→ Основные формы устройства детей. Семейные формы устройства. Обучение социальному предпринимательству

Основные формы устройства детей. Семейные формы устройства. Обучение социальному предпринимательству

Реферат

«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

Введение

Благополучие общества складывается из благополучия и защищенности его отдельных граждан. Особенно в защите нуждаются такие уязвимые члены общества как дети, особенно, дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим необходимым является развитие законодательства в области охраны прав ребенка, особенно детей оставшихся без попечения родителей, совершенствование механизма усыновления, как наиболее приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость в особой защите прав ребенка предусмотрена как международными актами, признанными Российской Федерацией, так и российским законодательством. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38).

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство - одна из самых тяжелых проблем России последнего времени, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней. Возрастающее количество сирот в стране свидетельствует не только об экономическом положении, но и о деградации общества. Сам факт наличия сирот в детский домах, домах ребенка является следствием как отказа родителями от воспитания детей, либо ведения ими такого образа жизни, при котором воспитание не осуществляется. С другой стороны проявляется пассивность общества в участии устройства детей в семью.

В современном мире разработана система международной охраны ребенка и защиты его прав, которая функционирует в качестве составной части международной защиты прав человека. Она сформировалась в рамках Организации Объединенных наций. ООН были разработаны и приняты законы и Конвенции по правам человека, которые были открыты для присоединения всех государств. Права ребенка закреплены в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека, в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев и т.п.), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования); также действуют деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

В результате мировым сообществом были разработаны единые международные стандарты - тот минимум прав и гарантий их реализации, который государство-участник Конвенции о правах ребенка не только должно обеспечивать, но и расширять, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции.

Среди наиболее значимых Конвенций, ратифицированных нашим государством, является Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденная резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года и другие.

Определения понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей», Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения - ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Формами семейного устройства осиротевших детей, которые предусмотрены в СК РФ являются усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. При отсутствии возможности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, они подлежат передаче в учреждения всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Другие формы устройства, кроме указанных в Семейном кодексе, могут быть допущены по решению самих регионов. Таким образом, в законодательстве определены только основные формы. На практике их существует значительно больше.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы: индивидуального и неиндивидуального устройства. При индивидуальном устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. В случаях неиндивидуального устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка различаются временное и постоянное устройство. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств.

Однако наиболее распространенной классификацией является разделение форм устройства на семейные, государственные и государственно-общественные:

.К семейным относятся усыновление и опека и попечительство

.К государственным - устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом.

.К государственно-общественным формам относится приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья и др.

2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление (адопция) - это форма установления искусственного родства - включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью.

Усыновление/удочерение в России - это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью / сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Основными признаками усыновления являются:

усыновление - это правоотношение. Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые.

добровольность волеизъявления усыновителя и согласие усыновляемого (достигшего десяти лет);

отношения между усыновителями и усыновленным приравниваются к отношениям кровных родителей и детей;

возникновение правоотношения на основании решения суда.

На основании указанных признаков можно сформулировать следующее определение усыновления: « Усыновление - правоотношение, основанное на добровольном волеизъявлении усыновителя и согласии усыновляемого (с 10 лет), приравниваемое к отношениям кровных родителей и детей, возникшее на основании решения суда».

Основными особенностями усыновления являются:

·усыновление позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи, с правами и обязанностями, присущими кровному ребенку;

·при усыновлении сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижении совершеннолетия;

·при усыновлении существует возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения;

·усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов;

·не смотря на то, что усыновление оформляется дольше, чем опека, так как усыновление устанавливается не органом опеки и попечительства, а гражданском судом, оно является приоритетной формой устройства сирот;

·государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец, и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единовременную компенсацию. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, г. Москва, Белгородская обл., Московская обл., Тульская обл.

·при усыновлении существуют более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой;

·не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён;

·проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Как пишет Г.С. Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».

В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее, суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка.

В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст. 127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

·лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

·лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.

Ввиду важности данного института и того факта, что передавая ребенка в семью, государство снимает с себя обязанности за его воспитание и содержание, но не снимает с себя обязанности защиты его как гражданина, законодательно определены требования к личности кандидата в усыновители:

.лицо должно обладать достаточным объемом правоспособности;

.лицо должно обладать достаточным объемом дееспособности;

.лицо не должно страдать заболеваниями, перечисленными в законодательстве, которые являются препятствиями к усыновлению;

.кандидат в усыновители должен обладать определенными моральными качествами;

.В качестве общего правила выступает запрет на усыновление:

·лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

·лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Вместе с тем Семейный кодекс допускает и исключения из этого правила: условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально-бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

.особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. №217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Другой формой семейного устройства является опека (попечительство).

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Перечислим задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

·обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

·защита прав и законных интересов подопечных;

·обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

·обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

·обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В соответствии с законом дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют тот же комплекс прав, что и дети, воспитываемые родителями (право выражать свое мнение, право на защиту и др.). Кроме того, на детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются установленные законодательством льготы и гарантии в социальной, медицинской, образовательной и других сферах.

Опека и попечительство отличаются друг от друга тем, что опека устанавливается над ребенком до 14 лет, а попечительство - после 14 лет до достижения им совершеннолетия.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены:

·Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

·Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

·Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

·Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

3. Государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

сиротство усыновление попечение ребенок

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Государственное устройство детей в нашей стране имеет долгую историю и как следствие и положительный и отрицательный опыт. Наибольшее распространение эта форма получила в годы гражданской войны после революции. На сегодняшний момент, не смотря на все минусы данной формы, отказаться от нее нет возможности. Среди государственных форм устройства выделяются дома ребенка, детские дома, дома-интернаты и другие. Устройство в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Проблему детей-сирот усугубляет не только казенное воспитание, которого не возможно избежать в детском доме, но и плачевное положение и материальное обеспечение в самих детских домах. Большой проблемой является также социальная адаптация детей после окончания пребывания в детском доме. Статистика ужасающая. По данным объединения волонтеров «Помощь детям-сиротам», к нормальной жизни адоптируются только 10% воспитанников детских домов.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

·интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

·вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития;

·интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

К государственным формам устройства детей также относятся и те, которые рассчитаны на кратковременное пребывание ребенка.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Приюты создаются также общественными организациями.

В 1995 г. при Комитете социальной защиты открылся Детский приют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Одной из таких форм является приемная семья, которая основывается на договоре, между лицами принимающими ребенка и органами опеки и попечительства. Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка. Воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств, кровные родители обязаны платить алименты.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье общее количество детей, включая родных, усыновленных и принимаемых в приемную семью, не должно превышать, как правило, 8 человек, т.к. в противном случае решение родителями-воспитателями педагогических задач станет затруднительным, а то и просто невозможным.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, предусмотренных к опекунам (попечителям) п. 2 ст. 146 СК РФ (ч. 2 ст. 153).

Договор о передаче ребенка заключается либо на определенный срок, обозначенный в нем, либо без такового.

Наряду с приемной семьей как перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Такие дома создаются при условии, что в них находится от 5 до 10 детей. Семейный детский дом финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Интересным является опыт воспитания детей оставшихся без попечения родителей с семейным воспитанием в детских деревнях SOS. Инициатором этой формы воспитания детей стал в 1949 году австрийский педагог Герман Гмайнер. Опыт был столь успешным, что получил распространение во многих странах мира. В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.

Выше уже указывалось, что формы устройства детей, в зависимости от сроков можно подразделить на временные и постоянные. Среди временных форм устройства детей относящихся к государственно-общественному типу можно выделить патронатную и временную приемную семью.

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Временная приемная семья является распространенным явлением в зарубежных развитиях государствах.

Патронатная семья - это устройство ребенка в семью на воспитание, когда он нуждается в защите, причём патронатные родители частично сохраняют обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка. Патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. В такой семье для ребенка должны быть созданы условия для реабилитации, а органы опеки и попечительства должны решить его дальнейшее устройство.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

.институт устройства детей оставшихся без попечения родителей прошел длительное историческое развитие. На протяжении прошедшего времени отношение к нему было неоднозначным от полного отрицания некоторых форм устройства детей до полного разнообразия представленного в современном законодательстве.

.формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяются на: семейные (усыновление и опека и попечительство), государственные (устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом) и государственно-общественные (приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья). Усыновление, опека и попечительство была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства детей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

.выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка. Поэтому даже суд, например, вынося решение об ограничении или лишении родительских прав и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение. До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Список использованной литературы

1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 №217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»

Правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 №217, от 10.03.2005 №123, от 11.04.2006 №210)

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» / Гарант правовая система

Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних. // Законность, 2009, №9.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. // Законодательство и экономика, 2010, №2.

Кирилловых А.А. Проблемы развития законодательства о праве детей на семейные формы воспитания. // Семейное и жилищное право, 2009, №4

12. Красницкая С.Г. Вы решили усыновить ребенка. Москва: Издательство «Дрофа», 2001. - 199 с

13. Королева А.В. К вопросу об усыновлении российских детей гражданами других государств. // Цивилист, 2007, №3.


Региональная общественная организация поддержки детей с ограниченными возможностями Республики Алтай «Благо-Дарю» организовывает благотворительный сбор для пострадавших от наводнения в Иркутской области предметами первой необходимости на безвозмездной основе.

Перечень необходимы...

Специалисты республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями приняли активное участие в фестивале «Родники Алтая»

Традиционный XV Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» прошел в с. Усть-Кокса на территории биосферного заповедника «Катунский». Фестиваль в этом году был посвящен Году театра. Это один из самых интересных и красочных праздников, любимый не только жителя...

Выездной палаточный интерактивный квест для замещающих семей прошел в Республике Алтай

8 замещающих семей из разных уголков республики отправились в палаточный лагерь на лоно природы, где для них были организованы интересные мероприятия, консультации специалистов и совместная трудовая деятельность. «Разрешение и предупреждение конфликтов с помощью восстановительно-медиативного...

Информация о возможности участия во Всероссийской переписи населения 2020, используя сеть интернет на Едином портале государственных и муниципальных услуг

В октябре 2020 года на всей территории Российской Федерации пройдет Всероссийская перепись населения. Перепись проводится в соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» №8-ФЗ от 25.01.2002г. (с изменениями).

Проведение Всероссийской переписи населения в...

Обучение социальному предпринимательству

В Онгудайском районе проводится обучение по программе «Социальное предпринимательство». Слушателями курсов стали субъекты малого и среднего предпринимательства, физические лица, в том числе пятеро безработных граждан, две женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им воз...

Трудоустройство несовершеннолетних граждан

Центр занятости населения Кош-Агачского района реализует мероприятия по программе содействия занятости населения «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». Трудоустройство несовершеннолетних граждан обеспечивается...

Проблема детской безнадзорности имеет глобальный характер. Не случайно в Конвенцию о правах ребенка включены положения, посвященные обеспечению ухода за детьми, лишенными своего семейного окружения. Согласно ч. 2 ст. 20 Конвенции государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Наиболее распространенными способами устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, являются установление опеки (попечительства) и усыновление.
Нередки случаи, когда отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, осложняются иностранным элементом. Например, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является гражданином одного государства, и его родственник — иностранный гражданин изъявляет желание принять над ним опеку (попечительство). Или же супруги — граждане одного государства выразили желание усыновить ребенка — гражданина другого государства. Возможны и другие случаи осложнения отношений по устройству детей иностранным элементом.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время такие отношения регулируются посредством коллизионных норм и норм международных договоров, регламентирующих порядок оказания правовой помощи. При этом отдельно решаются вопросы опеки (попечительства) и вопросы усыновления.
В договорах о правовой помощи, участницей которых является Россия, вопросы опеки (попечительства) решаются следующим образом. В таких договорах предусмотрены условия, при которых допускается назначение опекуном или попечителем лица, имеющего местожительство на территории одной из договаривающихся сторон, гражданина другой договаривающейся стороны. Общим для всех договоров является условие о месте жительства лица, назначаемого опекуном или попечителем. Его местожительство должно находиться на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство. В некоторых договорах (например, с Кубой) также указывается на то, что такое назначение должно отвечать интересам несовершеннолетнего.
В договорах о правовой помощи закрепляется также компетенция учреждений договаривающихся сторон в вопросах установления и отмены опеки и попечительства. По общему правилу компетентным является учреждение той договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
В некоторых случаях о необходимости установления опеки (попечительства) первоначально может стать известно учреждению того государства-участника, где находится местожительство, местопребывание или имущество гражданина другого государства-участника, над которым она должна быть установлена. При этом учреждение данного государства безотлагательно уведомляет учреждение того государства, гражданином которого является лицо, нуждающееся в опеке (попечительстве). В случаях, не терпящих отлагательств, учреждение государства местожительства (местопребывания или местонахождения имущества) может само принять необходимые временные меры в соответствии со своим законодательством. При этом оно обязано безотлагательно уведомить об этом учреждение государства гражданства. Эти меры сохраняют силу до принятия последним иного решения.
Договоры о правовой помощи допускают возможность передачи опеки (попечительства) учреждением государства гражданства учреждению государства местожительства, местопребывания лица, находящегося под опекой (попечительством), или местонахождения его имущества.
Наряду с указанными положениями договоры о правовой помощи содержат коллизионные нормы, устанавливающие подлежащее применению право. Отдельной коллизионной нормой определяется право, применимое при установлении или отмене опеки и попечительства (таковым является право договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство). Также отдельной нормой устанавливается право, по которому определяется обязанность принять опекунство или попечительство (таковым является право договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем). Наконец, отдельной нормой определяется право, применимое к правоотношениям между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством). Такие отношения регулируются законодательством договаривающейся стороны, учреждение которой назначило опекуна или попечителя.
В законодательстве РФ коллизионные нормы об опеке (попечительстве) содержатся в ГК РФ (ст. 1199). Как и в договорах о правовой помощи, ГК РФ различает три группы коллизионных вопросов:
1) вопросы установления и отмены опеки (попечительства);
2) вопросы, связанные с обязанностью опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство);
3) вопросы правоотношений между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством).
К первой группе вопросов применяется личный закон лица, над которым устанавливается или в отношении которого отменяется опека (попечительство). При этом под личным законом понимается право, определяемое по правилам ст. 1195 ГК РФ.
Ко второй группе вопросов применяется личный закон лица, назначаемого опекуном (попечителем).
К третьей группе вопросов применяется право страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).
В тех случаях, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, к правоотношениям между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), применяется российское право, если оно более благоприятно для него.
В последние годы большое распространение получило международное усыновление. В связи с его осуществлением возникает ряд проблем, требующих нормативно-правового регулирования.
Во-первых, необходимы гарантии того, что межгосударственное усыновление осуществляется в интересах ребенка.
Во-вторых, необходима система сотрудничества между государствами с целью обеспечения того, чтобы эти гарантии соблюдались и тем самым предотвращались бы похищение, продажа или незаконный вывоз детей.
В-третьих, необходимо обеспечить признание усыновления, произведенного в одном государстве, в других государствах.
В-четвертых, необходимо решить коллизионные вопросы, возникающие при осуществлении усыновления.
Решению данных задач во многом способствует заключение международных договоров. Наиболее значимым в данной области является Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления. Она была разработана с учетом принципов, изложенных в таких международных документах, как Конвенция о правах ребенка и Декларация ООН о социальных и правовых принципах, относящихся к защите и благосостоянию детей, особенно в том, что касается передачи на воспитание, а также усыновления внутри страны и межгосударственного (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 41/85 от 3 декабря 1986 г.).
В Конвенции о защите детей установлены требования к международному усыновлению и его процедуре, предусмотрены последствия такого усыновления, круг организационных мероприятий, которые необходимо осуществить государствам-участникам, а также решены вопросы признания усыновления, осуществленного в одном государстве, другими государствами. Данная Конвенция насчитывает более 70 участников. Россия ее не ратифицировала.
Ряд проблем международного усыновления решается посредством договоров о правовой помощи. Такие договоры, как правило, определяют, учреждение какого государства компетентно рассматривать дела об усыновлении и право какого государства подлежит применению. Так, компетентными, по общему правилу, признаются учреждения той договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель. Если же усыновление производится супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, то компетентным признается учреждение той договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют или имели совместное местожительство или местопребывание.
Договорами о правовой помощи также установлено, что условием международного усыновления является согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой он является.
Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих договаривающихся сторон.
Коллизионные вопросы усыновления , включая и его отмену, решены также в ст. 165 СК РФ.
1. Усыновление на территории РФ ребенка — российского гражданина. Согласно п. 1 указанной статьи усыновление, в том числе отмена усыновления на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления.
2. Усыновление (отмена усыновления) на территории РФ ребенка, являющегося российским гражданином, лицом без гражданства. В этом случае должно применяться законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (отмене усыновления).
3. Усыновление на территории РФ осуществляется иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ. В данном случае наличие иностранного элемента не учитывается. Согласно абз. 3 п. 1 указанной статьи на территории РФ такое усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Законодатель, допуская применение к вопросам усыновления на территории РФ иностранного права, придал отдельным нормам СК РФ строго императивный характер, тем самым ограничив объем такого применения. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 165 строго императивный характер носят нормы ст. 124—126, ст. 127 (за исключением абз. 8 п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. 131 — 133. Требования данных норм должны соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. В частности, согласно п. 4 ст. 124 усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
На особенности рассмотрения российскими судами дел об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства обращено внимание в п. 14 упоминавшегося выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8.
Наряду с коллизионными нормами, применяемыми при осуществлении усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства детей — граждан РФ, законодатель закрепил ряд положений, направленных на защиту прав и законных интересов усыновляемых.
Во-первых, в соответствии с п. 2 ст. 165 С К РФ в случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.
Во-вторых, за консульскими учреждениями РФ закреплена обязанность по осуществлению учета детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, и по защите их прав и законных интересов (п. 3 ст. 165).
В случае усыновления на территории РФ российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином такое усыновление осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом в абз. 4 п. 1 ст. 165 указано на необходимость получения согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. Если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, необходимо также получить согласие самого ребенка.
Возможны случаи, когда ребенок — российский гражданин, находящийся за рубежом, будет усыновлен гражданами государства местопребывания. Семейным законодательством РФ установлены условия признания в России таких актов усыновления. В соответствии с п. 4 ст. 165 С К РФ усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за пределами Российской Федерации, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России.

Выделяют следующие основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм.

Усыновление . Является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приравнивается к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление производится строго в судебном порядке. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между ним и ребенком должна быть не менее 16 лет. Тайна усыновления охраняется законом.

Опека и попечительство . Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.

Приемная семья . Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Патронатное воспитание . Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.

Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее оптимальной является усыновление. Только в этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает, за детьми сохраняются личные имущественные и неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие как право на жилье, льготы и т.п.

В нашей стране есть несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: , опека и попечительство, и патронатная семья. Мы задали вопросы прохожим на улице, о том, что они знают о семейном устройстве и формах . Многие ответы были весьма интересными.

Итак, к сожалению, наши граждане не всегда понимают различие между теми или иными формами семейного устройства. И совсем немногие знают о том, что кроме усыновления и опеки существуют другие возможности быть полезным и нужным ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В этой связи, мы решили составить небольшой экскурс по формам семейного устройства и постарались доступным языком рассказать о различиях между ними.

Самой приоритетной формой устройства детей считается усыновление (удочерение). Усыновление происходит по решению суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье. Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, дату рождения, взять отпуск по уходу за ребенком и получить выплаты, положенные при рождении ребенка. В отношении усыновленного ребенка действует охраняемая законом «тайна усыновления», т.е. хранить тайну или сказать ребенку об усыновлении — решают родители.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.

Патронатная семья - опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома или другого учреждения опеки, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск. В любое время родитель может обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой. Часто эта форма становится переходной к опеке или усыновлению.

Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени - выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Каждая из форм семейного устройства имеет свои особенности, свои «плюсы» и «минусы». При усыновлении, установлении опеки и попечительства выдвигают достаточно жесткие требования к потенциальным родителям. Эти требования касаются доходов, жилья и социальной успешности кандидатов. Меньше шансов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи у одиноких, людей, состоящих в гражданском браке, слишком молодых или пожилых. Есть отличия и в плане материальной поддержки родителей.

Если вы сомневаетесь в выборе семейного устройства, попробуйте понять, кем бы вы хотели стать для ребенка. Осознайте возможные риски, которые будут сопровождать этот выбор. Но главное помните, что вы берете на себя ответственность за самое прекрасное, что есть на Земле, за ребенка с чуткой и нежной душой, чья жизнь и здоровье бесценны!

 

 

Это интересно: