→ Конспект нод средняя группа экспериментирование. Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальная деятельности «Волшебный магнит. Виды опытно-экспериментальной деятельности

Конспект нод средняя группа экспериментирование. Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальная деятельности «Волшебный магнит. Виды опытно-экспериментальной деятельности

Ирина Поняева

Конспект НОД по ОО «Познание » (ФЦКМ) . Тема : «Удивительные пузыри » в средней группе

Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей .

Задачи :

Образовательные : Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование» , подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды : мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри , при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Развивающие : Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования ;

Воспитывающие : Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам , умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей : познание (формирование целостной картины мира, познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (рисование)

Материалы и оборудование : Пузырик – воздушный шар , таинственная коробочка, рисунки-схемы «Как получить пузыри » , пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, бумага, кусочки мыла, коктейльные трубочки, пищевые красители.

Словаррь : аромат, пузырьки , прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло : пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Примерный ход проведения непосредственно образовательной деятельности :

Дети заходят в группу и встают в круг . Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте :

«Жил – был мыльный пузырь , а звали его Пузырик . Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями . Пузырик прислал нам коробочку с письмом : «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки . Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились . Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик

Воспитатель : Ребята, поможем Пузырику ? (да) Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться . Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки) . Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.

Воспитатель : Первый наш помощник – глаза.

Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой) .

Следующий помощник – уши.

О чем они говорят? (предмет не издает звука) .

А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный) .

Возьмите этот предмет в руки.

Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый) .

Какой помощник нам еще может помочь? (нос) . Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий) .

Назовите, аромат чего он вам напоминает?

Воспитатель : Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки) . Скажите, что это за предмет? (мыло) . (появляется воздушный шар - Пузырик )

Пузырик : Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят –моих друзей ? (версии детей) .

Воспитатель : Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками глаза, рот) . Займите свои места вокруг столов.

Посмотрите, что в емкостях? (вода) .

Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха) .

Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.

Какое стало мыло? (скользкое) .

Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах) .

Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.

Пузырик : Размылили мыло, а пузырьков нет !

Воспитатель : Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри ? (выдуть через трубочки) . Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.




Какие пузыри у вас получились ? (большие, маленькие, прозрачные) .

Когда много мыльных пузырей , что получается? (пена) . Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.



А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику , какие мы дружные.

Физминутка : Игра «Пузырь » , первый раз образуют один общий круг (закрепление величины - большой, кто находится в круге (девочки и мальчики) ; второй раз делятся на два круга : один круг образуют девочки, другой – мальчики (сравнение по величине, пересчет девочек и мальчиков, сравнение количества)


В наших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные пузыри .

Возьмите свои стаканчики, выдуйте пузыри . (дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри ) На что они похожи?

Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет) .

А если подуть? (полетят) . Почему? (внутри воздух) .

Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета , чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии : в мыльную пену добавить краски) .



А сейчас я предлагаю Вам нарисовать нашим гостям подарки, а рисовать мы с вами будем цветными мыльными пузырями .



Пузырик : Ура! Как много пузырьков - друзей у меня ! Только я забуду, как их делать.

Воспитатель : Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности. (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри ).

«Пузыри , чтоб получить,

Надо чудо совершить :

Взять простой кусочек мыла

И водичкой намочить.

Все размылить, размешать

И немного подождать!

Полетели пузыри

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать».

Пузырик : Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!

Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие волшебники».

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать коммуникативные умения;

-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

-воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Ход НОД:

Дети заходят в зал. Встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: Ребятки, давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: И споём для них весёлую песню:

А у нас в саду дела –

Эксперименты снова.

Сам волшебник никогда

Не творил такого!

То растопим снег и лёд,

То смешаем краски,

Изменяем вкус воды,

Как в волшебной сказке.

То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой-ой-ой!

(Включается волшебная музыка и световой шар).

Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?

Дети: Да, наверно это волшебная страна.

Воспитатель: Тогда нам тоже надо стать волшебниками.

Вокруг себя вы повернитесь

И волшебниками окажитесь.

(Дети кружатся и одевают колпачки).

Входит волшебник.

Волшебник: Здравствуйте, мои маленькие волшебники. Я приветствую вас в своей «Волшебной стране экспериментов» и приглашаю на экскурсию.

(Звонит телефон, волшебник отвечает).

Волшебник: Ой, ребята, мне срочно нужно вас покинуть, помочь моим подружкам феям Винкс. Но я постараюсь быстро вернуться (убегает).

Воспитатель: Ну конечно, он же волшебник, у него всегда дела. Но вы не расстраивайтесь, давайте без него продолжим экскурсию. Пойдёмте, посмотрим, что здесь интересного.

(Идут по залу, находят волшебную палочку).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети : Волшебная палочка.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.

Воспитатель: Я возьму её с собой. Она мне поможет. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет. Посмотрите на экран, что вы видите?

Дети: Краски и воду.

Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?

Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.

Воспитатель: Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.

«Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Была водичка простой,

Стань водичка цветной!

-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Воспитатель:

Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

Воспитатель :

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства.

-А теперь давайте опять посмотрим на экран. Что вы видите?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Как называется этот цветок?

Дети: Кувшинка.

Воспитатель : Где он растёт?

Дети: На озере, в пруду.

Воспитатель : Я вас приглашаю посмотреть второй волшебный эксперимент.

«Живые цветы».

На столе стоят тазы с водой. Дети встают вокруг стола.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас на столах кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.

Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: Эй, цветочки, просыпайтесь!

Лепесточки раскрывайтесь!

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему лепестки цветов стали раскрываться?

Дети: предполагают, что лепестки намокли; бумага впитала воду.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.

Физкультурная пауза:

Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Замыкают дружно круг.

И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)

Изумруды там и тут

Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)

«Крекс, пекс, фекс»

Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)

Ножками потопают, (топают ногами)

Ручками похлопают, (хлопают руками)

Очень быстро приседают, (приседают)

Всем на свете помогают.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.

-Что вы видите?

Дети: Ключ.

Воспитатель: А для чего нам нужен ключ?

Дети: Чтобы открывать замки.

Воспитатель: А из какого материала состоит ключ?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Я вас снова приглашаю к столу, посмотреть третий волшебный эксперимент.

«Непослушный ключик».

Дети подходят к столу.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке?

Воспитатель достаёт ключ.

Воспитатель: Стёпа, прикрепи ключ к вертикально расположенному листу картона, вот сюда (показывает волшебной палочкой).

Ключ падает.

Воспитатель: Стефан, прикрепи ключ вот сюда (показывает).

Ключ опять падает.

Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно мне нужно нарисовать крючок (маркером рисует) и произнести заклинание:

Ключик, ключик не ленись,

И к крючочку прикрепись!

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.

Воспитатель: Ну а теперь, Полина, прикрепи ключ к нарисованному крючку (ключ держится).

Воспитатель: В чём секрет этого волшебства?

Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (пластмассы, дерева, стекла, резины, металла). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы; значит в нашем случае с ключом, сзади скорее всего находился магнит (показывает).

(Появляется волшебник).

Волшебник: Ну вот и я. Пойдёмте я проведу для вас экскурсию по моей волшебной стране экспериментов.

Воспитатель: Не надо, мы уже сами справились и отгадали все секреты твоего волшебства.

Волшебник: А с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?

Дети: Мы смешивали воду с краской; опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними; вешали ключ на крючок.

Волшебник: А что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей).

Волшебник: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми моими заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».

-А я вам хочу подарить за это медали.

(Раздаёт медали «Маленькие волшебники»).

Волшебник: До свидания, ребята.

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Вокруг себя вы повернитесь,

И в саду вы окажитесь.

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня быть волшебниками и отгадывать секреты волшебства, то давайте похлопаем, а если нет, то потопаем. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Егорова Татьяна Александровна
МАДОУ "Детский сад №15 "Мишутка" , г. Прокопьевск, Кемеровская область
Воспитатель
НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Смешарики»

    развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования, развивать наблюдательность и любознательность;

    расширять знания о воздухе;познакомить со свойствами воздуха и спосабами его обнаружения;

    активизировать речь детей и обогощать словарь детей;

    воспитывать аккуратность

    вызвать желание детей помочь Смешарикам.

Материалы: емкости с водой, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (половинка лимона, долька чеснока, лук...), технические средства обучения (ДВД, диск «Смешарики», мультфильм «Коллекция»), мягкие игрушки Ёжик и Крош, клеенчатые фартуки, клеенка на столы, обогреватель.

Предварительная работа:

    игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Поддувалочки», «Движение на ветру», «Игра с воздухом».

    Чтение художественной литературы: «Ветер-ветерок» О.Дриз, «Ветренно, ветренно» И.Такмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Ким, «Дуют ветры в феврале» С.Маршак, «Видел я как ветерок...» Г.Лагздынь, чтение экологической литературы.

    Беседы о воздухе,

    изобразительная деятельность — рисование деревьев в ветренную погоду, рисование способом выдувания, раздувание краски через соломинку.

    Конструирование: изготовление вертушек, бумажных самалетов, ловушек для ветра, воздушных змеев, парашютный дисант.

    Наблюдение на прогулке за направлением и силой ветра

    работа по ОБЖ.

В:Сегодня к нам в гости дожны прийти Смешарики, но что то они задерживаются. Да вот они.

(грусный Ежик и Крош)

В: Что случилось? Почему вы такие грусные?

Ежик и Крош: Ежик собирал фантики. Он накопил целую коллекцию фантиков. Началась буря, подул сильный ветер и унес все фантики. Да вот посмотрите сами (предлагают диск с мультфильмом)Просмотр начала мультфильма.

В: Не расстраивайся, Ежик, ребята обязательно помогут тебе.

Ежик: А интересно, откуда прилетел ветер и куда унес мои фантики?

В: Ребята, а вы знаете, откуда прилетел ветер? (ответы детей)

В: Ежик и Крош, оставайтесь с нами и мы все вместе узнаем и выясним, откуда прилетел ветер.

В: Ребята, давайте подойдем к столам (столы накрыты клеенкой, на столах на каждого ребенка приготовлено: лист бумаги, трубочка, пустой маленький стаканчик, большой стаканчик с водой. А также несколько баночек с вещетвами (чесноком, апельсином, яблоком, луком; несколько змеек)

В: Ребята, а что находится вокруг нас? (столы, игрушки......воздух)

Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе. Нам в этом помогут схемы, составленные раньше. (показывает)

    Кому нужен воздух?

(дети называют объекты живой природы: человек, животных, растения, насекомые, птицы)

А зачем нам нужен воздух? (чтоб дышать)

    • Воздух невидим, прозрачный, бесцветный. Как же нам его обнаружить?

Возьмите лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали?

Дети: воздух, ветерок.

Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставив ладонь. Что вы почувствовали?

Дети: струю воздуха.

Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети: выходят пузырьки (это воздух)

Возьмите маленькие стаканики. В них что нибудь есть?

Дети: ничего нет, они пустые, воздух.

В: давайте проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики?

Дети: нет.

В: Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает?

(в маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место)

    Запаха и вкуса у воздуха нет.(показ схемы)

В: Вы верно сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас я хочу вас познакомить еще с одним свойством воздуха.

На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, чесноком, луком, яблоком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, поочередно открывает крышки и передает баночки детям. Что вы почувствовали?Какие запахи?

Дети; пахнет луком, чесноком, апельсином....

В: Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблочным, луковым)

значит, запах продуктов передается по воздуху.

Скажите еще раз: воздух имеет запах?(нет) Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом и мы их чувствуем)

В нашу схему добавим еще одно обозначение.

    Воздух находится везде: в группе и у вас дома, на улице.

Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по -разному. Медленно- и тогда появляется тихий ветерок; быстро-появляется сильный ветер и даже ураган. Так что же заставляет воздух двигаться? Давайте проведем опыт.

    Возьмите приготовленных змеек и поднесите к обогревате лю. Что происходит? (змейки начинают вращаться) Что вы чувствуете около обогревателя? (тепло)Около обогревателя нагревается воздух, он становится каким?(теплым) Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Поднимающийся теплый воздух застав ляет змейку вертется. Именно так и возникает ветер в природе. В природе движение воздуха создает ветер. А что же заставляет воздух нагреваться в природе? Что же нас греет и светит нам? Правильно, Солнце.

Наталья Чернышова
Конспект НОД по экспериментированию «Вода» в средней группе

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема «ВОДА »

Цель : Познакомить со свойствами воды

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении

2. Познакомить со свойствами воды

3. Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей

4. Воспитывать бережное отношение к воде

5. Формировать навыки экспериментирования

Оборудование : волшебный сундучок, бутылочка с водой, аудиозапись со звуком воды, карточки-капельки и плакат с мольбертом, фартучки, стаканчики с водой, пуговицы, клеенка, салфетки.

Ход экспериментирования:

Дети входят в группу .

В :Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас в прекрасном настроении.

Вы уже обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются.)

А сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение.

Прошу вас собраться в кружок.

Организационный момент (Дети повторяют слова и движения за воспитателем) .

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты-мой друг (дети встали в круг и взялись за руки) .

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте с вами поздороваемся веселой песенкой :

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм.

Здравствуй, носик, бум-бум-бум.

Здравствуйте, ребятки!

В : Прошу вас сеть на стульчики. Сегодня у нас будет необычное занятие.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,-

Сундучок я здесь нашла.

А что в этом сундучке- я прошу вас угадать.

(воспитатель достает «сундучок» - небольшую коробочку).

Что же там может быть? (воспитатель выслушивает все предположения детей)

В :Да, наверное все вы назвали там все это может быть. Хочется все таки узнать, что лежит в этом сундучке. Вместе с сундучком были подсказки, чтобы нам было легче угадать.

Вот первая подсказка (воспитатель включает аудиозапись звука льющейся воды) .

Дети высказывают свои предположения.

В : Мы чуть -чуть приблизились к разгадке, послушайте вторую подсказку.

Нужно отгадать загадку :

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Дети : …. воды!

В : Так что же в сундучке?

Д : Вода !

В : Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же там?. (Дети вместе с воспитателем открывают сундучок и находят там… бутылочку с водой.)

В : Молодцы, ребята! Вы верно расшифровали все подсказки, это действительно вода .

А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу небольшую лабораторию, где мы с вами научимся проводить опыты, как настоящие ученые, и будем изучать воду, какие свойства она имеет.

Но сначала послушайте правила которые необходимо выполнять :

1 Слушаем внимательно воспитателя.

3 После каждого опыта не забываем делать вывод.

В : Прошу вас одеть фартучки.

(Дети проходят в «лабораторию» , надевают фартучки.)

В : Давайте начнем наши опыты по определению свойств воды.

Ребята, пожалуйста подойдите к столу с приготовленными стаканами. (Дети подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)

В : Я предлагаю каждому взять по стакану с водой и рассмотреть воду в стакане. (Дети берут стаканы и рассматривают)

В : Что мы видим? Ваши предположения?

Д : Мы видим воду.

В : А какая она?

Д : Чистая, прозрачная

В : Прозрачная? Как вы догадались? Я предлагаю наше предположение закрепить и провести настоящий опыт, который нам точно даст ответ, прозрачная вода или нет . Вы согласны?

Дети : Да!

В : Сейчас каждый возьмет в руки пуговицу. Рассмотрите ее. Пуговица прозрачная?

Д : Нет!

В : Нашу не прозрачную пуговицу мы опускаем в стаканчик с водой. (Дети берут пуговицы и опускают в воду)

В : Что мы видим?. мы пуговицу видим?

Д : (делают вывод) что вода прозрачная (потому что пуговицы в воде видны) .

Воспитатель подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли определить глаза.

В : Молодцы ребята, я поздравляю вас с первым успешно проведенным экспериментом , где мы с вами доказали, что вода прозрачная ! И что помогло нам увидеть это?

Д : Нам помогли наши глаза увидеть то, что вода прозрачная .

В : Спасибо дорогие ученые за правильное предположение. Сейчас возьмите пожалуйста карточки с условным обозначением – глаз.

В : Но вода имеет еще другие свойства и для определения их я приглашаю вас к опыту №2

В : Прошу вас пройти к приготовленному оборудованию для второго опыта к следующему столу нашей лаборатории.

На втором столе стаканчики с водой.

В : Уважаемые юные ученые! Сейчас нам необходимо определить имеет ли вода запах . А как мы можем это определить?

Д : Мы можем понюхать

В : Предлагаю подтвердить наше предположение экспериментом . Для этого каждый из вас берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду в стакане. (дети нюхают воду)

В : Что скажите коллеги? (Вместе с воспитателем делают вывод, что вода не имеет запаха .)

Воспитатель помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.

В : Я вас поздравляю со вторым успешно проведенным опытом, мы выяснили, что вода не имеет запаха ! У меня остался в этом эксперименте один вопрос , что помогло нам определить, что вода без запаха ?

Д : Нам помог наш нос.

В : Да! Вы правы! И мы с собой берем еще одно условное обозначение – карточку с изображением носа.

В :Но мне кажется, что не все свойства воды мы еще открыли, мы можем еще провести опыт и определить следующее свойство воды. Вы хотели бы еще провести опыт, вам интересно? (Дети соглашаются, высказывая интерес) Дорогие ученые, я приглашаю к следующему столу с оборудованием в нашей чудесной лаборатории для проведения третьего опыта.

Дети подходят к столу.

В : Здесь приготовлены стаканчики с питьевой водой. Я предлагаю вам определить вкус питьевой воды. Есть ли вкус у воды?

Д : высказывают свои предположения.

В : Сейчас мы проверим есть ли вкус у воды. А как мы можем это сделать?

Д : Мы можем попробовать воду.

В : Да, и для проведения этого опыта, вам необходимо взять каждому по стаканчику с водой и аккуратно попробовать воду. Я благодарю вас, что вы помните о том, что мы с вами ученые и проводим очень серьезные опыты в спокойной обстановке.

Дети пробуют воду.

В : Вот мы попробовали воду и что почувствовали? …Какая вода на вкус ?

Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса .

В : Да, мы определили третье свойство воды, что она не имеет вкуса. А что нам помогло в этом?

Д : Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы ее попробовали.

В : Вы совершенно правы! Прошу вас взять еще одно условное обозначение.

Свои карточки- обозначения положите пожалуйста на свои стульчики, я приглашаю вас на веселую разминку. После проведения таких серьезных опытов нам необходимо немного отдохнуть. Давайте разомнемся.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

В : Молодцы! Прошу вас занять места на своих стульчиках в нашей лаборатории для ученого совета.

Дети садятся на стульчики.

В : Ребята, я благодарю вас за умелые действия в проведении наших опытов. Сейчас мы должны закрепить наши выводы. Для этого мы с вами должны заполнить наш научный документ – плакат. Здесь нам помогут карточки- обозначения по опытам. У всех они есть?

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о свойствах воды?

Д : Сегодня мы узнали, что вода прозрачная , без запаха, без вкуса.

В : А как мы узнали, что вода прозрачная ? Что помогло нам определить это?

Д : Мы увидели, что вода прозрачная опустили в нее пуговицу. А помогли увидеть нам наши глаза.

В : Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем первый знак-… какой?

Д :Глаза.

В : Во втором опыте что мы с вами определили? Что нам помогло?

Д : Во втором опыте мы определили что вода не имеет запаха . Мы ее понюхали. Нам определить это помог наш нос.

В : Правильно, закрепим на нашем плакате условное обозначение.

В : Напомните пожалуйста, что мы определили в третьем нашем опыте? Что нам помогло?

Д : В третьем опыте мы определили, что вода без вкуса . Нам помог рот и язычок. Мы пробовали воду.

В : Молодцы ребята! Закрепим на нашем плакате третье условное обозначение.

На сегодня мы выполнили все поставленные задачи, НО у меня осталась загадка- сюрприз для вас. Воспитатель высыпает из термоса кусочки льда. Дети рассматривают, берут в ладошки.

В : Что же это такое?.

Д : Это лед.

В :А лед – это что? У меня опять появились вопросы…. Предлагаю встретиться в следующий раз в нашей чудесной лаборатории и провести опыты со льдом и выяснить, что такое лед? это вода или что-то другое ?

В : Вы согласны встретиться вновь здесь у нас в лаборатории для проведения опытов со льдом?

Д : ДА!

В : Уважаемые ребята, сейчас снимаем наши фартучки и аккуратно складываем их на стульчики.

В : В завершении я хочу вам вручить сертификаты «ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» , за успешное проведение научных опытов.

Вручение сертификатов.

Дети и воспитатель прощаются с гостями и уходят.

Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие»
Деятельность: опытно — экспериментальная
Тема: «Волшебный магнит»
(средняя группа)

Цель: формирование познавательного интереса у детей

посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей.

Формировать умения детей работать со схемой.

Обогащать словарный запас детей подбором относительных прилагательных: «деревянный, резиновый, стеклянный, железный, металлический, пластмассовый».

  1. Развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность; развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их.
  2. Воспитывать инициативность, самостоятельность; культуру игрового общения.

Методы:

— словесный;

— наглядный (наблюдение);

— метод игрового проблемного обучения;

— практический

Материалы и оборудование:

  • сюрпризная коробка в ней: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы, варежка с вшитым магнитом;
  • магниты разной величины;
  • карточки — схемы по количеству детей;
  • напольный бассейн, удочки по количеству детей;
  • чашка с горохом, гайками и винтиками

Ход НОД

  1. Мотивация детей (сюрпризный момент)

Педагог: Ребята, смотрите кто — то нам прислал посылку. А на посылке прикреплено сообщение. Читает: В этой коробке лежит волшебная варежка. Узнайте в чем ее секрет волшебства и с его помощью помогите моим сказочным друзьям. Подпись: неизвестный доброжелатель.

  1. Постановка детьми цели деятельности.

Педагог: О чем нас попросил неизвестный доброжелатель?

Как мы можем помочь сказочным героям?

Ответы детей: если мы разгадаем секрет волшебства варежки, тогда сможем помочь им.

  1. Совместная работа по нахождению средств и способов действий.

Педагог: Давайте достанем все из коробки и внимательно рассмотрим. Может быть предметы подскажут нам в чем волшебство варежки.

Дети с воспитателем открывают коробку, достают предметы и называют из какого материала они сделаны: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы. Внутри коробки лежит варежка с вшитым магнитом.

Педагог: Раз это варежка, значит ее нужно надеть (надевает варежку на свою руку). А что же дальше?

Дети дают различные варианты ответов.

Правильный ответ: брать ею разные предметы.

Педагог: Давайте попробуем.

Педагог берет по очереди каждый вышеуказанный предмет, а дети наблюдают и комментируют. Например: когда варежку разжали расческа упала или когда варежку разжали гвоздь остался висеть.

Педагог: Ребята, вы заметили, какие предметы падают, а какие остаются висеть?

Дети: Предметы из железа и металла висят на варежке, а остальные падают.

Педагог: Правильно. А почему так происходит? (выдвижение гипотез)

Дети: Внутри варежки спрятан магнит.

Педагог достает магнит и предлагает детям рассмотреть его.

Педагог: Мы разгадали с вами секрет волшебства варежки?

  1. Самостоятельная работа детей по нахождению способов действий (проверка предположений)

Педагог: Я предлагаю каждому проверить действие магнита, а для этого надо поиграть в игру «Фокус с магнитом». Ваша задача: проверить каждый предмет и вычеркнуть на карточках – схемах только тот, который не притягивается.

На столах лежат 8 магнитов, карточки — схемы с изображенными предметами и сами предметы: деревянный брусочек (8 шт.), булавки (8 шт.), пуговицы (8 шт.), металлические скрепки (8 шт.), резиновые шарики (8 шт.), батарейки (8 шт.), кусочки металлизированной цветной бумаги (8 шт.), пластмассовые рыбки с металлическим стержнем во рту (8 шт.)

На доске прикреплена аналогичная схема. После самостоятельной работы дети вычеркивают лишние предметы на общей схеме.

Вывод детей: к магниту притягиваются только железные или металлические предметы.

  1. Реализация гипотезы детьми в действии (на практике).

а) игра «Помоги Черепахе Тортилле»

Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы». Педагог берет трубку и «разговаривает».

Педагог: Ребята, вы помните, что неизвестный доброжелатель попросил помочь его сказочным друзьям. Так вот звонила Черепаха Тортилла и рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит много железного и металлического мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: достать мусор, не замочив руки. Ну что поможем обитателям пруда? Как?

Ответы детей.

Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к новому выводу: что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит может примагничивать большие металлические предметы.

Педагог: Молодцы! А теперь предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка (музыкальная)

б) игра «Помоги Незнайке»

Раздается детский плач.

Педагог: Ребята, кто же это плачет?

Дети: Незнайка.

Педагог: У него случилась неприятность: Незнайка нес мешок с горохом, торопился, мешок порвался и просыпался в чашку с деталями, которую приготовили Винтик и Шпунтик, чтобы отремонтировать велосипед. Все перемешалось.

Как же помочь Незнайке?

Дети: Надо взять магнит: он притянет все железные детали, а горох останется.

Дети, каждый из своей чашки, достают железные детали и складывают в отдельное отделение.

Педагог: Молодцы! Ой кто-то к нам идет.

Заходит профессор Знайкин.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

Знайкин: Здравствуйте, ребята! Это я вам прислал посылку. Я все видел и могу сказать, что вы хорошо потрудились, помогли моим друзьям.

Педагог: Да, профессор и мы многое узнали. Ребята, расскажите с каким удивительным предметом вы познакомились? Какие предметы он притягивает? Какой магнит притягивает больше металлических предметов?

Знайкин: Молодцы! А вы знаете, ребята, что о магнитах люди узнали давно и стали использовать их в своей жизни. Первым прибором стал компас (показывает его). При помощи него можно определить где находится: север, юг, запад, восток. Он есть у всех путешественников. Внутри компаса находится магнитная стрелка, которая всегда указывает на север.

А еще магниты используют под водой. Вот как вы сегодня. Люди с помощью их строят и ремонтируют различные подводные сооружения. И инструменты легко найти с помощью магнитов, потому что они сделаны из металла.

Педагог: Ребята, расскажите профессору, что вам понравилось больше всего?

Что было сложно для вас? Что легко? (Ответы детей).

Знайкин. А я для вас приготовил сюрприз: игру на магнитах и предлагаю пойти со мной и поиграть.

Номинация: Детский сад, средняя группа, Конспекты занятий, НОД, математика, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальная деятельности «Волшебный магнит»


Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ г.Омска «детский сад №56 комбинированного вида»
Месторасположение: г. Омск

 

 

Это интересно: