→ Как приучить детей к порядку, чтобы это не привело к конфликту в семье. Как помочь ребенку выстроить правильное отношение к порядку Малыша к порядку например заставить

Как приучить детей к порядку, чтобы это не привело к конфликту в семье. Как помочь ребенку выстроить правильное отношение к порядку Малыша к порядку например заставить

Разбросанные по дому игрушки, растянутые по всему стулу колготки и чумазые детские щеки – типичная картина жизни в доме, где есть ребенок-неряха. Неприученный к порядку малыш постепенно подчиняет себе жизнь всей семьи, вызывая вполне справедливое раздражение со стороны близких и провоцируя постоянные конфликты с домочадцами. О разнообразии выбора в этом случае говорить не приходится – либо вся семья живет в хаосе (потому что, как правило, ребенок устраивает беспорядок не только в своей комнате, но и во всем доме), либо родители постоянно убирают за ребенком, становясь в прям смысле слова его прислугой. Невеселая вырисовывается картина, не правда ли?

Конечно, если речь идет о малыше – выбирать не приходится, но если источник беспорядка в доме – вполне великовозрастный дошкольник или даже уже ученик? Как приучить ребенка к порядку? Предлагаем Вам несколько действенных методов.

Поощряйте инициативу ребенка заняться уборкой

В самом нежном возрасте дети очень любят убираться. Они стучат дверцами шкафов, гремят чашками, орудуют веников и тряпкой и даже пытаются пропылесосить квартиру (в силу своего физического состояния пока безуспешно). Ранний возраст – наверное, единственный период в жизни человека, когда он получает настоящее удовольствие от наведения порядка в доме.

Что же делаем мы, любящие родители, в ответ на вполне искреннюю инициативу нашего чада? В 99 из 100 случаев вместо того, чтобы поблагодарить за помощь и похвалить за самую лучшую уборку (даже если после нее приходится проводить генеральную), мы одергиваем маленького помощника и кричим: «Не лезь!», «Не мешай!», «У тебя все равно не получится!» и, самое неправильное, «Да что ж это за ребенок такой?? От тебя одни проблемы!». Как Вы думаете, какие эмоции, связанные с наведением порядка в квартире, останутся в подсознании карапуза? А теперь представьте, что испытывает ребенок, когда его, не приученного ранее к уборке, в более сознательном возрасте начинают заставлять помогать по дому? Некогда интересное занятие теперь становится обязательным и скучным. А виноваты в этом исключительно дорогие родители!

В этом случае Вам придется заново формировать у ребенка привычку и желание наводить порядок в доме. «Привычка свыше нам дана,» - сказал когда-то поэт, вот и Вам необходимо сделать наведение порядка в доме привычкой для ребенка. Постепенно добавляйте в его режим дня какие-то обязанности по дому – только так Вы сможете приучить ребенка к порядку и сделать уборку привычным ритуалом. И, кстати, не забывайте хвалить малыша! Для этих целей можно даже изобрести специальные медали или наклейки с соответствующими рейтингами, в зависимости от объема работ, который проделал ребенок, и результатов.

А если даже он что-то разлил или уронил – ни в коем случае не ругайте его – он ведь только учится наводить порядок.

Не пытайтесь сделать уборку за ребенка

Многие родители грешат тем, что, устав уговаривать ребенка сделать уборку, принимаются за эту работу сами. С одно стороны, таких родителей можно понять – мало кто в состоянии выдержать постоянное нытье ребенка «не хочу-не буду», сидящего посреди гор мусора. Но, с другой стороны, такие родители сами себя загоняют в замкнутый круг – ребенок знает, что на уговоры можно не реагировать – в конце концов мама сама уберется. Приятно ли Вам осознавать, что Вас перехитрил Ваш собственный малыш? Наверное, нет. Что же делать в этом случае?

Перестаньте выполнять всю домашнюю работу за него. Разбросал вещи – пусть они так и лежат, не убирайте их. Кинул огрызок от яблока на пол? Пусть он лежит, пока малыш его не уберет – а уберет он обязательно, потому что запах портящихся остатков фруктов мало кто в состоянии выдержать.

Будьте нацелены на результат

Если Вы постоянно говорите ребенку: «Уберись!», а потом благополучно забываете о данном Вами задании – малыш очень скоро начнет этим пользоваться. Зачем что-то делать, если маме все равно, выполнено задание или нет?

В связи с этим, залогом успеха в деле обучения ребенка наводить порядок является контроль результатов – проверка того, как ребенок выполнил поставленную задачу. Вы попросили его собрать и выбросить бумагу после вырезания поделок? Через некоторое время обязательно проверьте, все ли убрано. В противном случае, малыш решит, что сам порядок Вам безразличен – главной Вашей целью является просто лишний раз придраться к нему.

Навести порядок в огромной (по детским-то меркам) комнате – задача не из легких. Часто малыш, даже имея желание сделать уборку, просто не знает, с чего начать. В этом случае не возбраняется, а даже, наоборот, рекомендуется ему помочь.

Разделите фронт работ: например, Вы убираете разбросанную одежду, а малыш - игрушки. Особенностью детского восприятие является стремление схватиться сразу за все, что в корне неверно. Объясните ребенку, что весь процесс наведения порядка в комнате нужно разделить на мелкие части: например, сначала мы собираем разбросанные книжки, затем – мячи и мелкие игрушки, которые нужно сложить в одну коробку, а потом переходим к одежде.

Не бойтесь помогать ребенку – если Вы будете просто помогать (а не делать все за него) – это принесет только пользу.

Кстати, чтобы подогреть у малыша интерес к уборке, предложите ему убраться наперегонки. Поставьте таймер, например, на 10 минут – и в течение этого времени делайте уборку. Кто быстрее уберется – тот молодец! Только заранее договоритесь, что уборка должна быть не только быстрая, но и качественная.

Элементы игры

Ответьте сами себе на вопрос: «Разве рутинная работа поднимает настроение и является желанной?». Естественно, Ваш ответ будет: «Нет». И так же естественно, что для того, чтобы хоть немного скрасить себе домашние будни, Вы придумываете, чем бы себя развлечь во время наведения порядка. Это может быть любимая музыка, мечты о прекрасном или мысль о том, как завтра Вы с мужем пойдете в ресторан отмечать годовщину Вашей свадьбы. Почему бы не скрасить процесс уборки и для Вашего ребенка?

Чтобы уборка была не только работой, но и интересным досугом, можно ввести в нее элементы игры. Это может быть любимая музыка, новый способ раскладывания книг или игрушек или даже провозглашение Праздника Большой Стирки или Праздника Нашедшихся Колготок! А, может быть, Вы делаете генеральную уборку в ожидании визита эльфов этой ночью. А самую сложную – предновогоднюю генеральную уборку – можно приурочить к визиту Деда Мороза!

Кстати, чтобы наведение порядка стало интереснее и веселее, можно внести яркие элементы и в сами коробки и ящики, куда убираются игрушки. Купите яркие коробки, наклейте на них таблички, например: «Кубики», «Конструктор», «Мягкие игрушки» и т.д. Тогда малышу будет проще сортировать игрушки и наполнять коробки.

Приучить ребенка к порядку поможет…разнообразие!

Ни для кого не секрет, что однообразная работа довольно быстро надоедает, а чуть позже мы всей душой начинаем ее ненавидеть! А теперь представьте ситуацию: у ребенка существуют свои обязанности, которые не меняются уже на протяжении долгого времени. Среди этих обязанностей: стирать пыль, протирать зеркала и убирать свою комнату. При всем этом, вполне может быть, что малыш уже давно мечтает помочь Вам готовить пироги или борщ, а, может быть, он хочет навести порядок в буфете?

Чтобы подогреть интерес ребенка к уборке, давайте ему выбор, за что именно он будет отвечать в этот раз. Согласитесь, совсем не принципиально, протрет малыш пыль на подоконнике или наведет порядок в буфете – главное, что порядок будет наведен, а ребенок получит удовольствие от работы.

Да, возможно, с непривычки Ваша 6-летняя дочь не слишком хорошо замесит тесто, а 8-летний сын криво забьет гвоздь – но все приходит с опытом. И кому, как не вам, это знать? Во всяком случае, не слишком пышное тесто или слегка кривой гвоздь – не трагедия мирового масштаба. А вот неумение Вашей дочери к 18 годам сварить макароны или невозможность для Вашего сына повесить полочку в 20 лет – уже повод бить тревогу.

Уменьшение пространства

Вопреки распространенному мнению, чем больше комната – тем совсем не проще поддерживать ее в чистоте. Да, места, куда можно сложить игрушки и книжки, больше. Но маленький ребенок может оказаться просто не в состоянии на достойном уровне следить за большой территорией. Кстати, тот же принцип относится и к Вам – согласитесь, держать в чистоте квартиру намного проще, чем загородный дом.

В этом случае, лучше ограничить «территорию ответственности» ребенка несколькими квадратными метрами. Тогда малыш с большей вероятностью сможет поддерживать порядок на вверенной ему территории, а Вам будет проще приучить ребенка к порядку . И пусть книги будут лежать на подоконнике – зато это будет самое аккуратное размещение книг, какое только возможно на данный момент!

Установление правил

Чтобы успешно научить ребенка наводить порядок, достаточно установить несколько базовых правил. Во-первых, это должны быть правила игры: например, не браться за другое дело, пока полностью не закончено предыдущее. Другими словами, перед тем, как перейти к сборке конструктора Лего, нужно убрать все обрезки от бумаги, которые образовались при вырезании поделок.

Во-вторых, необходимы обязательные условия порядка, без соблюдения которых работа по наведению чистоты в доме не может быть принята. Например, сформулируйте малышу «обязательный минимум»: аккуратно застелена кровать, игрушки лежат на своих местах, одежда в шкафу и т.д. И помните: маленький ребенок никогда не сможет сделать уборку так же аккуратно, как взрослый – и не стоит от него этого требовать.

Пример родителей

В деле приучения ребенка к порядку действуют те же законы, что и при других видах воспитания и обучения детей. Самый важный и действенный метод – собственный пример. Если малыш будет видеть, что папа разбрасывает носки по дому, а мама оставляет немытые тарелки в раковине на сутки – он будет считать, что это нормально, и сам не будет торопиться исправлять ситуацию.

Так что, дорогие родители, возьмите в руки пылесос, тряпку и губку для мытья посуды – и показывайте достойный пример своему ребенку!

Доведение до абсурда

Если никакие методы воспитания Вашего ребенка не работают – можете обратиться к последнему методу. Он довольно экстравагантен, но, тем не менее, очень действенен. Суть его в следующем: попробуйте стать зеркалом Вашего ребенка! Как это сделать? Предлагаем Вам наглядный пример:

Четырехлетняя дочь ни в какую не желала убирать свои вещи. И мама, и папа пытались внушить ей, что так делать нельзя, что это неправильно – но все бесполезно. В итоге они решились на отчаянную меру.

Когда однажды утром дочь в очередной раз разбросала пижаму по комнате и не застелила свою кровать, мать спросила у нее: «Не хочешь привести комнату в порядок?». Дочь ответила отказом. Мать снова спросила: «Ты вообще хотела бы никогда не убираться?». Дочь ответила: «Да, это было бы замечательно!». Тогда мать задала последний вопрос: «Я тоже не хочу наводить порядок. Можно, я тоже не буду это делать?». Дочь пожала плечами и сказала: «Как хочешь».

В течение всего дня мать делала то же, что и дочь в течение всего времени. Она оставляла вещи где попало, не мыла испачканную посуду, а после того, как перебрала с дочерью ее одежду, оставила все на ее кровати. Во всем остальном мать вела себя, как прежде. Более того, она не делала замечания дочери, что у нее грязно, не просила ее сделать уборку – одним словом, вела себя так, как будто ничего не происходит.

Когда отец вернулся домой, его поведение было таким же. Он кинул пальто на кукольную коляску, раскидал ботинки по прихожей, повесил галстук на люстру. Но во всем остальном его поведение осталось прежним.

Когда семья решила сесть обедать, оказалось, что тарелки ставить некуда – весь обеденный стол был завален рисунками, карандашами и разрезанными листами бумаги. Мать не стала ничего убирать, сев читать журнал. Дочь пошла к ней и сказала: «Я хочу есть». Мать ответила: «Я тоже. Но мы не можем есть, потому что тарелки ставить некуда. Да и раковина вся завалена посудой – новая порция грязной посуды туда просто не поместится».

Дочь тихо пошла на кухню, было слышно, что она наводит порядок. Родители даже не сдвинулись с места, чтобы ей помочь. Через несколько минут дочь вышла из кухни и пригласила всех к столу.

Когда пришла пора ложиться спать, дочь не смогла найти свою пижаму. Родители ответили лишь, что им очень жаль. Затем дочь спросила: «Как же я лягу спать? Моя кровать завалена одеждой!». Мать спросила: «И что ты намереваешься делать?». Дочь тихо ответила: «Надо все это убрать».

Эксперимент удался.

Если Вы думаете, как научить ребенка наводить порядок, прежде всего, обратите внимание на отношения в Вашей семье. Беспорядок зачастую царит там, где в отношениях родителей и детей есть проблемы, которые нужно исправлять. Помните, что только внимательным отношением и собственным примером Вы сможете донести до ребенка простые истины и приучить его к порядку!

У молодых родителей и так слишком много забот, чтобы взваливать на себя еще и раскладывание по коробкам и полкам детских игрушке и книжек. Делимся советами, как научить малышей поддерживать порядок в своей комнате (а о совместной уборке мы уже ).

1. Как приучить ребенка к порядку: формируйте привычку

В садике детей учат, что перед полдником нужно убрать на место все игрушки и книги, а после «тихого часа» - заправить кровать. Попробуйте дома ввести такие же простые и непреложные правила, которые войдут у детей в привычку: «Перед обедом мы убираем твои книги на полку» или «Переоделся в пижаму - положи штанишки и футболку в корзину с грязным бельем».

2. Предупреждайте заранее

Заведующая лабораторией дошкольного обучения в бостонском университете доктор Джейн Лэннак за пару минут предупреждает детей о том, что им пора сменить занятие. Другой способ - сказать, что дети могут сделать перед тем, как время для игры закончится. «Еще три кусочка пазла, и прибираться!» - такие фразы помогут ребенку переключиться с одного занятия на другое.

3. Делите работу на части

В полной игрушек комнате всегда есть на что отвлечься, а дошкольники и так не большие любители уборки. Поэтому позволяйте им через каждые пять минут делать перерыв, прежде чем опять вернуться к наведению порядка, или предложите за один раз найти и положить на место что-то одно: мягкие игрушки, фломастеры или книги.

4. Задействуйте магию

Скажите ребенку: «Я слышал об одной семье: их дом заколдован, и вещи там сами возвращаются на свои места», - советует бывшая воспитательница с Лонг-Айдленда Конни Гиллис. Вздохните между делом: «Хотелось бы мне, чтобы и у нас было так же!» Когда ребенок без вашего напоминания уберет несколько вещей на место, обрадуйтесь: «Ого, как нам повезло! Теперь и в нашем доме завелась магия!» Использование законов реверсивной психологии - классический метод мотивации дошкольников.

Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры...

Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

Соедините уборку и чтение книг

Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. "Так мы прочитали всего "Гарри Поттера" и "Властелина Колец", — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно". Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

Почему это работает

Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

Все должно лежать на своих местах

Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга "Организация вашего пространства".

Оказывается, дело не втом, что дети не хотят навести порядок в своей комнате. Они просто не знают, как это делать, или им как минимум необходима ваша поддержка.

"Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, "Мягкие игрушки" или "Конструкторы") и сложили туда соответствующие вещи.

Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: "Сумочки и кошельки".

Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. "Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия", — предположила Александра.

Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

Почему это работает

Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. "Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат", — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). "Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа".

Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. "Моему младшему сыну стоило только сказать: "Уберись в комнате", — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей". Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

"Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести". А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы "Лего".

"К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать".

Почему это работает

Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. "Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение".

Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: "Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю". Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

Обсуждение

Я говорю своему старшему, не помоешь за собой тарелку, будешь с нее обедать, потом ужинать. А если не хочет за собой убирать, говорю, что завтра буду готовить еду только себе. Пока он верит, посмотрим, что дальше будет)

Чтобы ребенку убирать было удобно - должны быть подходящие по размеру предметы мебели. Например, малышу удобней убирать игрушки и вещи в невысокий комод.

Я хочу научить своего брата к порядку. Ему 11 лет. Он, что бы я ни делала, отказывается убирать за собой.
Посаветуйте пожалуйста что-нибудь.

24.06.2013 23:23:41, Залина

К сожалению, родители мне самой не внушили, что должен быть порядок. Моя мама - эдакая "Коробочка" или "Плюшкин". Везде в доме были залежи чего-то нужного, что может пригодиться.
А у мужа была совершенно противоположная ситуация. Мне в начале совместного проживания стало неудобно, когда он начал аккуратно делать мне замечания. Пришлось поменять отношение, многого, если честно, я просто не замечала.
Теперь сыну (7 лет) я стараюсь показать плюсы порядка, что это просто приятно, очень удобно, когда можно быстро найти все, что нужно. Уборку делаем вместе, распределив обязанности, помогая друг другу.

такое ощущение, что на нашего 13 летнего пацана все уловки из этой статьи НИКАК не возымеют никакого действия

я давно смирилась с беспорядком в комнате ребенка:) не разрешаю только копить еду и грязное белье, с пола тоже все к ночи должно быть убрано.. в общем, детю беспорядок фиолетов, а если мне не нравится - то я и навожу порядок, правда пол он сам моет:) будет по-старше, вообще в его комнату ходить не буду, сама знаю, иногда вот такой бардак снаружи позволяет организовать "порядок" в голове, ничего, вырастет, перестанет быть "неряшкой", я же перестала почти:)

Ой, какя фигня! Все эти ритуальные танцы. Отчего, меня никогда в жизни не заставляли убираться, даже наоборот (лучше уроки делай, хотя я их и так делала, или музыкой занимайся), ногя почему-то лет с 10 убирала как миниуи свою комнату, а летом - весь дом ежеденвно (4 комнаты на 2-х этажах+ большая кухня). А моя дочь-подросток не только не желает убрать, но и меня упрекает: "зачем ты убираешь, в доме ДОЛЖНО БЫТЬ грязно!"

В комнатах у детей по-прежнему беспорядок, но мам это больше не беспокоит - это мне одной напоминает известный анекдот?

Статьи интересные, я мама троих студентов-1.2 и 4 курс.Убраться в своих комнатах недопросишься, но когда я сама начинаю убираться, естественно, они помогают.Думала, что только мои такие ленивые, оказывается, они просто не видят беспорядка.Получается я интуитивно правильно поступала. Спасибо за статью.

О том,что для ребенка куча игрушек на полу не беспорядок я догадалась давно:)) но надо же как-то ходить в комнате,значит приходится убирать. У моих старших детей много ящиков, каждый из них предназначен для определенного типа игрушек и ребята прекрасно знают что где должно лежать,но до пределенного "уровня захломленности" комнаты я их прошу разобрать только вещи и учебники. Каждый ребенок берет свои брюки,кофту ит.д., складывает и убирает в шкаф,таким образом через 5-7 минут в комнате практически порядок. А полностью всё убираю я сама,когда дети на занятиях, кстати,они каждый раз замечают,что в комнате чисто и просторно:)) так что они видят кАк должно быть и я надеюсь,со временем научатся наводить порядок самостоятельно.

> "Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась."
А Вы не заглядывайте в чужие комнаты, не критикуйте детей знакомых, а воспитывайте своих.

Когда мне было 12-14 лет, единственным беспорядочным местом был стул с одеждой. Там висело эдакое кубло из 2-3 штанов, 2 юбок, 5-6 свитеров, 4 рубашек, 2 колготок, пара маек и т.д. Мама сначала просила разобрать несколько дней, а потом забегала в комнату и скидывала все на пол. Приходилось убирать.... Но меня это не злило, потому что мама предупреждала, что сейчас скинет, и с дивным воинствующим видом скидывала. Было забавно. Кстати, не только мне, но и маме. А вообще отношение к порядку закладывается в детстве. Меня в возрасте 2-4 лет очень сильно мурыжили порядком. А мужа - нет. Это наглядно видно по нашей квартире и отношению к вещам. Ну и если приехать к его и моим родителям и зайти в наши комнаты....

01.06.2008 07:07:58, марья

Прочитала первые несколько абзацев. Я ф шоки:((В России нет института психических заболеваний, Национальный институт психических заболеваний, говорят, есть в Америке, но из статьи нельзя понять, как авторы знакомились с их исследованиями:) А "лобовых" частей нет ни у подростков, ни у взрослых, люди же не автомобили, это у тех лобовые стекла. У людей лобные доли должны быть:)
Дальше читать не смогла.

Мне кажется что ребенка заставить навести порядок в комнате намного проще чем, например, мужа. А сидеть и читать книгу пока сын наводит порядок-это вообще утопия. Совет подходит только для неработающих женщин с одним ребенком и железными нервами

Комментировать статью "Как приучить ребенка к порядку? "

Как приучить детей помогать маме. Имеются две дочки - 4 и 5 лет. Т.е.вот "убрать игрушки" для мамы - это глобальное нужное великое дело приучения к порядку. "Убрать игрушки" для ребенка - бессмысленное действие, т.к.через каких-то несколько часов их опять доставать.

"Комната, в которой живут дети, метко названа СЫНАРНИК". Имеем двух пацанов 5 и 7 лет. Купила в Икее специальный стеллаж с коробами, все рассортировала. Хочу приучить к порядку, но где играл, там и оставил.

Как говорит одна бабушка: «В доме, где есть дети, чисто бывает только в вазочке для конфет». Но стоит ли мириться с бесконечным хаосом из разбросанных игрушек, штанишек, недоеденных печенок…? Или все-таки будет лучше, если малыш уберет за собой сам? Для начала, следует отметить, что начинать приучение к порядку следует в возрасте 1-1,5 года. Привлекать ребенка к более сложному домашнему труду можно, когда ему будет 2-3 года. В этой статье я подобрала для Вас 10 советов, которые помогут Вам...

Безусловно, в воспитании ребёнка важна роль как матери, так и отца. Именно отец должен показать сыну как должен вести себя настоящий мужчина, а дочь направить на правильный путь в выборе партнёра в будущем. Но это всё в общем. Ниже хотелось бы затронуть роль отца в воспитании дочери подробнее. Не стоит отгораживаться от дочери. Самой распространённо ошибкой в поведении отца является уход на второй план в воспитании девочки. Это, прежде всего, связано с тем, что они разных полов. По мнению...

Надевать на малыша одноразовый подгузник или прямо с пеленок высаживать его на горшок? Настолько критично позднее приучение к естественному оправлению? Вредны ли памперсы? Как приучить ребенка к горшку? Все эти вопросы непременно мучают вас. Давайте попытаемся ответить хотя бы на один из них и разберемся, как же научить ребенка ходить на горшок. Ребенок не ходит на горшок ЦЕЛАЯ НАУКА Действительно, приучение к горшку – большое дело не только для крохи, но и для родителей. Запаситесь терпением...

Про приучать к порядку в тетрадях. Общее развитие. Образование детей. Чему ребенка это научит? На мой взгляд - писать покороче и словами попроще, чтобы вероятность ошибок меньше была.

Мои знакомые очень метко называют комнату своего ребенка «сынарник». И их очень волнует вопрос: «Как приучить ребенка к порядку?» Натолкнувшись на статью «Как приучить ребенка к порядку. Откуда берутся грязнули?», я поняла ― это то, что нужно моим знакомым. Системно-векторная психология изучает бессознательное человека, его врожденные особенности и желания. Эти свойства заданы нам с рождения, но не развиты. Природа дает нам время на развитие этих свойств до пубертата включительно...

Все родители знают, что ребёнок в доме это не только радость и счастье, но и разбросанные вещи по квартире, игрушки, бумажки и фантики за всеми диванами и кроватями. И как это ни печально, убирать всё это приходится маме. Если мама не работает, то у неё есть время на приборку, ну а если работает, то какой выход? Выход один - приучить ребёнка к порядку, уборке и самостоятельности. Это требует больших усилий, но результат того стоит, ведь в дальнейшем ребёнку придётся этому обучиться. И чем...

Мам - пап, я загадку придумал, - кричит наш ребёнок: "В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется. Что это?" Мы - хором: - Подсолнух! - А вот и нет. Чучело! Мы дружно хохочем. А потом вдруг подумалось: как полезно нам, взрослым, вслушиваться в детские фразы. И не только лишь потому, что они так забавны. В них - иная точка отсчёта и иное восприятие мира, и наших поступков, и отношений между людьми. Они помогают нам прочувствовать-осознать, как сильно отличается взгляд малыша от нашего...

Любящая мама от души балует дочь: тряпочки-туфельки-дорогостоящая программа во время отдыха-ремонт без необходиимости, но по дочкиному желанию и т. п. С ее точки зрения все нормально. Но вот у папы душа не на месте: он опасается, что с таким подходом дочке будет трудно в жизни. Участники дискуссии закономерно разделились на тех, кто за баловство и тех, кто против. [ссылка-1] А может ли тут вообще быть "правильная" или "неправильная" точка зрения? Или все сугубо индивидуально? Лично я...

Многие родители встречаются с проблемой беспорядка в детской комнате. Чтобы приучить малыша к порядку, нужно придерживаться определенных правил. Не нужно кричать на ребенка и обзывать его неряшливым. Уясните для себя раз и навсегда то, что неряшливость малыша – это не его качество данное природой, а ваше упущение, которое нужно просто исправить. На своем личном примере учите ребенка складывать все вещи по своим местам. Не нужно думать, что если ребенок еще мал, то его пока рано и...

Вам надо без воплей/капризов усадить малыша на горшок, и удержать его там, и что ещё актуальнее, дождаться счастливой минуты, когда он сделает кое-что. А он не желает! Что делать вам? Не воевать, а играть. Перевести процесс приучения к горшку в сказочно-игровой. Поскольку мир для ребенка живой, и всё-всё-всё (с его точки зрения) умеет двигаться и говорить, то и с предметами обихода запросто могут случиться всяческие истории. Даже с такими прозаическими как горшок, с которым малыш никак не...

На вопросы читателей отвечает педиатр ВОПРОС Подскажите, пожалуйста, нашему малышу 10 месяцев, буквально пару дней назад он научился выплевывать изо рта еду. Сначала я думала, что это признак того, что он наелся, но теперь он съедает 2-3 ложки еды и начинает плеваться. Приходиться разводить смесь в бутылочке. Хотя бутылочку я даю только ночью, а днем мы всегда кормимся с ложки. Зубов у него нет. В чем может быть дело? Это просто забава ребенка? Или что-то другое? ОТВЕТ Татьяна Семенычева...

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (как приучить тройняшек к порядку). Как приучить детей к порядку?(и надо ли оно вообще?)(Потрындеть,длинно). Редко здесь пишу,чаще читаю,но чето прям накипело!Вот как у вас дети -убирают за собой/у себя в комнате?Я сама по...

Как приучить мужа к порядку?. Бытовые проблемы. Семейные отношения. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

И я не очень понимаю, как я могу приучить ребенка к порядку, методом переваливания кучи с видимого пространства (комнаты) в невидимое (в шкаф)! Другое дело складывать детали от одной игры в одну коробку, а от другой игры в другую.

как приучит детей к порядку. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

У ребенка ведь свои представления о порядке. Вот Дина вчера на столе оставила кучу фантиков, бумаги нарезанной и штук 10 мелких машинок. Раньше я пыталась его приучить к порядку, но он считал эту уборку игрой, поэтому разбрасывал игрушки снова и снова.

Если ребенка не приучать делать хоть что-то по дому, это черезмерная избалованность. Никто не знает как сложится судьба и ей придется жить в общежитии с другими девочками, среди которых будут 1-2 приученные к порядку..заклюют ведь.

Как приучить мужа к порядку? Девочки, ХЕЛП!!! Молодой у меня муж, 20 лет будет ему в мае. Основной арнумено - какой ты подаш пример ребенку (сначала говорила будущему ребенку, когда еще планировали и беременные были).

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 24 338 раз(a).

Этот вопрос задают себе многие родители.

Двухлетний Кирилл активно помогает убирать постель в тумбу. Пыхтит, засовывая непослушную подушку, непременно хочет справиться с нею сам и, естественно, мешает мне. От привычного: “Отойди, я сама” меня удерживает лишь опыт подруги, которая уже отчаялась приучить своего семилетнего сына самостоятельно застилать постель.

Дети не рождаются ленивыми. Ленивыми их делаем мы, родители.

Едва научившись ходить, малыш стремится навести свой порядок в шкафах и тумбах, в кастрюлях и ботинках. Подражая взрослым, он как мама размахивает веником и орудует тряпкой, до слез спорит, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку. Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка. Родителям важно не упустить этот момент. Ничего, что на полу лужа воды, а мусор просыпан мимо ведра. Главное, что энтузиазм юного помощника вовремя подкрепляется вашей похвалой: “Спасибо, мой дорогой! Что бы я без тебя делала?!”

Но чаще в ответ на хозяйственную инициативу детей мы говорим совсем другое: “Не лезь”, “Не мешай”, “Тебе рано”, “Иди, поиграй. Ты еще маленький”. Пройдет всего несколько лет и диалог с ребенком будет иным: “Ты должен”, “Убери”, “Сколько можно тебе говорить, ведь ты уже взрослый”. А теперь ребенок не хочет, не убирает, капризничает, плачет, потому что не привык. “Ты уже большой. Ты должен помогать маме”, - слышит он в один прекрасный день. То, что было когда-то запретным и желанным, стало обязательным и скучным.

“Привычка - вторая натура”, - говорит народная мудрость.

Привычные ритуалы для ребенка - основа и надежность его жизни. Изменить сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. Примерно так же, как и взрослому. Хотите, чтобы ребенок соблюдал порядок? Постарайтесь включить уборку в режим дня, чтобы она стала такой же привычной процедурой, как мытье рук или поцелуй перед сном.

Работа в компании кажется вдвое легче.

А в одиночку даже легкий труд может показаться непосильным. Помню, как мне в возрасте лет восьми предписывалось регулярно подметать пол. Какой невыносимо тяжелой казалась мне эта работа, какими огромными становились наши две небольшие комнаты! Но стоило к уборке подключиться прочим членам семьи, как дело сразу становилось намного легче и приятней.

Не бросайте малыша один на один с беспорядком. Пожалейте его, возьмитесь за работу вместе. Вы увидите, с какой радостью малыш будет наводить порядок, мыть, убирать. Не бойтесь, этим вы его не разбалуете. Наоборот, научите сопереживать и помогать.

Ох уж эта спешка!

Нам всегда не хватает пяти минут именно тогда, когда ребенок решил помочь. У кого-то нервы сдают сразу: “Не мешай, отойди!”. У кого-то через пару минут: “Вот видишь, ты плохо помыл. Лучше бы я сама”. Второй вариант даже хуже, чем первый, ведь он уничтожает не только инициативу, но и веру в свои силы у ребенка. А представьте себе, как это обидно, когда на ваших глазах кто-то переделывает только что законченную вами работу!

Не бросайтесь при малыше перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью, не ругайте, если чашка разбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Ловкими и умелыми в одночасье не становятся. И легче приобретать этот житейский опыт, когда он сдобрен щедрой похвалой. Не бойтесь перехвалить ребенка. Благодарите за помощь, за труд, за поддержку. Они ведь действительно - самое ценное для нас.

Побольше разнообразия!

Наверно, многим знакомы “авралы”, которые периодически постигают семейство перед большими праздниками. Случались и в нашей семье такие “мероприятия”. Мама, обычно, отправлялась на кухню готовить что-то особенное, мне же всегда поручалось лишь одно - уборка в квартире. А как хотелось вместе с мамой колдовать над пирогами!..

Дети терпеть не могут однообразия. А уж сваливать на них свою самую нелюбимую работу и вовсе нечестно. Если вы хотите, чтобы ребенок с готовностью откликался на наши просьбы помочь, нужно предоставить ему право выбора. “Сегодня нам нужно вытереть пыль и навести порядок в буфете. Что ты выбираешь?”

Пусть обязанности вашего ребенка меняются.

Одна мама поручила дочери следить за отсутствием пыли в квартире. Эта девочка пришла в гости, посмотрела вокруг: “Ой, у вас на подоконнике столько пыли!” А на подоконнике кроме пыли были еще необычные минералы, красивые ракушки, глиняные поделки, цветы. Но маленькая “заведующая пылью” этого не заметила…

Возьмите ребенка с собой на кухню. Возможно, он не так мелко порежет овощи и не так тщательно вымесит тесто. Но ведь если его не пускать сейчас, то когда же он научится это делать лучше? Вы же не хотите, чтобы в 16 лет ваша дочка не умела чистить картошку, а сын не знал, как нужно держать в руках молоток?

Убирать, так с музыкой!

Ребенок не любит убирать за собой? Капризничает, ноет, отлынивает всеми доступными способами? А как относитесь к быту вы сами? Никогда не жалуетесь: “Ох, как же надоели мне эти кастрюли, уборки, стирки, готовки!” Ваше чадо расставляет вещи по местам с физиономией великомученика? Посмотрите на себя в зеркало пред тем, как заняться наведением порядка в своем шкафу. Не показалось ли вам знакомым это горестное выражение? Возможно, ваш отпрыск просто берет пример с мамы и папы?

У наших предков дело быстрее спорилось под песню. Даже рутинная, тяжелая работа становилась легче и веселее. А если по-новому разложить в старом шкафу книжки, тетрадки или одежду, даже старый шкаф станет новым и необычным. Согласитесь, ведь это уже не скучно, а интересно! Так попробуйте превратить страшное название “генеральная уборка” в праздник, “Праздник Полного Порядка”.

Когда дочка была маленькой, у нас не было стиральной машины. Все вещи мы стирали руками в большом тазу. Надя пристраивалась в маленьком передничке со своим маленьким тазиком и старательно мылила носочек или носовой платок. Плеск воды, мыльная пена, похожая на мороженое, сверкающие пузыри, сознание собственной взрослости превращало наш нелегкий труд в Праздник Большой Стирки. А вечером дочка гордо показывала папе сохнущие на веревке носочки и платочки: “Смотри, это все я сама постирала!”.

Игрушки - атрибут счастливого детства и причина семейных конфликтов. Ведь именно они, равномерно разбросанные по квартире, являются причиной несметного количества ссор и обид, капризов и наказаний. Так что же с ними, все-таки, делать?

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - обязательно приведи в порядок свою планету”, - говорил Маленький Принц у Сент–Экзюпери. Значит, для того, что бы у вашего маленького принца или принцессы была возможность наводить порядок, им необходима своя “планета”, пусть даже маленькая. Убирать свой уголок намного приятнее и интереснее.

Не пропустите периоды, когда дети сами стремятся убирать и расставлять вещи по своему вкусу. Первый, обычно, наступает в возрасте около двух лет. Малышу хочется проявить свою самостоятельность, кроме того он старается во всем подражать маме. Второй - года в четыре. У многих детей в это время просыпается чувство красоты. Если у малыша есть свой угол, ему хочется организовать его красиво и уютно. В 7-8 лет у детей появляются свои секреты, и они стремятся наводить порядок в своих вещах без участия взрослого.

Постарайтесь устроить детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко. Для кукол, мягких зверушек, машинок подойдут открытые стеллажи и полки. Мелкие игрушки, кубики, шишки и прочие сокровища очень удобно складывать в большие корзины или коробки.

Вместе с ребенком составьте расписание его дня. Помогите малышу вспомнить все дела, которые он делает за день; листочек с расписанием пусть он украсит и повесит на стенку. И пусть там окажется специальный пункт “Наведение порядка”. Тогда каждый вечер вы сможете апеллировать к этому свидетельству ваших договоренностей.

Для малышей уборка станет веселее, если ее сопровождать “специальной” песенкой. Вы можете выбрать ее по своему вкусу. У нас дома сигналом к началу уборки в детской служит такой напев: “Бом-бом, тили-бом, убираем все кругом. Будет чистым наш дом, тили-бом, тили-бом”.

На помощь может прийти сказка. Одно дело убирать комнату просто так, а совсем другое - готовить ее к ночному визиту эльфов. Волшебные малютки любят танцевать на ковре в детской, но если на полу разбросаны игрушки, резвиться им просто негде. А может быть вечером к вашему малышу в гости приходит Оле-Лукойе, известный сказочник? Этот добрый гномик - очень большой чистюля. Увидев беспорядок, он так расстраивается, что не может вспомнить ни одной сказки.

Не нужно угрожать: “Не уберешь - выброшу все игрушки в мусор!”. Но если ребенок не заботится о своих “друзьях”, бросает их где попало, однажды ночью (ведь по ночам игрушки оживают, вы же знаете) они могут обидеться и уйти. Потом, конечно, пожалеют хозяина и вернутся при условии, что он даст честное слово заботиться о них.

 

 

Это интересно: