→ Развитие лидерских качеств у ребенка. Как выявить и воспитать в ребенке лидерские качества Как вырастить из ребенка лидера советы психолога

Развитие лидерских качеств у ребенка. Как выявить и воспитать в ребенке лидерские качества Как вырастить из ребенка лидера советы психолога

Каждый день своим поведением мы закладываем в детей определенные убеждения и отношение к жизни. К сожалению, мало кто из родителей осознан настолько, чтобы в воспитании исходить из долгосрочной перспективы. В основном взрослые ограничиваются «оперативным управлением» и решением текущих задач: помочь сделать уроки, сходить на родительское собрание, одеть, накормить, развлечь. Кратковременные всплески «благих педагогических намерений» быстро затухают, сталкиваясь с ежедневным потоком рутинных дел.

В то же время любая мама мечтает видеть своего ребенка успешным, реализованным, востребованным человеком, который нашел свое место в жизни, хорошо ладит с людьми, любит свое дело и всячески счастлив. И это вполне реально - но только если регулярно прикладывать усилия в этом направлении.

Обилие всевозможной информации на тему воспитания обычно дезориентирует родителей, и многие из них теряются, не зная, с чего начать. И не начинают. Во что же лучше инвестировать время, чему уделять повышенное внимание, чтобы картина прекрасного будущего не осталась пустой родительской фантазией? Я бы рекомендовала в первую очередь развивать у детей лидерские качества. Они наиболее значимы для жизненного успеха.

Многие люди до сих пор думают, что настоящее лидерство - это что-то врожденное. На самом деле генетические задатки не настолько важны. Намного большее значение имеют окружение и грамотное участие взрослых в процессе формирования личности. Лидерство - это определенный стереотип мышления и поведения, которому вполне может обучить своего ребенка каждый, даже далекий от лидерства в своей работе родитель.

Фундаментом для лидерства являются адекватная самооценка, самостоятельность, умение управлять эмоциями, способность оценивать свои действия с точки зрения долгосрочной перспективы, защищенность и независимость, высокая стрессоустойчивость. Все эти качества можно и нужно развивать. И только на такую прочную базу уже имеет смысл наслаивать традиционные «лидерские» навыки - ораторское мастерство, умение вести переговоры и управлять другими людьми.

В идеале хорошо бы организовать в семье такую схему воспитания и отношений, при которой ребенок регулярно прокачивает и усиливает нужные черты характера и способы мышления. Это не так сложно, как кажется. Давайте рассмотрим главные составляющие части такой схемы.

В первую очередь нужно дать ребенку ощущение безопасности и понимание, что вы на его стороне, что бы ни происходило. Нельзя предавать своего ребенка, соглашаясь с чужими оценками, критикой, недовольством. Например, если учительница на собрании рассказывает, какой ужасный у вас сын, это не означает, что она права. Скорее всего, он неудобен лично ей. В этом нет ничего ужасного - успешные люди всегда неудобны. Во взрослой жизни они неудобны тем, что претендуют на лучшее место, на бóльшие ресурсы, на более выгодные условия. А удобные люди ничего не достигают. Так что родителям необходимо изначально отказаться от идеи, что их чадо должно быть послушным и всеми одобряемым.

Параллельно с созданием атмосферы защищенности нужно формировать у ребенка адекватную самооценку. Адекватную - это значит отражающую реальную картину в данный момент. Популярные психологи упрощенно разделяют самооценку на низкую и высокую. Это неверный подход, который ведет в тупик. На самом деле дать оценку возможно только по каким-то отдельным параметрам. В целом оценить человека невозможно, это будет не правда, а субъективный ярлык. Нужно приучить ребенка оценивать по отдельности внешность, личностные качества, уровень различных знаний и умений. При этом удобно пользоваться 10-балльной шкалой. Тогда девочка, например, прекращает думать, что она «страшненькая». Потому что, например, уши оттопырены, да, - и тут у нее условно 2 балла из 10. А вот волосы - 10 баллов, брови и ресницы - 10 баллов, кожа - 6 баллов, ногти - 8 баллов и т.д. То есть она «страшная» далеко не вся, а всего по двум-трем параметрам из 30–50. Главный плюс такой системы оценивания в том, что все параметры с низкими баллами можно изменять! Составить план и пусть не сразу, но прийти к нужным значениям. Например, уши можно закрыть удачной стрижкой, ногти «опрекраснить» маникюром, кожу улучшить правильным питанием и лазерными процедурами. То есть не надо вот этого неэффективного многолетнего аутотренинга в духе «я самая обаятельная и привлекательная». Можно предпринять четкие конкретные действия и быстро получить нужный результат и закономерное повышение самооценки.

Помимо адекватной самооценки, будущему лидеру потребуются самостоятельность и независимость. Здесь все просто: прекратите делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Любая мелочь здесь имеет значение, поэтому не нужно «жалеть детку» и брать на себя функции прислуги. Задача родителей не в том, чтобы пожизненно носиться с пучком соломки, настилая ее где надо и не надо. Наоборот, ответственные родители - это первые тренеры по подготовке ребенка к самостоятельной взрослой жизни. И от их поведения и настроя во многом зависит, насколько уверенно будет себя чувствовать ребенок без чьей-либо помощи и поддержки. Настоящая уверенность в своих силах легко считывается окружающими и вызывает соответствующее отношение.

Еще один важный навык, который обязательно нужно привить, - это умение управлять своими эмоциями и правильно их проживать. Когда мы подавляем свои эмоции, они складируются в теле в виде неосознаваемых напряжений, телесных блоков. И часть нашей силы, которая могла бы быть направлена на достижения, постоянно уходит на поддержание этих блоков. Фактически мы ежедневно сливаем свою энергию в старые обиды, в привычное чувство вины, в бессильную агрессию, которую привычно подавляем. Это типичная ситуация для взрослых людей, и в эту типичную ситуацию мы и наших детей тоже погружаем. Выход здесь в том, чтобы повышать свою эмоциональную осознанность и обучить этому своих детей. Этот навык необходим не только для развития лидерской позиции, но и для сохранения здоровья. Грамотно работать с подавленными эмоциями, выводить их из тела и возвращать свою внутреннюю силу я обучаю на курсе «Как сделать ребенка лидером» .

Следующее ценное качество - эмпатичность, способность к сопереживанию. Человек, который не понимает и не чувствует состояние других людей, не сможет никого повести за собой. Для развития эмпатии нужно регулярно предлагать оценить какую-то ситуацию не только со своей стороны, но и со стороны остальных ее участников. Это можно делать как на примерах из жизни, так и при совместных просмотрах фильмов и мультиков. Привычка ставить себя на место другого и видеть всю ситуацию в целом как бы со стороны - это глобальный управленческий навык, который не раз пригодится во взрослой жизни.

Очень важно вырабатывать у ребенка стрессоустойчивость. Настоящий лидер в сложных ситуациях не впадает в эмоции и делает ровно то, что поможет эффективно решить возникшую проблему. Но этот навык формируется далеко не сразу. Ребенка сначала на практике необходимо учить правильным ролевым моделям, чтобы при возникновении проблемы у него уже был необходимый шаблон поведения. Можно заранее разбирать с ребенком все возможные критические ситуации и отрабатывать поведенческие реакции на них в ролевых играх. Это здорово поможет в дальнейшем, когда неумные приятели начнут склонять подростка к противоправным действиям, к употреблению наркотиков, курению и т.п. Кроме того, такие навыки очень полезны и в общении с токсичными взрослыми, которые на постсоветском пространстве имеют привычку критиковать и поучать без запроса. Например, я с детства натренировала своих детей в ответ на нелепые претензии мимо проходящих теток спокойно посмотреть им в глаза и произнести фразу: «Меня мама учит, что не всякое оценочное суждение должно служить модификатором поведения». И мои дочки оставили немало досужих «советчиц» с разинутыми от удивления ртами с помощью такого удобного высказывания. Если, с одной стороны, ребенок знает, что в любой ситуации родители за него горой, а с другой стороны, у него есть эффективные способы реагирования на сложные моменты - его уверенность в себе повышается в разы.

Помимо всего вышесказанного, нужно приучать ребенка оценивать последствия своих действий с точки зрения долгосрочной перспективы. А еще не бояться ошибок и критики. Уметь присваивать свои достижения. Воспринимать сложную ситуацию не как проблему, а как задачу. Минимизировать суету и выбирать только те действия, которые ведут к достижению цели.

Все эти качества и навыки будут надежным, прочным фундаментом для лидерства и умения управлять людьми.

У подростков завоевать интерес и уважение можно быстрее всего, выделяясь какими-то необычными знаниями и умениями. Задача родителей - развить у ребенка все необходимые для лидера внутренние качества и обеспечить интеллектуальное и навыковое превосходство среди сверстников. Нужно на хорошем уровне обучить ребенка какому-то крутому навыку или популярному виду спорта, которые будут выгодно отличать его от остальных детей. А еще заинтересовать ваше чадо знаниями, которых не дают в школе, например экономикой, морской биологией, разработкой приложений и т.п. Только после этого уже имеет смысл осваивать чисто технические моменты лидерства: ораторское мастерство, умение вести переговоры, управлять командой, делегировать, манипулировать и т.д.

Если вас всерьез заинтересовала тема лидерства и вы намерены дать своему ребенку мощный старт для успешного будущего, рекомендую изучить мой курс «Как сделать ребенка лидером» . Там вы найдете все необходимые подробные инструкции, рекомендации и упражнения, которые помогут быстро добиться заметных результатов.

Рождение крохи – истинное чудо, которое дарит любящей семье возможность взрастить достойную замену себе и одарить мир благородной личностью. Выносить, выкормить и выучить ребенка – лишь «технические» аспекты данного процесса. Чрезвычайно важно стать для него хорошей мамой, помочь развить наилучшие качества, направить в нужное русло.

Психология в воспитании лидеров

Вы и ваш супруг обожаете свое чадо, и всерьез решили взрастить из него успешного бизнесмена, политика, спортсмена или артиста?

Хотите, чтобы ваш малыш был высокопоставленной, авторитетной фигурой в более взрослом возрасте? Тогда вам пригодятся ценные советы на тему того, как научить своего ребенка быть лидером.

Прежде всего, хотим подчеркнуть, воспитать ребенка-лидера – значит, дать ему уверенность в том, что его любят дома, научить быть самостоятельным и харизматичным, открытым в общении, настойчивым, целеустремленным и смелым.

Прежде всего, стоит ориентироваться, зачем вам взращивать из своего чада настоящего повелителя? Если его врожденная ментальность сильна, а яркая индивидуальность отмечается с самых ранних лет, лидерские качества обязательно проявятся позже и без посторонней помощи. Если же по природной натуре малыш слаб, замкнут, мечтателен и уязвим – стоит ли «ломать» его натуру, перестраивая ее под свои собственные интересы?

Следует понимать, что из такого «сырого » варианта удастся вырастить разве что искусственный авторитет. Кроме того, природа никогда не ошибается в наделении личности определенной внутренней психологией. Если ваше чадо тихое, застенчивое и робкое, он не должен становиться «заводилой ». И это вовсе не беда – возможно, его личностная натура раскроется куда более плодотворно.

Задаваясь вопросом о том, как вырастить из ребенка настоящего лидера, настоятельно рекомендуем вам проанализировать необходимость данного действия. Переусердствуя с этим, вы рискуете сделать из него циника, деспота или нарцисса с больной самооценкой, особенно, если по природе он не стремится к обретению власти и признания.

Мы решили привести несколько ключевых советов психологов о том, как воспитать ребенка реальным лидером:

  • Каким бы по натуре ни был ваш малыш, его нужно любить, причем любить безусловно, без всяких «но »;
  • Никогда не говорите с ребенком о том, какой он плохой, невежественный, слабый. Если он совершил серьезный проступок, скажите ему: «Ты очень хороший человек, но на этот раз ты поступил плохо. Это очень неожиданно для нас»;
  • Подбадривайте чадо во всех его начинаниях, даже если они кажутся вам глупыми, несерьезными и легкомысленными? Вы хотите вырастить из мальчишки летчика или капитана, а он мечтает стать художником? Поощрите его в этом стремлении!;
  • Ваш малыш видит в вас основной авторитет и главного критика. Если вы будете постоянно намекать ему на то, какой он растяпа, в итоге вы непременно получите личность с заниженной самооценкой и психическими расстройствами;
  • Обязательно учите его тому, что все получается, но не сразу. «Упорство и труд все перетрут !» – эта установка должна стать ключевой в ваших диалогах с ребенком;
  • Не стоит чрезмерно опекать кроху и оберегать его от всех жизненных невзгод. Порой стоит дать ему преодолеть препятствия самостоятельно, и даже рискнуть. Трудности закаляют силу духа, воспитывают бесстрашие, учат тому, что не все в жизни бывает гладко;
  • Если ваш ребенок хочет посещать кружки и секции – обязательно поощряйте такие стремления. Здоровая конкуренция воспитает в малыше нужные черты, а если он почувствует мощную поддержку со стороны родителей, его вера в собственные победы троекратно усилится;
  • Задаваясь вопросом о том, как помочь ребенку стать ярким лидером, помните о значении этого слова. Лидер – это не тот, кто берет нагло, «нахрапом », идет по головам, славится грубостью и авторитарностью. Лидер – это коммуникабельный, доброжелательный и сильный человек, способный повлечь за собой толпу, которая охотно последует его наставлениям.

Практические приемы

Как ребенка можно сделать лидером на практике?

Рассмотрим советы детских психологов:

Как узнать потенциальные лидерские задатки в ребенке?

Если вы заметили, что дома ваш малыш проявляет свой авторитет, и даже пытается стать главным, а в обществе сверстников предпочитает отмолчаться, знайте – задатки вождя здесь только косвенные, и скорее ключевую роль играет тактика малыша в общении с вами.

Возможно, ребенок привык манипулировать вами, а вы ошибочно принимаете это за лидерство. Если ваш ребенок лидер в своем детском саду ведет себя так, как полагается настоящему авторитету, вы находитесь на правильном пути.

По каким задаткам можно обнаружить лидера в ребенке?

Что делать, если ваш ребенок – лидер? Прежде всего, найдите ему дело, которое его увлечет и заинтересует. Дайте ему возможность реализоваться в выбранной стезе.

И главное – заострите внимание на ценности ориентиров у вашего чада, на моральном аспекте его воспитания, на представлении его о нравственности. У вас подрастает сильная, независимая и перспективная личность, способная повести за собой окружающих. И чрезвычайно важно, куда именно.

Воспитание лидера становится модной тенденцией, которой пытаются следовать молодые родители. Если советский ребенок должен был быть прилежным, послушным и скромным, то современным подросткам суждено стать активными, озорными и непоседливыми. Представитель поколения Z способен на большее, чем его 30-летние родители. Нередко это связано с регулярным фитнесом для мозга, который предлагает команда «BrainApps».

Однако, формирование лидерских качеств многие родители понимают превратно. Им кажется, что ребенок-лидер должен руководствоваться принципом «вижу цель – не вижу препятствий» и двигаться к своей мечте с упорством танка. Унижение слабых, обход сверстников, изворотливость – вот качества, которыми, по мнению многих родителей, должен обладать их маленький лидер. На самом деле взрослому человеку, который вырос на таких жизненных ориентирах, будет сложно произвести приятное впечатление.

Цель настоящего лидера – подавать положительный пример, вести за собой сверстников и младших, предлагать легкие пути решения сложных проблем. Достигать этих целей помогут постоянные тренировки с помощью увлекательных развивающих онлайн-игр (например, тренажера «Упрощение»).

Внимание, говорит лидер

Лидер должен приковывать к себе восхищенные взгляды, а без грамотной и четкой речи добиться этого эффекта просто невозможно. Многим политикам и телеведущим удалось обрести популярность только за счет умения правильно говорить и грамотно убеждать свою аудиторию. В современном мире важны не только поступки, а их подача. В самых запущенных случаях публика оценивает не внутренний мир оратора, а его внешнюю подачу. Однако, ребенка не стоит знакомить с такими случаями.

Чтобы объяснить ребенку важность поставленной речи, стоит еще раз упомянуть небезызвестный пример древнегреческого оратора Демосфена, которому пришлось радикально бороться со своей застенчивостью, слабым голосом и заиканием. Регулярные усиленные тренировки помогли ему оставить позади дефекты речи и в совершенстве овладеть ораторским искусством. Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи. Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера.

Ответственность

Настоящий лидер не прячет голову в песок, как только ему приходится брать на себя ответственность. По нему обычно складывают впечатление обо всем коллективе. Однако ответственность не должна становиться для лидера непосильной ношей: быть старостой класса, капитаном баскетбольной команды, руководителем группы очень увлекательно. Остальные члены команды спешат к лидеру за помощью в сложной ситуации, ждут от него слов ободрения в случае поражения и похвалы за выигрыш. Умение грамотно и справедливо решать проблемы коллектива – это важный навык, овладение которым нельзя оставлять «на потом».

Взаимная поддержка, внимательность и рассудительность – это качества, которые позволяют чуткому правителю оставаться у власти, тогда как тиранам и диктаторам рано или поздно придется уступить трон с поникшей головой.

Игра «Сложная сортировка» научит концентрироваться на текущих задачах и предлагать креативные решения, чтобы пользователю удалось сохранить лидерство и помочь всему коллективу.

Не успеть все

Ребенку-лидеру не обязательно иметь высший балл по всем предметам. Отличного владения некоторыми дисциплинами и любимого хобби будет вполне достаточно для того, чтобы вести людей за собой. Главное – вовремя «зажечь» публику своей увлеченностью, креативностью и азартом.

Почему успешная карьера чаще всего поддается троечникам? Будущий спортсмен, исследователь, политик или бизнесмен не распыляется на все предметы, а усваивает основные дисциплины на «исключительном» уровне, тогда как «ботаник» не выказывает своей заинтересованности в текущих проблемах коллектива, имеет слишком высокое мнение о себе и тратит свободное время на охват всех школьных предметов.

Проигрывать – тоже искусство

Лидерские качества нельзя связывать с постоянным успехом. Умение достойно проигрывать скажет о человеке больше, нежели его желание получить победу любым путем.

Как сформировать у ребенка умение проигрывать?

  • Настраивайте ребенка на самосовершенствование – не ругайте школьника за неудачу: невыученное стихотворение, неудовлетворительную оценку по математике или последнее место в олимпиаде по истории. В момент неудачи ребенок нуждается в утешении и искренней поддержке.
  • Подтолкните ребенка к самоанализу – помогите разобраться в причине ошибки.
  • Объясните важность практики, приведите конкретный пример успешности метода проб и ошибок.

Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей.

Лидер идет сзади

Истинный лидер должен подчиняться общим правилам поведения. Знакомясь с новым коллективом, изначально человек будет подчиненным. Уважение ко всему коллективу и его правилам позволит человеку стать «своим», общаться со всеми на равных и предлагать креативные идеи.

Подозрительному чужаку и чудаку аудитория никогда не сможет доверять. Не зря говорят: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Самостоятельность

Бабушки, дедушки и родители старой закалки убеждены в том, что ребенок – несмышленое и не самостоятельное существо, которое нуждается в тотальном контроле и всесторонней заботе. Конечно, в первые три года жизни ребенок нуждается в постоянной помощи родителей, однако потом он испытывает сильную потребность в самостоятельных обдуманных действиях. Подавление склонности к самостоятельности приведет к полной зависимости от родителей. Будучи взрослым, не самостоятельный человек становится идеальным подчиненным – безынициативным, спокойным и послушным сотрудником. Ему никак не стать предводителем коллектива. Без надежной опоры «маменькин сынок» не сможет принять ни одного решения.

Стоит вспомнить о том, что временные рамки периода детства неоднократно менялись. С античности до XV века человек 11-12 лет считался взрослым: он имел право создавать семью, восходить на трон и быть командиром войска. Даже находясь под влиянием религиозных доктрин, люди оставались независимыми по своему способу мышления.

Хотя ООН называет ребенком человека до 18 лет, в современном международном законодательстве полное совершеннолетие наступает в 21 год. Некоторые страны наделяют 14-летнего ребенка «взрослыми» правами – разрешением управлять ТС, создавать семью, приобретать дом и нести уголовную ответственность.

В быту рамки детства отодвигаются еще дальше – пожилой начальник считает несмышленым мальчиком своего 30-летнего подчиненного, а мать продолжает чрезмерно заботиться о своем 40-летнем сыне. В таких условиях популярность типа личности «вечный ребенок» вполне оправдана. Такой человек имеет романтические взгляды на жизнь и наивный характер, развлекаясь и играя в игры до глубокой старости.

Ключ к самостоятельности

Причина постоянного детства кроется в неправильном воспитании – запрет на самостоятельность провоцирует страх перед независимыми поступками и ответственными решениями. Неуверенные люди постоянно разочаровываются в себе, поэтому предпочитают быть подчиненными, за которых все решения предпринимает опытный руководитель. Поощрение решительности и самостоятельности позволит вчерашнему школьнику во взрослой жизни вести, а не быть ведомым.

Способы воспитания самостоятельного ребенка:

  • Выход из дома. Ребенок, которому приходится находиться в незнакомом окружении, быстрее становится открытым и свободным. Самостоятельный ребенок не прячется за маминой юбкой дома, а спешит общаться со сверстниками в песочнице, детском саду или школе.
  • Постоянная смена окружения – ребенок учится действовать самостоятельно, когда внезапно попадает в другой коллектив или отправляется на прогулку в незнакомое место. Однообразная обстановка формирует привычку и снижает способность к решительным действиям без подсказки.
  • Индивидуальный выбор увлечений – выбирать между спортивной секцией, интеллектуальным клубом и творческим кружком ребенку предстоит самому. Доверяйте малышу при выборе увлечений и всегда интересуйтесь его мнением.

Связь лидерства и экономики

Воспитание будущих лидеров имеет прямое воздействие на успехи в экономической сфере. Тот, кто приучен быть самостоятельным и решительным в детстве, по достижении совершеннолетия становится ответственным организатором, успешным предпринимателем или чутким руководителем.

Модели лидерства:

  • Западная. Страны Западной Европы оказались в выгодном экономическом положении, поскольку для их граждан воспитание лидеров является базовой задачей, а не временным трендом. Детей с юных лет готовят к самостоятельности, поэтому после достижения совершеннолетия они оказываются за пределами отчего дома. Взрослому приходится самостоятельно искать партнера, ходить на собеседования и снимать жилье. Конечно, западная модель лидерства не всегда и не везде практикуется, но тенденция к ее наследованию сохраняется.
  • Восточная. Жители азиатских стран не привыкли к строгости, поэтому ребенок находится под постоянной опекой своей семьи. Однако, из-за экономической ситуации ребенка воспринимают только в роли будущего работника, которому предстоит содержать семью. Девочке отведена роль домохозяйки, тогда как мальчика считают потенциальной главой семьи и лидером. Главная особенность азиатских семей – разветвленные социальные связи, в результате чего семьей можно называть многочисленных дальних и ближайших родственников, знакомых, коллег, начальников, а также духовных наставников. Возглавить семью – это почетная и ответственная цель каждого мужчины. Во многом восточная модель лидерства не уступает западной в эффективности.
  • Латиноамериканская. По давней национальной традиции, в странах Латинской Америки люди до 30 лет проживают с родителями, скрываясь от кризиса, безработицы и возможных экономических сложностей. Так формируется привычка к подчинению и угождению, в результате которой возглавить общество решаются только иностранные агенты и мошенники.

В Испании и Греции сформировалось целое поколение «ни-ни» – этим собирательным термином обозначают молодых людей до 30 лет, которые не стремятся вступить на самостоятельную тропу: получить образование, найти работу или создать свою семью. Эта тенденция оказывает пагубное влияние на экономическую ситуацию в стране – люди без лидерских качеств не планируют возглавлять ответственные должности или получать рабочую квалификацию.

Чрезмерная опека стала проблемой и в Японии – там иждивенцев, которые максимально изолируются от общества, называют «хикикомори». Получив в наследство принцип «инициатива наказуема», современные россияне тоже не спешат становиться лидерами и стремиться к социальным высотам.

Формирование привычки к пассивному подчинению приносит вред не только самим детям, но и стране. Именно поэтому воспитание лидеров позволит сформировать поколение людей, которые способны к серьезным самостоятельным решениям, имеют научную квалификацию и готовы занимать высокие посты.

В процессе воспитания лидерства не последнюю роль занимают способности запоминать, думать и принимать решения. Регулярный фитнес для мозга от «BrainApps» позволяет развивать логическое и креативное мышление у детей-лидеров.

Давай честно: никто не любит людей, которые жалуются, ноют и перекладывают вину на других. Даже деньги, счастье и успех. Они приходят к тем, кто верит в себя, знает, чего хочет и умеет достичь желаемого, умеет проявить силу и характер .

Разве не желают этого своим детям родители ?

Лидер — это тот, кто управляет жизненными процессами. И самыми успешными становятся те, кто как раз берет на себя ответственность.

Ребенок-лидер — не тот, кто слушается и беспрекословно подчиняется родителям во всем. Эти категории не имеют отношения к лидерству, личность нельзя выдрессировать.

Беспрекословность и абсолютное послушание — качества «удобного» ребенка и, скорее всего, несчастного взрослого в будущем.

Это не обязательно отличник в школе и не чемпион в своей категории по дзюдо.

Это ребенок, с раннего возраста принимающий решения. Который не боится и нести за нее ответственность.

Он способен зажечь огонь в глазах своих сверстников и создавать условия для инициативы окружающих.

Чтобы вырастить лидера в ребенке, его нужно научить как минимум двум вещам: проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Но не только. Я собрал 5 главных и работающих решений в уверенным и самостоятельным.

1. Поощряем интерес

Дети всегда в определенном возрасте начинают проявлять интерес к определенным процессам. Но только не всегда родители реагируют верно - это не бери, то опасно, это не трогай, все равно не получится. И вот тут вопрос к родителям.

Хотите знать, как воспитать лидера в ребенке почти наверняка? Не рубите на корню его инициативу, не ругайте, даже если он сделал что-то не так, он ведь сделал!

Чтобы развить в ребенке лидерские качества, обязательно нужно поддерживать его инициативу.

Она проявляется сначала в мелочах. Например, решил выгулять сам собаку, подмести полы, . Похвали его! За то, что он молодец, решил помочь.

И предложи сделать это, например, вместе. Раздели инициативу, чтобы собака ни с кем не сцепилась во время прогулки, а «полы» и «посуда» не затопили соседей.

Любые попытки проявления самостоятельности нужно поощрять. Это залог того, что в будущем ребенок не будет боятся быть ответственным.

Если результат не удался, полы с разводами, а собака потерялась без твоего участия — поддержали импульс — и только потом делаем выводы из результата, даем инструкции и подсказки.

Дети, за которых родители решают все, становятся безинициативными исполнителями среднего звена и живут по чужим жизненным сценариям.

Интересуйся , предлагай выбор, рассказывай о его последствиях и позволяй ребенку оценить их стратегически, до того как он примет решение.

2. Учим ответственности

Проявив инициативу, совершив какое-то действие/выбор/приняв решение, мы несем за него ответственность. Это необходимая составляющая. Ребенок-лидер что-то делает - затем наступает ответственность. То есть справляться с последствиями.

Принимать последствия своих решений тоже нужно уметь с детства, а они могут быть как позитивными, так и .

Нужно объяснять, что можно пойти выгуливать собаку без поводка, но тогда она может убежать или потеряться. Можно купить сейчас мороженное, но тогда вечером на десерт уже его не получишь.

В любом возрасте у малыша может и должна быть своя маленькая, но зона ответственности.

Планирование и самодисциплина — навыки успешных людей, которые можно развивать с детстве. И начинается это с простых вещей: режим дня, сон и подъем, завтраки, обеды и ужины, физическая активность, запланированные занятия.

Это не значит, что ребенка нужно впихнуть во всевозможные кружки. Пусть делает то, что ему интересно, просто все в свое время и с удовольствием.

Можете вместе с малышом с учетом его пожеланий составить распорядок дня. Но есть важный момент: родителям нужно жить по тем же .

Их ребенок будет впитывать как губка, и если у родителя сегодня одно, а завтра другое, тут он обещает, а там не делает — дети вырастают в абсолютном диссонансе.

Начиная с 11-12 лет можно уже ставить цели и планировать их. Красивый органайзер и веселая канцелярия только мотивируют делать записи и планировать. В этом есть еще элемент творчества и игры.

Этот навык формирует также целеустремленность и настойчивость. - будут и шаги, как ее достичь. Только не стоит делать за ребенка то, что у него не получается. Это медвежья услуга.

Только экологично преодолевая препятствия, ребенок узнает, что такое стойкость и сила духа. А это тоже качества лидера. Родители могут помогать , направлять, но справляться должен сам.

4. Физическая активность

Фитнес, плавание, танцы, гимнастика, единоборства что угодно — но обязательно и умеренно. И взрослым, и детям. Я сейчас говорю не о профессиональном спорте совсем.

Там ребенка больше «дрессируют», чем просто , в рамках жесткой конкуренции, режимности, боли и обостренного эго — это уже совсем другая история о других детях и родителях.

Говорите с ребенком, наблюдайте за тем, к какой активности он проявляет интерес и предложите заниматься.

«Человечный» спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает в ребенке массу полезных качеств:

  • настойчивость;
  • выносливость;
  • воля;
  • концентрация;
  • умение проходит все этапы от, например, «учим одно движение неделю» до «танцуем в удовольствие»;
  • возможность принимать победы и поражения как одинаково важный жизненный опыт и не опускать руки;
  • самодисциплина и терпение;
  • командность;
  • умение чувствовать свое тело, понимать его потребности.

Кроме того, доказано, что занятия спортом положительно влияют на умственные способности человека, укрепляют иммунитет, позволяют .

Именно поэтому гиперактивных детей привлекают к спорту. Они учаться вкладывать и реализовать энергию.

Еще один важный навык, который приобретают дети в «человечном» спорте — адекватные отношения с собственным эго. Они получают умение не делать трагедии из поражения, но и не делать из победы самоцель, на пути к которой можно себя закопать.

5. Показывай пример!

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», — это английская пословица. Все просто и понятно и я согласен.

Согласись, глупо рассказывать о вреде курения сыну, если на его глазах 16 лет курят папа, . Все, чему хочешь культивировать в себе — это закон.

Не последнюю роль играют семейные традиции, отношения личные и финансовые и распределение обязанностей между родителями.

Если отец — достойный сильный мужчина , подсознательно.

Если мать умеет быть гибкой, чуткой, при этом самодостаточной и уважающей себя - дочь будет это считывать. Согласна? Поделись своим мнением в комментариях.

Кем бы ты не хотела воспитать ребенка, придется начать с себя.

Несколько правил общения с ребенком

Правильное общение с ребенком в детстве сэкономит ему на походы к психологам и психотерапевтам в будущем и даже продлит жизнь.

Важно выдерживать баланс свободы личности человека, даже маленького и контроля со стороны родителей.

Любить не равно баловать

К сожалению, часто именно такая ассоциация у многих родителей. Свой малыш всегда самый лучший и любимый. Это понятно, но качества лидера так не воспитывают.

Баловать ребенка, позволять все и подавать на блюдечке по первой истерике и без нее — не вариант.

Регулируй «хотелки», только без ущерба психике и самомнению ребенка. Учись аргументировать отказы, мотивировать и говорить с ребенком.

Только так можно воспитать сильный характер , умение справляться с трудностями.

Например, Билл Гейтс запрещал детям смотреть телевизор более двух часов, а Стив Джобс не разрешал в своей семье пользоваться гаджетами слишком долго, особенно на выходных.

Табу на критику

Поправка деструктивную критику. Если и — то ни в коем случае не самого ребенка, а его действия и поступки. Чтобы у него формировалась позитивная картина мира, что он молодец. А некоторые поступки не совсем верные.

Разбил случайно мамину любимую вазу — что ж, в следующий раз будь аккуратнее, пожалуйста.

Не получилось собрать сложный пазл или решить головоломку, выучить длинное стихотворение — нужно переключить внимание, а потом вернуться и закончить дело.

Вера в ребенка творит чудеса. Именно это — принятие и безусловная любовь к ребенку, вера в него — основа его уверенности в себе и в будущем. Да, лидер может быть скромным, но — никогда.

Радуйся маленьким и большим успехам детей как своим собственным. Но если хвалишь — лучше предметно и по поводу. Иначе — читай предыдущий пункт.

Возраст и пол имеют значение

Я уже писал, что воспитывать сына нужно как мужчину, а девочку — как женщину. И хотя лидером может стать любой, девочке все же нужно больше заботы, внимания, а мальчику — доверия и восхищения.

Женское лидерство — это не «все сама» и жизнь ВДВ. Это , мудрость, гибкость и умение влиять на других, не подавляя их.

Стиль общения с ребенком должен соответствовать его возрасту: чем он старше, тем более серьезные решения может принимать.

О главном

Цель — не воспитать президента, управленца или лауреата нобелевской. Цель — создать условия для развития счастливого человека. И здесь самое важное — любовь к ребенку.

Не забывай ему об этом говорить и проявлять. Ребенок, который чувствует себя нужным и любимым, знает, что что дома его всегда поддержат, не может вырасти не успешным.

Верю в тебя,
Ярослав Самойлов

Сегодня мы обсудим важную и интересную тему воспитание лидерских качеств у ребенка. Разговоры об этом особенно популярны в последнее время - сейчас бум в плане книг на про лидерские навыки, бесчисленное количество статей и дискуссий на ряде форумов, разговоры между собой в родительских, учительских, психологических, и многих других кругах.

Родители, заботящиеся о благополучии своих чад, бьют во все колокола - как же сделать моего ребенка лидером?! Привейте уже наконец ему те самые качества лидера!

Но вот понимания, зачем это лидерство ребенку и что оно даст и в итоге у большинства людей нет.

Лидерство стало своего рода трендом.

Все примерно об одном - лидерство, мотивация, личная эффективность - а вот о чем это и причем тут наши дети, остается вопросом, ответ на который знает мало кто.

Что такое лидерство?

И все-таки, что же такое лидерство? Я постараюсь максимально детально расписать значение данного термина, очень важного для последующего понимания основной части статьи и дам общие теоретические сведения о нём.

Если говорить в общем, лидерство - это возможность оказывать какое-либо влияние на человека или группу лиц , использующаяся для достижения определённых целей благодаря личным качествам.

В любой группе лидеры бывают формальными и неформальными.

Формальное лидерство - история больше про власть.

В неформальном на первый план выходят способности лидера, его авторитет и степень доверия к нему, уровень эмоциональной связи в коллективе. Одним словом, «психологические преимущества».

Людей никто не принуждает делать выбор, он происходит сам собой.

7 основных качеств лидера:

  • Активность - умение проявлять свою энергию
  • Инициативность - одна из «вариаций» предыдущего пункта, но более творческая - генерирование и предложение различных идей, готовность идти вперед
  • Общительность, открытость - готовность и даже скорее потребность во взаимодействии с людьми
  • Самостоятельность - умение брать на себя ответственность и решать многие вопросы
  • Настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить начатое дело до конца, сюда же можно отнести в некоторой степени и работоспособность
  • Организованность - способность грамотно планировать свое время на необходимый «фронт работ»
  • Самообладание - умение контролировать себя, свои желания, эмоции, поведение, особенно в напряженных ситуациях

Работа над перечисленными личными качествами как минимум делает человека чуть лучше, чем он есть.

Как максимум - превращает вас из, скажем так, «обычного человека» в того, кто способен видеть чуть дальше, чуть больше, разбираться в людях, делать правильные выводы в тех или иных жизненных обстоятельствах, а значит, быть лидером.

Кому нужно быть лидером?

Ну а теперь переходим к самому интересному: причем тут вообще дети, как это к ним относится?

Ведь это такие взрослые понятия - лидерство, работоспособность, организованность… Термины, относящиеся ко взрослой жизни… Вроде.

На самом деле не только ко взрослым это имеет отношение.

Все взрослые в детстве были детьми.

Рассказывать детям о взрослой жизни нужно. А еще лучше - показывать примеры в жизни.

Но перед этим запомните одну важную вещь: не каждый ребенок способен быть лидером и не всем это нужно.

Представьте, что бы произошло, если бы все были лидерами?...

Так что, даже если ребенок способен быть лидером, он не всегда им становится. А еще наличие лидерских задатков в детстве проявляются далеко не всегда, поэтому без паники, если вы не обнаружили их в вашем ребенке.

Однако, сделать акцент на развитии именно ряда навыков, которые характерны для лидеров, стоит. В дальнейшем ему помогут - как в лидерстве, так и в жизни - стоит.

Воспитывать их необходимо каждый день, в семье. Однако надёжный способ развить эти самые качества - для будущей жизни.

Детское лидерство: возрастные нюансы

Лидерам порой переживать кризисы бывает сложнее, чем их ровесникам.

Что делать родителям? Объяснить, что хорошим для всех никогда не станешь, нужно помнить о своих желаниях, и о том, что важно для тебя.

Важно родителям отличать проявление лидерских качеств от попыток манипуляции вами

Для ребенка с лидерскими способностями редко характерно устраивать истерики в попытках чего-либо добиться. Хотя, многое зависит от воспитания. Он доминирует не только дома, но и в детском саду, школе. Он не старается выделиться каким-то изощренным способом, но при этом заметен среди остальных ребят.

    Первые проявления лидерства можно заметить в возрасте приблизительно 3х лет. Особенно если ребенок ходит в детский сад. Он стремится к самостоятельности, организовывает ребят, на детском уровне, но все же. Он наблюдателен, легко общается и проявляет инициативу, его любят в группе. Детский сад - первое место, где ребенок оказывается в обществе.

    Важно вовремя заметить задатки лидера и начать их развивать. А еще работать над ними. Так как если не контролировать развитие личности, все лидерские качества в будущем могут проявиться с худшей стороны.

    5-7 лет - время перехода из детского сада в школу, где лидерские качества начинают проявляться уже более явно.

    Важно помнить - учителя порой назначают «командира класса» самостоятельно по разным причинам. А другой ребенок может стать неформальным лидером. Как и во взрослой жизни.

    В подростковом возрасте управлять каким-то количеством людей становится сложнее - это очень неоднозначный период жизни каждого человека. И в первую очередь, психологически для подростка с лидерскими задатками.

    Он начинает бояться ошибиться даже в мелочи, становится более зависимым от мнения окружающих, а это в принципе характерно для подросткового возраста. И самое страшное, во всем этом он начинает терять себя.

Как развить в ребенке лидерские качества

Ну а теперь: как же конкретно воспитать лидера в ребенке?

  • Как можно больше времени уделяйте общению с ребенком, интересуйтесь его увлечениями.
  • Уважайте мнение своего ребенка, а в спорных ситуациях учитесь идти на компромисс и учите этому чадо.
  • Развивайте способность выступать публично - это умение чрезвычайно важно в современном мире в целом.
  • Объясняйте, что поражения - это нормально, не все всегда получается с первого раза. Не вышло сейчас - попробуй начать заново. И не забывайте хвалить малыша, это поможет ему быть терпеливым и усидчивым.
  • Давайте ребенку больше самостоятельности. Пусть он учится сам принимать решения, хоть в малом, но планирует свой распорядок дня и так далее. Направляйте, советуйте, предлагайте несколько вариантов, но не совершайте выбор за него - это ключ к воспитанию лидерских навыков.

  • Распознать, выявить лидерские качества в раннем возрасте помогут различные игры - именно в них, проявляя организаторские способности, видно будущих лидеров.
  • Интересуйтесь у воспитателей, учителей, как ваш ребенок ведет себя при общении с другими детьми, может, у него проявляются какие-то особенности - все это поможет вам и понять ребенка лучше, и скорректировать свои методы воспитания, поведение по отношению к нему.
  • Держите под контролем учебный процесс, мнение, что ребята-лидеры обязательно отличники, неверно. Дети больше обращают внимание на окружающих, управление, если так можно сказать, ими, а учеба от этого может страдать.
  • Поддержка ребенка очень важна, в школьное время особенно. Быть лидером в школьном коллективе со временем становится нелегко, и кому как не родителям нужно помогать ребенку преодолеть все эти трудности
  • Без чего точно не обойдется ребенок - так это без вашей любви. И я не устану это повторять, потому что это важнее всего

Вдохновляйте своего ребенка на достижение новых вершин!

Курсы по развитию лидерских качеств в центре К.О.Т.

Как мы уже обсудили, лидерство - это не только особенность характера, это совокупность навыков. И если на характер и особенности ребенка влиять сложно, да и не всегда нужно, но развитые навыки лишними не будут никогда. Будущему лидеру они безусловно необходимы, но и другим ребятам развитие этих качеств поможет добиться успеха в будущем.

В нашем центре разработаны специальные - гибким навыкам, которые помогают человеку каждый день.

Поможет ребятам лучше понять себя, суть самого понятия лидерство, осознать, кем они хотят быть в будущем и какое место занимать в коллективе.

И знаете, наверное, совсем неважно, станет в дальнейшем ребенок лидером или нет - ведь если у него будут любящие родители, все можно преодолеть, со всем справиться.

От вас зависит ключевая дилемма жизни вашего чада - станет он счастливым или нет. Помогите ему сделать правильный выбор.

 

 

Это интересно: