→ Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики. Игры на развитие мелкой моторики рук Игры по развитию мелкой моторики рук

Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики. Игры на развитие мелкой моторики рук Игры по развитию мелкой моторики рук

Дата публикации: 18.03.18

Составили: Стригунова Жанна Александровна

Сафина Светлана Владимировна

  • Пояснительная записка…...……………………………………………3 – 4
  • Перечень игр. …………………………………………………………8 – 34
  • Список литературы ………………………………………………………35

2.Перспективное планирование дидактических игр ……………………5 –7

  • Пояснительная записка

Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики

Актуальность данных игр заключается в познавательном развитии дошкольников. Данные игры разработаны в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития, т.е. формирования полноценного восприятия окружающей действительности. Оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит и осязает.

Наибольший эффект для сенсорного развития и развития мелкой моторики дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчиненны задачам умственного воспитания детей.

Основной задачей развития ребенка является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные дидактические игры, которые мы сделали сами.

Развитие элементарных сенсорных представлений является той областью, где при условии систематического обучения, возможно, не только дать определенную сумму знаний, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности ребенка.

Дидактические, пальчиковые игры, игры с прищепками, пальчиковый театр, игры на развитие зрительных ощущений, слуховой чувствительности разработаны в соответствии нашей темы, которые способствуют совершенствованию речи и расширению словарного запаса дошкольников. Игры для детей 3-4 лет предложены по степени возрастающей трудности.

Формы работы с детьми:

  • Совместная работа с детьми
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Свободная и самостоятельная деятельность детей

Цель:

Развитие сенсорной деятельности, как средство повышения сенсорной активности и развития мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр, игр с прищепками, пальчикового театра, игр на развитие зрительных ощущений, слуховой чувствительности. Игры разработаны на возраст детей от 3 до 4 лет.

Перспективное планирование дидактических игр

месяц

Тема

Цель

сентябрь

Дидактическая игра: «Игры с прищепками» - «Помоги развесить, одежду» (цвет, для сушки на веревку и прикрепить прищепками).

Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Дидактическая игра: «Каждому домику свое окошко» (Монтессори)

Упражнять детей в различении по цвету и форме, нахождении сходства в различении и выборе объекта соответствующего цвета из нескольких, незначительных отличающегося от образца. Формировать внимание, сосредоточенность, речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Пальчиковый театр: «Репка»

Дидактическая игра: «Радуга».

«Гусенки - бусенки»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук.

учить ориентировке в пространстве. Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворении, так и на картинке.

Учить детей собирать бусинки на шнурки, чтобы накормить гусениц.

октябрь

Дидактическая игра: «С какого дерева листок».

Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Дидактическая игра: «Волшебная посуда». «Коробочки»

Игровое упражнение «Что растет в огороде» (гусеница)

Развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Учить детей подбирать прищепки согласно макету. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления

Дидактическая игра: «Кто, что ест?».

«Волшебные крышки»

Развитие мелкой моторики, умение правильно подбирать соответствующею прищепку к игровому полю.

ноябрь

Варежковый театр: «Теремок».

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

«Крылышки для птички» - упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок).

Развитие внимание и мелкой моторики рук, умение подбирать соответствующие прищепки к силуэтам.

декабрь

Дидактическая игра: «Радуга»

«Аквариум», «Зайка»

Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре.

Театр на магнитах: «Курочка ряба».

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

Дидактическая игра: «Построим башню» - стаканчики.

январь

Дидактическая игра: «Веселые человечки».

«Волшебная посуда»

Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Игра – соревнование: «Кто быстрее скрутит ленту»

Развитие мелкой моторики, развивать умение быстро работать по сигналу.

февраль

Дидактическая игра: «Радуга».

«Веселая полянка»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве. Продолжать знакомить с последовательным расположением цветов в спектре.

Развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Учить детей подбирать прищепки согласно макету. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Дидактическая игра: «Найди такой же по цвету и форме».

Учить детей различать основные цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Пальчиковый театр: «Теремок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

Дидактическая игра: «Что любят мышата».

«Клад» - сухой бассейн

Развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений; развитие внимание, мышления и речи.

Самомассаж кистей и пальцев рук способствует: нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

март

Дидактическая игра: «Волшебная посуда».

«Волшебные крышки»

Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений, творческое воображение, фантазию.

Дидактическая игра: «Разноцветные флажки». «Выложи по образцу»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве.

Дидактическая игра: «Радуга».

«Шагаем в пробках»

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве.

Театр на фланелеграфе: «Репка»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героев.

апрель

Игровое упражнение: «В гости к солнышку» - рисование крупой

Дидактическое упражнение: «Что я слышу».

«Разложи по цвету»

Развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.

Дидактическая игра: «Игра-сказка» с прищепками.

Развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных прищепок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Веселые шнуровки: «Огород», «Расчудесное дерево».

Дидактическая игра: «Соберем бусы»

Развитие внимание и мелкой моторики рук.

Развивать сенсорное восприятие детей. Вызывать желание помочь кукле, собрать бусы на нитку.

май

Игровое упражнение: «Забор у дома». «Кто в домике живет»

Развивать мелкую моторику, учить манипулировать с предметами, развитие ориентировки в пространстве.

Игровое поручение: «Стаканчики».

«Шагаем в пробках»

Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию.

Развивать у детей моторику и координацию пальцев рук.

Дидактическая игра: «На болоте лягушата»

Пальчиковый театр: «Колобок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

июнь

Дидактическая игры: «Аквариум». «Зайка»

Развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений. Развитие внимание, мышления и речи.

Игровое упражнение:«В гости к солнышку» - рисование крупой

Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Коллективное рисование: «Что растет на грядке»

Развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Театр на ложках: «Три медведя»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

июль

Игровое упражнение: «Подбери по цвету».

Развивать у детей мелкую моторику и координацию пальцев рук. Учить ориентировке в пространстве.

Дидактическая игра: «Выложи по образцу»

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Учить детей определять предметы на ощупь и называть их.

Дидактическая игра: «Зубастики»

Упражнять детей в определении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.

август

Дидактическая игра: «Веселые человечишки»

Развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Пальчиковый театр: «Колобок»

Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, формировать умения передавать эмоции героев.

Игровое упражнение: «Найди листок, какой покажу».

Развивать мелкую моторику рук, развитие воображения, мышления, речи, закреплять спектр цветов.

Дидактическое упражнение: «Найди в букете такой же цветок».

Продолжать учить детей различать основные цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Перечень игр

Рамки вкладыши Монтессори

Цель: упражнять детей в различении по цвету и форме, нахождении сходства в различении и выборе объекта соответствующего цвета из нескольких, незначительных отличающегося от образца. Формировать внимание, сосредоточенность, речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Оборудование: трафареты домиков с вырезанными окошками красного, синего, желтого, и зеленого цвета. Под каждым домом маленькие геометрические фигуры (окна) разной формы и цвета.

Ход игры:

Перед детьми выкладываются домики с вырезанными окошками красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Жили веселые гномики.

Каждый в своем домике.

Педагог высыпает из коробочки все окошки к домикам и перемешивает их со словами:

Пошли гулять гномики

И перепутали домики.

Вы им скорей помогите,

В домики окна найдите.

Дети находят окошки к домикам, соотнося их по цвету.

Волшебная посуда

Цель: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: трафареты (посуда) красного, синего, желтого, зеленого цвета, карточки перечисленных цветов с изображением посуды.

Ход игры : у детей карточки красного, синего, желтого и зеленного цвета. Определив, какого цвета карточка, дети подходят к столу, на котором лежат посуда с обведенными контурами разных цветов.На столах вперемешку лежит посуда синего, красного, желтого и зеленного цвета. Педагог предлагает детям, у которых карточки красного цвета, выбрать всю красную посуду, если синего цвета - то всю синию т. д.

Соберём бусы

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Вызывать желание помочь кукле, собрать бусы на нитку.

Оборудование: бусы разных цветов (красные, жёлтые, синие, зелёные) , шнурки таких же цветов.

Ход игры: предложите ребёнку собрать бусы на определённого цвета шнурок. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать бусы по цвету. Воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только бусы соберёшь .

Пальчиковая гимнастика «Прищепка»

«Прищепка, прищепка, помоги!

Пальчик ты мне разомни.

Ты по пальчику шагаешь, каждый пальчик разминаешь»

Серия игр с прищепками: «Аквариум» «На болоте лягушата» «Веселая полянка» «Что любят мышата?» «Что растет на грядке?»

Цель: развивать мелкую моторику и творческое воображение дошкольников. Учить детей подбирать прищепки согласно макету. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Оборудование: прищепки с изображением (мышата, рыбки, лягушата, клубника, цветы, морковка, капуста).

Ход игры: каждому ребёнку раздаются макет игры и прищепки. Дети должны прикрепить прищепки согласно макету.

На донышке коробки Огонек горит.

Какие брать прищепки,

Он нам говорит.

Ты выбирай, не путай, внимательно смотри, такую же по цвету Прищепку прикрепи.

Рыбка по волнам плывёт и друзей к себе зовёт! Рыбка не простая, Рыбка - золотая!

Лягушонок: «Квак – квак!»

А мышонок: «Пи – пи!»

Все сказали, все спросили.

Хорошо поговорили!

Зайка

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений. Развитие внимание, мышления и речи.

Оборудование: прищепки и шаблоны.

Ход игры: прикрепить прищепки к шаблонам.

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Урожай мы убирали,И ботву всю оборвали.Мы листочки прикрепляем – овощи узнаем.

Тучка по небу гуляла. Все дождинки растеряла.

«Урожай –сказка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны овощей.

Ход игры: ну, теперь здесь все в порядке. Очутились мы на грядке. Здесь растут редис, морковка. И свекла. Но ведь неловко. Из земли нам их достать, нужно что-то предпринять. (приделать ботву, делают).

Урожай наш так хорош! Будет рад колючий еж.Полакомиться с детками Морковками да репками. И редиску, и свеклу.Отнесем сейчас ежу. Вот лесок, а вот и еж. На колючий мяч похож. Ежик, мы к тебе спешили, про тебя мы не забыли.

Игра - сказка с прищепками.

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление пространственных представлений; развитие внимание, мышления и речи.

Оборудование: прищепки, шаблон ежика.

Ход игры: Ближе подходите, посмотрите, поглядите, ничего не пропустите. Ой, а это кто такой: Глазки пуговкой, спина дугой? Вроде еж, а вроде нет……Ну – ка дайте мне ответ, почему наш ежик грустный, может был обед не вкусный? Может он вдруг заболел? Или что-то не то съел? Может у него беда? Или что – то потерял? Как нам ежику помочь, чтобы стал наш еж в точь – точь. На других ежей похож. Стал бы весел и пригож? (дети предлагают варианты. Еж наш без иголок, нужно сделать ежику иголки)

Игра с прищепками «Кто, что ест»

Цель: развитие мелкой моторики, умение правильно подбирать соответствующею прищепку к игровому полю.

Оборудование: прищепки с шаблонами животных, поле с изображением корма для животных для животных.

Ход игры: ребенку предлагается готовое игровое поле, разделенное на сектора с изображением корма для животных, прищепки с изображением животных.

Игра «Большая стирка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки

Ход игры: натянуть веревку. Взять кукольную одежду или несколько разноцветных платочков. Сказать ребенку, что они выпачкались. Поиграть сначала в стирку, потом предложить повесить сушить кукольную одежду или платочки на веревочку и закрепить их прищепками. Можно подбирать по цветам (синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный платочек-красной и т.д.)

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала

Милой маме помогу,

Все прищепки прицеплю.

Игра Придумай рассказ «Летом в лесу».

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны елки, солнца, цветов, травы;

Ход игры : прикрепить прищепки к шаблонам, а затем придумать рассказ;

«Веселые человечишки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений, развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Оборудование: прищепки, шаблоны человечков.

Ход игры:


«С какого дерева листок?»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

Оборудование: шаблоны деревьев с выемками, цветные листики по цветам деревьев (желтые, зеленые, красные).

Ход игры: у детей шаблоны деревьев (красные, желтого, зеленого) цвета. Определив, какого цвета деревья, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат листики таких же цветов. Воспитатель предлагает ребёнку, у которого дерево красного цвета, выбрать все красные листочки, если зеленого цвета - то все зеленые листочки и т.д.

На донышке коробки огонек горит.

Какие брать листочки, ребятам говорит

Ты выбирай, не путай, внимательно смотри,

Такой же по цвету листочек ты найди.

«Клад»

(сухой бассейн - резиновые шарики)

Цель: самомассаж кистей и пальцев рук способствует:

Нормализации мышечного тонуса;

Стимуляции тактильных ощущений;

Увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Оборудование: небольшой бассейн, резиновые мячики, «клад» - игрушка от киндера.

Ход игры: а дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрприза. Под чтение пальчиковой гимнастики: «Пальчики» пустить кисти рук в «бассейн», перемешать мячики, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, затем найти и достать игрушку.

Вышли пальцы клад искать.

Раз – два – три – четыре – пять

В домик спрятались опять!

«Веселые шнуровки»

«Огород»

Цель: развитие внимание и мелкой моторики рук.

Оборудование: шаблоны грядок шнурки разных цветов.

Ход игры:

Целый день проказник крот разорял мой огород

Повыдергивал морковь, лук, свеклу и был таков.

Что же делать, как же быть? Кто поможет посадить

Все обратно, все как прежде – на тебя одна надежда.

Разноцветный шнур возьми, ловко к грядкам прикрепи

Ряд капусты, ряд морковки, посмотри какой ты ловкий!

Не забудь про вкусный лук – лечит он от всех недуг,

Посади еще капусты. Вижу я – ты очень шустрый.

А когда все подрастет, борщок вкусный тебя ждет.

« Расчудесное дерево»

Цель: развитие внимание и мелкой моторики рук;

Оборудование: шаблоны деревьев, фрукты и овощи, шнурки разных цветов;

Ход игры: Посреди большого поля, Увидали Коля с Олей

Чудо расчудесное – Дерево прелестное.

Удивлен и пес Дружок, Он понять не как не мог,

Как на дереве одном, Апельсин растет с грибом,

И банан, и груша с вишней. Как такое чудо вышло?

Ты попробуй угадай – ка,

Кто на дереве хозяйка? Кто собрал и гриб, и фрукты,

Сушит на ветвях продукты?

Ну, конечно, это белка, Все сушить – ее проделка.

Вдруг проказник ветерок. Сдул и сливы, и грибок.

Все продукты вниз упали.

Коля с Олей их подняли.

Помоги скорее деткам

Привязать все фрукты к веткам. Чтоб на дерево забраться,

Нужно очень постараться.

Зашнуруй ступеньки крепко,

Закрепи их по бокам,

И, держась рукой за ветки,

Полезай на крону сам.

Пришнуровывай скорее, персик яблоко сильнее.

По порядку каждый фрукт.

Ты для белки лучший друг.

«Волшебные крышки»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений, творческое воображение, фантазию.

Оборудование: пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, мешочек из ткани, коробочка.

Ход игры: Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: Чудесный мешочек.

Воспитатель: Давайте подумаем, что в нём лежит?

Дети: Игрушки, подарки, конфеты, призы.

Воспитатель: а вот и не угадали, послушайте, (трясу мешочком, крышечки шуршат) теперь догадались, что там?

Дети: Шарики, шишки, грецкие орехи.

Воспитатель: а вот и не угадали, потрогайте (подхожу к каждому ребёнку, тот трогает). А теперь догадались, что лежит в мешочке?

Дети: Кружочки, крышечки.

Воспитатель: Да, в мешочке лежат крышечки, от сока и бутылочек. Как вы думаете зачем они нам нужны, что с ними можно делать?

Воспитатель: а вот и не догадались, мы из них будем выкладывать рисунки.

Выложите рисунок из пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету,

брать крышку надо по одной из коробочки.

Воспитатель: У меня картинки, скажите, что на них изображено.

Дети называют картинки и выполняют задание.

Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его и предлагает выложить другую картинку, спрашивает, сколько крышечек понадобилось. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.

«В гости к солнышку»

(Рисование пальчиком на крупе)

Цель: учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Оборудование: подносы с манной крупой, распределенной тонким слоем, из желтого картона заготовка солнца.

Ход игры:

Воспитатель: Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает.Что это?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Правильно, это солнце. Какласково называем его? (солнышко) Чего нет у нашего солнышка? (лучиков)

Воспитатель: Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и грело еще сильнее.

Положить перед каждым ребенком поднос с манной крупой и прикрепленным солнышком у которого нет лучиков (можно использовать в зависимости от размера подноса один на два ребенка).

Воспитатель: «Ребята посмотрите наше солнышко не веселое, у него нет лучиков давайте мы поможем нашему солнышку улыбнуться, но для этого нам необходимо нарисовать солнышко и лучики».

Дети рисуют пальчиком круг и палочки на крупе.

Воспитатель: (от лица солнышка) «Вот спасибо, ребята! теперь мне очень весело».

Воспитатель читает стихотворение детям и в дальнейшем его заучивают:

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели .

«Пальчиковый театр»

Цель: вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.

Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Оборудование: различные виды пальчикового театра (варежковый, сшитый из фетра, деревянный (заводской), бумажный т.д.).

Ход игры: играет от 3 до 6 детей и взрослый – ведущий. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.

Пример: «Репка» играют 3 детей. Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

«Что я слышу»

Цель: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.

Оборудование: большие яйца от киндеров с наполнителями: горох, крупа, макароны, поролоновые шарики и так далее, наполнение «яиц» можно заменять по мере угадывания звука.

Ход игры: воспитатель предлагает детям пошуметь "яйцами" и угадать у кого какой звук - тихий, шумный, без шумный, глухой и т.д. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

«Разложи по цвету»

Цель: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании квадратиков по секциям соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: короб с отдельными секциями и поролоновые квадратики четырех цветов (синего, желтого зеленого и красного).

Ход игры: воспитатель расставляет на столе макет из секций, разделенных на четыре цвета и показывает разноцветные квадратики, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все квадратики по отсекам своего цвета. Воспитатель рассматривает вместе с детьми квадратики, обращая внимание детей на то, что цвет квадратика и секции совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Постепенно количество секций и квадратиков основных и дополнительных цветов может увеличиваться.

Игра «Шагаем в пробках»

Цель: развивать у детей моторику и координацию пальцев рук. Тренировать память с помощью стихотворений

Оборудование: крышки.

Ход игры: воспитатель:Предлагаю устроить «лыжную эстафету», две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Мишка косолапый, по лесу идёт…

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Кто скорее свернет ленту? »

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

«Путешествие пальцев»

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

все пальцы должны участвовать;

нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

«Сделай бусы»

Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.

Ход игры:

детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5 см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.

«Составь узор или картинку из резинок»

Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

Ход игры:

детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

«Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Ход игры:

эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

«Успевай-ка! »

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак - кулак - ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

«Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

«Кто запомнит? »

Цель: Развивать память, мелкую моторику.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры:

взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: Прищепки

Ход игры:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

«Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры:

Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки».

«Рукопожатие»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

Ход игры:

Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.

«Иголочки»

Оборудование: круглая щетка для волос.

Ход игры:

ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая:"У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

«Месим тесто»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

«Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: горох, блюдце.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Дидактические игры для детского сада

Дидактическая игра «Разноцветные косточки» на развитие мелкой моторики своими руками

Айдарова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик»» г. Саратова
Дидактическая игра «Разноцветные косточки» предназначена для педагогов в работе с дошкольниками младшей и старшей возрастной категории. Также игру могут использовать родители с детьми в домашних условиях.
Цель:
- закрепление знаний основных цветов (желтый, синий, красный);

Развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения, образного мышления, конструктивных навыков.
Всем известно насколько важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Ведь от того насколько ловкими и умелыми будут маленькие ручки зависит развитие речи и мышления. Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, много, один из таких - это использование различных дидактических игр. Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Разноцветные косточки», которая развивает мелкую моторику рук ребенка и,которую можно изготовить своими руками.
Для изготовления данной игры нам понадобятся обычные косточки от вишни и абрикоса. Для того чтобы дети не только развивали мелкую моторику рук при выкладывании изображения, но и закрепляли знания основных цветов, предлагаю косточки покрасить в желтый, синий, красный цвета краской распылителем в баллончиках.


Еще нам понадобятся стаканчики – непроливайки, они удобны, так как имеют отверстие в крышках, и крышки разных цветов, в данном случаи с желтой, синей и красной крышкой, как цвета косточек.
В игре используются два вида карточек - схем.

Карточки-схемы для выкладывания изображения из косточек вишни (круглой формы) и из косточек абрикоса (овальной формы).

Карточки можно сделать также своими руками. Можно выложить из косточек изображение и сфотографировать, вот карточки - схемы и готовы. Еще один вариант – вырезать дыроколом кружочки (желтого, синего и красного цвета) и наклеить на лист картона, в виде схемы, в определенной последовательности, это может быть изображение орнамента, предмета и многое другое.
Ход игры:
Первый вариант (для детей младшего дошкольного возраста).
Перед детьми стоят стаканчики – непроливайки и косточки круглой формы, трех цветов, вперемешку.

Детям предлагаем разложить косточки в свои домики, то есть в соответствии с цветом (желтые косточки в стаканчик с желтой крышкой и так далее).

После выполнения задания предлагаем детям назвать цвета косточек и предметы такового цвета (например: желтый – лимон, солнце, цыпленок и так далее). Обращайте внимание детей на то, что цвета косточек не случайны. Желтый, синий и красный это основные цвета, то есть те цвета, которые нельзя получить при смешивании двух цветов.
Второй вариант (для детей младшего и старшего возраста).
Детям раздают карточки-схемы, цветные косточки и предлагают выложить из косточек изображение (орнамент) по карточке. После выполнения задания детям предлагается выложить из косточек свои необычные картины (изображение предмета, орнамент и так далее).

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Нанизывание».

Цель : развивать мелкую моторику.

макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание : воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Раскрась правильно».

Цели : развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Бумажные поделки».

Цели : развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага.

Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Игра «Театр теней».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

Игра «Чем не Золушка?».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.

Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Дидактическое пособие "Колобок" для игр с фасолью

Дидактическое пособие своими руками для детского сада

Описание материала: материал будет полезен педагогам и родителям с целью организации игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.

Игра «Угостим колобка витаминками»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Средства: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.
Изготовление пособия:
1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.



2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.



3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.



4. Делаем отверстие во рту колобка.
5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.


Игра «Настроение колобка»

Цель: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.
Средства: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.
Ход игры:
- Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)
- А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)
- Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)
- Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.
- Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице
/ дети с помощью мимики лица изображают эти эмоции/



Игра «Волшебные мешочки»

Цель:
Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».
Средства: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки»), фасоль, поднос.



Ход игры:
- Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/
- Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.
- А в каком шарике спряталось много семян?
- Давайте найдём шарик, где нет ни одной.
/ дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /



Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.

Игра «Прятки»

Цель: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.



Игра «Волшебное сито»

Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
Задачи: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.
Средства: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.
Ход игры:
- Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.
- Поможем колобку? (да)
- Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)
/ дети пробуют разделить крупу вручную/

 

 

Это интересно: