечно, была вполне терпима в рамках профессионализма, то есть дипломатична. Но это никоим образом не означало, что в задачу государства входило воспитание толерантных граждан. Отсутствие войны - уже мир, а основан ли он на доброжелательных чувствах к соседу или просто на осознании бесперспективности вооруженного конфликта, не так уж и важно.

Почему толерантность стала необходимостью?

Справедливости ради стоит заметить, что именно в ХХ веке возникла необходимость в толерантности. До этого жители отдельно взятой страны большей частью представляли собой культурный монолит. Британцы - это британцы, французы - это французы, японцы - это японцы. Чужаки - иноверцы, инородцы, пришлые - конечно, были везде, но их было мало. Этническая толерантность была не слишком актуальна просто потому, что те, на кого она должна была быть направлена, являлись исключительно малочисленной группой. Так, никого не волнуют случаи заболевания гриппом до тех пор, пока не вспыхнет эпидемия.

Только двадцатый век с его активной миграционной политикой, бесконечными войнами, приведшими к массовым переселениям, заставил людей задуматься о терпимости. Ну и, конечно, Вторая мировая война, наглядно всем продемонстрировавшая, что такое доминанта одной нации и межнациональные отношения, на этом построенные. Точнее, двадцатый век позволил взглянуть на ситуацию не со стороны облеченного бременем ответственности белого человека, а со стороны «второсортного экземпляра», подлежащего либо улучшению, либо уничтожению. Наглядность была исключительной. Фашизм с легкостью убедил всех в том, что расовые или религиозные предрассудки - это плохо, а межнациональная толерантность - хорошо. Потому что никто не гарантирует, что тот, кто только что был в роли облеченного правами и властью большинства, вдруг не окажется меньшинством со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Международное право

В двадцатом веке резко сократилось число людей, не понимающих, что такое толерантность в межнациональных отношениях. Она стала альтернативой религиозной, расовой, этнической и любой другой терпимости. Способность принимать чужую культуру, чужие традиции как должное, приспосабливаться к ним стала в определенном смысле залогом выживания. Потому что двадцатый век - не десятый, и на смену мечу и кинжалу давно пришли автоматическое оружие и взрывчатка.

То равенство, о котором философы твердили много веков, наконец-то было закреплено законодательно. Всеобщая декларация прав человека, подписанная в 1948 году, впервые сделала взаимное уважение не добровольным, а обязательным. В Преамбуле Устава ООН и в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО от 1995 года даны определения, озвучившие основные принципы толерантности. Сводятся они к довольно простому утверждению: все члены гражданского сообщества имеют право быть разными, и задача государства - это право обеспечивать.

Отсутствие толерантности в действии

Как следствие, все государства, подписавшие данные международные акты, обязаны законодательно закреплять подобные стандарты поведения. Это относится как к нормам уголовного и административного права, в которых должна быть прописана ответственность за нарушение чужих прав и свобод, так и к предписаниям образовательной или культурной сферы. Государство должно не только наказывать тех, кто стремится ограничить других в их национальном, культурном или религиозном самовыражении, но и воспитывать в людях терпимость и уважение, насаждать их в обществе всеми доступными средствами.

С этой точки зрения закрепившаяся в российских СМИ традиция использовать сомнительный термин «лицо кавказской национальности» - прямое нарушение норм межнациональной толерантности. Определять преступников, основываясь на их предположительной национальной принадлежности, в ситуации, когда это никак не связано собственно с составом преступления, - крайне некорректно. Тем более если нигде не звучит «лица славянской национальности», «лица германо-романской национальности», «лица латинской национальности». Если все приведенные выше определения даже звучат абсурдно, смешно и нелепо, то почему "лицо кавказской национальности" стало нормой? Ведь таким образом в сознании людей просто закрепляется устойчивая ассоциация: выходец с Кавказа - потенциальный преступник. И не имеет значения, что Кавказ большой и многонациональный, что население этой территории разнообразно и многочисленно. Там, как и везде, есть преступники, но там, как и везде, порядочных людей несоизмеримо больше. Стереотип создать легко, но трудно разрушить. Межнациональные отношения в России очень страдают от подобных необдуманных высказываний медийных персон.

Братские народы уже не такие и братские

Именно с подобными проявлениями формирования общественного мнения и должно бороться законодательство стран, ратифицировавших международные акты в этой области. Подача информации в прессе и на телевидении, уроки в школах, проведение различного рода мероприятий, посвященных пропаганде толерантности и взаимоуважения, - все это должно контролироваться государством. Альтернатива, увы, печальна. Гражданские возмущения, конфликты, рост ксенофобных настроений в обществе - с такими проявлениями бороться очень тяжело. Проще не допустить их сразу. Государство должно формировать общественное мнение, и тогда возникнут новые традиции и нормы поведения, которые будут негласно определять поступки граждан. Да, преступления на почве национальной или расовой нетерпимости - зло практически неизбежное. Но если преступники сталкиваются с всеобщим осуждением и презрением - это одно. А вот если встречают молчаливое понимание и одобрение, в крайнем случае равнодушие - совсем другое…

К сожалению, в настоящее время межнациональные отношения в России далеки от безоблачных. Раньше, во времена многонационального СССР, механизм госпропаганды работал именно на воспитание взаимоуважения, и акцент делался на том, что вне зависимости от национальной принадлежности все - граждане одной большой страны. Сейчас, к сожалению, уровень толерантности к представителям других наций сильно упал, поскольку этому аспекту воспитания уделяется мало внимания. А вот межнациональные различия в СМИ подчеркиваются достаточно остро. И можно только надеяться на то, что ситуация скоро изменится к лучшему.

Не все так радужно

Справедливости ради нужно заметить, что тот идеал взаимоуважения и взаимопонимания, к которому стремится современное культурное сообщество, имеет и довольно неприятные побочные эффекты. Толерантность - это, конечно, замечательно. Так же как и христианское непротивление. Можно подставлять щеки до бесконечности, если это соответствует принципам и моральным убеждениям. Но никто не гарантирует, что непротивленец останется жив. Потому что его система моральных ценностей включает в себя и гуманизм, и любовь к ближнему, и убежденность во всеобщем равенстве. Но кто сказал, что эти принципы будет разделять оппонент? Велика вероятность, что непротивленцу сначала хорошенько дадут по физиономии, а потом попросту оттолкнут в сторону. Никого он не переубедит и никого не перевоспитает - просто потому, что подобное поведение представителями другой культуры будет расцениваться не как исключительная красота души, а как банальная слабость. «Толерантность» - термин, далеко не везде и не всеми воспринимаемый в положительном ключе. Для многих это безволие, трусость, отсутствие жестких моральных принципов, за которые стоит бороться. В результате возникает ситуация, когда толерантность и терпимость проявляет только одна сторона. А вот вторая активно навязывает свои правила игры.

Толерантность и шовинизм

С подобной проблемой столкнулась современная Европа. Большое количество мигрантов с мусульманского Востока и из Африки привело к значительным культурным сдвигам. Сами переселенцы вовсе не стремятся ассимилироваться, что вполне понятно. Они живут так, как привыкли, так, как считают правильным. А толерантные европейцы, естественно, не могут их принуждать - ведь это нарушает права личности. Вроде бы поведение абсолютно корректное. Но возможна ли гармонизация межнациональных отношений в ситуации, когда диалога, по сути, нет? Есть монолог одной из сторон, той, которая не хочет ни слышать чужих аргументов, ни понимать их.

Уже сейчас многие европейцы жалуются на то, что приезжие не только не хотят вести себя «по-европейски». Они требуют, чтобы коренные жители соответствовали нормам и традициям, принятым на старой родине. То есть толерантные европейцы не могут навязать свои нормы и правила, но нетолерантные приезжие-то могут! И навязывают! Потому что их культура именно такое поведение считает единственно возможным и правильным. А единственный способ изменить подобные традиции - это ограничения в правах и свободах, принудительная ассимиляция, что несовместимо с философией взаимоуважения и свободы личности. Вот такой парадокс. Примеры толерантности такого рода довольно точно описываются детской шуткой «сначала съедим твое, а потом каждый свое».

Толерантность - не равно сервильность

К сожалению, следствием подобной ситуации является рост популярности фашистских движений. Желание оградить, сохранить свою культуру, защитить ее от чужого грубого вмешательства заставляет некоторых европейцев остро ощущать собственную национальную принадлежность. И выливается это уже в формы, далекие от цивилизованных.

Можно сказать, что волна межнациональных конфликтов, захлестнувшая Европу в последнее время, - как раз в определенном смысле следствие переизбытка толерантности. Потому что в определенный момент люди забывают, что такое толерантность в межнациональных отношениях, и перестают отличать ее от сервильности. Взаимоуважение - оно именно взаимно. Одностороннего взаимоуважения не бывает. И если одна из наций не желает считаться с традициями и нормами другой, то ни о какой толерантности и речи быть не может. Если этот факт игнорировать, конфликты неизбежны. И они будут намного более серьезными - просто потому, что будут проистекать вне правового поля. Возрождение экстремистских фашистских движений в Европе как симметричный ответ культурному дисбалансу, вызванному большим количеством приезжих, это со всей очевидностью доказывает. Как и каждая, даже самая чудесная и гуманная мера, толерантность хороша только в разумных пределах. Передозировка превращает лекарство в яд.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В современном мире тема толерантности стала одной из самых популярных для исследования общественных отношений и перспектив его развития. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение. В процессе общественного развития и становления политической мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала определенные изменения. Это является естественным явлением, так как менялось и само общество, а во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Культура мира, толерантность, которую в настоящее время необходимо привить подрастающему поколению, есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и поведения.

Воспитание и образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм передачи обычаев, традиций, ценностей - всего этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Именно такие задачи сегодня остро стоят перед системой воспитания и образования в молдавском обществе, которой необходимо оптимально решать задачи межнационального общения, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

Изучение опыта разных народов исключает навязывание тех или иных ценностей, межнациональную нетерпимость, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности. Такие знания позволяют привести молодое поколение к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории «частного» и «общего», взаимосвязи «национального» и «межнационального», что способствует принятию общегуманистической позиции.

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли обществоведческих дисциплин (философия, этика, логика, политология, социология и др.), которые способны системно продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, выраженных в реализации программ как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, которые предполагают тесные контакты, взаимодействие различных этнокультурных групп, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более острыми, напряженными.

Специалисты в данной области подчеркивают, что при работе с молодым поколением необходимо помнить, что это и будущие «учителя», которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. История же демонстрирует, что наличие различных факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения нового поколения, обусловлено влиянием «учителей» с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Молодые люди, воспитанные в духе позитивной формы выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в компании, коллективе, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. В противном случае у нового поколения возникают барьеры в социально-психологической адаптации к полиэтничному обществу.

В этой связи интересно отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

В целом, именно в молодежной среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального молдавского общества. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества. Система образования призвана скорректировать разного рода негативные проявления, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

В условиях многонационального общества одной из важных задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в различных регионах Республики Молдова.

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе, что, конечно же, необходимо воспитывать с раннего возраста.

Развитие толерантности в образовании должно происходить путем диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования. Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а также совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности.

Важными шагами на пути воспитания толерантности можно считать:

Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

Всестороннее изучение культуры своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

Формирование представлений о многообразии культур в Республике Молдова и мире;

Воспитание положительного образа, отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

Формирование умений и навыков эффективного общения с представителями различных культур.

Поликультурное образовательное пространство предполагает формирование системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Каждому молодому человеку необходимо понимать, что национальная локализация, изучение только родного языка, собственных культурных традиций и религии неизбежно приведет к культурной и экономической отсталости страны, поскольку молодежь страны не сможет продолжить образование на тех высоких уровнях, которые задают мировые образовательные центры.

Особая роль системы образования обусловлена тем, что только здесь, во взаимном творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой природы, общности ценностей и жизненных установок.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. Таким образом, в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуальному подходу в социальном становлении. Адаптация человека в образовательную среду может быть реализована посредством различных видов деятельности:

Активизирующие процессы самопознания, саморазвития;

Процессы, направленные на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем межкультурного взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

Процессы, направленные на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности информационного и практического характера.

В нашем сложном мире, чтобы оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данность и пытаться освоиться в «чужой» культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

толерантность культура общение межнациональный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ советско-турецких культурных отношений в первой половине XX века. Российско-турецкое культурно-гуманитарное сотрудничество. История советско-турецких отношений в 20-30-е годы XX века, связи в области культуры и туризма. Перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Мультикультурализм как один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Культурное разнообразие как этническое разнообразие.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Анализ состояния экономических отношений между Россией и Францией. Российско-французское сотрудничество в области культуры. Описания контактов деятелей науки и искусства, политиков и деловых людей. Проблемы развития экономических отношений между странами.

    реферат , добавлен 10.08.2013

    Исторический аспект российско-канадских отношений и сотрудничества. Внешняя политика Канады после "холодной войны". Современное состояние и договорно-правовая база, проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия России и Канады.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Современное состояние внешнеполитических отношений Федеративной Республики Бразилия и Российской Федерации. Торгово-экономическое сотрудничество. Проблемы экологии в странах, защита природных богатств и обеспечение устойчивого экологического развития.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    История развития и договорно-правовая база российско-китайских отношений. Сотрудничество во внешней торговле и в сфере инвестиций. Динамика внешнеторгового оборота, товарной структуры экспорта и импорта. Перспективы развития отношений России и Китая.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Типология международных отношений с точки зрения различных школ. Современные концепции развития человечества. Конфликт и сотрудничество в международной политике. Интеграция в международных связях. Важнейшие институты развития общественных отношений.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Сотрудничество в сфере демократии и экономического развития Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в рамках ГУАМ: история учреждения организации, перспективы на Западе, проблемы построения сотрудничества и единства мнений, особенности стран-участниц.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Экономическое сотрудничество Российской Федерации и КНР на уровне международных организаций, исторический аспект отношений. Характеристика торгово-экономических отношений России и Китая. Приоритетные направления и перспективы развития взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    ЕС - основная интеграционная группировка в современное время и этапы его развития. Политика и сценарии развития отношений Россия–ЕС. Внешнеэкономические связи ЕС и России - договорно-правовая база для торговых отношений и перспективы развития отношений.

Введение

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества - это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего. Поэтому очень важной становится подготовка школьников к жизни в полиэтничном и поликультурном мире, предполагающая формирование межэтнической толерантности как качества личности.

Необходимо отметить, что правительство каждой страны несет отве6тственность за применение законодательной базы в целях защиты прав человека, что государство должно обеспечить одинаковую для всех возможность отстаивать свои права.

О необходимости воспитания толерантной личности говорится в Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ веке, где наряду с воспитанием личности, осознающей свою принадлежность к украинской нации, подчеркивается необходимость «воспитания уважительного отношения к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирования культуры межэтнических и межнациональных отношений».

Идеи межэтнической толерантности находят свое отражение и в положениях Конституции Украины, в Законах «О национальных меньшинствах в Украине», «О свободе совести и религиозных организаций» и в других действующих документах, а также международно-правовых актах, ратифицированных Верховной Радой Украины.

Проблема формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения находилась в центре внимания многих педагогов. В ее изучение внесли свой вклад Я.А.Коменский, С.Русова, В.А.Сухомлинский и многие другие. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах В.Г.Маралова, В.А.Ситарова, П.М.Паламарчука, О.В.Сухомлинской, Ю.А.Ищенко, В.С.Заслуженюка и др.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогических источников, изучение практики формирования межэтнической толерантности свидетельствуют о том, что многие вопросы остаются недостаточно разработанными.

Корни нетерпимости уходят в невежество и страх перед неизвестным - культурами, нациями, религиями, представления о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме. Следовательно, среди названных условий акцент должен быть сделан на образовании, основанном на принципах толерантности.

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г.

Межэтническая толерантность

Необходимо определить, что понимается под межэтнической толерантностью. Межэтническая толерантность - это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали. Толерантность - это комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Толерантное сознание школьников формируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие:

Обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.

 

 

Это интересно: