→ Понятие толерантности в межнациональном общении. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Культура межнациональных отношений Примеры принципов толерантности в межэтнических отношениях

Понятие толерантности в межнациональном общении. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Культура межнациональных отношений Примеры принципов толерантности в межэтнических отношениях

наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

«Толерантность – это то , что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

В своем широком смысле слово «толерантность » - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач,которые объединены к два взаимосвязанных блока :

1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей,умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях :

Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

Развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Формирование умения определять границы толерантности .

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.А именно :

Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

Гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания ;

Включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности ;

Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем , что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» .

Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность - не уступка , снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс , охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности , принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира .

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие :

Обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

Мы известны миру своей толерантностью , межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети - Цели:.

В период активного формирования гражданского общества, тема толерантности становится актуальной, и приобретает особенный смысл, тем более в России, которая всегда являлась многонациональной, многоконфессиональной страной, с разнообразной культурой. Для современной России открытыми и острыми являются такие вопросы, как соблюдение прав человека; национальная терпимость и веротерпимость.

Толерантность, как многогранный феномен, исследуется в социологии, философии, психологии, политологии. В контексте политической философии, толерантность предстает как важный этический принцип доктрины либерализма, лежащего в основании современного гражданского общества. Кроме того, принцип толерантности является основной идеей такого политического института, как парламент; а также, с этико-правовой точки зрения, принцип толерантности формирует современную концепцию прав человека.

Рассмотрим, какие факторы влияют на уровень толерантности в современной России, на примере такого региона, как Тульская область.

Исторически, Тульская область является многонациональным регионом, однако преобладающее количество населения - русские. Согласно данным Тулаоблстата, из 1534147 человек, учитывавшихся при исследовании, на территории области в большинстве проживают русские (1462184 человек); украинцы (15027); армяне (9145); татары (7878); азербайджанцы (5629); цыгане (4043); белорусы (3645); немцы (2718). Весьма важно учитывать следующий факт: среди перечисленных национальных групп только русские открыто указали свою национальность (95 процентов из опрошенных); частично - украинцы, армяне и татары (по 1 проценту из опрошенных). Данные о большинстве населения, отказавшихся указать свою национальность, были установлены из административных источников.

Этому может быть два объяснения. Первое, то, что граждане других национальностей активно ассимилируются в русскую культуру, давно проживая на территории региона. Но, с другой стороны, это может быть и свидетельством низкой межнациональной толерантности, которая заставляет людей скрывать свое происхождение, называя себя русскими.

Межэтнические конфликты, в основании которых лежит отсутствие толерантности у конфликтующих сторон, могут быть спровоцированы таким фактором, как этносоциальная стратификация - закрепление престижных и социально значимых видов деятельности за определенными национальностями. На это напрямую указывается в принятой еще в 2001 году «Концепции безопасности» г. Тулы (прилож. к решению Тульской городской Думы от 23.05.2001 г. N 52/938, разд.3). Однако, приведенные выше данные о национальном составе региона показывают, что этнические группы достаточно малы и даже избегают собственной национальной идентификации. С другой стороны, потенциальные конфликты, с большей долей вероятности, могут вспыхнуть с представителями мусульманских общин: в Тульской области насчитывается около 100 000 мусульман, большую часть из которых представляют татары, являющиеся наиболее сплоченной этнической группой. Предотвращение возможных конфликтов заключается в поднятии культуры межнациональной толерантности, в чем могут сыграть значительную роль национально-культурные объединения. В Тульской области существуют следующие национально-культурные объединения:

1. Тульское региональное отделение Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (ТРО ФНКА АЗЕРОСС)

2. Общественная организация Тульский областной еврейский благотворительный Центр «Милосердие»

3. Еврейская национально-культурная автономия Тульской области

4. Тульская областная немецкая национально-культурная Автономия

5. Тульская областная общественная организация «Армянский культурный центр «Крунк» («Журавль»)

6. Некоммерческое партнерство «Дагестанская диаспора»

7. Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России»

8. Тульская городская общественная организация «Вьетнамское землячество»

9. Тульская городская общественная организация «Грузинское землячество»

Нетерпимое отношение местного населения к гражданам иных национальностей зачастую зависит и от вовлеченности последних в криминальную деятельность. Мнения властей и населения в Тульской области, в этом смысле, совпадают: увеличение количества преступлений связывается с увеличением числа незаконных мигрантов на территории области. Губернатор

В.С. Груздев потребовал от руководства полиции обратить внимание на проблему преступности в мигрантской среде, а также поручил начальнику управления по развитию местного самоуправления аппарата администрации Тульской области Владимиру Лазуткину срочно предоставить контакты всех тульских диаспор и землячеств. Чтобы понять, насколько реальна эта опасность, обратимся к статистическим данным.

Так, в регионе, согласно статистическим данным января- сентября 2011 года, существенно увеличился поток мигрантов: по сравнению с тем же периодом 2010 года, прирост мигрантов составил 15, 7 процентов. В основном, это мигранты из стран бывшего СНГ (которых стало на 10,4 процента больше, чем в

2010 году).

Согласно данным по УВД Тульской области, на территории области за 2011 год увеличилось число преступлений, совершенных мигрантами: на 21 преступление, по сравнению с предыдущим годом. С другой стороны, по тем же данным, местное население стало относиться к мигрантам терпимее: против иностранцев было совершено за год 26 преступлений, что на 9 меньше, по сравнению с 2010 годом.

Несмотря на то, что проблема межнациональной толерантности в Тульской области стоит не так остро, как в некоторых других регионах, помимо профилактики возможных правонарушений, власти пытаются проводить политику воспитания толерантности. Так, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике разработал учебный курс «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде», который предназначен для обучения руководителей и сотрудников федеральных, региональных и муниципальных органов власти, реализующих государственную и муниципальную молодежную политику. Целью этого курса является создание информационносетевого проекта технологического комплекса толерантности, в котором будут использоваться как теоретические научные разработки, касающиеся проблемы толерантности, так и практические проекты по развитию толерантного сознания (правовое консультирование и судебная защита жертв дискриминации; волонтерские кампании на уровне регионов и муниципалитетов, направленные на «минимизацию различий» между основной частью общества и социальными меньшинствами; информационное позиционирование и консультирование (пропаганда толерантного поведения); внедрение в массовое сознания дополнительной информации о проблеме и механизмах её возможного решения, активное обсуждение в Интернете). Особое место в рамках социально-политических проектов толерантности занимают программы взаимной адаптации мигрантов и «коренного» населения на основании когнитивных («узнавание» друг друга) и эмоционально-поведенческих подходов.

На примере Тульской области, можно сделать вывод, что формирование культуры межнациональной толерантности в России напрямую от специфики каждого региона, при анализе которой следует обращать внимание на следующие факторы:

1. Национальный состав населения региона

2. Национальная идентификация населения

3. Наличие и степень сплоченности национальных общин

4. Уровень межнациональной напряженности

5. Уровень этносоциальной стратификации

6. Динамика миграционных потоков

7. Уровень преступности среди мигрантов

8. Наличие межнациональных конфликтов

Любой конфликт проще предотвратить, чем устранять уже существующий, поэтому оптимальной профилактикой межнациональных конфликтов является воспитание толерантности, знание, понимание и уважение иной культуры.

Таким образом, концепция межнациональной толерантности связана как с идей гражданского равенства, так и с и идеей сохранения национальной идентичности. В современной России воспитание и формирование толерантности должно быть построено с учетом политических, культурных, социальных и национальных особенностей. Принцип толерантности является важнейшим фактором, объединяющим и формирующим гражданское общество.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока. Ознакомить с проявлениями толерантности в межнациональных отношениях. Задачи урока. Определить, в чем заключается межэтническое сотрудничество. Рассмотреть причины и сущность межэтнических конфликтов. Узнать основные способы регулирования межэтнических отношений. Понять, в чем заключены принципы толерантности вообще и в отношениях наций в частности. Совершенствовать навык работы с компьютером.

3 слайд

Описание слайда:

Эпиграф урока «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н. А. Добролюбов

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. - Основная проблема науки в этих отношениях – определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема межэтнических отношений многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы: история и современная повседневная жизнь; духовный мир личности; культура; образование; социология; психология; экономические, политические, правовые отношения.

6 слайд

Описание слайда:

Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды. 2 уровня межэтнических отношений Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни Межличностные отношения людей разных национальностей

7 слайд

Описание слайда:

Две тенденции этнических отношений Межнациональная дифференциация Межнациональная интеграция

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Интеграция – синтез, объединение на основе каких-либо общих признаков. интеграция Экономическая, политическая Интеграция национальных образований в пределах страны

10 слайд

Описание слайда:

Проблемы межнациональных отношений, возникшие при советской власти Непродуманное административно-территориальное деление Ухудшение экологической обстановки в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам

11 слайд

Описание слайда:

Проявления интеграции в Европе Связано с глобализацией, складыванием постиндустриального общества, с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом. Пример: деятельность ЕС (25 государств – 450 миллионов, 40 языков) Единое гражданство, единая валюта – евро, наднациональные органы власти Европарламент, Совет ЕС. Европейский суд, разработка Конституции ЕС. НО она может вступить в силу после одобрения всеми странами ЕС

12 слайд

Описание слайда:

Проявления интеграции в России Забота о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в СНГ. Переговоры с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры.

13 слайд

Описание слайда:

Кроме интеграции существует дифференциация – разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени. Примеры – разделение Чехословакии на Чехию и Словакию (мирным путем), распад Югославии (с вооруженными действиями).

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Конфликт - столкновение противоположных сил и интересов, мнений, взглядов; серьезное разногласие, спор, чреватый осложнениями и борьбой. Социальный конфликт – это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения. Этнос – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народ или нацию.

16 слайд

Описание слайда:

Этнический конфликт Любая форма противоборства, в котором стороны мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий Любая конкуренция между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов

17 слайд

Описание слайда:

Причины межнациональных конфликтов Территориальные Экономические Социальные Культурно-языковые

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Гуманистический подход – главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений, - предполагает признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ, независимо от их национальной принадлежности нацеленность государственных органов, СМИ, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно у молодежи, культуры межэтнического общения.

21 слайд

Описание слайда:

Необходимо воспитание ТОЛЕРАНТНОСТИ – уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимвть и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

22 слайд

Описание слайда:

Пути урегулирования конфликтов Применение правовых механизмов Переговоры между конфликтующими сторонами Информационный Совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий Государственная поддержка политики многокультурности.

23 слайд

Описание слайда:

Одна из причин конфликтов: жизненная неустроенность этносов: нищета, безработица, низкие заработки и пенсии, плохое жилье, трудности получения образования. Для преодоления конфликтов нужно улучшить жизнь гражданина, создать и закрепить у этносов психологическое чувство удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Необходимо регулирование общественных конфликтов, включающее договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении числа рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

24 слайд

Описание слайда:

Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

25 слайд

Описание слайда:

Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. В основе демократической национальной политики – уважительное отношение к людям, представляющм любую этническую общность, установка на сторудничество и сближение народов.

26 слайд

Описание слайда:

Принципы национальной политики в РФ по «Концепции государственной национальной политики РФ» Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности Сохранение исторически сложившейся целостности РФ Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Гарантия прав коренных малочисленных народов Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Описание слайда:

Основные принципы толерантности · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений. · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы; · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития; · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

30 слайд

Описание слайда:

Россия – толерантное государство. Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки разжигания национальной розни. И не зря цивилизованный человек проверяет другого в том числе и по отношению к другим нациям. Давайте твердо уверуем: все нации и народности равнозначны, одинаковы в правах. Нужно строить отношения между ними на принципах ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Глава 1. Методологические подходы к изучению толерантности. 14

1.1. Сущность этнической толерантности. 14

1.2. Социальные механизмы формирования толерантного поведения 48

Глава 2. Особенности этнической толерантности в современных ^ ^^ условиях (на примере Уральского региона).

2.1. Состояние и противоречия этнической толерантности: 71-100 российский и региональный уровень.

2.2. Этническая толерантность в общественном сознании жителей 101 - 128 Урала.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

  • Уровень толерантности в Республике Адыгея: Социологический аспект 2006 год, кандидат социологических наук Аташукова, Марина Казбековна

  • Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития 2007 год, кандидат социологических наук Анциферова, Наталья Геннадьевна

  • Межэтническая толерантность в системе психологической подготовки курсантов вузов МЧС России 2011 год, кандидат психологических наук Козлова, Юлия Владиславовна

  • Национальное самосознание и социально-психологические характеристики личности толерантных и интолерантных подростков 2005 год, кандидат психологических наук Ефимова, Диана Валерьевна

  • Теоретико-методологические аспекты социологической диагностики идентичности чеченцев в полиэтнической среде 2010 год, кандидат социологических наук Жемчураева, Седа Шахитовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ»

Актуальность темы данной диссертационной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики существенно изменилась ситуация с состоянием и развитием национальных отношений в нашей стране. Распад СССР негативным образом сказался не только на материальном положении больших групп населения, но и породил ряд проблем, в том числе межнациональных, связанных с переходом от одного типа государственного устройства к другому. Есть примеры проявления национализма, шовинизма со стороны отдельных молодежных группировок, которые готовы к физическому уничтожению представителей некоренных народов. Ситуация на Северном Кавказе также обострила проблему формирования толерантного сознания и поведения у представителей всех этносов, населяющих современную Россию.

В течение почти четырехсот лет в России формировалась система взаимодействия между различными народами на основе ведущей роли русской нации. В царской России отсутствовало реальное равенство между различными этносами в овладении материальной и духовной культурой, развитии национального творчества, формировании собственных национальных кадров в различных отраслях производства. В то же время предпринимались попытки для создания отношений терпимости к национальным традициям, обычаям, религиозным воззрениям, которые существовали у представителей народов, входящих в огромное российское государство.

Проблема толерантности и практика ее реализации, следовательно, порождена не только проблемами межэтнического взаимодействия последнего десятилетия XX века. Она существовала всегда в отношениях между представителями разных культур в нашей стране. Был накоплен определенный опыт ее решения, который требует своего рассмотрения с точки зрения применимости к современной ситуации. Актуальной проблемой является социологическое изучение особенностей решения проблемы формирования межэтнической толерантности в условиях противоречивого становления рыночных отношений.

Безусловно, следует учитывать тот опыт развития национальных отношений, который сложился в процессе утверждения социализма. В тот период воплощалась концепция сближения и расцвета наций. С одной стороны, предпринимались значительные усилия для формирования национального рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Активно проводилась политика развития отдельных элементов духовной культуры различных наций и народностей. В частности, это выражалось в сохранении и поддержании традиций, которые формировались у народов, проживающих на территории СССР в течение многих веков. Если они прямо не противоречили коммунистической идеологии, то партии и государство не мешали их воспроизводству. С другой стороны, сохранялась ведущая роль русской культуры в формировании единого образовательного пространства, языка межнационального общения, экономической, политической, научной и т.д. деятельности.

Сама социальная мобильность выходцев из тех или иных этносов определялась не только отличным знанием ими русского языка, но и русской культуры в целом, моральных, эстетических и трудовых норм, которые исторически формировались, в первую очередь, в русском этносе. Толерантность формировалась на основе классовых интересов, которые во главу угла ставили принадлежность человека к трудящейся массе. Равенство трудящихся выступало основой равенства представителей различных этнических общностей. По этой причине отмечались лишь локальные конфликты на бытовой почве между представителями разных народов, проживающих в одной местности и постоянно взаимодействующих между собой.

Советский период также характеризовался огромными миграционными процессами представителей различных народов. В каждом регионе в составе населения можно было найти представителей не менее чем 20-30

Национальностей.

Переход к рыночной экономике привел не только к распаду бывшего союза различных наций и народов, построенного на классовой солидарности. Возникла качественно новая ситуация в формировании толерантности в отношениях представителей разных этносов. Прежде всего, возникла проблема формирования основы для бесконфликтного взаимодействия представителей разных этносов, проживающих на территории нового государственного образования. Рыночная Россия не может воспроизводить опыт подавления русской нацией остальных народов, который был выработан при царизме. В то же время, невозможно на основе пролетарской идеологии строить союз разных народов и культур. Должна возникнуть новая единая цель, открывающая перспективы для совершенствования жизнедеятельности каждого народа путем объединений ценностей, традиций и обычаев с другими этносами, проживающими вместе с ним на единой территории. Президент В.В. Путин назвал такой целью: «Достижение высокой конкурентоспособности каждого человека, предприятия, страны в целом.»1.

В условиях современной глобализации малые и большие народы могут решить проблемы собственного процветания только путем объединения своих усилий, направленных на обеспечение как общего развития различных форм создаваемых союзов, так и отдельных этносов, входящих в них. Только объединение достижений всех народов России может сделать страну конкурентоспособной в соревновании с другими странами. По отдельности эту задачу не решить.

Толерантность возникает на базе создания условий для постоянного поиска способов взаиморазвития в процессе дальнейшего сближения различных этносов в экономическом, политическом и культурном отношении. Поэтому возникает необходимость поиска иных основ становления системы мирного сосуществования, взаимодействия,

1 Российская газета, 2004,9 февраля. взаиморазвития различных этносов, проживающих на территории современной России.

Особо выделяются вопросы, связанные с формированием толерантного сознания и поведения населения тех регионов России, которые не выступают в качестве самостоятельных национальных автономий. Таких территорий в России несколько десятков. К ним относится и Урал, который в течение пяти веков заселялся представителями различных этносов. Еще до революции на его территории проживали бок о бок русские, татары, башкиры, евреи, украинцы и т.д. В процессе индустриализации представители разных народов вместе осваивали его богатства, строили промышленные предприятия, открывали учебные заведения и т.д.

Перестройка, а затем рыночная экономика привели, с одной стороны, к усилению элементов национального самосознания каждого этноса, проживающего на территории России, в. т.ч., на Урале. С другой стороны, возникли проблемы формирования оснований для становления толерантного сознания и поведения тех народов, которые проживают в этом регионе.

Проблема социологического изучения толерантности чрезвычайно актуальна в связи с необходимостью активного укрепления целостности России. Как известно, в начале 90-х годов не всегда удачно решались проблемы предоставления самостоятельности в экономическом, политическом, культурном развитии отдельным национальным образованиям, находящимся на территории России. Возникла борьба за расширение суверенитетов некоторых республик, предоставление им особых условий экономического развития. В одной из южных республик возник и до сих пор не разрешился военный конфликт.

Последние несколько лет проводится активная политика государства по» укреплению целостности страны. Она включает в себя в качестве обязательного компонента формирование и постоянное развитие межэтнической толерантности в любом регионе, т.к. нет такой территории в нашем многонациональном государстве, где бы совместно не проживали и не трудились представители разных народов.

Тем самым особо важным и актуальным становится обращение к изучению проблем этнической толерантности и профилактики межэтнической напряженности как характеристике межнациональных отношений. Современная ситуация в России характеризуется активным поиском новых форм взаимоотношений различных слоев населения, которые испытывают большие трудности в удовлетворении своих базовых потребностей. Независимо от национальной принадлежности, люди испытывают проблемы с поиском работы, приобретением комфортного жилья, повышением своего жизненного уровня, укреплением здоровья, получением детьми желаемого образования и т.д. Необходимо совместными усилиями решать задачи экономического и культурного возрождения России.

Уральский регион отличается тем, что в нем уже на протяжении многих лет осуществляется активная работа культурных различных организаций по формированию толерантных установок при взаимодействии с представителями разных этносов. Однако обобщение имеющегося опыта, выделение тех перспективных направлений, в рамках которых должна в дальнейшем развиваться этническая толерантность, осуществляется социологическими методами явно недостаточно. Отсутствуют специальные исследования, которые позволили бы выявить основные противоречия, имеющиеся в этой сфере, а так же наметить те меры, которые позволяют наладить эффективную систему взаимодействия центральной и местной власти, различных этнических общественных объединений и организаций с целью обеспечения эффективного формирования толерантного сознания и поведения всех категорий населения.

Требуют специального исследования следующие актуальные проблемы.

Во-первыхг необходимо выяснить содержание тех ориентаций и установок, которые определяют наиболее типичную и распространенную^ форму этнических взаимоотношений сегодня в стране в целом и в Уральском регионе, в частности.

Во-вторых, важной задачей в современных условиях является поиск такой системы взаимодействия центральной и местной власти с различными национальными объединениями, при которой у каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, будет формироваться потребность в толерантном поведении.

В-третьих, требуется провести анализ и обобщение регионального опыта развития толерантного сознания в межнациональных отношениях как того отдельного, в рамках которого выделяется общее, обладающее ценностью для решения данной проблемы в масштабах всей страны.

В предлагаемой работе намечаются основные пути разрешения указанных проблемных ситуаций.

Степень научной разработанности проблемы.

Феномен этнической толерантности исследуется различными специалистами.

Прежде всего, необходимо отметить тех социологов, в чьих работах заложена методологическая основа исследования этносов и этнических отношений. Это, в первую очередь, исследования Андерсена Б., Арутюняна В.О., Бауэра О., Беннета Дж., Бромлея Ю.В., Волкова Г.Н., Гаджиева А.Х., Геллнера Э., Гумилева JI.H., Дробижевой JI.M., Иорданского В.Б., Коротеевой В.В., Лотмана М. Ю., Малахова В., Ренана Ж.Э., Тишкова В.А., Токарева С.А., Фуко М., Цюрхера К., Элез А.Й. и др.

Особо выделяются исследования специфики социологического изучения национальной культуры и национального самосознания, предпринятые Арутюняном Ю.В., Берзиным Б.Ю., Владыкиным В.Е., Гущиной А.Э., Дробижевой Л.М., Здравомысловым А.Г., Ившиной Н.В., Лебедевой Н.В., Мид М., Науменко Л.И., Пименовым В.В., Сикевичем З.В., Скворцовым Н.Г., Холмогоровым А.И., Хотинец В.Ю. и др.

Значительное количество работ посвящено этнопсихологическим проблемам взаимодействия наций. Это такие известные исследователи, как

Андреева Г.М., Божко Н., Крысько В., Маслоу А., Олпорт Г., Панеш Э., Поршнев Б.Ф., Солдатова Г.У., Стефаненко Т.Г. и др.

Этническая толерантность определяется, в первую очередь, особенностями формирования личности и ее социализации. В этой связи необходимо подчеркнуть исследования, посвященные актуальным проблемам совершенствования социализации личности, роли различных социальных институтов в данном процессе. По этой проблематике выделяются работы Баразговой Е.С., Библера B.C., Вишневского Ю.Р., Зборовского Г.Е., Кона И.С., Лихачевой Л.С., Меренкова А.В., Омельченко E.JL, Осипова A.M., Рубиной Л.Я., Шапко В.Т., Шереги Ф.Э. и др.

Важно специально выделить исследователей, занимающихся изучением толерантности в целом, и, в частности, этнической толерантности, Отметим таких исследователей, как Арапова М.А., Гончаров З.С., Кротков Е.А., Ладыжец Н.С., Михайлова О.А., Новичков В.Б., Пичугина Т.А., Рубина Л.Я., Хомяков М.Б., Шевченко Е.В., Шубина О.А., Шугуров М. В. и др.

Признавая значение и роль указанных исследователей в разработке отдельных аспектов этнической толерантности, стоит отметить, что в отечественной социологии еще явно недостаточно изучена данная проблема, особенно на региональном уровне, и требуются дальнейшие исследования состояния и основных тенденций развития этого важного социального явления.

Объектом исследования является состояние и развитие этнической толерантности при взаимодействии различных социальных субъектов в современных условиях в Уральском регионе.

Предметом исследования выступают основные противоречия и тенденции развития толерантного сознания и поведения социальных субъектов в различных видах социальных взаимодействий.

Цель диссертационной работы состоит в изучении состояния и

Основных тенденций развития толерантного сознания и поведения у представителей разных народов, проживающих в настоящее время в

Уральском регионе.

Задачи исследования:

Выявить основные характеристики современного состояния этнически толерантных взаимоотношений.

Исследовать основные направления развития этнической толерантности и социальные механизмы ее формирования

Выяснить диалектику общего и особенного в становлении этнической толерантности в России в целом и в Уральском регионе, в частности.

Изучить особенности ориентаций и установок на толерантность в межэтническом взаимодействии у различных социальных групп, проживающих на Урале.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической мысли, труды современных отечественных и западных социологов, специалистов по этническим взаимоотношениям, национальной культуре и национальному самосознанию. Основными концептуальными положениями являются представления о развитии и саморазвитии социальных субъектов различного уровня в процессе совершенствования этнически толерантного взаимодействия между ними. В работе использован системный и междисциплинарный анализ, позволяющий обеспечить комплексность социологического изучения данного явления.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологических исследований, проведенных исследовательской группой региональной общественной ассоциации «Большой Кавказ».

Методом полустандартизованного интервью было опрошено 900 человек, представляющих основные национальности, проживающие на Урале: русские, татары, евреи, башкиры, немцы, представители кавказских народов.

Для измерения социальной дистанции взаимодействия субъектов применялась адаптированная шкала Эмори Богардуса, позволившая зафиксировать межэтнические установки населения на толерантное (интолерантное) поведение.

Так же был проведен экспертный опрос специалистов, занимающихся разработкой и осуществлением основных направлений современной национальной политики в Свердловской, Челябинской и Курганской областях (30 человек). В качестве экспертов выступили представители Общества Российских немцев «Возрождение», Национальной татарской автономной организации, Еврейской общественной организации «Аттиква», региональной общественной ассоциации «Большой Кавказ».

Также ценным для нас было выяснение мнений школьников по поводу их отношения к представителям разных национальностей, в частности, к их сверстникам. Методом анкетирования опрошено 350 старшеклассников.

Нами также использовались материалы других исследований, проведенных в 90-е годы в различных регионах России по проблемам национальных отношений и толерантности.

Также был проведен анализ статистических данных за последние годы, что позволило выявить основные противоречия и направления развития этнической толерантности, характерные для современного состояния общества.

Научная новизна заключается в следующем:

Уточнен сам термин «толерантность», применяемый для обозначения качественно своеобразной формы взаимодействия людей на основе того общего, что объединяет их в совместной жизнедеятельности;

Исследованы социальные механизмы возникновения толерантного и интолерантного сознания при взаимодействии личности с представителями разных этнических общностей;

Раскрываются социальные механизмы становления толерантного сознания и поведения по отношению к представителям «своего» и «чужого» этноса на основе опыта межличностного общения и системы воспитания в онтогенезе;

Исследованы основные противоречия формирования этнической толерантности в России при социализме и в процессе становления рыночных отношений;

Доказывается, что на личностном уровне межнациональные отношения отличаются высоким уровнем толерантности, по сравнению с уровнем межгрупповых и межгосударственных отношений;

Впервые дан анализ содержания и особенностей деятельности различных национально-культурных ассоциаций по формированию толерантного сознания и поведения у жителей Уральского региона;

На материалах эмпирических исследований показано, что особенности национальной духовной культуры не рассматриваются большинством проживающих на Урале людей в качестве препятствия для утверждения толерантных отношений;

На материалах конкретно-социологических исследований показан уровень социальной дистанции, существующий у представителей разных этносов по отношению к другим национальностям в различных видах деятельности.

Научно-практическая значимость работы.

Они также могут применяться:

При совершенствовании работы органов федеральной и местной власти с различными этносами, проживающими на Урале, а также в других регионах России;

При дальнейшем совершенствовании работы различных национальных обществ, действующих на Урале, а также в других регионах страны;

При разработке и чтении учебных курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Этносоциология», «Этнопсихология», «Национальная политика», «Социология конфликта».

Апробация работы.

Результаты данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: V Международный конгресс клубов ЮНЕСКО, (Россия, Екатеринбург, июль, 1999); Региональная научно-практическая конференция «Уральская социология на рубеже веков», (Екатеринбург, 2000); выступление на заседании Национальной общественной комиссии по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе, (Москва, 2001); выступление на Круглом столе Комитета по Законодательству ГД ФС РФ, (Москва, 2003); Всероссийская конференция « Политическая культура и политические процессы», (Екатеринбург, 2004).

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Абдулкаримов, Гаджи Гаирбегович

Результаты исследования показывают, что некоторые этнические группы обладают в представлениях населения ярко выраженными национальными чертами (занимают крайние позиции в графике на рисунке 4), а некоторые очень близки между собой. При этом актуализированными в представлениях населения являются именно характерологические и поведенческие черты (в 90% случаев), а не внешний облик человека (менее 10%).

Так, наиболее большое количество крайних позиций (в 4 из 5 предложенных для оценки пар полярных качеств) отмечено в характеристиках русских - ленивые, радушные, щедрые, наивные. Заметим, что в образе русских меньше всего агрессивных черт.

Достаточно четко вырисовывается образ представителя немецкой национальности - трудолюбивый, агрессивный, аккуратный. При этом они немного жадны и чуть наивны. Кроме того, ассоциативная методика выявила образ немца как "обязательного, холодного, рациональногоВ целом прослеживается больше уважительное отношение к немцам, нежели отрицательное.

Евреи в представлениях большинства населения ассоциируются с такими качествами, как хитрость и жадность. При отмеченных трудолюбии и аккуратности, все-таки в образе представителя еврейской национальности преобладают отрицательные черты. Достаточно много ассоциаций, связанных с внешним обликом - "кудрявый, громкоголосый"в церковной одежде, в очках и с бакенбардами

Очень близкие профили национальных черт отмечены в образах представителей татарской национальности и народностей Кавказа. Наиболее часто встречающиеся ассоциации с представителями Кавказа - "хитрость, коварство, злоба". В то же время, отмечают их щедрость как национальную черту. В целом образ данной национальности самый противоречивый. Что касается лиц татарской национальности, то представление о них не обладает четкими характеристиками. Много ассоциаций с внешностью - "маленький, черныйНаиболее часто отмечаемая позитивная черта - сплоченность.

В целом, как мы видим, национальные образы, зафиксированные в процессе исследования, достаточно традиционны и стереотипны и были ожидаемы исследователями. Нас интересовали не столько сами образы, сколько принципы их формирования.

Можно предполагать, что формирование толерантности со стороны русского населения происходит, и будет происходить иначе, нежели формирование толерантности со стороны "нерусских" национально-этнических групп. Попробуем сопоставить эти процессы друг с другом.

Думается, что данные различия важно учитывать как государственным организациям, занимающимся и регулированием межнациональных взаимоотношений социальных субъектов различного уровня, так и негосударственным национально-культурным организациям.

Заметим, что субъективная готовность населения к переходу на толерантный уровень межнационального взаимодействия достаточно высока. Надо сказать, что исследования показывают, что население достаточно высоко оценивает возможности мирного сосуществования представителей различных национальностей. Только 13% опрошенных полагают, что конфликты на национальной почве неизбежны, для национальностям

Быстрое и легкое снижение значения и ценности национальных русских черт (язык, территория, культура и т.п.) отношению ко всем национальностям Приблизительно равные характеристики толерантности по

Относительно быстрое формирование толерантности по отношению ко всем

Русское население:

Не русское" население: Относительно длительный процесс формирования толерантного отношения

Существенно различные характеристики толерантности по отношению к разным национальностям Длительное и возможно конфликтное сохранение личностной ценности и значимости собственных национальных особенностей подавляющего большинства (порядка 75%) вполне возможным представляется мирное сосуществование социальных субъектов различных национальностей без конфликтов. При этом 69% высказали мнение, что "каждая национальная культура самоценна", негативное отношение можно испытывать к конкретным людям, но не по отношению к национальной культуре. Только 13% опрошенных предполагают, что могут возникнуть национальные конфликты, вызванные "действительно труднопреодолимыми культурными различиями между народами". Интересно, что принципиальная субъективная готовность к конфликтам на национальной почве, спокойное отношение как к возникновению подобных конфликтов, так и к их участникам, существенно выше среди молодого поколения (студенты, респонденты в возрасте 18 - 30 лет). Заметим также, что мужчины более интолерантны в этническом плане, по сравнению с женщинами. Так, респонденты мужского пола в 2 раза чаще высказывали мысль о том, что "существуют народы, которые ниже некоторых в культурном отношении

Наиболее очевидной является "антикавказская" мотивация, которая зафиксирована примерно у 12% опрошенных. Заметим, что данный стереотип отчасти обусловлен социально-экономическими причинами, а не является чисто этническим. Большинство респондентов высказали его как реакцию на концентрацию представителей народов Кавказа в наиболее престижных и доходных социальных "нишах", на которые претендуют представители иных национальностей. Кроме того, данные интолерантные установки в отношении представителей кавказских национальностей являются отчасти защитными, возникают как реакция на плохое отношение к другим этносам со стороны самих кавказцев. Так, более половины опрошенных полагают, что кавказцы более негативно относятся к русским, чем русские к представителям кавказских национальностей.

Если рассмотреть причины и поводы для возникновения разногласий и конфликтов на национальной почве, то они затрагивают все сферы общественной жизни. Большинство такого рода конфликтов, как отмечают респонденты, происходит просто на улице, в магазине, на рынке, в общественном транспорте. Интересно, что в качестве причин, провоцирующих межнациональные конфликты, более половины опрошенных указали на государственную политику, СМИ и военные конфликты. Так, 82% высказали позицию, что "межнациональные конфликты вызваны политическими и экономическими причинамиТем самым очевидно явное противоречие: в качестве субъектов реальных этнических конфликтов выступают конкретные люди, т.е. эти конфликты рассматриваются на межличностном уровне. В качестве же конфликтогенных факторов называются социальные институты или государственная политика, т.е. в данном случае речь идет о более высоком социальном уровне этнических взаимодействий.

Денисова С.Г. выделяет следующие социальные ситуаций, способствующие распространению негативных тенденций в сфере межнациональных отношений.53

1. Контакты этнических общностей, поставленных в конкурентные отношения.

2. Быстрый рост социальных потребностей при стабильности или сокращении базы их удовлетворения.

3. Интенсивное изменение статусных характеристик представителей контактирующих этнических групп привилегированного положения. Заметим, что именно толерантность - интолерантносгь установок, в данном понимании, детерминирует конфликтность - неконфликтность взаимоотношений социальных субъектов.

Одним из показателей толерантного отношения в сфере межэтнического взаимодействия является наличие и степень распространения установок на непосредственное межличностное взаимодействие с человеком другой национальности.

5} См.: Денисова С.Г. Этнический фактор в политической жизни России 90-х. - Ростов-на Дону, 1996

В ходе наших исследований в качестве эмпирического инструмента измерения межэтнических установок толерантности (интолерантности) применялась адаптированная шкала Эмори Богардуса. Данная методика предназначена для измерения социальной дистанции взаимодействия социальных субъектов на нескольких уровнях, а именно:

1. Граждане разных стран

2. Граждане одной страны

3. Жители одного города

4. Коллеги по работе

7. Члены одной семьи, родственники

Традиционно шкала Э. Богардуса интерпретируется как фиксирующая следующую закономерность: если человек готов вступать во взаимодействие с представителями иной национальности в интимной и семейно-родственной сферах, то он тем более проявит готовность к общению с ними в деловой и гражданской сферах, не требующих столь тесного межличностного взаимодействия.

В результате исследований можно сделать вывод о достаточно высоком уровне толерантности и этнотерпимости населения. Наиболее близко в качестве партнера социального взаимодействия выбираются представители русской национальности. Отношение к представителям других национальностей неровное (смотри таблицу 3).

Подавляющее большинство опрошенных готовы принять в семью представителя русской национальности. Отношение к русским отличается максимальными показателями толерантности. Это, на наш взгляд обусловлено как объективными причинами - преобладанием русского населения, так и положительными качествами, присущими образу русского народа и высокими показателями толерантности со стороны самих русских -субъективной готовностью принять позицию и уважать "самость" "другого".

Заключение.

Проведенное нами исследование показало наличие сложных в теоретическом и практическом плане проблем изучения и формирования толерантного сознания и поведения населения тех регионов, которые уже долгое время представляют собой сочетание различных этнических культур. Причина заключается в том, что национальное сознание, как мы уже отмечали в нашей работе, имеет длительную историю своего возникновения и развития. Если в течение многих столетий и даже тысячелетий утверждается конкретная по содержанию национальная культура, то вполне естественно ее стремление к устойчивому воспроизводству. Действуют механизмы неосознаваемого людьми воспроизводства тех обычаев и традиций, которые они усваивают с раннего детства, находясь, чаще всего, в однородной по национальной культуре системе родственных отношений. Именно семья, на наш взгляд, является той общностью, которая выступает в качестве ведущего субъекта формирования толерантного в той или иной степени сознания и поведения индивидов. Если в семье в процессе межличностного общения отсутствует негативная оценка представителей отдельных народов, культур, то уже на бессознательном уровне у всех его представителей закладывается вполне терпимое отношение к представителям разных народов. Мнение взрослых, их оценка является самой важной для детей. В более старшем возрасте у них будет значительно сложнее сформировать интолерантное отношение к представителям других народов.

Если на уровне семьи постоянно воспроизводится интолерантность к одному или нескольким народам, то оно может сформировать не только внутреннее отрицательное отношение к ним, но и породить агрессивные действия к тем, кто якобы является носителем некоего всеобщего зла, исходящего от «враждебной» нации. Этот вывод подтверждается теми последними примерами преступного поведения молодежных групп, называемых «скинхедами». В начале 2004 года в С-Петербурге была убита таджикская девочка, в феврале в Воронеже - студент африканской страны.

На наш взгляд, основной причиной этого является не специальное нагнетание национальной и расовой нетерпимости в СМИ, а наличие бытового национализма и расизма. Он воспроизводится на уровне отдельных семей, дружеских компаний и не получает должного противодействия со стороны не только правоохранительных органов, но и общественных организаций и партий. Более того, некоторые представители партий, представленных в Государственной Думе России, в процессе предвыборной борьбы использовали националистические лозунги (ЛДПР). Какого-либо серьезного противодействия такая предвыборная кампания не получила.

Как мы уже выяснили в ходе нашего исследования, толерантное сознание и поведение формируется в общественной жизни только в том случае, когда учреждения образования, культуры, СМИ, с одной стороны, постоянно показывают т.н. позитивные характеристики культур малых по численности народов и рас, живущих на территории России. С другой стороны, создают установку на крайне нетерпимое отношение к тем, кто на бытовом уровне проявляет элементы национализма и шовинизма. Если обратиться к тем публикациям, которые существуют в газетах по поводу примеров интолерантного поведения со стороны представителей господствующего этноса, то мы обнаружим, в лучшем случае, лишь описание отдельных событий, но не развернутый анализ причин такого поведения.

Если провести анализ той учебной литературы, которая существует по истории России и российского государства, то в ней, как и прежде, в основном даны примеры культурных достижений русских, а не представителей других народов. Нынешние школьники практически как и прежде, ничего не знают о культуре татар, евреев, дагестанцев, чеченцев и т.д. В системе высшего образования также отсутствует ознакомление с особенностями культур тех народов, которые проживают на территории России.

На наш взгляд, необходимо с целью формирования постоянно развивающегося толерантного сознания осуществлять следующее.

1. В средствах массовой информации, прежде всего на телевидении, необходимо создать совокупность нескольких постоянно идущих передач, которые будут знакомить с особенностями национальных культур всех народов, проживающих на территории современной России. В этих передачах должно быть знакомство как с прошлым, так и с тем настоящим, которое характеризует их развитие. Важнейшим требованием к этим программам является выделение того ценного, что может быть рассмотрено как важное для формирования общечеловеческих ценностей в условиях нарастающего процесса глобализации. Также обязательным условием является исключение какой-либо негативной этнической оценки тех примеров из истории, которые характеризовались захватническими войнами, межэтническими конфликтами и т.д. Они всегда являлись проявлением борьбы отдельных правителей за расширение своей власти, территории, богатства. Во всей истории не найти примера, когда бы на уровне самого народа существовало бы всеобщее негативное отношение к представителям других культур. Все примеры интолерантного сознания и поведения показывают, что таковое возникало только в результате специальных действий по его формированию со стороны заинтересованной в этом социальной общности. Индивид как представитель человеческого рода, скорее всего, имеет склонность к толерантному, а не к интолерантному поведению. Поэтому развитие соответствующих склонностей должно быть основой той деятельности СМИ, учреждений культуры, которая направлена на обеспечение толерантного сознания и поведения на бытовом уровне.

2. Представляется необходимой организация реальной, а не формальной борьбы с теми группами, лицами, которые в своей публичной деятельности проявляют те или иные формы интолерантного поведения, ведут какую-либо пропаганду против той или иной нации. Реальная борьба

9 начнется лишь тогда, когда на уровне партий, действующих в настоящее время, общественных организаций будет разработана конкретная программа формирования у различных групп населения тех общечеловеческих качеств, на базе которых утверждается зрелое толерантное сознание. Когда люди научатся видеть в представителе другого народа сначала человека, а затем представителя определенной культуры, только тогда утвердится действительная толерантность.

3. Представляется необходимым в процессе модернизации российского образования переработать учебники истории, литературы, обществознания таким образом, чтобы в них были существенно увеличены блоки знаний о тех национальных культурах, обычаях, традициях, которые представлены у народов, населяющих современную Россию. Чем раньше подрастающее поколение ознакомится с теми ценными достижениями культуры, которые существуют у разных народов, с тем, что они внесли в развитие экономики, культуры страны, тем труднее у них будет вызвать интолерантное поведение.

Формирование толерантного сознания и поведения является той задачей, которая должна решаться на уровне всех этносов. В настоящее время нельзя назвать народа, являющийся более толерантным, чем другие. Требуются объединенные усилия по выработке этого качества у каждого человека с раннего детства. Безусловно, эта задача нелегкая и потребует значительного времени. Поэтому актуальной задачей является организация постоянных мониторинговых социологических исследований по данной проблематике не только на Урале, но и во всех регионах России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Абдулкаримов, Гаджи Гаирбегович, 2004 год

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. - М., 1994.

2. Абдулатипов Р.Г. Нации на распутье: Опасные заблуждения оракулов национализма. // Национальная политика России: История и современность. М., 1997.

3. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2001.

4. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001.

5. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: Социально-философский аспект проблемы. - Ставрополь, 1997.

6. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. - М.: Наука, 1990.

7. Айрапетова С.Н. Мир этносов. Социально-этническая структура // Социология. Учебное пособие для студентов педвузов. - Под ред. ЛЛ. Рубиной, 2-е изд.: Екатеринбург, 1999.

8. Айрапетова С.Н. Формирование культуры толерантности у учащихся и студентов. // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Материалы У!! Региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГПУ, 2003.

9. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. - М.: Арт-Бизнес-Центр,2001.

10. Андерсон Б. Нации и национализм.- Мл Праксис, 2002.

11. Антисемитизм, ксенофобия и религиозное преследование в российских регионах 2001. // Московское Бюро по правам человека. М., 2002.

12. Арапова М.А. Социологические аспекты проблемы толерантности: к определению методологии. // Проблема толерантности в социальногуманитарном образовании. Материалы У!! Региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГПУ, 2003.

13. Арутюнов С.А. Фантом безэтничности. // Расы и народы. - М.: Наука, 1989, вып. 19.

14. Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность. // Этнографическое обозрение, 1995, №5.

15. Арутюнян В.О. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект.//Социс, 1994, №4.

16. Арутюнян Ю.В. Конкретно-социологическое изучение национальных отношений. // Вопросы философии, 1969, №12.

17. Арутюнян Ю.В. Опыт этносоциологического исследования образа жизни.-М., 1998.

18. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание. // Социологические исследования, 1990, №7.

19. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: Межличностный аспект.// СОЦИС, 1999, №4.

20. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоклов А.А. Этносоциология: пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998.

21. Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире. - Словакия: Лик пресс, 1998.

22. Балицкий А.Г., Сабурова JI.А. Социальные стереотипы и социальная самореализация // Философия истории: диалог культур. М., 1989.

23. Берзин Б.Ю., Гущина А.Э. Самосознание национальной (этнической) культуры. - Екатеринбург: Уральский кадровый центр,1993.

24. Бромлей Ю.В. К характеристике понятия «этнос». // Расы и народы. - М.: Наука, 1971.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983.

26. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.

27. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: В поисках новых подходов.- М., 1998.

28. Бугай М.Ф. 20-40 годы: депортация населения с территории Европейской России // Отечественная история, 1992, №43.

29. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании (социально-философские аспекты). М.: ИНИОН, 1988.

30. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения. // Этнографическое обозрение, 1998, №4.

31. Волков Г.Н. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 1999.

32. Волков Ю.Г. Социология: краткий тематический словарь. - Ростов на Дону, 2001.

33. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. -М.: 1999.

34. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.

35. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социальном обществе (на примере Грузинской ССР). - Тбилиси, 1980.

36. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. - JL: Наука, 1990.

37. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. - JL, 1990.

39. Денисова С.Г. Этнический фактор в политической жизни России 90-х. - Ростов-на Дону, 1996.

40. Дмитриев А.В. Этнический конфликт: Теория и практика. - М., 1998.

41. Дробижева JI.M. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности. // Социологические исследования, 1982, №4.

42. Дробижева JI.M. Этническая социология в СССР в постсоветский период. -М.: ИН РАН, 1998.

43. Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. Уфа, 2000.

44. Зарипов И.Ю. Социализм этнос - этничность - нация - национализм. // Этнографическое обозрение, 2002, №1.

45. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания Россиян. // Социс, 1996, №6.

46. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. М.: Наука, 1999.

47. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. - М.: Наука, 1999.

48. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

49. Информационно - аналитическая справка о религиозной обстановке в Свердловской области. Территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики России в Свердловской области. - Екатеринбург, 2001.

50. Иорданский В.Б. Этносы и нации. // МЭМО, 1992, №3.

51. Кардинская С. Проблема способов структурирования этнического пространства: толерантность и нетерпимость. // Толерантность. Под.ред. Н.С. Ладыжец. - Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2002.

52. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. -М., 1978.

53. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996. № 909.

54. Концепция миграционной программы Свердловской области на 1999 - 2001 годы. Постановление Правительства Свердловской области от 23 июля 1999 г. №844-ПП.

55. Королько В. Г. Основы пабликрилейшнз. Изд-во "Ваклер", 2000.

56. Коротеева В.В. «Воображенные», «изобретенные», и «сформулированные» нации: метафора и проблемы объяснения. // Этнографическое обозрение, 1993, №3.

57. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 1999.

58. Кузнецов А.Ю. Толерантность как политологическая категория. // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Материалы У!! Региональной научно-практической конференции. -Екатеринбург: УрГПУ, 2003.

59. Купина Н.А. Лингвистические проблемы толерантности. // Мир русского слова Санкт-Петербург, 2002, №5 (13).

60. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Изд-во «Ключ», 1999.

61. Левин. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). -М.: ИВ РАН КРАФТ+, 2001.

62. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. // Вопросы философии, 1997, №11.

63. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997.

64. Маликова Н.Р. Парадоксы межнационального общения. - М., 1998.

65. Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе. Автореферат канд. дисс. М., 1999.

66. Машко В. Народы России: взгляд из студенческой аудитории. // Этносфера, 2001, №4.

67. Меренков А.В. Социология стереотипов. - Екатеринбург, 2001.

68. Мигранян А. Контуры новой доктрины. // НГ. - Сценарии. 1999., №7.

69. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

70. На пути к толерантному сознанию. Отв. ред: Асмолов А.Г. М.: Смысл, 2000.

71. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период.// Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997.

72. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. - Харьков: ХГУ, 1993.

73. Панеш Э.Х. Этническая психология и национальные взаимоотношения, взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа). СПб: Европейский Дом, 1996.

74. Пичугина Т. Этнокультурная толерантность: тендерный аспект. // Толерантность. Под.ред. Н.С. Ладыжец. Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2002.

75. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. - СПб, 1993.

76. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973.

77. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл,2000.

78. Релятивистская теория наций / Под. Ред. Здравомыслова А.Г. М., 1998.

79. Романовский Н.В. Лики этнократии. // XX век и мир., 2000, №5.

80. Россия: Центр и регионы. Вып. 4. М., 1999.

81. Рубина ЯЛ. Социология толерантности и педагогика. // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Материалы У!! Региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГПУ, 2003.

82. Рыбаков С.Е. Философия этноса. М., 2001.

83. Садохин А.П. Этнология: Учебник. - М.: Гардарики, 2001.

84. Сикевич З.В. Социология и психология межнациональных отношений. -СПб, 1999.

85. Сикевич З.В. О соотношении этнического и социального. // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, т.2, №2.

86. Ситуация в Чечне и пути выхода из кризиса. Итоговый доклад за 2000 год. Национальная Общественная Комиссия по расследованиюправонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе. - М.: Правовое просвещение, 2001.

87. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. - СПб., 1996.

88. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений. // Социально-политический журнал, 1996, №1.

89. Скворцов Н.Г. Индивид и этническая среда: проблема этничности в символическом интеракционизме. // Социология и социальная антропология. СПб, 1997.

90. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания детей и юношества. - М., 1983.

91. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

92. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М.: ИСИ РАН, 2000.

93. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. - М., 1938.

94. Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики. Автореф. Докт. Дисс. СПб, 1998.

95. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1987.

96. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов. // Методы этнопсихологического исследования. - М.: МГУ, 1993.

97. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. - М.: ИП РАН, Академический Проект, 2000.

98. Сусоколов А.А. Структурная самоорганизация этноса. И Расы и народы, 1990, №20.

99. Тадевосян А.Г. Этнонация: миф или социальная реальность? // Общественные науки и современность, 1990, №4.

100. Тимошкин А.П. Толерантность как философская и социологическая проблема. // Проблема толерантности в социально-гуманитарномобразовании. Материалы У!! Региональной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрГПУ, 2003.

101. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение., 1998, №5.

102. Тишков В.А. Об идее нации. // Общественные науки и современность, 1990, №4.

103. Тишков В.А. Очерки теории и политики этичности в России. - М., 1997.

104. Тишков В.А. О феномене этничности. // Этнографическое обозрение, 1997, №3.

105. Тишков В.А. Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000.

106. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: РОССПЭН, 2003.

107. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд. - М.: Юрайт - Издат, 2003.

108. Туруркалло В.П. Нация: история и современность. - М., 1996.

109. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. - Тбилиси: Изд-во Акад. Наук Грузинской ССР, 1961.

110. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

111. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.

112. Уолцер М. О терпимости. - М.: Идея Пресс, 2000.

113. Филиппов В.Р. О природе межэтнических конфликтов. // Русский народ: Исторические судьбы в XX веке. М., 1993.

114. Холмогоров А.И. Интернациональные черты советских наций. - Рига, 1970.

115. Чешко С.В. Человек и этничность. // Этническое обозрение. М., 1994, №6.

116. Шестопал Е.Б. Политическая толерантность. // Толерантность в общественном сознании России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998.

117. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.

118. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке // Вопросы философии, 1971, №5.

119. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы исследования этнической толерантности личности. // Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993.

120. Шубина О.А. К истории вопроса о понятии «толерантность». // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании. Материалы У!! Региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГПУ, 2003.

121. Щапова JI.A. Этническая идеология как предмет социально-философского знания (анализ этнического самосознания абхазов и адыгов) . Автореф.канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2001.

122. Этнические стереотипы поведения. Под.ред. А.К. Байбурина. - JL: Наука, 1985.

123. Этнокультурная история Урала 16 - 20 вв. // Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября, 2 дек. 1999 г. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999.

124. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. Под.ред. С.Я. Козлова, П.И. Пучкова. М.: Наука, 1991.

125. Этносы и этнические процессы. Под.ред. В.А. Попова. - М.: Наука, 1993.

126. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.

127. Adorno T.W., Frenkel-brunswick Е., Levinson D., Sanford R.N. The Authoritarian Personalite. N.Y.,1950.

128. Bertin J., Vilian-Gandossi C. The role and significant of national stereotypes in international relation: an interdisciplinary approach // Stereotype and National, Cracow: International Cultural Center, 1995.

129. Cantril Hadley. Gauging Public Opinion. - N.Y., 1972.

130. Edward Bernays. Crystallizing Public Opinion. - NY, 1961.

131. Leyens Y. P., Yzerbit G. S. Stereotypes and Social Cognition. Sage. 1994.

132. Maslow Abraham. Motivation and Personality. -N.Y., 1954.

133. McFarland S., Ageev V., Abalkina M. The Authoritiarian Personality in The USA and USSR. Comparative Studies // Strengths and Weaknesses: the Authoritarian Personality Today/Ed by W.Stone, G. Lederer, n. Y., Springer-Verlsd, 1994.

134. Rokeach M. The Open and The Closed Mind. N.Y., Basis Books, 1960.135. http:// www.riisnp.ru/frameO/library.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Этология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero – «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо, «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Однако широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где народу с терпимостью он означает также «допускать» .

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретации и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятия другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит выдержке, самообладание, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия .

Отечественные ученые (Г. Солдатаова, М. Поташник, Э. Соколова) также называют одним из важных качеств толерантности единство или открытость к другим людям. Г. Солдатова считает, что сущность толерантности заключается в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Э. Соколова и М. Поташник подчеркивают роль совместного решения проблем и взаимодействия, основанного на желании оказать взаимную помощь друг к другу .



Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, мало доступным для строгого научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию межэтнической толерантности. Поэтому целесообразно определить соответствующие критерии, показатели, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление. К числу такого рода критериев относится:

Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-нибудь иной группе),

Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным культурным и другим людям;

Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношение и в отношениях между полами.

Представленные критерии соответствуют модели либерального гражданского общества, которую в современной истории рассматривают как наиболее полное воплощение толерантности. В этой модели общество главным субъектом становится беспристрастное государство, гарантирующее право каждого гражданина вырабатывать и выражать свои убеждения. Позитивное отношение толерантности достигается через уяснения противоположности – интолерантности (нетерпимости). Она основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это непросто отсутствия чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей .

Как бы не была сложна задача теоретического осмысления проблемы толерантности, ее практическая реализация требует еще больших усилий педагогов, психологов, социологов, этнологов и представителей других наук. Практика показывает, что в конфликтных ситуациях призывы к толерантности не дают желаемых результатов. Вместо бесплодных призывов необходимы меры, осуществление которых будет способствовать устранению высокомерного подхода в отношениях между народами и индивидами.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий любое сообщество людей, направляющий отношения в обществе в мирное русло, связывающий индивидов с традициями. Нормами, культурой своего народа. Сегодня надо новое поколение к жизни в меняющихся условиях, необходима готовность к изменениям, что является сложной задачей. Решение данной задачи, по мнению Садохина А. П., следует начинать с подготовки кадров, ориентированных на воспитательную деятельность в духе толерантности. Учебные программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между различными группами. С этой целью следует ввести в программы курсов педагогики, психологии, культурологи и в другие науки, соответствующие темы по психологии толерантности.

Значение термина «этнос» неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. В качестве этнокультурных характеристик могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле. Миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор до стремления создать или восстановит свою национальную государственность. Ранее этнокультура проявлялась и в быте, стиле ведения домашнего хозяйства, в одежде, утвари, в семейных отношениях.

Большое разнообразие национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов – это духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие, так и социально-классовые установки каждой национальной культуры. При этом речь идет не только о развитии и укреплении национальной культуры в рамках определенных национально-территориальных образований. Логика общественного развития проявляется в необходимости создания и национально-культурных объединений в рамках определенных крупных образований – городов, республик.

Именно культура, язык, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, ем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этой народности, этнической группе.

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к этнодругому, к другому этносу и его представителям. Она предполагает:

· готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству но основе взаимоприемлемых ценностей;

· готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;

· установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Этническая толерантность, не безусловна, ее необходимо культировать. Хорошо известно, что для воспитания ненависти одного народа к другому большого ума не надо. Но это не идет на пользу какому-либо этносу. Этническая масса, проникнутая неприязнью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она обездоливает себя в поликультурном человеческом сообществе.

Таким образом, понятие межэтническая толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Межэтническая толерантность предполагает принятие другого этноса таким, каким он есть, избирательное отношение к этнодругому и выражается в готовности к сотрудничеству, к культурному взаимообмену и взаимообогащению, в способности к взаимной эмпатии, в нейтрализации негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, в установке на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

 

 

Это интересно: