Конспект нод по социализации в подготовительной группе. Конспект нод по социально-личностному развитию в подготовительной группе. Игра «Хорошо — плохо»
Конспект занятия по социализации для детей подготовительной группы
«По дорогам доброты»
Цель:
Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- расширение знаний о роли её в жизни каждого человека;
Программное содержание:
Учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость ;
Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
Развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Вот прохладой дохнуло, и листья спешат, словно Золушка с бала.
Обгоняя друг друга, слетают в безудержной спешке с ветвей.
Вот и кончилось лето, и осень привычно настала.
Осень. И родные улыбки детей.
Здравствуйте дорогие дети. Мне приятно снова встретиться с вами в нашей группе. Вижу, у вас хорошее настроение. За лето вы подросли, окрепли.
Как вы думаете, трудно в одиночку преодолевать жизненные трудности? (ответы детей)
Чтобы было легче учиться и жить, мы должны быть дружными, а каждый из вас должен учиться обладать самым важным качеством, без которого человек не может называться человеком. А вот что это за качество, постарайтесь узнать, прослушав стихотворение.
Слайд 1
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает …
О чем говорится в стихотворении? (ответы детей)
Да, сегодня мы будем говорить о доброте.
В безликом мире, в этой суете,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей…
Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, не стало хватать у людей этого качества.
Очень редко в людях встретишь доброту,
И даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут.
Подумают: "Вам трудно?? Ну и ладно!
У меня своих полно забот!.."
Шагают мимо (лично мне досадно!..),
Будто в свой воды набрали рот.
А человек совсем уж впал в отчаяние,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,
Увидел доброты последний след,
Увидел помощи протянутую руку!
(неважно, что на тысячу - одна)
Покуда существует сердце друга,
Не будет умирать и доброта!
Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? (ответы детей)
Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища.
II. Основная часть
Слайд 2
1) Значение слова «доброта»
- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? Выскажите свое мнение. (ответы детей)
- « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
2) Работа с «волшебными» словами
Доброта вырабатывалась человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. И надо так жить каждому из нас . Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными». (ответы детей)
Много есть добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Что они означают? Объясните (ответы детей).
Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом….
В добрый час – пожелание удачи, благополучия в каком - нибудь деле…
В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда – нибудь…
Дать или получить добро – дать согласие или получить разрешение, одобрение на что – либо…
К ак много добрых слов образовано от этого слова – добро ! Подберите однокоренные слова. (ответы детей)
Молодцы! Очень хотелось, чтобы не только слова были добрыми, но и поступки такими же, поэтому давайте уберем лишние слова в сундучок, закроем его и будем стараться не доставать их оттуда, т. е. не будем показывать в своем характере (дети называют слова на слайде, которые по щелчку убираются в сундучок, затем сундучок закрывается).
3) Физминутка
Слайд 3
Также много песен сложено о доброте. Одну из них предлагаю вам послушать. Это Песня о доброте (слова и музыка Татьяны Мухаметшиной, автор из г. Балаково, Саратовской обл .) (на основе песни можно подготовить видеофильм) .
Слайд 4
Давайте вместе подумаем как развивать в себе доброту (на слайде высвечиваются предложения, а дети стараются рассказать как понимают смысл высказывания).
- Проявлять чуткость к окружающим;
- проявлять доброе отношение к окружающим людям;
- проявлять добрые чувства к домашним животным;
- участвовать в благотворительных акциях.
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. До рога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.
III. Итог занятия
Давайте подведем итоги нашего занятия.
Скажите, каковы же преимущества доброты? Для чего она нужна для каждого человека?
Слайд 5 (звучит музыка)
Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.
Так давайте попробуем с первых дней осени дарить добро своим друзьям, людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Ведь доброта - это стремление человека сделать счастливее себя и других людей.
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле. А. Лесных
Спасибо Вам!
Литература:
Как себя вести Дорохов А. – М. 1979
http://www. /program/virtues/universal/kindness/desc. php - о доброте
МБДОУ детский сад№12 комбинированного вида г.Искитим Новосибирской области
Конспект занятия по труду
в подготовительной к школе группы «Ромашки» на тему: «Наши добрые дела для космоса» .
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Все хорошее в природе – солнце, а все лучшее в жизни - от человека.
М.Пришвин
воспитатель: Т.С. Левкович
Предмет: Социальный мир.
Образовательная область: «Труд»
Интеграция образовательных областей: «З доровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Математический диктант», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Продолжительность: 30 минут
Группа: подготовительная
Аннотация:
Дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни с помощью труда, в связи с этим тема года для нашей группы была сформулирована « Год добрых дел». В цикл занятий для закрепления знаний дошкольников с социальным миром входит занятие по теме «Наши добрые дела для космоса». Данное занятие так-же закрепляет знания детей с событиями, исторически важными не только для нашей Родины, но и для всего человечества – это покорение космоса; с людьми, прославившими Россию. Используемые методические приемы: игра-приветствие, сюрпризный момент; чтение стихотворения; самостоятельная работа детей; проведение гимнастики; тест-опрос; проведение дидактических игр;
Конспект занятия:
Программное содержание:
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Образовательные задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых. Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (космонавт) и проверить усвоение пройденной темы: « Космос». Продолжать формировать трудовые навыки, интерес к труду взрослых, учить четко и точно выполнять задания воспитателя. Закреплять навыки ориентирования в пространстве и отработки навыков счета по клеточкам, подготовка руки к письму.
Развивающие задачи: Развивать стремление трудиться, способность самообслуживания в процессе одевания и раздевания. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам. Развивать умение работать в парах.
Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, гордость за знаменитых людей. Воспитывать у мальчиков желание заботливо относиться к девочкам. Закрепить представление детей о значении добра, воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга. Вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки. Воспитывать бережное отношение к природе, продолжать прививать культурно-гигиенические навыки, продолжать прививать любовь к труду.
Речевые задачи: активизировать речь детей, закрепить активный словарь следующих слов: космонавт, скафандр, орбитальная станция, спускаемый аппарат.
Материал: горшки для посадки цветов, пуговицы, картон, нитки, ножницы, иголки, фартуки, листы-презентации теста, посылка-чемодан с вложенным письмом.
Аудиозапись песен «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»,песня В.Шаинского «Улыбка». звук самолёта.
Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «День космонавтики», «Первый космонавт планеты», «Небесные тела». Работа в уголке природы: посадка семян цветов, проращивание корней у черенков сенполии. Работа в тетрадях в клетку на задания ориентировки по клеточкам, работа с иголкой и ниткой в творческом уголке. Беседа с родителями на тему: «Как рассказать ребёнку о космосе». Рассматривание иллюстраций по теме «Космонавтика». Заучивание стихов по теме.
Методические приемы:
Организационный момент;
Игра-приветствие;
Сюрпризный момент: посылка-чемодан,чтение письма;
Чтение стихотворения «Доброта»,Н.Тулупова;
Самостоятельная работа детей (посадка цветов);
Физкультминутка;
Д/и « Ответь на вопросы» (в форме теста);
Самостоятельная работа детей (пришивание пуговиц);
Д/и «Доскажи словечко»;
Самостоятельная работа детей (строгание карандашей);
Самостоятельная работа (рисуем ракеты, в форме графического диктанта);
Итог занятия.
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель (ведёт всё занятие в роли солнышка):
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, поиграем в
игру-приветствие «Солнце встало!»
Солнце встало -
Хватит спать,
Пора вставать!
С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.
Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!
Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.
Сюрпризный момент:
под звук самолёта подходим к чемодану -посылке,под самолётом(который образно сбросил самолёт).
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь! Дело в том, что мы космонавты и наблюдаем за Вами и видим как Вы любите трудиться! Пожалуйста, помогите нам! Нам нужны пуговицы, но так как у нас невесомость, пришейте их к картону, чтобы мы их не потеряли, а ещё мы соскучились по комнатным цветам отправьте их нам в нашем космическом чемодане!
С уважением,
Космонавты корабля «Союз ».
Воспитатель: Ребята, поможем космонавтам? Соберём посылку в космос? Сделаем доброе дело? Ответы детей.
А кто знает, что такое доброта?
Чтение ребёнком стихотворения:
Стихотворение “Доброта”. Н.Тулупова
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Самостоятельная работа детей в парах
посадка черенков сенполии в горшки с землёй. (одеть фартуки и нарукавники, посадить, полить, помыть руки после работы с мылом.)
Физкультминутка
Жалюзи открываются (руки согнутые в локтях разводятся)
Вжик-вжик,
выезжает телескоп, (тянем шею)
протёрли стёклышко. (рукой)
Видим звёздочку,одна звёздочка -чпок, (вытягиваем руку и соединяем пальцы)
две звёздочки -чпок-чпок, (2-раза)
много звёздочек -чпок-чпок-чпок, (много раз)
летающие каметы -уа,уа,уа.... (показываем плавными движениями руками)
летающие инопланетяне лу-лу-лу-лу (указательным пальцем обеих рук круговые движения)
жалюзи закрываются вжик-вжик. (руки согнутые в локтях сходятся)
Проведение теста-опроса (каждый вопрос можно оформить на одном листе или оформить в виде презентации на компьютере)
Воспитатель: Ребята, а давайте, проверим ваши знания о космосе?
2.Укажите первого космонавта
Гагарин Юрий Алексеевич НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич
3.Выберите самый быстрый транспорт на Земле
4. Выберите одежду космонавтов
4.Выберите дом, в котором живут космонавты в космосе?
Воспитатель: Молодцы, Вы много знаете, а теперь продолжим собирать посылку.
Самостоятельная работа детей
пришивание пуговиц к картону; (провести беседу-инструктаж о безопасности, как пользоваться иголкой и ножницами)
Очень просто,не играй предметом острым!
При работе обратить внимание на осанку.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Я начну предложение, а вы должны закончить его.
1.Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)
2.Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3.Когда вас ругают за шалости, вы говорите…(простите, пожалуйста)
4.Если друг попал в беду… (помоги ему)
5.Решай споры словами,… (а не кулаками)
6.Не одежда красит человека, а его … (добрые дела)
7. Худо тому, кто добра...(не делает никому)
Воспитатель : Ребята, а Вы хотели бы нарисовать ракету для космонавтов?
Ответы детей
Воспитатель: У, Вас есть листки в клеточку, карандаши, можем приступать?
Ответы детей: Нет, карандаши не строганые!
Самостоятельная работа детей (заточка карандашей с помощью строгалки).
Воспитатель: А теперь можем приступить к рисованию ракет!
Самостоятельная работа детей
Г
рафический диктант ,
при работе обратить внимание на осанку.
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, что мы, сегодня, сделали?
Ответы детей
Мы хорошо потрудились! А как, Вы думаете, почему так хорошо всё получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а как Вы понимаете пословицу?
Без труда нет плода и добра.
Ответы детей.
Воспитатель: И в нашей группе живут добрые и трудолюбивые дети, так как вы согласились помочь космонавтам!
Скажем гостям доброе слово: До свидание!
Список использованных источников:
«Берегиня» -Общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. Искитим: МБДОУ детский сад №12, 2011г.
Комарова Т.С., Куцакова Л.В, Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2007.
Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.
Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.
Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.
Казинцева Е.А,Померанцева И.В. ,Терпак Т.А.Формирование математических представлений.Волгоград: Учитель,2009.
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
Скорлупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006
Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005
Ковальчук Я.И.,Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольниов.Минск:Народная асвета,1983.
Буре Р.С.Дошкольник и труд.-М.:Мозаика-Синтез,20011.
Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/
Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/
Интернет-сайт «Педагогическая олимпиада»- http://www.pedolimp.ru/
Фото из личного архива.
Надежда Прудникова
Цель занятия: расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях.
Задачи:
Продолжать учить детей уважению и вежливому общению с окружающими людьми;
Развивать воображение, внимание, память, умение анализировать, делать выводы;
Воспитывать желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения.
Предварительная работа: чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово».
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, слайд-презентация, изображение карты, карточки с изображением различных поступков, дерево Вежливости, листики для дерева.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать самыми вежливыми и добрыми детьми?
Дети: Да.
Воспитатель: В этом нам может помочь дерево Вежливости.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к «дереву», на котором нет ни одного листика)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на дерево, какое-то оно грустное и сухое. И скорее всего утратило свою волшебную силу. Надо срочно помочь стать дереву нарядным и веселым. Иначе люди могут позабыть добрые слова и тогда все вокруг начнут ссориться. Вы поможете мне отыскать листики для дерева Вежливости.
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Для того, чтобы найти все листики нам надо отправиться в необычную страну - Страну Добра. Эта страна носит такое название потому что все ее жители желают друг другу добра и счастья, пользуясь специальными словами, которые называются волшебными. Вы готовы начать наше путешествие?
Дети: Конечно!
Воспитатель: Тогда смотрите – вот перед нами карта этой страны (на мультимедийном оборудование показано изображение страны) . В этой стране находятся такие необычные города, как – Хорошие поступки, Доброта везде и всюду, Волшебные слова. В каждом городе нас будут ждать испытания. А теперь нам пора отправляться в путь. И первый город который мы посетим называется Хорошие поступки.
1-й город «Хорошие поступки»
Воспитатель: В этом городе давайте вспомним какие поступки надо совершать для того, чтобы не навредить окружающим.
(Дидактическая игра «Оцени поступок». Надо вместе с детьми подойти к столу, где разложены карточки с изображением различных поступок).
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно картинки и помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки.
(Дети выбирают картинки).
Воспитатель: Почему вы выбрали именно эти картинки?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы дали верные ответы, поэтому жители этого города с радостью отдают вам несколько листиков для нашего дерева. Но этого недостаточно, чтобы дерево снова стало приносить людям пользу. Отправимся на поиски остальных листиков? И теперь наш маршрут лежит дальше к следующему городу. А как он называется вы сейчас сами и разгадаете.
(Словесная игра «Угадай слово». На мультимедийном оборудовании показан кроссворд. Воспитатель читает загадки, а затем показывает ответы).
Воспитатель:
По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь – домик нарисую,
Хочешь – елочку в снегу,
Хочешь – дядю, хочешь – сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
Что за странная избушка
Поселилась над опушкой?
Ничто над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и двери,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке. (Барабан)
В нем живет моя семья-
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
Назови меня скорей – Я рабочий… (Муравей)
Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке – гребешок.
Кто же это?. (Петушок)
Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор)
В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заиграет, завертится,
Затанцует, запоет.
Кто игрушку назовет? (Юла)
Воспитатель: И у нас получилось слово – доброта! Какие вы молодцы! А теперь отправляемся в дорогу к очередному городу этой страны – Доброта везде и всюду.
2-й город «Доброта везде и всюду»
Воспитатель: Вот мы и прибыли в следующий город, но перед тем как приступить к новым испытаниям, я предлагаю вам немного отдохнуть.
(Физкультурная минутка).
А сейчас мы отдохнем и разминку проведем:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Все жители этого города называют все, что их окружает ласковыми словами. И чтобы отдать нам листики, они хотят узнать умеете ли вы называть предметы ласково.
(На мультимедийном оборудовании задание: появляется изображение предмета. Воспитатель называет слово, а дети должны это слово произнести ласково)
Солнце – солнышко
Заяц – зайчик
Утка - уточка
Книга – книжечка
Кукла – куколка
Цветок – цветочек
Ваза – вазочка
Гриб – грибочек
Шар – шарик
Мяч – мячик
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы успешно справились и получаете еще листики для дерева Вежливости. И перед тем как нам с вами отправиться дальше в путешествие предлагаю поиграть в игру, которая называется «Слушайте внимательно!»
(Социально-коммуникативная игра «Слушайте внимательно!»)
Воспитатель: Я вам буду говорить задание, а вы движениями должны отвечать.
Возьмитесь за руки те, кто любит мороженное.
Топните ногой те, кто хочет обижать друзей.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Хлопните в ладоши те, кто не помогает маме.
Поставьте руки на пояс те, кто любит ходить в гости.
Разведите руки в стороны те, кто любит делать пакости.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
Воспитатель: Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! И мы можем смело все вместе продолжить наше путешествие. Следующий город, в который мы отправляемся называется Волшебные слова.
3-й город «Волшебные слова»
Воспитатель: Вспомните, ведь мы тоже знаем рассказ с таким названием «Волшебное слово». Его автор – писательница Валентина Осеева. И вот и задание: вам нужно ответить на несколько вопросов по этому рассказу, и тогда жители этого города отдадут нам остальные листики для нашего чудо-дерева.
(На мультимедийном оборудование появляются картинки из повести «Волшебное слово» В. Осеевой).
1. Как звали главного героя этого рассказа? (Павлик) .
2. Назовите мне волшебное слово, которое старичок сказал Павлику. (Пожалуйста) .
3. В каких случаях волшебное слово помогло Павлику? (Ребята перечисляют) .
4. Какие ещё «волшебные слова» Вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, до свидания, приятного аппетита, простите ). Как по-другому можно назвать эти слова? (Вежливыми) .
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы можем отправиться назад к нашему дереву и украсить его всеми листиками, которые нам удалось вернуть в путешествии по Стране Добра.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к «дереву»).
Воспитатель: Пусть это дерево напоминает вам о том, чтобы вы никогда не забывали употреблять в своей речи вежливые слова.
(Под «деревом» воспитатель находит подарки для детей)
Воспитатель: Вот и путешествие подошло к концу. Но завтра наступит новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Можете пожелать друг другу здоровья, сказав слово «здравствуйте». Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Ольга Скворцова
Конспект НОД по образовательной области «Социализация» по теме: «Что я могу».
Конспект НОД по образовательной области Социализация
Тема : «Что я могу » .
разработала : воспитатель высшей категории Скворцова О. В.
Цель :
Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей;
Развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и навыки самоконтроля.
Программное содержание :
Познание - развивать у детей логическое мышление и воображение ;
Коммуникация - развивать диалогическую и монологическую речь детей через формы речи рассуждения : объяснительную речь, речь-доказательство, речь планирование;
Продолжать осваивать культуру общения с взрослыми и сверстниками
Социализация - обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости;
Предварительная работа : чтение книги Остера «Вредные советы» , накопление материала по теме ; знакомство с понятием «комплимент» .
Оборудование : Разрезные картинки с эмоциями, картинки с насекомыми, краски, кисточки, стакан для воды, мольберт, микрофон.
Ход НОД:
В.: Ребята, давайте поздороваемся : «Всем, всем, всем доброе утро» .
В.: Ребятки, послушайте, в нашей группе зазвучала музыка. Попытайтесь на минутку закрыть глаза. Как вы думаете, какая это музыка?
Д.: Волшебная, таинственная.
В.: Мне тоже кажется, что это волшебная музыка. Посмотрите, в нашей группе начали твориться чудеса. Ребята эта музыка хочет позвать вас с собой в страну, «Что я могу » , для того, чтобы вы смогли проверить свои знания и умения, которые пригодятся вам в дальнейшей вашей жизни. Вы хотите отправиться в путешествие? Но перед тем, как вы отправитесь в путешествие, вам нужно проделать ряд небольших упражнений, которые помогут вам лучше увидеть , услышать и прочувствовать.
1. «Ушки, ушки – слышат всё» - массаж мочек ушей.
2. «Глазки, глазки – видят всё» - гимнастика для глаз.
3. «Я дышу, дышу, дышу» - массаж горла
Все вместе : «Я всё вижу, я всё слышу, я всё чувствую. Вот теперь вы готовы отправиться в путешествие. Наверное, эти ворота ведут в страну «Что я могу » , я их сейчас открою, а вы тихо друг за другом войдёте».(открываются ворота и дети проходят через них)
В.: Вот мы и очутились в стране «Что я могу » . Давайте вдохнём в себя запах этой страны.
В.: Ой, ребята, посмотрите, а здесь что–то написано?
Д.: (читают) «Комплименты» .
В.: А кто из вас знает, что такое комплименты?
В.: А, как вы думаете, вы умеете дарить комплименты?
«Карусель» - для чего же нам нужны комплименты.
Д.: (читают) «Чувства и эмоции?»
В.: Как вы думаете, что такое чувство?
В.: А, что такое эмоции?
1-ая команда будет собирать картинку и придумает по ней рассказ.
2-ая команда будет находиться в роли наблюдателей, и следить за работой первой команды.
В.: А сейчас договоритесь между собой, кто первый будет собирать картинки.
«Аквариум»
В.: Представьте, что у людей в один день вдруг пропали все чувства и эмоции,
что может с ними произойти?
Д.: (читают) «Юные артисты» .
В.: Ребята, а кто такие артисты? А, как вы думаете, вы можете быть артистами? Ребята посмотрите сундучок, а интересно, что же там лежит? Вы хотите узнать? Давайте
В.: Что это?
Д.: (слова)
В.: О чём, вы, вспомнили, когда прочитали эти слова?
Д.: Сказку «Гусеничка» .
В.:А может, попробуем её сыграть?
В.: Договоритесь между собой, кто кем хочет быть.
В.: А кому же мы поручим роль ведущего?
В.: Ведущий есть, актёры есть, но по-моему чего-то не хватает?
Д.: Костюмов, атрибутов, сцены.
В.: Давайте попробуем найти атрибуты к сценке.
В.: А как мы сделаем лужайку?
В.: Ну, что лужайка готова, актёры тоже.
В.: Тогда начинаем.
Придумывание и обыгрывание сказки.
В.: Молодцы, хорошие из вас артисты получились.
В.: А как в начале сценки, насекомые отнеслись к гусеничке?
В.: А, что потом приключилось с гусеничкой?
В.: Ребятки вы, хотите оставить на память рисунок бабочки?
В.: Тогда, давайте с вами встанем в цепочку. И сейчас, каждый из вас нарисует деталь, чтобы получилась бабочка. Договоритесь между собой, кто первый начнет рисовать.
«Цепочка» – портрет бабочки.
В.: Очень красивая бабочка получилась. Ну, что здесь написано? «Разноцветная
вода». Ребята, посмотрите на меня, как вы думаете, какое у меня настроение?
В.: А, кто из вас знает, как с помощью красок можно рассказать о настроении.
Ребенок - монитор – «Рассказ о красках» .
В.: Ребята, вот сейчас мы посмотрели, как с помощью красок можно рассказать о
настроении.
В.: А сейчас давайте с вами попробуем с помощью рисунков рассказать о
настроении. Разделитесь по парам и попробуйте нарисовать своё настроение
на спине у вашего друга.
«Работа в парах» - «Нарисуй настроение» .
В.: Ребята, слышите, зазвучала музыка. Нам пора возвращаться. Но перед тем,
как вернуться в детский сад, может быть кто-нибудь желает побыть журналистом и
задать вопросы по стране, где мы с вами побывали.
«Интервью»
(после вопросов, прохождение через ворота, возвращение в группу) .
«Свеча добра »
«Свеча совместно задувается» .
Наталия Каргова
Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию «Социализация» в подготовительной группе
месяц 1 неделя (семья) 2 неделя (эмоции) 3 неделя (культура взаимоотн.)
СЕНТЯБРЬ ПН :
Беседа : «Я и моя семья»
Цель : продолжать знакомить детей с понятием «семья» , «родословная» ,её возникновение, значение. Воспитывать уважение и дружелюбие к членам семьи, желание заботиться друг о друге
ВТ : Просмотр фотоальбома о семье
Цель : расширять знания о коллективном ведении домашнего хозяйства. продолжать формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
СР : Беседа : «Что значит заботиться о близких» .
Цель : объяснить, почему в семье все должны быть дружны и внимательны друг к другу. Воспитывать уважение и дружелюбие к членам семьи, желание заботиться друг о друге
ЧТ.: Беседа : «Я маме помогаю»
Цель : уточнить как дети помогают дома своей маме, какие у них обязанности. Воспитывать желание помогать маме и заботиться о ней.
Беседа на тему «Что такое любовь близких»
Цель : формировать представление о семье, как об «островке безопасности»
ПН.: Беседа : «Угадай эмоцию»
Цель : Закрепить умение определять эмоцию на характер музыкального произведения. .ВТД/И «Веселый клоун» .
Цель : формировать положительное отношение к окружающим, учить радовать детей.
Беседа «Как сказать, чтобы не обидеть» .
Цель : .помочь прочно усвоить несколько правил общении, учить применять их на практике.
Д/И «Цветочек доброты» .
Цель : формировать умение, с помощью теплых слов, вызывать у людей улыбку и восхищение.
ПЯТ.:Д/И «В царстве эмоций»
Цель : помочь детям научиться управлять своими эмоциями, препятствующими нормальному психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, продолжать развивать эмоциональную сферу ребенка.
ПН.: Уроки вежливости по произведениям В. А. Осеевой.
Цель : формировать у детей навык культурного поведения, учить употреблять в речи слова «спасибо» , «пожалуйста» и т. п. ; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Просмотр м/фильма «Вежливый Лунтик» .
Цель : побуждать детей быть вежливыми в любых ситуациях, быть терпимыми. Учить уважительному отношению к старшим.
СР.: Беседа «Стоит ли смеяться?»
Цель : научить видеть нравственную сторону воспринимаемых действий и событий, понимать их суть. Дать представления о нравственной стороне человека, отношений, опираясь на образы художественной литературы.
Материал : С. Я. Маршак, «Четыре глаза» .
Просмотр м/ф «Цветик-семицветик» .
Цель : побуждать детей помогать детям с ограниченными возможностями, воспитывать в детях чувства сопереживания
ПЯТ.: Беседа : «Уступи место»
Цель : побуждать детей задумываться о своих поступках по отношению к окружающим. ПН : Беседа : «Доброта и вежливость- дружбе не помеха» .
Цель : формировать у детей навык установления дружеских и вежливых взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми; раскрыть сущность понятия «дружба» , показать какими качествами должен обладать настоящий друг
.ВТ : Просмотр м/фильма «Гуси-лебеди» .
Цель : учить снисходительности к друг другу, учить уважительно относиться к тем от кого ты ждёшь помощи.
СР.: Беседа «Всё начинается со слова «здравствуйте» »
Цель : продолжать знакомить с нравственными нормами поведения. Закрепить формы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания)
Просмотр сюжетных картинок на тему «Культура поведения»
Цель : побуждать детей быть вежливыми в беседе со сверстниками и взрослыми, умение вести себя в гостях.
Чтение С Маршака»Урок вежливости».Цель : обобщать, расширять знания детей о таких понятиях как «дружба» , «друг» , «справедливость» , «честность» ; развивать социальные чувства : сочувствие, сопереживание
месяц 1 неделя (семья) 2 неделя (эмоции) 3 неделя (культура взаимоотн.) 4 неделя (общение со взросл. и сверст.
ОКТЯБРЬ ПН.: Беседа на тему : «Самый дорогой мне человек»
Цель Развивать у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей, сформировать умения и навыки выражать чувства.
ВТ.:С/Р игра «Моя семья»
Цель : расширять представления детей о членах семьи и их функциях, учить помогать старшим.
СР.: Беседа : «В гостях у бабушки» .
Цель : Развивать умение проявлять заботу о пожилых людях : понимать их эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации голоса; оказывать им помощь, успокаивать, сочувствовать. Воспитывать желание и потребность проявлять доброту к взрослому по собственному побуждению
ЧТ.: «Мои братья и сестра» .
Цель : Сформировать понимание значимости родственных отношений, зависимость добрых отношений от личных качеств каждого; научить детей адекватным формам поведения побуждать детей проявлять заботу о младших сестрах и братьях; уметь нести ответственность за них.
ПТ.: Игра «Кто кем приходится?» .
Цель :.
Воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Продолжать формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях
ПН.:Беседа на тему : «Добрый-злой»
Цель : продолжать развивать у детей умение понимать различные эмоции, воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в отдельных ситуациях.
ВТ.: Д. и «Две сестрицы»
Цель : развивать умение «прочитывать эмоции и сопереживать чувствам близких» .
Вопросы - ситуаци «Сколько хороших дел можно сделать за 5 минут?
Цель : побуждать детей на хорошие поступки, развивать желание помогать сверстникам и взрослым.
ЧТ :. Игра «Определи и назови выражение глаз» .
Цель : умение описывать выражение глаз и распознать настроение других.
ПТ.: Прослушивание Г\З (Чайковский «Времена года» ).
Цель : учить детей передавать свои эмоции через музыку; снять мышечное напряжение.
ПН.: Этическая беседа «Сила и право» .
Цель : развивать и укреплять дружеские взаимоотношения, уметь защищать слабых.
Беседа «День рождение друга»
Цель : побуждать детей делать приятное своим друзьям, учиться радоваться за успехи своих друзей.
СР.: Д/И «Волшебное слово» .
Цель : продолжать формировать у детей навыки культурного общения между сверстниками.
ЧТ.: «Пословицы и поговорки о добре» .
Цель : формировать у детей представления о фольклоре.
Цель : ПТ.: Беседа «Не жди, когда тебя попросят о помощи : учись сам видеть,кому нужна помощь»
Цель : формировать представление о себе, как об активном члене коллектива. Желание вступать в общение
ПН.: Беседа «Что мне нравится в детском саду» .
Цель : воспитывать любовь к своему детскому саду, воспитывать желание считаться с интересами друг друга, быть вежливыми по отношению к вновь пришедшим детям.
ВТ.: Беседа «Назови,какие права детей знаешь» .
Цель : помочь детям запомнить и назвать права детей.
ЧТ.: «Отгадай какое чувство?»
Цель :
Развивать умение замечать добрые поступки и добрые отношение других людей, желание подражать добрым поступкам.
ПТ.: Беседа «Что такое –Дружба» .
Цель : продолжать формировать у детей понятие «друг» , «дружба» . Учить понимать и оценивать поступки других, мотивировать и объяснять свои осуждения.
месяц 1 неделя (семья) 2 неделя (эмоции) 3 неделя (культура взаимоотн.) 4 неделя (общение со взросл. и сверст.
НОЯБРЬ ПН : «Проблемная ситуация- Бабушка белеет» .
Цель : продолжать учить детей заботиться о близких; уметь быть благодарными.
ВТ : Просмотр м/ф «Северная сказка»
Цель : воспитывать в детях через пример, уважение к родителям; желание трудиться для своей семьи.
СР.: «Как я отношусь к другим детям?» .
Цель :. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения
ЧТ.: Беседа : «Ласковые имена моих близких» .
Цель : продолжать побуждать детей ласково называть своих членов семьи, проявлять заботу о них.
ПТ.: «Наши праздники» .
Цель : поддерживать уважение к семейным традициям; воспитывать чувство гордости за свою семью.
ПН.: Д/И «Я тебя прощаю.»
Цель : Развивать ответственность , самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике и жестам.
ВТ.: Просмотр м/фильма –«Крошка енот и кто сидит в пруду» .
Цель : продолжать учить различать разные эмоции и их характерные особенности; доставить детям положительные эмоции.
СР.: «Подарок без подарка» .
Цель : Расширение представлений об этикетном монологе-поздравлении, стремление к использованию «языка внешнего вида» (добрый взгляд, улыбка)
ЧТ. Беседа : «Можно или нельзя?» .
Цель : Продолжать закреплять правила поведения на прогулке, формирование навыков сотрудничества (оказать помощь себе и друг другу)
ПТ.: Фантазирование «Вредные советы» .
Цель : формировать представление о возможных негативных последствиях для других своим неосторожными действиями.
ПН.: Беседа- «Умеешь ли ты дружить» .
Цель : продолжать учить детей, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова, воспитывать культуру общения, доброму и уважительному отношению
ВТ.: Д/И «Волшебные слова» .
Цель : познакомить детей с понятием «этикет» , продолжать формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений; побуждать детей быть приятным для окружающих, соблюдать этические нормы поведения.
Ср.: «Игра в волшебные вещи»
Цель : развивать нравственно-духовный опыт при оценке своих поступков, умение замечать духовную и внешнюю красоту человека.
ЧТ.: Беседа- «Кто прав- кто виноват» .
Цель : закрепить правила общения со сверстниками во время игр. Формировать привычку просить прощения, если виноват. Учить детей самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
ПТ.: Просмотр м/ф «Страна земляники» .
Цель : помочь детям осознать красоту нравственного поведения; закрепить элементарные этические представления.
ПН.: Беседа «Мы едем в городском транспорте» »
Цель : Закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.
ВТ.: «Какие бывают привычки»
Цель : формировать у детей представления о вредных привычках; воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Материал : иллюстрации о вредных привычках.
СР.: Чтение Л. Пантелеев «Честное слово» .
Цель : учить детей сопереживать, понимать трудность ситуации, проявлять сочувствие и заботу.
ЧТ.: «Расскажи стихи руками» .
Цель : .формирование чувства уверенности, помочь детям сблизиться друг с другом и с воспитателем
ПТ : Беседа «Помощь старшим» .
Цель : побуждать детей помогать взрослым, с уважением относиться к результатам их труда.