→ Конспект экскурсии в парк «Золотая осень!» (средняя группа). Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада "Здравствуй, осень золотая!" Чтение художественной литературы

Конспект экскурсии в парк «Золотая осень!» (средняя группа). Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада "Здравствуй, осень золотая!" Чтение художественной литературы

Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала: данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

1. Вводная беседа.


Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.


Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову) .
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом) .
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)


Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»

Программное содержание

Обучающее: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения на экотропе; устанавливать связь между состоянием окружающей среды и состоянием своего организма.
Развивающее: развивать сенсорные восприятия детей и умение описывать состояния: пахнет опавшей листвой, вижу осенний наряд деревьев, кора шершавая и т.д.; развивать логическое мышление и речь.
Экологическое:
продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за лесом, охранять и беречь его.
Воспитательное:
воспитывать интерес к растительному и животному миру наших лесов, эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
Материалы:
фотоаппарат, лупа, целлофановые пакеты для сбора мусора, перчатки, корзина, альбом, карандаш, кормушки для птиц.
Предварительная работа:
знакомство с поделками из природного материала, чтение рассказов и пословиц об осени, изготовление кормушек.

ХОД ЭКСКУРСИИ

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом. Сейчас мы отправимся по знакомой тропинке, но для начала достанем карту-схему.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают маршрутную карту, вспоминают объекты экологической тропы, знакомые с прошлых экскурсий.)

Где мы сейчас находимся? Пойдем мы сегодня к песчаной тропе, которая находится чуть дальше нашей последней остановки. Но идти будем, также выполняя различные упражнения: ходьба и бег змейкой между кустами, в приседе и полуприседе под деревьями, подпрыгнем и достанем высокие ветки деревьев, часть пути преодолеем, прыгая с ноги на ногу.

Объект 1. Березка .

В: Ребята, обратите внимание, как изменилась березка, она стала еще красивее в осеннем наряде. Посмотрите, под березкой уже лежат опавшие листочки, она готовится к долгой зиме. Что осталось на месте опавших листочков?

(Предлагает детям рассмотреть почки через лупу.)

Почему листочки у березки пожелтели и стали опадать?

Д. Потому что наступила осень, стало холоднее…

В: А деревья не любят пить холодную воду, листочкам не хватает питания, поэтому они стали желтеть и опадать. Соберите опавшие листочки, они нам пригодятся для дыхательной гимнастики и для изготовления поделок.

(Дети собирают листочки.)

Упражнение дыхательной гимнастики «Сдуй листочек»

В. Возьмите листочек, положите его на ладонь, поднесите к лицу и, вдохнув через нос, сделайте энергичный выдох через рот так, чтобы листочек закружился в воздухе.

(Дети повторяют упражнение несколько раз.)

Праздник осенью в лесу – и светло, и весело.
Вот какие украшенья осень здесь развесила.
Каждый листик золотой – маленькое солнышко.
Соберу в корзину я, положу на донышко.

(А.Шибицкая)

Д: Из листочков можно сделать разные поделки.

Д: Сосна.

Движение: ходьба парами на носочках, пятках, бег с кружением и остановкой, прыжки в длину с места, метание вдаль.

Объект 2. Сосна.

В: Ребята, поглядите на нашу сосну. Какие вы видите изменения? Посмотрите, сколько молодых шишек выросло. На следующий год белочкам и другим обитателям леса голодать не придется. Чтобы в шишке поспели семена, должно пройти два года. Но и в этом году поспевших шишек тоже много. Дети, а вы когда-нибудь видели лес на ладони ?

Д: Нет, потому что так не бывает.

В: Тогда покажите мне ладошки.

(Воспитатель насыпает детям на ладошки семена из шишек.)

Вот вам и настоящий лес. (Дети удивленно рассматривают семена сосны.)

А теперь давайте посеем семена, и на следующий год здесь прорастут молодые деревца. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса – не губи, мало леса – посади». Что мы с вами сейчас и сделали. Давайте посмотрим, как чувствует себя сосна, у которой была поранена кора. Подойдите поближе, посмотрите, ранка у дерева немножко затянулась. Да и дерево выглядит неплохо. Значит, наши труды не пропали даром. Мы помогли дереву, спасли его...
Ребята, давайте устроим небольшое соревнование: кто бросит шишку дальше этого дерева? Готовы?

(По команде воспитателя дети соревнуются в метании.)

Объект 3. «Чистый лес ».

В: Вот и наша поляна. Что вы видите?

(Дети называют объекты.)

Правильно, но никто из вас не сказал, что на поляне есть мусор. Посмотрите, его действительно нет.

(Обратить внимание детей на красоту чистого леса.)

Но вот рядом мусора немало.

Д: Давайте уберем и этот мусор.

В: Вы действительно этого хотите?

Д: Да.

(Дети вместе с воспитателем убирают мусор в целлофановые пакеты, аккуратно накалывая его на палочки.)

В: Кажется, что не только лес, но и воздух в лесу стал чище. Давайте постоим немножко, подышим чистым воздухом, наберемся сил и здоровья, а потом пойдем дальше. Чувствуете, чем пахнет воздух?

(Ответы детей.)

Да, осенью. До следующей остановки мы будем выполнять такие упражнения: бег с высоко поднятыми коленями, змейкой, с кружением.

Объект 4. «Белкин дом».

В: Мы снова в гостях у белочки. Смотрите, сколько пустых шишек под деревом. Сразу видно: беличья работа. Ребята, посмотрите на крону дерева. Вы ничего нового не видите? Правильно, много шишек, а между ними на веточках белка сушит грибы на зиму. Вот какая запасливая.

Д: И на этом дереве тоже. А это что за шишка?

(В расщелине дерева дети увидели шишку.)

В: Да, здесь явно трудилась какая-то птичка, добывая семена. Оказывается, сосны не только белочек кормят своими семенами. А вы знаете, ребята, что даже дятел зимой питается семенами хвойных деревьев? Летом он поедает насекомых, спасая лес, а зимой лес спасает дятла, кормит его своими семенами. А вы не заметили, как в лесу тихо? Давайте поиграем в игру «Что я слышу ».

(Предлагает детям с закрытыми глазами послушать звуки леса, а потом рассказать об услышанном.)

А почему мы не слышим комариного писка?

Д: Холодно уже, вот они и попрятались.

В: С наступлением осени самые маленькие жители – насекомые – выбирают уютное местечко и засыпают – кто под опавшими листочками, кто в расщелинах деревьев… и спят там до прихода весны. Поэтому и многих птиц сейчас не увидишь. Насекомые попрятались, и птицы вынуждены улетать в теплые края в поисках корма. Для птиц не страшны морозы, для них страшен голод.

Д: А если бы у нас было все время тепло, птицы бы не улетали?

В: Конечно, если бы у нас было тепло, насекомые не впадали бы в спячку, трава была бы все время зеленой. Тогда зачем птицам улетать? ведь летом они не улетают. А тем птицам, которые остаются зимовать, приходится очень трудно. Поэтому мы сделаем с вами столовую для птиц – развесим кормушки. И, когда будем идти на экскурсию, будем приносить для птиц корм. Вы согласны?

(Дети вместе с воспитателем выбирают место для кормушек.)

Вот и готова птичья столовая. А мы идем дальше.
Посмотрите на план-карту. Какая остановка у нас впереди?

Д: «Сладкая аптека».

В: Давайте посмотрим, появились ли ягоды на нашей полянке. Наше движение: ходьба парами с остановкой по сигналу, на носках, поменяться местами в паре.

Объект 5. «Сладкая аптека».

В: Вы видите, какой красивой и нарядной стала поляна. Ягоды уже поспели, и можно с родителями идти в лес по ягоды. Посмотрите вокруг: кроме брусники и голубики, какие еще ягоды можно встретить в нашем лесу?

Д: Вот еще какие-то ягоды, но я их не знаю. А это волчья ягода, ее есть нельзя: отравишься.

В: Ягоды, которые вы не знаете, называются костяникой, они тоже съедобные, но собирают их люди редко, потому что внутри ягоды большая косточка. Отсюда и название. Растет она не под деревьями, как брусника, а на открытых, солнечных местах. А ягода, которую вы называете волчьей, на самом деле совсем даже не волчья, эта ягода называется «водяника», она тоже съедобная. Из нее делают соки, и помогает она нашему желудку хорошо работать. Если вы не верите, что это ягода съедобная, я могу ее попробовать. Вот, смотрите.

(Воспитатель кладет в рот ягоду водяники.)

Как видите, со мной все в порядке. Теперь можете смело говорить родителям, что эта ягода съедобная... Ребята, а вы заметили, как изменились листочки на кустах?

Д: У брусники они не изменились, а у голубики стали красноватые и много листочков опало.

В: Давайте поиграем в игру «Собери листочки». Но мы будем не просто их собирать. Сначала нужно найти самый большой листочек голубики, затем самый красный и самый красивый. А потом, в группе, сравним, кто же нашел самый большой, самый красивый и самый красный листочек. Только одно условие: с кустов листочки не обрывать.

Д: Мы знаем.

(Дети собирают листочки, сравнивают друг с другом.)

В: Собрали листочки, молодцы! Идем дальше. Наши упражнения: бег медленный, след в след, змейкой, прыжки на месте, с поворотом.

Объект 6. Песчаная тропа.

(Отметить на карте.)

В: Как вы уже заметили, на песчаной тропе не растут травы. Это удобное место для игр, и мы сейчас поиграем.

«Найди по следу »

Дети закрывают глаза, в это время ведущий идет по песку, запутывая след, затем прячется. Дети должны пройти друг за другом след в след и отыскать спрятавшегося.

«Спрячь и найди»

Кто-либо из детей показывает всем камешек, затем прячет его. Тот, кто найдет, забирает камешек себе.

«Прыгни в круг»

Прыжки в начерченный на песке круг прямо, боком, спиной вперед.

Свободные игры на песчаной тропе, сбор камешков разного размера, цвета, формы.

(Короткая дорога обратно.)

Последующая работа: самые красивые камешки выкладываются в стеклянную чашу, заливаются водой. Наблюдение за тем, как изменяется цвет камней: они становятся ярче, красивее, их оттенки меняются в зависимости от освещения. Часть камешков раскладывается в цветочные горшки. 2–3 гладких камешка оставляются специально для игр: «В какой руке камешек?», «Найди спрятанный камешек», «Узнай на ощупь». Камешки складываются в красивую коробку, которая кладется на полку «подарков от природы».

Проект по работе с детьми на сентябрь 2013 года.

Здравствуй, осень золотая.

Цель для педагога: создать условия способствующие освоению детьми новой информации по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».

Задачи для воспитателя:

1. Подобрать иллюстрации с пейзажами осени.

2. Подготовить художественную литературу по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».

3. Подобрать музыку на осенние мотивы.

4. Подобрать осенние игры.

Цель для родителей: содействовать расширению представлений ребенка об осени.

Задачи для родителей:

1. Оформить родительский уголок по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь».

3. Предложить родителям игры на природе.

Цель для детей: приобрести представление об осени (месяц сентябрь), его характерных особенностях.

Задачи для детей:

1. Рассказать о первом осеннем празднике «Дне знаний».

2. По картинкам увидеть всю красоту осенних пейзажей.

3. На прогулке наблюдать за изменениями в природе.

4. Познакомить со сказками, стихами, рассказами, загадками об осени.

5. Дать знания об сезонных изменениях в природе.

6. Воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.

Возраст: средняя группа.

Срок реализации: 1 месяц.

Вид проекта: информационно-практикоориентированный с элементами творчества.

План реализации.

1. Подготовительный этап включает в себя подбор дидактического и сенсорного материала, музыки. Подбор иллюстраций с осенними пейзажами, подбор художественной литературы по теме «Здравствуй, осень золотая, месяц сентябрь», Подбор музыки на осенние мотивы.

2. Основной этап реализует недельные темы:

3. Заключительный этап состоит в создании осеннего уголка природы.

Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о времени года – осени, его характерных особенностях. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания об осени, об осенних народных приметах и традициях, о животных леса, о разнообразии растительности нашей планеты, через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация об осени, игры, загадки и стихи.

Тема месяца: «Здравствуй, осень золотая»

1 неделя «Осенняя пора»

Понедельник

Тема: Рассказ В. Осеевой «Сторож»

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Чтение рассказа В. Осеевой «Сторож».

Прослушивание песни «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два!

Тема: Дети и другие люди

Задачи: Формировать у детей представления об опасных формах поведения при встрече с незнакомыми людьми, с объектами природы;

Обучать детей простейшим способом преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии, домашнего адреса, имени родителей).

Научить определять незнакомых людей, объяснить, что незнакомец – это тот кого мы не знаем. Рассказать об опасности контактов, с незнакомыми взрослыми. Обучать детей запоминанию своего полного имени, адреса, телефонного номера, имени родителей, объяснить, что это необходимо знать и данные знания пригодятся, если он попадет в беду. Внушить детям, что не следует опасаться назвать свое имя, адрес, возраст и номер телефона милиционеру, пожарному.

Тема: Лепка Чебурашки

Цель: совершенствовать умение лепить из пластилина.

Лепка Чебурашки.

Дети лепят Чебурашку из пластилина коричневого цвета: голова и уши – одинакового размера; лапы – скатанные из пластилина колбаски. Из белого пластилина дети лепят два одинаковых маленьких шарика, сплющивают их и располагают на мордочке зверька – это основа глаз. Из черного пластилина скатывают три черные горошины: две из них накладывают на белые кружочки, а из третьей горошины делают носик. Из желтого пластилина лепят небольшой шарик, сплющивают его и размещают под головой Чебурашки, равномерно разминая. Это грудка.

Пальчиковая гимнастика.

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит к тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Тема: «Веселая поляна»

Ходьба в колонне по одному с выполнением игровых подражательных упражнений

Ходьба и бег в колонне с изменением темпа по сигналу. Ходьба и бег между двумя параллельными линиями (ширина -15см, длина -3м). Прыжки на двух ногах с поворотом вправо и влево, вокруг обруча, прыжки с продвижением вперед. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу (50см)

Игры: «Бабочки»

Цель: Учить детей бегать, используя все пространство зала, не наталкиваться друг на друга)

Тема: Геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник

Цель: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать круг из квадрата, правильно выполнять прыжки на месте (энергично отталкиваться и приземляться на обе ноги), ориентироваться в пространстве

Складывание квадрата из палочек.

Превращение квадрата в треугольник.

Составление фигуры из треугольников.

Превращение квадрата в круг. (воспитатель из квадрата вырезает круг).

«Дорисуй фигуру» (В первом и втором ряду изображены три фигуры – круг, треугольник, квадрат, а в нижнем ряду только две. Какой фигуры не хватает?) Раскрашивание фигур

Игра «Чудесный мешочек».

В мешочке находятся знакомые детям геометрические фигуры разной величины. Каждый ребенок на ощупь определяет форму первой попавшейся ему фигуры, называет ее и достает из мешочка. Дети говорят, правильно ли названа фигура.

Тема: Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».

Цели: дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; учить слушать сказки, выполнять ритмичные движения под музыку, петь мелодию чисто

Проговаривание четверостишия.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

А детям в школу надо.

Чтение сказки.

Воспитатель читает сказку «Осень на пороге» Н. Сладкова. После прослушивания дети отвечают на вопросы по содержанию.

Ритмичные движения под музыку.

Под звуки песни «Осень» (муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина) дети выполняют движения с осенними листочками в руках: кружатся, садятся на корточки, поднимают листочки вверх и машут ими.

Разучивание песни «Осень».

Физкультминутка.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Взмахи руками .

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Тема: «Стадион»

Построение в шеренгу. Перестроение в колонну с поворотом прыжком. Ходьба и бег в колонне с изменением темпа по сигналу, с остановкой по сигналу «Стоп», бег врассыпную с высоким подниманием колен. Прокатывание мяча вдаль двумя руками из и.п. стоя ноги врозь

Прыжки на месте вверх за предметом

Игры: «Зайцы и волк»

Цель: Учить детей выполнять прыжки ритмично в соответствии с текстом

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование игрушек

Цель: формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада; учить соотносить предметы по величине

Рисованиецветными карандашами на тему «Детский сад»: здание нашего детского сада, деревья, цветы, которые растут рядом. Вспоминайте, какие предметы выше, какие ниже. Можете нарисовать игрушку, которая есть в нашей игровой комнате и нравится вам больше всего.

2 неделя «Яркие краски осени»

Понедельник

Тема: Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге»

Цели: Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; учить слушать сказки, выполнять ритмичные движения под музыку, петь мелодию чисто

Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Разучивание песни «Осень»

Физкультминутка.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад. Взмахи руками .

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Тема: Наш ребенок в доме

Задачи: Познакомить детей с тем, какую опасность несут огонь и вода.

Знакомить детей с предметами быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Объяснить, что существуют предметы, которыми детям категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы). Обратить внимание на то, что с водой нужно быть внимательным и осторожным, что вода может быть слишком горячей либо слишком холодной. Напомнить о том, что нельзя оставлять кран с водой открытым даже на минуту. Объяснить, что такое пожар, чем он опасен для человека. Рассказать о том, что нельзя самостоятельно открывать окно, выходить на балкон, если он не застеклен, а ток же не подходить к окну, если оно уже отрыть. Быть осторожными на лестнице, в лифте.

Тема: Аппликация «Букет в вазе»

Цель: учить составлять узоры из геометрических фигур; формировать навыки вырезывания; развивать быстроту, ловкость; укреплять кисти рук.

Комплекс упражнений для кистей рук:

а) сжимать, разжимать кисти рук;

б) вращать кистями рук из исходного положения: руки вперед, руки в стороны;

в) размахивать руками вперед – назад;

г) потрясти кистями;

д) руки в стороны, потрясти кистями;

е) руки согнуты в локтях, кисти опущены (как лапки у зайчика); в таком положении опускать и поднимать кисти рук.

Аппликация.

Воспитатель показывает детям образец аппликации: прямоугольная ваза, в которой 3 цветка из геометрических фигур: сердцевина – квадрат, лепестки – треугольники. Из набора геометрических фигур дети выполняют аппликацию по образцу.

Тема: «Огород»

Построение в шеренгу.

Перестроение в колонну, в звенья по ориентирам в движении. Ходьба

и бег в колонне с изменением

темпа, с высоким подниманием

колен. Ходьба и бег по доске

(ширина 20см). Ползание на

средних четвереньках,

прокатывая мяч Прокатывание

мяча в паре, стоя на коленях

Подлезание под дугу. Прыжки

на месте вверх за

Цель: Учить детей действовать по сигналу, бросать мешочек (мяч и т.п.) разными способами

Тема: Геометрические фигуры – прямоугольник

Цели: познакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; совершенствовать двигательные умения, тренировать в прыжках на месте и в длину.

Игра «Не ошибись».

На полу лежат три обруча на небольшом расстоянии друг от друга. Внутри одного обруча – вырезанный из бумаги квадрат, во втором – круг, в третьем – треугольник. Дети разделены на три группы: у одних в руках квадраты, у других треугольники, у третьих – круги. Под музыку или звон бубна дети бегают и прыгают по комнате. Как только музыка стихает, дети бегут к нужному обручу – домику.

Знакомство с прямоугольником.

Задание «Расположи фигуры».

Дети получают по 4 фигуры разного вида и по указанию воспитателя располагают их. Например: круг под треугольник; квадрат слева от прямоугольника и т. д.

По плану музыкального руководителя

Тема: Рассказ В. Осеевой «Сторож».

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Чтение рассказа «Сторож».

Слушание песни. Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два!

Тема: «На лесной полянке»

на воздухе

Ходьба и бег в колонне с выполнением имитационных движений. Ходьба по доске с перешагиванием через предметы (кубики – 5 см)

Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками. Подлезание под дугу. Прыжки в длину с места, прыжки с продвижением вперед

Игры: «Цветные автомобили»

Цель: Упражнять детей в беге, используя все пространство зала, не наталкиваться друг на друга, с выполнением заданий по сигналу

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование на тему «Осень в лесу»

Цели: учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, соблюдать пропорции предметов при рисовании; формировать умение создавать сюжетные композиции; повторить названия осенних месяцев.

Знакомство с приметами ранней осени.

Игры.

  • Найдите ошибку.

Воспитатель называет приметы ранней осени, а дети хлопают в ладоши, если услышат ошибку.

1) Ранней осенью тепло.

2) Люди загорают и купаются в сентябре.

5) В садах и парках цветут цветы.

7) Перелетные птицы собираются лететь на север.

  • Скажите ласково.
Пример: дождь – дождик, птица – птичка.

солнце – … (солнышко)

туча – … (тучка)

цветок – … (цветочек)

лист – … (листочек)

Слушание песни «Осень» (муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной).

3 неделя «Наш любимый детский сад»

Понедельник

Тема:

Цели: учить слушать, оценивать поступки; развивать музыкальный слух, формировать умение определять характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном

Чтение рассказа В. Карасевой «Подружки».

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

Есть игрушки у Андрюшки.

Вот забавная лягушка,

Мишка, зайчик и машина,

Ну а кукла – для Ирины.

Прослушивание пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы» (из «Детского альбома»).

Физкультминутка.

Детский сад

Детский сад, детский сад,

Он всегда детишкам рад.

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки убирать.

Буду бойко танцевать,

И лепить, и рисовать,

Имитировать лепку, рисование.

Буду песни напевать.

Руки «замком» перед собой.

Тема: Дети и окружающая природа.

Задачи: Познакомить детей с тем, какую опасность несут животные и ядовитые растения.

Рассказать детям, что в лесу, на полях, вдоль дорог, на пустырях, на участке детского сада растут ядовитые растения, которые нельзя не только употреблять в пищу, но и брать в руки. Так как на участках детского сада растут грибы, объяснить детям, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Животные присутствуют в нашей жизни повсюду: в доме, на улице, поэтому объяснить, что животное может быть агрессивным и злым, поэтому трогать животных нельзя. Обратить внимание детей на то, что существуют природные явления, которые несут опасность для человека (гроза, сильный ветер, дождь, мороз, метель, гололед), рассказать как можно избежать последствий данных явлений.

Тема: Лепка пирамидки

Цель: продолжать учить называть местоположение предмета; побуждать употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных; учить описывать предмет, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, соблюдать размер деталей при лепке; побуждать употреблять сложноподчиненные предложения.

Игра «Один – много».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет предмет в единственном числе. Дети называют множественное число существительного (кукла – куклы).

Лепка пирамидки.

Дети скатывают из пластилина 4 шарика разного размера и цвета. Лепят из каждого шарика колбаску и соединяют концы. Немного сплющивают и сверху кладут кольцо меньшего размера, а еще выше, на самое маленькое кольцо, – верхушку (скатанную из колбаски).

Тема: «Чудесные превращения»

Ходьба и бег в колонне. Построение в круг по ориентирам. Ходьба по веревке (диаметр – 3см)

Ходьба по доске с перешагиванием через предметы разной высоты. Ходьба и бег между линиями (расстояние – 10см). Прыжки на двух ногах между кеглями. Ползание на средних четвереньках с прокатыванием мяча, прокатывание мяча в паре из разных и.п.

Игры: «Осенние листочки»

Цель: Упражнять в беге врассыпную, в кружении, в выполнении заданий по сигналу

Тема: Числа 1, 2. Геометрические фигуры.

Цель: познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); развивать ловкость, быстроту

Проговаривание считалки:

Говорят, на заре

Голубь, гусь и галка.

Собирались на горе

Вот и вся считалка.

Знакомство с цифрами 1, 2.

Закрепление знания о геометрических фигурах.

Игра «Не ошибись!».

По плану музыкального руководителя

Тема: Наш детский сад.

Задачи: 1. Познакомить детей с детским садом и его сотрудниками;

2. Уточнить знание адреса детского сада;

3. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада

Чтение стихотворений про работников детского сада, про то чем они занимаются. Экскурсия по детскому саду.

Тема: На воздухе

Ходьба и бег в колонне в чередовании с изменением темпа и выполнением заданий для рук: за спиной, в стороны, за головой. Ходьба между линиями (расстояние – 10см). Бросание мяча вверх и об пол, ловля его двумя руками

Прокатывание мяча в парах под дугой, между предметами. Прыжки на месте с поворотом на каждый счет, прыжки в длину с места

Игры: «Косари» по А.С.Галанову

Цель: Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование любимой игрушки.

Цель: знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета, правильно употреблять форму множественного числа, создавать сюжетные композиции

Вопросы:

– Дома у вас много игрушек?

– Какие у вас игрушки дома?

– Какие игрушки есть у нас в группе?

– С какими игрушками больше всего любят играть мальчики? А девочки?

– Какие игрушки вы берете на улицу?

Игры.

  • Возьми игрушку на прогулку.
  • Один – много.
  • Расположи игрушки.
  • Чего не хватает?

Прослушивание музыкальной композиции.

Дети слушают пьесу П. Чайковского «Новая кукла» (из «Детского альбома»).

Рисование.

Дети рисуют любимую игрушку по замыслу. В конце занятия организуется выставка рисунков.

4 неделя «Что нам осень подарила»

Понедельник

Темы:

Цели: учить слушать сказки, анализировать поступки героев; развивать память, слух и голос; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки

Разучивание стихотворения.

Купите лук

(шотландская песенка, перевод И. Токмаковой)

Купите лук, зеленый лук,

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушку и морковку,

Петрушка и морковка.

Купите нашу девочку,

Нужна нам только девочка,

Шалунью и плутовку!

Шалунья и плутовка!

Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»

Игра с пением «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Тема: Дети и дороги.

Задачи: Учить детей основам безопасного поведения на улицах города.

Познакомить с назначением и работой светофора. Расширять представления об улице: закрепить, что такое тротуар, для кого предназначен, что такое мостовая (проезжая часть), для чего предназначена. Познакомить детей с классификацией видов городского транспорта. Формировать навыки культурного поведения в транспорте. Дать детям элементарные знания о правилах безопасного поведения на улице. Объяснить, почему нельзя играть на тротуаре, на обочине дороги.

Тема: Аппликация «Овощи на тарелке»

Цель: учить располагать предметы согласно образцу, вырезать ножницами, прыгать на месте на двух ногах, на одной ноге с продвижением через 4–5 линий, через 3 предмета (поочередно через каждый).

Аппликация «Овощи на тарелке».

Дети, следуя указаниям воспитателя, вырезают из бумаги помидор, огурец, морковь и наклеивают на лист в форме тарелки

Упражнения.

Давайте изобразим важный помидор (руки на поясе, повороты влево – вправо).

Огурчики спрятались, надо нагнуться, чтоб их найти (сели на корточки, руки на поясе, идут по кругу вприсядку).

Мохнатые хвостики морковки развеваются на ветру (вприсядку прыгают по кругу).

Зеленый горошек тянется к солнцу (потягивания, руки через стороны вверх).

Капуста головой во все стороны крутит (повороты головой).

Тема: «В деревеньке»

Подлезание под шнур, не касаясь руками пола

Ходьба по ребристой доске, положенной на пол, руки на поясе

Ходьба по скамейке (высота-15см) с перешагиванием через кубики, руки на поясе

Развивающие игры с обручем

Игры: «Птички и кошка»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием, с заданием взять предмет

Тема: Геометрическая фигура овал. Счет до 2.

Цель: познакомить с геометрической фигурой – овалом; учить считать до 2; закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди.

Задание «Дорисуй фигуры».

Вопросы:

– Есть ли овал на рисунке 1?

– Какие геометрические фигуры вы дорисовали?

Задание. Посмотрите на рисунок 2 и заштрихуйте овалы

Игра «Что похоже на овал?».

Счет до 2.

У каждого ребенка картинки с изображением одного и двух овощей. Воспитатель показывает цифру 1, дети ее называют. Воспитатель просит поднять карточку, на которой столько же овощей. Затем показывает карточку с цифрой 2, дети ее называют и поднимают карточку с двумя овощами. Воспитатель спрашивает: «Что больше: 1 или 2?» Дети вместе с воспитателем считают: «1, 2».

По плану музыкального руководителя

Тема: Во саду ли, в огороде.

Задачи: 1. Закреплять понятие фрукты, овощи;

2. Закреплять умение выделять характерные признаки овощей, фруктов: цвет, форма, вкус, поверхность;

3.Формировать умение устанавливать простые причинно-следственные связи

Разгадывание загадок про фрукты и овощи.

Задание: необходимо узнать фрукт или овощ по первой и последней букве (г-а груша, о-ц огурец).

Игра «Угадай на ощупь».

Тема: На воздухе

Ходьба и бег в колонне с

изменением направления

Метание мешочков с песком

на дальность правой и левой

рукой. Челночный бег 3×5м

Бег на выносливость 90м

Прыжки на двух ногах

до предмета

Игры: «Лиса в курятнике»

Цель: Учить детей запрыгивать на двух ногах в обруч, забираться «на насест» (скамейку)

По плану музыкального руководителя

Тема: Рисование на тему «Любимый овощ»

Цель: познакомить с названиями овощей, местом их выращивания; учить описывать овощи, работать красками; развивать логическое мышление; закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета

Игра «Найди овощи».

Отгадывание загадок на тему «Овощи».

Игры.

  • Один – много
  • Есть или нет?
  • Какого цвета овощи?
  • Что лишнее?

Описание овощей.

Вопросы:

– Помидор круглый или треугольный?

– Какого цвета бывают помидоры? (Красные, розовые, желтые, зеленые.)

– Помидор мягкий или твердый?

– Помидор сладкий или кислый?

– Где растет помидор?

Слушание русской народной мелодии «Осенью» (обработка И. Кишко, сл. И. Плакиды).

Рисование по теме.

Реализация проекта позволит: укрепить психологическое здоровье воспитанников; развивать интерес к окружающему миру; укрепить физическое здоровье дошкольников с помощью закаливания с использованием природных факторов.

Предполагаемый результат:

1. Сохранение здоровья детей.

2. Привития детям экологической культуры.

3. Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

2. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008

4. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2009

5. Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет».

6. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 4-5 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2011

7. Колесникова Е.В. Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2010

Программное содержание.

Цель:
Обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период ранней осени.

Задачи:

  • Учить воспринимать красоту природы и развивать культуру его чувств.
  • Развивать у детей умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных к этим изменениям (с понижением температуры стало меньше насекомых, птиц, животных; растения высохли и больше не растут, деревья скинули листву и т.д.)
  • Воспитывать интерес к наблюдению за явлениями, происходящими в окружающей среде (природе, людях)
  • Обогащение словаря (охра, багряная, пестрая, селезень и т.д)

Материал:
Корзинки, мешочки, ведерки (для сбора природного материала), корм для птиц.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы («Четыре художника» Г. Скребицкий; «Жёлтый свет» , «Прощание с летом», «Какие бывают дожди» К. Г. Паустовский; «Осень в лесу», «Осень на пороге», «Сентябрь», Н. И. Сладков; «Черничное варенье» Г. Я. Снегирев; «Рыжие листья» Н. М. Грибачев; «Утки и лед» В. Чирков и т.д.)
  • Рассматривание картин и иллюстраций (И.И. Левитан «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Сентябрьский снег», работы К.Ф. Юона, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и другие)
  • Рекомендация родителям: посетить в выходной день парк.

Ход занятия.

Вводная часть.

В. : « Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк в гости к Золотой Осени. Мы понаблюдаем, затем какие изменения уже произошли с природой в это время года. Давайте вспомним как нужно вести себя на улице?
(идти группой за воспитателем, не обгоняя его и не растягиваясь, по первому знаку воспитателя нужно остановиться и замолчать, продолжить движение с разрешения воспитателя и т.д.)
В. : Молодцы.
Идут до парка. По пути можно обратить внимание детей на улицу и прохожих(люди тепло одеты, у некоторых есть зонт в руках, на улице листья, лужи и т.д.)
У входа в парк:
В. : «А теперь ребята скажите, как нужно вести себя на природе?»
(разговаривать тихо, вопросы воспитателю задавать вполголоса, не следует рвать без надобности растения, во время выполнения задания группа расходится в пределах видимости воспитателя, бережно относиться к объектам природы: муравейникам, птичьим гнездам, звериным норкам и т. д)

Основная часть.

В. : «Посмотрите ребята, как красиво вокруг. Скажите, какими словами вы можете рассказать о осени? Какая она?
(золотая, хмурая, дождливая, яркая и т.д.)
В. : Хорошо. А теперь послушайте как сказал о осени поэт Иван Бунин в стихотворении «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

И действительно, посмотрите ребята какой яркий и красивый стал наш парк. В какие цвета Осень окрасила листья деревьев?
(красный, желтый, коричневый, оранжевый и т.д.)
В. : Правильно. А еще все листочки не только разные по цвету, но и по размеру: они большие, маленькие, средние; и по форме: треугольные, продолговатые, круглые.

Листья падают, летят. И шуршат, и шелестят.
В капюшонах застревают и в кармашках у ребят.

Давайте. Ребята найдем самый большой листочек.
(дети ищут и несут большие листья, выбираем самый большой)
В. : С какого этот листок дерева?
(либо клен, либо каштан)
В. : Правильно. А теперь давайте найдем самый маленький листочек. С какого он дерева.
(либо береза, липа)
В. : Хорошо. Молодцы. А теперь, давайте остановимся и попробуем не только посмотреть Осень, но и послушать. Давайте помолчим и внимательно послушаем. Что вы слышали?
(шелест листьев, шум ветра, может шум дождя, крики птиц и т.д.)
В. : Молодцы! А теперь пойдем к пруду и посмотрим, что стало с его обитателями.
На пруду плавают утки.
В. : Ребята кто это плавает?
(утки)
Давайте покормим их и понаблюдаем. А что они делают?
(гоняются друг за другом, плещутся, едят, крякают и т.д.)
А кто знает кто здесь утка, а кто селезень?
(у селезня яркая окраска)
Правильно. Утка отличается неброской серой окраской, а селезень имеет более яркий окрас. Посмотрите, какая яркая у него «косынка» на голове.
Послушайте как написал о утках поэт А. Рей

Ути-ути-уточки -
Беленькие грудочки,
Пёрышки кручёные,
Лапочки точёные.
Утки плавают в пруду,
Я с гостинцем к ним иду -
Хлебцем мягким белым.
Подплывайте смело!

Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с уточками.
(прощаются)
А теперь давайте на обратном пути соберем самые красивые листья, желуди, шишки, каштаны и т.д. для того чтобы украсить наш праздник Осени.
(собирают)
Молодцы, как много мы собрали даров Осени. А теперь давайте, чтоб не замерзнуть, поиграем в игру «Гном».

Дождик, дождик за окном
(Прыжки на месте)
Под дождем остался гном
(Приседания)
Поскорее, кончайся дождик
(Посмотреть наверх, потянуть руки)
Мы гулять идти не можем
(Маршируем по кругу)

Заключительная часть.
В. : Вот и закончилась наша экскурсия в парк. Попрощаемся с нашим добрым другом парком.
(прощаются)
Мы с вами обязательно красиво украсим наш музыкальный зал для праздника и обязательно нарисуем уточек и селезней.

В группе воспитатель и дети вспоминают, что видели в парке, кого встретили и выбирают кого будут разукрашивать уточку или селезня. Из собранного природного материала изготавливаются украшения совместно с детьми, атак же листья используются в празднике «Здравствуй, Осень Золотая» в танце с листочками.

Выполнил: Сафонова С. Н.

  • < Назад

 

 

Это интересно: