→ Проект по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. Старшая группа. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества Проект по нравственно патриотическому воспитанию детей

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. Старшая группа. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества Проект по нравственно патриотическому воспитанию детей

26.01.20

Цели: Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине. Воспитание у дошкольников гражданственности и гордости за свою страну и свой народ.

Задачи: 1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитывать любовь к Родине. 2. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. 3. Формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о столице нашей Родины - Москва; природном символе России - березке.

Читать 10.02.20

Цели: Сформировать у детей представления о Второй мировой войне, победе советских людей над фашизмом.

Задачи: 1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. 2. Расширение знаний о защитниках Отечества (солдатах). 3. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. 4. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Читать 19.02.20

Цели: формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.

Задачи: - создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников. - воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов - воспитание внимательного интереса к детям-героям; - развитие у детей любознательности, живого интереса к подвигам предков, в частности к подвигам детей- героев; - познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.

Читать 10.02.20

Цели: Способствовать формированию у детей нравственно - патриотических чувств через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора.

Задачи: 1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о Великой отечественной войне. 2. Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине; 3. Воспитывать в детях гордость за свою Родину, уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны; 4. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет; 5. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.

Читать 11.02.20

Цели: воспитание патриотических чувств, любови к родине и гордости за Отечество, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Задачи: - формировать у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине. - расширять знания детей о Великой Отечественной войне и ее героях; о военных профессиях; памятниках героям ВОВ, о городах – героях. - воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях, о вкладе жителей г. Сургута в победу над врагом.

Читать 07.02.20

Цели: Расширить знания детей о истории родного края, о традициях и обычаях народов России.

Задачи: ознакомить педагогических работников с современной методической литературой по патриотическому воспитанию; провести цикл занятий и мероприятий по теме проекта для родителей и детей; создать уголок в группе «Юный патриот»; ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике; разработать картотеки игр, конспектов,консультаций, брошюр по теме проекта.

Читать 26.02.20

Цели: Формирование патриотизма и культуры, которые имеют огромное значение в социально- гражданском и духовном развитии личности ребенка.

Задачи: Развивать познавательную деятельность и любознательность, формировать первичные представления о войне и победе, на конкретных фактах, доступных детям, воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым.

Читать 28.12.19

Цели: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за родного человека, за Родину. Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка.

Задачи:  Знакомство малышей 2-3 лет с праздником «23 февраля» через иллюстрации, песни, различные игры.  Актуализировать образ отца как защитника семьи и Отечества;  Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины);  Развивать меткость, мелкую моторику рук, умение взаимодействовать друг с другом.  Формировать у детей двигательные навыки и умения для укрепления их здоровья;  Закрепить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.  Развивать умение выполнять аппликацию путем наклеивания готовых форм, развивать воображение детей, художественный вкус;  Воспитывать чувства любви и уважения к папе.

Читать 02.06.19

Цели: Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на формирование представлений об отечественных традициях и праздниках.

Задачи: Задачи реализации проекта Создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования (образовательная область - познавательное развитие направлено на формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках). Воспитывать интерес у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, фольклору, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм. Прививать любовь к традиционным народным праздникам, развивать понимание названий праздников, традиций празднования. Создать развивающую предметно-пространственную среду, необходимую для формирования представлений об отечественных традициях и праздниках у детей, используя взаимодействие всех участников образовательного процесса. Формировать желание и умение применять полученные представления об историческом прошлом своего народа в продуктивном творчестве, опытно-поисковой деятельности. Развивать познавательный интерес к различным областям знаний, инициативу, самостоятельность, воображение, любознательность, интерес к причинно-следственным связям, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; использовать потенциал народной культуры для накопления полоролевого опыта у дошкольников. Воспитывать у детей чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей, эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания. Повысить компетентность педагогов и осведомленность родителей в направлении формирования у дошкольников представлений об отечественных традициях и праздниках.

Читать 10.02.20

Цели: Цель проекта: Воспитание нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи: Задачи проекта: 1. Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма. 2. Помочь детям осознать себя членом семьи. 3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу. 4. Ознакомить детей с символами родного города, государства. 5. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому. 6. Воспитание уважения к труду. 7. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. 8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; 9. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. 10. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину. 11. Воспитывать желание быть полезным своём городе. 12. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания

Читать 01.02.20

Цели: Цель: Создание условий для сохранения физического и нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.

Задачи: Задачи. Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. к русским праздникам, сказкам, потешкам. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше. Формировать представление о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину. Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны¬ми знаниями по истории и географии, культуре Рос¬сии. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Способствовать повышению значения семейных ценностей, повышению общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственно-патриотическом воспитании.

Читать 25.01.20

Цели: направлена на усиление традиций народного единства и сплочения, воспитание у детей патриотического чувства, уважения к истории нашей Родины.

Задачи: Расширять представления детей о родной стране, государственных праздниках, углублять и уточнять представления о Родине-России; поддерживать интерес к изучению истории своей страны, к истории родного края.

Читать 25.01.20

Цели: Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц; - Уточнить название часто встречающихся перелётных птиц, их особенности, выделить существенные различия; - Познакомить с понятием: «лететь клином», «косяком», «стайкой»; - Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Задачи: Воспитывать доброе отношение к птицам; - Вызвать желание помочь им, сделать для птичек зёрнышки из пластилина; - Закреплять умение детей отщипывать от большого кусочка пластилина маленькие, скатывать из них круглые шарики – зёрна.

Читать 18.04.17

Цели: Совершенствование воспитательно-образовательной работы, усиление патриотической направленности и любви к Родине.

Задачи: 1. Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы; 2. Сформировать представления о празднике День Победы. Познакомить с детьми войны, героями Великой Отечественной войны; 3. Воспитывать храбрость и мужество, стремление защищать свою Родину.

Воспитание патриотического сознания у дошкольников через сотрудничетво с родителями

Читать 14.09.17

Цели: Знакомство с историей и традициями праздника.

Задачи: формировать представление о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия. Познакомить с родами войск, с военными профессиями, с техникой, которая помогает служить. развивать речевую активность, пополнить и активизировать словарный запас. воспитывать у мальчиков желание быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, чувство гордости за Российскую армию.

Проект, посвященный Дню защитника Отечества

Читать 14.09.17

Цели: воспитать уважение к истории своего села, чувство сопричастности к её светлым и трагическим страницам

Задачи: -расширить представления об истории нашего села; -воспитывать чувство гордости за многовековую историю своей малой Родины

18.09.17

Цели: Цель проекта создать с помощью фольклора условия для воспитания истинно русского человека, - патриота, знающего и уважающего русскую культуру, строящего свою жизнь на основе любви к Родине, доброты и отзывчивости

Задачи: Задачи -создание условий для формирования основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми; - формирования общих культурных интересов в совместной деятельности детей и родителей с применением музейной педагогики; - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры с помощью фольклорных форм.

Педагогический проект «У моей России…»

Читать 18.09.17

Цели: Содействие нравственно-патриотическому воспитанию молодого поколения через вариативные формы работы в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

Задачи: Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях; -Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление); -Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности - Развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности -Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. - Обогатить материалами предметно – развивающую среду для сюжетно – ролевых игр. -Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. -Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений. - Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа)

Читать 06.06.19

Цели: Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Задачи: Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

06.06.19

Цели: Знакомить детей с подвигом героя Советского Союза ВОВ Назарова И.С.

Задачи: 1. Воспитывать любовь к Родине, преданности к ней, чувство гордости и состраданияза свой народ, его боевые заслуги. 2. Формировать волю, выносливость, смелость, познание традиций, изучение трудовых и боевых подвигов. 3. Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах героев, о боевой технике. 4. Развивать творческие способности в рамках реализации проекта. 5. Организовать совместную деятельность взрослых и детей по воспитанию патриотических чувств. 6. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Выполнила воспитатель МБДОУ № 277: Татаринова Вера Геннадьевна

2016г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

    обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

    формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные . В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности . Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

Развивающая предметно – пространственная среда;

Развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

Метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

непосредственно образовательная деятельность;

тематические беседы;

презентации;

календарные праздники;

развлечения, досуги;

экскурсии;

пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

Повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

Развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

Сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Целевые участники проекта:

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Разделы программы , содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

    Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

    Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

    Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции - связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности района».

Тема: «Природа района»

Задачи:

    Вызвать интерес к истории возникновения района

    Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;

    Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.

    Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

    Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)

    Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Советского района»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.

Конструирование: «Улицы Советского района».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

« О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в Советском районе».

Задачи:

    Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

    Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта профсоюзов, бассейн «Дельфин», бассейн «Олимп», Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, дом детского творчества Советского района, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Нагорный;

    Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.

Презентация: «Спорт в родном районе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

Тема: «Мой родной город Нижний Новгород»

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте,

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»,

«Откуда пошла Земля Нижегородская?»

Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода
Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород»

Февраль

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода»

Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;

Задачи:

    Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

    Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

    Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;

    Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

    Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение

«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: « Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем)

Тема: «История нашего края»

Задачи:

    Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

    Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

    Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

    Познакомить с народными прикладными промыслами области;

    Познакомить детей с картой нижегородской области, обратить внимание на соседние города и области;

    Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

    Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае.

Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде.

Изготовление альбома о Нижегородском крае.

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Нижегородского края.

Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край»

Апрель

Тема: «Люди земли Нижегородской»

Тема: «Природные богатства земли Нижегородской»

Задачи:

    Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

    Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И.П. Кулибин, Н.И. Лобачевский, Е.А. Евстигнеев, В.С. Коноваленко и другие;

    Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

    Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

    Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

    Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

    Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;

    Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди края Нижегородского»

Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

«Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);

Изготовление гербария лекарственных растений области;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

КВН «Знатоки родного края»,

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины земли нижегородской».

Задачи:

    Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

    Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

    Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

    Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;

    Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;

    Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;

    Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

    Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

Формы проведения:

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Участие в Народной Экологической Акции «Городская Экобомба» при содействии проекта «Главное- Дети» (посадка с детьми на территории детского сада деревьев: сибирский кедр и пихта).

«Виртуальное путешествие по лесам области»;

Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

Приложение 1

Анкета для родителей

    Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

    воспитание любви к Родине;

    воспитание уважения к старшему поколению;

    воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

    знание истории своей страны;

    другое - _______________________________________________________________

    затрудняюсь ответить.

    Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

    прививать детям уважение к людям своей страны;

    познакомить с обычаями и традициями своего народа;

    формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    расширять представления о родной земле, её столице, городах;

    ознакомление с историческим прошлым России;

    воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

    Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________

    Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

Совместные экскурсии, походы;

Конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

Встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

Домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

Другое.

Приложение 2.

«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор.

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

    Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

    Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

17. Интернет – ресурс: Википедия.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Победовский детский сад

Тверская область ржевский район

Воспитательно – образовательный проект

нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Воспитываем патриотов»

Разработала: Воспитатель первой категории

Смородкина Нина Евгеньевна

Ржевский район 2014

Проект:

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Тип проекта

Творческий, фронтальный, долгосрочный

Актуальность: Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Гипотеза. Воспитать патриота своей Родиныпринимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература)

Цель проекта:

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.

Задачи:

  • Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
  • Создать предметно-развивающую среду.
  • Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
  • Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

Стратегия реализации проекта:

цель

участники

Занятия познавательного цикла

1. «Я люблю тебя Россия»

2. «Отчизны верные сыны»

  • «Путешествие в историю» - богатыри земли русской (просмотр мультфильма: «Илья Муромец», рассматривание репродукции «Богатырь» В. Васнецова. (1870)

чтение литературы «Князь Владимир»

В. Воскобойников

  • «Недаром помнит вся Россия»
  • Воспитываем патриотов»

беседа «Тот герой, кто за Родину горой».

Чтение художественной литературы

Ч С. Баруздина «Страна, где мы живем», «Твои защитники» Л. Кассиль. А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники», Я. Аким «Земля». Н. Кравцова «В ночном полете» Жуков. В. Костецкий «Возвращение»

Рассматривание репродукций Ю.М. Непринцев «Отдых после боя» А. Лактионов «Письмо с фронта» (1947), А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), «Окраина Москвы» (1941) П. Корин. Маршал Г.К.

  • Два музыкальных произведения о войне

«Седьмая симфония» Д. Шостаковича, песня «День Победы» Д. Тухманова.

  • «Вечный песенный огонь »

(цикл занятий)

Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны

«Никто не забыт, ничто не забыто».

  1. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому Россию
  2. представлений о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник).

Расширять и обогащать представления детей о русских богатырях.

Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа.

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

Постепенное углубление знаний по принципу от простого к сложному.

Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.

Обогащение знаний детей о Великой Отечественной войне, через рассматривание репродукций.

Формировать патриотические чувства у детей.

Воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской армии.

Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны.

Воспитание уважительного отношения к воинам защитникам.

Музыкальный руководитель,

воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

воспитатели

Воспитатели, дети,

музыкальный руководитель

Воспитатели, дети, родители

Заучивание наизусть : В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова.

Песни «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского,

«Мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой, «Мы рисуем голубя» муз. О Ширяевой, сл. М. Лисича.

Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова. Сбр. Музыка и движение. Под гр. С.142.

«Наша Армия» муз. М. Красева. сб. Муз\движение. С. 145

«Будь ловким!» музыка Н. Ладухина. Сбр. Муз.\дв. Стар. Стр.103.

«Горячий конь» музыка Т. Ломовой. Сбр. Муз.-дв. Стр107

Изготовление атрибутов к играм «Наша Армия» и «Богатыри земли Русской»

Воспитание патриотических чувств. Знакомство с творчеством поэтов.

Создавать условия для развития ловкости, внимания, памяти, быстрого бега.

Создать условия для реализации творческой активности детей и родителей

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель, дети

Музыкальный

руководитель, дети, родители

Рисование «Наша Армия родная», «Война глазами детей»

Лепка «Военная техника».

Конструирование «Поделки для пап и дедушек»

Аппликация «Флажок».

Оформление в группах уголков по нравственно-патриотическому воспитанию «Память»

-Оформление стенда «Гордость и слава Отечества»

-Семейное творчество: рисуем,сочиняем «Что я знаю о войне»

Способствовать развитию творчества детей на основе создания образов.

Визуальное знакомство с государственным флагом Российской Федерации.

Способствовать возникновению у детей внимательного, уважительного отношения к ветеранам.

Побуждать детей выражать свои чувства через художественное творчество.

Воспитатель

Воспитатель, родители, дети,

Родители.

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Музыкально-спортивные досуги: «Богатыри земли Русской».

Театрализованная игра «Наша Армия»

«Будем в Армии служить!» спортивное развлечение;

Уголки в группах «Память».

Семейный клуб: «Самый сильный папа мой!»

(музыкально-спортивное мероприятие)

Фестиваль «Солдатское братство»

Праздник « Светлый День Победы»

Издание альбома «Война глазами детей»

Заучивание стихов, песен и игр.

- Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологичекого и других компонентов.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.

Предполагаемый результат:

  • Создана предметно-развивающая среда.
  • Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
  • Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Светлана Харламова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе

Педагогический проект

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста »

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д. С. Лихачев

Актуальность :

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России . В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей . В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» . Старший дошкольник должен быть сориентирован на :

1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера , которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родному городу и природе родного края; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе , редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье . В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма . Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников .

Принимая во внимание тот факт, что нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом , передо мной остро встала проблема создания такой воспитательной системы , которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Обоснование необходимости проекта

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания , включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада . Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно- нравственных чувств ребенка , воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим , культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием ХМАО-Югры. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1.1 Цель проекта :

Развитие моральных, духовно-нравственных ценностей личности , становление достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи :

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Нефтеюганске, как родном городе.

4. Воспитание патриотизма , уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.

5. Воспитание нравственно -патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и города.

Системно - деятельностный подход предполагает включение каждого ребенка в различные виды деятельности : учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую согласно целям и задачам воспитательной системы , исходя из интересов и потребностей детей . Очень важно, чтобы эта деятельность не навязывалась ребенку сверху, а была мотивирована при активном восприятии ребенком изучаемых явлений и событий и осмысливалась им.

Для достижения поставленных задач необходимы следующие пять условий :

1. Предметно-развивающая среда.

Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей воспитанника действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

2. Организация учебной деятельности.

Учебная деятельность, согласно целям и задачам, представлена циклом образовательных мероприятий, детско-родительских проектов познавательного , художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками : «Наша Родина – Россия» , «Родные русские мотивы» , «Мой любимый город Нефтеюганск» , «Наши защитники» , «Моя семья» . Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок.

3. Досуговая деятельность.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми , т. к. воспитание чувств – процесс , который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности использую дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники , утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия .

4. Дополнительное образование.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам и студиях. Работа в кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

5. Взаимодействие с социумом.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ , так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания .

Ожидаемый результат :

Формирование у старших дошкольников основ патриотизма , гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите.

Применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины.

Сплочение детей и родителей , воспитание будущих граждан своего города и страны.

Накопление опыта жизни в своем Отечестве, усвоение норм правил поведения и взаимоотношений между людьми.

1.2 Этапы работы :

Этапы работы над проектом :

1 этап - проектировочный этап (2016 год) :

Изучение методической литературы, нормативных документов;

Составление плана реализации проекта ;

Подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов;

Подбор музыкальных произведений к народным праздникам;

Разработка и подготовка презентаций по теме;

Составление перспективного плана работы с родителями по ;

Составление анкет для родителей.

2 этап – практический (2016-2018 учебные года) :

Реализация инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста »:

Расширение и укрепление связей с социальными партнерами (МБОУ «СОКШ №4» города Нефтеюганска, реализация планов совместной деятельности;

Анкетирование родителей по теме : «Патриотическое воспитание ребенка » ; -реализация перспективного плана работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию ; -продуктивная деятельность с детьми (аппликация, рисование, лепка, конструирование) ; -проведение цикла познавательных занятий : «Россия –Родина моя!» , «Семейные ценности» ; -проведение совместных мероприятий с социальными партнерами : «День матери» , «День Победы!» ; -оформление стенда «К 50-летию города Нефтеюганска» ; -создание мини-музея «Наша Армия родная»

3 этап - обобщающий (2018год) :

Анкетирование родителей и диагностика уровня патриотического воспитания детей . Анализ и подведение итогов работы; -презентация проекта .

Особенности построения проекта

2.1 Методологическая основа

В методологической основе системы работы лежат ключевые позиции следующих концепций :

Концепция дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) – Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) Воспитание человека , формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

2.2 Принципы

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

2. Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам : родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности : иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

4. Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);

5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей , этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.

7. Принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится детский сад (культуры региона)

2.3 Методы и приемы

Методы используемые в работе с детьми :

Основные методы :

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Вспомогательные :

репродуктивный;

исследовательский;

Метод проблемного изложения материала;

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсия;

Образец воспитателя ;

Рассказ;

Художественное слово.

Методы работы используемые в работе с родителями :

Родительское собрание;

Просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр и т. д. ;

- «Интерактивная площадка» , «Круглый стол» , «Мини клуб» , «Проведение акций» ;

Педагогические беседы с родителями;

Тематические консультации;

Наглядно-информационные методы;

Информационно-аналитические формы;

Досуговых форм организации общения;

Информационно-ознакомительной формы работы с родителями.

2.4 Технологии

При проектировании образовательного процесса по формированию начал информационной компетентности через реализацию проектной деятельности учитываются возрастные , индивидуальные особенности детей . Для этого подобраны педагогические технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учётом всех требований к организации процесса развития ребёнка в условиях детского сада :

Технология проектирования ;

Личностно-ориентированная;

Здоровьесберегающая;

Игровая.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему» , при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей . Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых , способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Информационно – коммуникативные технологии обучения. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, интернет.

Мною создан цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников . Проводились беседы «Мама – самое прекрасное слово на земле» , «Мамин день» ,»Моя семья». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Завершением этой работы стало создание фотоальбома «Семейный альбом группы » .

Личностно-ориентированная технология. Личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей воспитанника . Взаимодействие с детьми строится на личностно-ориентированной основе. Используя дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая его возможности, интересы и способности.

Для воспитателя в учебно- воспитательном процессе важно не только дать ребёнку определённые знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект - субъектные, партнёрские отношения, взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Здоровьесберегающая технология. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое и психическое и социальное благополучие.

Для воспитания здорового ребёнка , учитывая возрастные особенности воспитанников , создаются условия для снижения утомляемости :

Обеспечение смены деятельности, которая благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников .

Совместная деятельность с детьми и другие формы работы проводятся в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением. Все технические средства имеют высокое качество изображения и воспроизведения на слух .

Игровая технология. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Игра позволяет создать условия для реализации трёх важных критериев развития познавательного интереса – «позитивного отношения к окружающему миру» , «увлечённости процессом познания» , «ответственности по отношению к предмету своего интереса» .

Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей , значительное место занимают учебно-развивающие игры :

дидактическая игра «Герб города» ;

– дидактическая игра «Путешествие по городу» ;

– дидактическая игра «Продолжи пословицу» .

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма . Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста .

Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными. Наша страна находится на стадии переходного периода и это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания подрастающего поколения. Возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению России .

Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности ; в целенаправленности и системности работы воспитателя , повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности , обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада с интересами и общественной жизнью кадетской школы.

3.2 Взаимодействие с родителями

Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями.

Система работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников :

В эту систему вошли три блока : диагностический, теоретический и практический.

Диагностический блок помогает выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников , выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы :

Анкетирование,

Беседы с родителями.

Традиционные формы работы с родителями :

-групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй;

Печатная информация;

Индивидуальные беседы;

Консультации;

-«почтовый ящик» ;

Мини библиотека;

Практический блок.

Формы работы :

Праздники;

Участие родителей в конкурсах, выставках;

Интерактивная площадка;

Устные журналы;

Мини клубы.

3.3 Организация процесса взаимодействия педагога и родителей

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через :

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей ;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей ;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка : эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста , учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка , стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Заключение

К. Д. Ушинский писал : «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства . Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным . То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм» . Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.

 

 

Это интересно: