→ Открытое занятие по фэмп во ii младшей группе. Занятие по фэмп «геометрические фигуры Развитие математических представлений 2 младшая группа

Открытое занятие по фэмп во ii младшей группе. Занятие по фэмп «геометрические фигуры Развитие математических представлений 2 младшая группа

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально- личностное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Задачи:
Закрепление знаний основных цветов (синий, желтый, красный, зеленый).
Закрепление знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности детей.
Способствовать укреплению мелкой мускулатуры рук.
Развитие желания слушать речь воспитателя о понятных случаях из жизни (перейти через речку, проползти через кусты и т. д.).
Способствовать развитию у детей умения вступать в речевое общение. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослым.
Чтение художественной литературы:
Развивать умения взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительном совместном задании. Пробуждать у детей интерес к игровому творчеству в процессе взаимодействия со взрослым.
Побуждать аккуратно наклеивать морковки на коллективное панно (грядка).
Развивать мелкую моторику рук.
Побуждение к представлению обогащения о результатах проделанной работы (заполненная грядка морковок).
Материал и оборудование: конверт с письмом, ватман с цветами из цветной бумаги, бабочки, морковки, грядка, геометрические фигуры из цветной бумаги; обруч; кисточки; клей; салфетки; речка и ручеек из синей ткани; бумажные часы, паровозик-игрушка для имитации звука; стулья.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло, которое идет от ваших друзей? Представьте себе, как вас греет солнышко. А сейчас улыбнемся друг другу. Как радостно и приятно, правда!
Сейчас по моей команде вы все назовёте свое имя. Приготовились? Раз, два, три - имя свое назови! /Дети отвечают.
Сегодня утром ко мне приходил почтальон и принес письмо. Здесь написано: для детей группы «Ромашка» Воспитатель: Как вы думаете от кого это письмо?
Дети: Это от зайчика.
Воспитатель: Давайте, его прочитаем.
Дети: Давайте.
(Воспитатель читает содержимое письма и предлагает детям помочь зайцу)
Дорогие ребята группы «Ромашка». Я заболел и у меня не посажена морковка. Помогите, пожалуйста. Зайчик.

Дети: Поможем!

Но чтобы добраться до домика зайчика, нужно будет проехать несколько станций, и выполнить на них задания. Для того чтобы поехать на поезде, нам необходимы билеты, которые я сейчас вам раздам.
(раздает билеты в форме круга, треугольника, квадрата - разные по цвету)
- на что похожи наши билеты?
- они все одинаковы?
- какого они цвета? (дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, получайте билетики на поезд, он скоро прибудет к нам. (Звучит гул паровоза) А вот и наш волшебный паровоз прибыл. Атеперь отправляемся в путь! Пойдемте скорее.
Дети: Пойдемте! (Ребята поочередно называют геометрическую фигуру и присаживаются на стул с таким же обозначением)
Загудел паровоз
И вагончики повёз
- Чу-чу-чу, чу -чу-чу,
Далеко я укачу!

Подъезжаем к станции, давайте поиграем в игру «Посчитай по картинке» (на ватмане в форме часов, наклеены картинки, которые дети должны посчитать.

Дети:
Чух-чух! ту-ту!

Воспитатель: Ребята, наш поезд остановился дальше ему не проехать. Ой, смотрите мы приехали на цветочную поляну. Вот и дорога. Ребята, а дорога какая? Широкая или узкая? /Ответы детей./ Длинная или короткая? /Ответы детей./ Все построились друг за дружкой и в путь!

Звучит песня «Вот оно какое наше лето!»

Продолжаем, ребята, свой путь. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В лесу бабочки порхают. (Дети шагают).

Посмотрите, какая красивая цветочная поляна! Давайте остановимся и полюбуемся. - Сколько цветов? (Ответы детей) - Сколько бабочек? (Ответы детей)

Скажите, какого они цвета?
Дети: Желтого, красного, синего, зеленого.
Воспитатель: Вот и бабочки летят,
На цветочки сесть хотят.
Не могут выбрать цвет они,
А ну-ка ты им помоги!
(Раздает бабочек) Нужно посадить бабочку на цветок такого же цвета, как и бабочка.
(Дети выполняют задание)
Давайте найдем для бабочек свой цветок. Дети соединяют бабочку с цветком по цвету. Когда ребята посадили всех бабочек, воспитатель задает вопросы. Какого цвета бабочка и цветок у тебя Маша(Максим, Ульяна и т.д)? Сколько бабочек у тебя…..? /Ответы детей./ А цветков? /Ответы детей./ Что мы можем сказать: бабочка одна и цветок тоже один - их….. (поровну, одинаково).

Воспитатель: Чтобы до зайчика дойти, надо речку перейти. А чтобы речку перейти, надо построить мост.

Впереди - река. Чтобы перебраться через неё надо разложить камешки по порядку Дети подходят к столу, на котором лежат геометрические фигуры. Выкладывают цепочки из фигур.

После того, как все дети выполнят задание, воспитатель предлагает пройти по мосту. - Спасибо, ребята, вы мне помогли.

Воспитатель: Вот мы и на берегу речки. Перед нами густые кусты.
Здесь нам не пройти,
Здесь придется проползти.
(Проползают через обруч)
А теперь ручеек,
Перепрыгни-ка, дружок!
(Воспитатель показывает, а дети повторяют все движения)
Воспитатель: Ох, устали отдохнем немножко! (Присаживаются на палас и выполняют пальчиковую гимнастику)
Шубка белая у зайки,
(Гладят себя по груди)
Мягонькие лапки.
(Поглаживают ладонью ладонь)
Ушки длинные торчат
(Прикладывают ручки к голове - «уши зайца»)
На макушке у зайчат.
(Двигают правым «ухом», затем левым «ухом»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вон зайчика домик. Пойдемте к нему. Зайчик заболел, а свою грядку с морковкой не досажал. Пойдемте её досадим. Вы должны намазать клеем морковку и приклеить к грядке, а когда наш зайчик поправиться будет рад нашей работе. Приступайте.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу.А пока мы ждем наш поезд, поиграем в игру «Чудесный мешочек» (в мешочке лежат фрукты, дети на ощупь угадывают какой фрукт, называют и показывают всем ребятам)
Вон волшебный паровоз прибыл.
(Сели на стулья под гул паровоза и стали обсуждать проделанную работу)
Воспитатель: Дети, а куда сегодня мы с вами ездили?
Дети: В лес, помогать зайчику.
Воспитатель: Дети, а какие преграды перед нами встали?
Дети: Сажали бабочек на цветочки, делали мостик, переползали через кусты, перепрыгивали через ручей, считали предметы, отгадывали фрукты.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот мы и приехали в группу, выходите из вагончиков. Спасибо за вашу работу.

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе

Воспитатель МБДОУ №81 "Мальвина", г.Сургут

Картакаева Г. А.

Тема:

" Один - много"

Цель: закрепление знаний детей полученных в течение учебного года.

Образовательные задачи:

Закрепить умения детей:

Находить один и много предметов в специально созданной обстановке,

отвечать на вопрос «сколько?», используя при этом слова «один» , «много»;

Ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер;

Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник.),

основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый.).

Сравнивать два предмета по длине (длинный – короткий).

Вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос,

отвечать на него.

Бегать в разных направлениях.

Развивающие задачи:

Продолжать способствовать развитию слухового и зрительного внимания;

Памяти, речи;

Наблюдательности, мыслительной активности;

Координации движений.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброту и отзывчивость, любовь к животным.

Предварительная работа:

Учить детей обращать внимание на форму и цвет предметов в повседневной

жизни. Рассматривание один и множества предметов.

Оборудование и материалы: игрушка белка, картинки «Части суток»,

шишки, геометрические фигуры на каждого ребенка, полоски (разные по

длине), обручи.

Ход занятия.

Орг. момент «Подари улыбку» (дети стоят в кругу)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся…

(Стук в дверь)

Сюрпризный момент:

Ой! Кто – то к нам стучится, пойду, открою дверь. (Мотивация)

Ребята, к нам пришла гостья, но чтобы узнать кто она, нужно отгадать

Тихон, загадай загадку про нее!

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Он живет не на земле,

А на дереве, в дупле. (Белка).

Правильно, ребята, это Белочка!

Доброе утро, Белочка! Проходи, садись.

Это животное дикое или домашние? (Дикое)

Где живет белка? (В лесу)

принесла.

Игровое упражнение «Сколько?»

Посмотрите, сколько шишек у белки в корзине? (Много)

(Раздаю каждому) – Ева, сколько у тебя шишек? (Одна)

А у тебя, Артем? (Одна) и т.д. – у всех.

А в корзине сколько шишек осталось? (Ни одной)

(Дети складывают шишки в корзину)

Сколько шишек в корзине? (Много)

Ребята, белка грустная стала, наверное устала!? Сделаем разминку.

Физминутка «Белка».

Белка прыгала, скакала (дети прыгают)

К зиме кладовки заполняла. (наклоны)

Здесь – орешки, (поворот вправо)

Тут – грибочек (поворот влево)

Для сыночков и для дочек. (шагают на месте)

– Ребята, садитесь на свои стульчики и будем дальше с белочкой играть.

Ой, ребята, белочка говорит, что ей домой пора возвращаться, а то

скоро ночь наступит, ей спать пора.

Да что ты, белочка, еще до ночи долго.

Вот послушай, дети сейчас отгадают загадки «Когда это бывает?»

(А вы, ребята, слушайте внимательно: отвечайте правильно! Чтобы не

запутать нашу гостью)

Когда петушок

Солнышко встречать зовет? (Утром)

Солнце ярко в небе светит,

На прогулку вышли дети,

Когда это бывает? (Днем)

Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовет на ужин.

Когда это бывает? (Вечером)

Звезды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись,

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену… (Ночь)

А сейчас, какое время суток? (Утро)

Правильно, ребята. Так что, белочка, ты не торопись!

А от ребят подарочка дождись!!!

Ребята, давайте, нашей гостье сделаем подарок. Я предлагаю

рыженькой красавице сделать бусы из геометрических фигур.

Что это за фигура? (Квадрат)

Какого цвета квадрат? (Красный квадрат)

(Синий круг, зеленый треугольник)

Прежде чем работать начнем, мы немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому.

Заиньке усатому.

У вас на столиках лежат тарелки, а что на них находится?

(Геометрические фигуры, полоски – длинная и короткая)

Какую полоску выберете, чтобы все фигуры поместились? (Длинную)

Геометрические фигуры нужно разместить так, как у меня на

мольберте.

(Дети собирают)

Какие красивые бусы у вас получились!

(Дарим белочке бусы)

– Белочка говорит, что засиделась она, попрыгать, побегать захотела.

Сейчас поиграем в игру «Найди свой домик».

Обручи – ваши домики (Дети получают карточки, где нарисованы

геометрические фигуры.)

Пока я играю в бубен, вы бегаете; как только бубен перестает звучать –

каждый бежит в свой домик.

Итог. (Все садятся на ковер)

Белочка говорит вам спасибо!

Ей понравилось у нас.

Ребята, чем мы обрадовали нашу гостью? Чем занимались сегодня?

Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Воспитатель дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает. Для осознания способа действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказывать, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?» Так устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог использует только те слова, смысл которых понятен детям.

Самоанализ нод по фэмп во 2 младшей группе «в поисках иванушки»

Внимание

Использование данных методов и приемов при формировании у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений позволит педагогу успешно справиться с поставленной задачей и поможет детям качественно усвоить новые знания и применять их на практике. Литература:

  1. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
  2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.

П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.
  • Житомирский, В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.
  • Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста».


    - М., 2000.

  • Корнеева, Г. А.
  • Методика проведения занятия во второй младшей группе

    Конспект кульминационного события по ФЭМП «В поисках призов» в старшей группе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы муниципального района. Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «В поисках потерянной планеты» Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «В поисках потерянной планеты». Цели: Совершенствовать умение находить место числа.

    Инфо

    Занятие в старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 10. В поисках клада» ЦЕЛЬ: -совершенствовать умение счета в пределах 10. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие,.


    Конспект НОД по ФЭМП «В поисках сокровищ» в старшей группе Программное содержание: — Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; — Продолжать знакомить с количественным составом числа.

    Конспекты «математика»фэмп(2 младшая группа)

    Вашему вниманию представлена видеозапись непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по сказке «Гуси — лебеди» во 2 младшей группе «В поисках Иванушки». по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художест-венная литература», «Здоровье» Направление: познавательное, развитие речи. Тема занятия: «В поисках Иванушки» Дети в возрасте от 3до 4 лет (2 младшая группа). Перед собой я поставила следующие цели: Образовательные: продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации); формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку; закрепить счёт до 5; формировать навык полных ответов на вопросы.

    3. анализ программы «гармония» по математике в детском саду

    Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов. Цель занятия: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года. Мною были поставлены следующие задачи: Образовательные: продолжать формировать элементарные математические представления: — различать форму, цвет, размер предметов и объектов; — освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру; — закрепить умение составлять изображение предмета из частей; — умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
    Развивающие: — развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение; развитие сенсорной культуры.

    Важно

    Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений начинается со второй младшей группы. Очень важно организовать успешное восприятие детьми пространственных форм реальных предметов и их количественные отношения в данный возрастной период, ведь от этого зависит дальнейшее успешное развитие математических представлений у воспитанников. Знакомство детей с элементами математических представлений осуществляется на основе теории множеств.


    При работе с детьми младшего дошкольного возраста используются множества предметов, характеризующиеся одним общим признаком, объединяющим эти предметы. Таким образом, мы формируем у детей умение выделять качественные признаки различных предметов (форма, цвет, текстура).

    Анализ проведения фэмп во второй младшей группе

    Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действия. Объяснения его предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Наиболее сложные способы действия демонстрируются 2-3 раза, при этом воспитатель всякий раз обращает внимание малышей на новые детали.

    Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий. В ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения воспитателя неназойливы и немногословны. Иногда ошибки лучше исправлять без пояснений.
    Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала.
    В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало). Также можно и прятать геометрические фигуры.
    Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем).

    На основном этапе НООД решались следующие задачи: Задания: «На лесной опушке», «Три медведя», «Земляничка для медведей», «Теремок», были направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию математических понятий, представлений о геометрических фигурах. В ходе занятия дети занимались продуктивной деятельностью, которая была направлена на умение составлять изображение предмета из частей. (Домики для животных). В целях укрепления здоровья детей применила гимнастику (физкультминутку).

    Образовательная деятельность на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей. Дети все задания и упражнения выполняли с удовольствием и интересом, на протяжении всей образовательной деятельности были активны, любознательны. Атмосфера на занятии была доброжелательная.
    В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств предметов, имеющих только один объединяющий их признак, например, собрать все шарики из группы предметов, обладающих различными геометрическими формами. Далее задания усложняются, детям предлагается составить группу предметов, характеризующуюся двумя общими признаками, например, собрать группу состоящую из красных шаров. Позже детей учат составлять группы из определенного количества предметов, объеденных общим признаком или несколькими признаками, а также находить в двух группах признак, объединяющий или различающий эти две группы. Основное внимание в данный возрастной период уделяется занятиям по сравнению качественных признаков предметов: форме, цвету, длине, ширине высоте. При обучении детей младших групп используется наглядно-действенный метод.
    Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми.

    Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры – малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет.

    С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой.

    Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры. Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.


    Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, цвете и длине предмета, понятия большой – маленький; на, под, пустая- полная.
    Задачи:
    Образовательные:

    Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
    Закреплять представления детей о цвете предмета;
    Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий- длинный); по величине (большой- маленький).
    Закреплять понятие на, под, пустая, полная.
    Развивающие:
    Развивать психические процессы.
    Развивать мелкую и общую моторику.
    Воспитательные:
    Знакомить с правилами безопасности при обращении с кипятком и электрическим чайником.
    Материалы и оборудование:
    1. Дорожки длинная и короткая (для ходьбы по ним).
    2. Геометрические фигуры, разрезанные на 4 части.
    3. Кукольная посуда (чайные наборы разного цвета).

    Ход занятия
    I Организационный момент.
    - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, поэтому встретим их как хорошие хозяева. В нашу группу заглянуло солнышко и хочет с нами поиграть! Протяните ладошки!
    1. Самомассаж
    Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального настроя.

    Ладошка – это солнышко,
    А пальчики – лучи
    Просыпайтесь, лучики,
    Согревайтесь, рученьки.

    Солнышко проснулось,
    лобика коснулось
    И погладило, и погладило

    Солнышко проснулось,
    К щечкам прикоснулось,
    И погладило, и погладило.

    Солнце личико согрело.
    Потеплело, потеплело.
    Наши ручки потянулись,
    Наши губки улыбнулись.
    А теперь повернемся к гостям, улыбнемся им и скажем «Здравствуйте!»
    2. Сюрпризный момент
    Раздается звонок, воспитатель берет трубку.
    Алло, здравствуйте! Я, кукла Катя. Звоню в детский сад, приглашаю всех ребят со мною чай попить, о хорошем поговорить.
    - Ребята, кукла Катя пригласила нас в гости на чай. Отправляемся к ней?
    -Да!
    Наша кукла Катя живет в сказочном городе, а значит и дорога к ней будет интересной и непростой.

    II Основная часть

    1. "Пройди по дорожке"
    - Ребята, перед нами две дорожки. Одна длинная, а другая короткая. Но, чтобы быстрее прийти к Кате, нам с вами необходимо пройти по короткой дорожке.
    - Давайте определим, какая короткая дорожка, а какая длинная. Дети показывают короткую дорожку, а затем проходят по очереди по ней.
    (дорожка со следами, дети должны наступать четко по следам- развитие глазомера, координации движений).

    Под музыку дети идут по дорожке

    Физминутка:
    Дети выполняют движения по тексту.
    По маленькой дорожке шагают наши ножки
    Маленькие ножки топ, топ, топ.
    Дружно по дорожке топ, топ, топ.
    Весело шагают топ, топ, топ.
    Песни напевают хлоп, хлоп, хлоп.
    Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.
    Киваем головою, киваем головою
    Мы руки поднимаем
    Мы руки опускаем

    Мы руки разведем
    И по дорожке мы пойдем.

    2. Дидактическая игра "Собери геометрическую фигуру"
    - Ребята, посмотрите, фигуры рассыпались на несколько частей, давайте попробуем их собрать. Собирать будут: Назар, Тимофей, Илона.
    - Какие фигуры вы собрали? (треугольник, квадрат, круг)
    - А какого цвета треугольник? (зеленого)
    - Какого цвета квадрат? (желтого)
    - Какого цвета круг? (красного)
    - А кто знает, как эти фигуры можно назвать одним словом? (Геометрические)
    - Молодцы!

    Дети приходят к кукле в дом. А вот и наша Катя.
    - Ребята, Катя немного расстроена, что случилось?
    - Здравствуйте, ребята. Я вас пригласила на чай, а сама не могу найти коробку с посудой.
    Воспитатель: - Ребята, давайте вместе поищем коробку. Посмотрите, а что это там под столом? Дети находят коробку с посудой. Посмотрите внимательно - коробка стоит под столом
    А сейчас я ее поставлю на стол
    Ребята, в коробке много посуды, коробка полная посуды, правильно? (да)
    Итак - коробка полная посуды.
    Воспитатель расставляет чашки с блюдцами. Показывает пустую коробку - а сейчас коробка пустая.
    - Ребята, когда в коробке была посуда, коробка была какая? (Полная), а без посуды коробка какая? (Пустая)
    - Молодцы.
    - А сейчас девочки, подойдите к столу и возьмите чашку, а теперь мальчики возьмите.
    - Ребята, у нас с Катей большая чашка. Поднимите руку у кого большие чашки. Варя, а какая у тебя чашка – маленькая. А сейчас ребята поднимите руку у кого маленькие чашки.
    - Прежде чем пить чай мы вспомним правила безопасности:
    - Прежде чем включить чайник, что мы должны сделать? (Ответы детей)
    - Как мы должны разливать чай, чтобы не обжечься? (ответы детей)
    - А сейчас мы с вами попьем чай:
    Пальчиковая игра «Чай»:
    Вот чашка, вот блюдце,
    Вот чайник заварной.
    Наливаем чай мы в чашку
    И попьем его со мной!
    (движения в соответствии с текстом игры;
    игра повторяется дважды)
    Какой вкусный чай. Спасибо Катя за угощение. А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
    Кукла Катя на прощание всем детям дарит раскраску с чайной парой.
    III Итог занятия.
    - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
    - Что вам больше всего понравилось?

    Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

    Ирина Помораева, Вера Позина

    Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

    Планы занятий

    Издание 3-е, исправленное и дополненное

    Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


    Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

    Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

    Предисловие

    Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

    В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

    В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

    Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

    В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

    Примерное распределение программного материала на год

    Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

    I квартал

    Сентябрь

    Занятие 1

    Занятие 2

    большой, маленький .

    Занятие 1

    один, много, мало .

    Занятие 2

    много, один, ни одного .

    Занятие 3

    один, много, ни одного .

    Занятие 4

    Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

    большой, маленький.

    Занятие 1

    Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

    Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

    Занятие 2

    Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

    Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

    Занятие 3

    Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

    Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

    Занятие 4

    Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

    Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

    II квартал

    Занятие 1

    Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

    Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

    Занятие 2

    Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

    Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

    Занятие 3

    Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

    Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

    Занятие 4

    Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

    Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

    Занятие 1

    Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

    Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

    Занятие 2

    Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

    Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

    Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

    Занятие 3

    Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

    Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

    Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

    Занятие 4

    Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

    Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

    Занятие 1

    Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

    Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

    Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

    Занятие 2

    Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

    Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

    Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

    Занятие 3

    Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

    Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

    Занятие 4

    Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

    Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

    III квартал

    Занятие 1

    Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

    Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

    Занятие 2

    Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

    Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

    Занятие 3

    Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

    день, ночь.

    Занятие 4

    Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

    Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

    Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

    Занятие 1

    Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

    Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

    Занятие 2

    Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

    Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

    Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

    Занятие 3

    Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

    Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

    Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

    Занятие 4

    Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

    Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

    Занятие 1

    Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

    Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

    Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

    Занятие 2

    Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

    Занятия 3–4

    Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

    Планы занятий

    Сентябрь

    Занятие 1

    Программное содержание

    Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

    Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

    Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

    Методические указания

    I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

    Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

    Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

    Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

    II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

    Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

    III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

    В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

    Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

    Занятие 2

    Программное содержание

    Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

    Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

    Методические указания

    I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

    Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

    II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

    Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

    Занятие 1

    Программное содержание

    Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал . Кукла.

    Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

    Методические указания

    Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

    Дети расставляют матрешек.

    Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

    В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

    Занятие 2

    Программное содержание

    Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

    Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

    Методические указания

    I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

    Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

    Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

    Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

    Дети складывают мячи в корзину.

    Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

    II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

    Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда пустился вскачь,
    Желтый, красный, голубой,
    Не угнаться за тобой.

    Я тебя ладонью хлопал,
    Ты скакал и звонко топал,
    Ты пятнадцать раз подряд
    Прыгал в угол и назад.

    А потом ты покатился
    И уже не возвратился,
    Закатился в огород,
    Докатился до ворот.

    Вот подкатился под ворота,
    Добежал до поворота,
    Там попал под колесо,
    Лопнул, хлопнул, вот и все.

    Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

    Игра повторяется несколько раз.

    Занятие 3

    Программное содержание

    Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

    Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

    Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

    Методические указания

    Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

    I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

    II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

    Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

    III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

    Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

    Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

    Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

    Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

    Занятие 4

    Программное содержание

    Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

    Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

    Дидактический наглядный материал

    Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

    Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

    Методические указания

    I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

    На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

    Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

    Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

    II часть. Игра «Чудесный мешочек».

    В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

    Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

    Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

    Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

    III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

    Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

     

     

    Это интересно: