→ Для чего нужна сказкотерапия в доу. Образовательный портал. Задачи и приёмы сказкотерапии в работе с дошкольниками

Для чего нужна сказкотерапия в доу. Образовательный портал. Задачи и приёмы сказкотерапии в работе с дошкольниками

Здравствуйте, наши уважаемые читатели! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании сказкой. На сегодняшний день это самый успешный метод психологической терапии у маленьких детей. Психологи чаще практикуют такое понятие, как сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок можно прочитать в книгах или найти в Интернете, а затем придумывать собственные, используя принятый алгоритм и ориентируясь на конкретные нужды вашего ребенка.

Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях.

Сказки могут нести такой посыл:

  • Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);
  • Воспитательный (понятия о добре и зле);
  • Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).

С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.

2. Виды сказок

Детская сказкотерапия направлена на такие действия:

  • Учит детей различать добро и зло;
  • Учит хорошим качествам, воспитывает;
  • Исправляет изъяны в поведении;
  • Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
  • Способствует доверию между детьми и родителями;
  • Развивает фантазию ребенка.

Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.

Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии:

  1. Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком);
  2. Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).

Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях:

Важно контролировать увлечение ребенка сказками, который любит их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались понятия о сказочной и реальной жизни. Касательно дошкольников, им это еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из примеров в сказках. Не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.

3. Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики.

Методики сказкотерапии в ДОУ:

  • Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
  • Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
  • Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
  • Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

4. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.

Сказки могут делиться на:

  • Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
  • Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
  • Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);
  • Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница » (о них подробнее можно почитать здесь ), а также придумывать свои собственные.

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки.

Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка).

5. Алгоритм сказкотерапии

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:

  1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
  2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
  3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
  4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
  5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
  6. Придумать положительный финал.
  7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:

  • Как нужно помогать старшим;
  • Вежливые слова;
  • Правила поведения;
  • Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.

Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.

Посмотреть видео с занятием по сказкотерапии в ДОУ можно здесь:

Дорогие родители, бабушки и дедушки, учите своих детей добрым сказкам, и пусть их детство будет чудесным и беззаботным! Подписывайтесь на наши обновления. До скорого!

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса педагогов, общественных деятелей, просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, например методику сказкотерапии.

Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия – форма познания и лечения души.

Сказкотерапия исследует сказку как форму существования и проявления психических процессов и создает сказку, благотворно влияющую на психику; концентрирует свое внимание на сюжетности психологических процессов, которые универсальны для людей вне зависимости от культуры и времени.

Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Эта эффективность усиливается при организации комплесного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др.

Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

Совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими. Начинают помогать друг другу.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задавая следующие вопросы:

О чем эта сказка?

Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?

Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Художественное творчество ребенка (собственные сказки. рисунки. поделки по сказочным сюжетам и др.) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества – как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах: деятельность ребенка, направленная вовне (выражение собственных эмоций, чувств. Представлений), и деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самосовершенствование). Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

Созидательная – состоит в том, что ребенок для выражения авторского замысла создает что-то новое;

Оценочная – проявляется в том, что ребенок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;

Коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

На практике можно встретить несколько способов работы со сказками:

  1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психологической жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
  2. Рисование по мотивам сказки. свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
  3. «Почему герой так поступил?» Активная работа над поступками героев.

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагаются уже готовые варианты. Когда присказка готова, начинаем придумывать героя. Дети среднего дошкольного возраста очень любит делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.

Со старшими дошкольниками можно брать более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Иванушку-дурачка, Марью-красу. Кроме того, дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них.

В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми угощениями.

В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки – злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее. Радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот небыстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.

Кроме того, сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.

Таким образом, использование различных способов работы со сказкой, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников могут способствовать усилению терапевтического воздействия данной методики.

Итак, задачи сказкотерапии в том, чтобы:

  1. Развить речь детей
  2. Выявить и поддержать творческие способности
  3. Снизить уровень тревожности и агрессивности
  4. Развить способности к естественной коммуникации
  5. Развить умение преодолевать трудности и страхи
  6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Используемая литература:

  1. Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
  2. Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г.
  3. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Подготовила: воспитатель Комсомольского ДОУ «Сказка» Спасенко А.А.

Уважаемы коллеги, разрешите представить Вам презентацию темы по самообразованию «С КАЗКОТЕРАПИЯ в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.

Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки

Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.

Арт терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).

В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий:

изотерапия (рисуночная терапия),

фототерапия (творческие занятия фотографией),

песочная терапия ,

куклотерапия ,

игротерапия,

Музыкотерапия

Танцевальная терапия,

Цветотерапия.

Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Актуальность использования

Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

  • обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
  • присутствует образность и

метафоричность языка;

  • психологическая защищённость

(хороший конец);

  • имеется наличие тайны и волшебства

Задачи сказкотерапии

  • Развитие слухового и

зрительного внимания

  • Развитие наблюдательности

и зрительной памяти

  • Развитие аналитических способностей

(умения сравнивать, обобщать, находить

причинно-следственные связи)

  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться

с активной деятельности на пассивную

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими,

совершенствование коммуникативных навыков


Требования в работе со сказкой:

  • Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
  • Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
  • Дозированность – сказкотерапия побуждает к

размышлению. Это длительный

процесс. Поэтому нельзя

«перегружать» детей

психотерапевтическими

сказками, чтобы они не утратили

к ним чувствительность.


  • Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
  • Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
  • Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
  • Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
  • Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

  • Театр авторской игрушки
  • Пальчиковый театр

  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Красочные картины

по сюжету сказки


Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.

4.В конце занятия –ритуал

«выхода из сказки».


1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

  • Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
  • Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
  • Игра «Волшебный клубочек»,
  • Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
  • Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
  • В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
  • Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

2 этап работы:

Чтение сказки

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки:

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?


3 этап работы:

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.


4-ий этап работы:

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и

проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».


ВЫВОД:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»

  • Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
  • способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
  • В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
  • Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
  • Работа со сказкой направлена непосредственно

на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

  • Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

«Сказка - ложь,

да в ней намек – Добрым молодцам урок,

Красным девицам венец!

Вот и сказки конец!»

А кто слушал молодец!..

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Рябинка»

Доклад на тему:

«Сказкотерапия в детском саду»

Подготовила:

Педагог-психолог

Ермолина М.В.

2012 год Ликино-Дулево

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития.

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!


Статья для родителей детского сада "Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста".

Статья для родителей детского сада"Значение сказкотерапии терапии для детей дошкольного возраста".
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детского сада, педагогам - психологам.
Пояснительная записка:
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Цели и задачи сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн.


В народе говорят: « Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок!»
Эта прописная истина каждому человеку с детства.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.


Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными.
Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?


Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным.
А прекрасное, конечно же, это - сказка.
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.


Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой.
Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку.
Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата.
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).
Сказки закаляют характер.
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке.
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?
- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
Рекомендация для родителей, как строится работа со сказкой.
1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение. Обсуждая сказку ваш ребенок должен быть, уверен, что он может высказывать любое свое мнение, что он ни говорит, что не скажет, не должно подвергаться осуждению.
2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Проиграйте сказку с ребенком в ролях.
Ребенок обязательно выберет для себя "исцеляющую" роль.
И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Что же дадут такие методы, каков будет результат?
Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, чтобы не случилось.
Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что вочтобы то не стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь трудности", и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь
ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать
окружающее.
Джанни Родари.

 

 

Это интересно: