→ Каким был идеал женской красоты на Руси. Как изменялись идеалы красоты в россии

Каким был идеал женской красоты на Руси. Как изменялись идеалы красоты в россии

Описание презентации Лики женской красоты в русской живописи. Пленительные образы по слайдам

Лики женской красоты в русской живописи. Пленительные образы русских женщин нашли отражение в произведениях русской живописи XVIII- XIX вв.

Шедевры русского женского портрета – это сокровенная исповедь души, искренний диалог художника со зрителем. Образ женщины в русской живописи имеет гораздо большее значение, чем замечательное проявление красоты неповторимости женского облика. Русский художник стремился найти женский идеал. Каждый пленительный женский образ, запечатленный в литературных и живописных произведениях, имеет интереснейшую историю. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Анна Петровна Керн

Женские портреты 18 столетия отличает стремление передать гармоническое единство внешности и внутренней красоты. Русские красавицы на полотнах Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского смотрят на мир открыто и спокойно. Выразительный взгляд, внутренняя сдержанность и кротость, естественная, природная красота отличают лучшие произведения. Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) Рокотов – один из самых изысканных и тонких живописцев в искусстве эпохи классицизма. Каждый его портрет отличают тончайшие душевные переживания, недосказанность, дающая простор нашему воображению. Портреты Федора Степановича отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, интимностью, тонкостью и психологизмом, высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой. Выразительны были и камерные портреты. Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфумато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства.

«Портрет неизвестной в розовом платье» (1770 -е гг. , ГТГ, Москва Фигура таинственной незнакомки то выступает из темноты, то вновь неожиданно сливается с ней. Лицо, освещенное неярким скользящим светом, отличают внутреннее достоинство и спокойствие. Незабываем «взор очей её прелестных» , гордая осанка и сдержанность. Нежная и одновременно грустная улыбка предполагает откровенное общение. Особое очарование портрету придают разнообразные оттенки розового цвета: от прозрачного и яркого до жемчужного и пепельного. Тончайшие градации розового создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды. Такая необычная цветовая гамма призвана усилить эмоциональное воздействие на зрителя.

Портрет Александры Струйской, 1772 г. , ГТГ, Москва Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской – самая известная работа кисти Федора Степановича Рокотова. Женщина на портрете как будто выступает из темноты, она наполовину поглощена дымкой. Четко прописаны только выразительные глаза – яркие, приковывающие взгляд. Глаза всегда интересны на рокотовских портретах. Они выражают гамму чувств, они всегда особенно ярки и составляют центр портрета. Говорят даже о «рокотовских глазах» как особенной черте творчества художника.

«Портрет» Именно прекрасные глаза героини портрета — живые, немного лукавые и загадочные. послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. 1953 год.

Русская живопись начала 19 века сказала новое слово в истории развития женского портрета. Поистине замечательны женские портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782 -1836 гг.) В каждом из них перед нами предстает яркая личность. Большинство лиц отличают необычность, подчас загадочность, затаённая печаль сомнения и высокие благородные стремления. Молодые дамы кокетливо милы, обаятельные старушки величаво спокойны и благородны. Созданные Кипренским женские образы «вырастают» до символа нравственной чистоты, они полны романтической мечтательности, благородства и красоты.

Портрет Е. С. Авдулиной, 1822 -1823 гг. Гос. Русский музей, Санкт-Петербург. Портрет Ростопчиной, 1809 г. , ГТГ, Москва

Карл Павлович Брюллов (1799 -1852 гг.) Под его кистью рождаются возвышенно романтические характеры, способные откликнуться на малейшие движения души зрителя. «Всадница» , 1832 г. , ГТГ, Москва

В картине соединились величавость парадного портрета и поэтическая одухотворенность характеров двух героинь – Амацилии и Джованины Пачини. В центре картины на горячем скакуне изображена Джованина, дочь композитора Джузеппе Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи» , вдохновившего художника на создание одноименной картины. В горделивой позе восседает она на коне, вставшем на дыбы. Длинная вуаль образует вокруг головы своеобразный ореол. Слева от юной амазонки – её младшая сестра. Живые непосредственные чувства придают полотну особую привлекательность. Мастер смело сочетает сложную гамму контрастных цветов: розовое платье девочки, бархатисто-черный цвет гривы скакуна и белею юбку всадницы. Каждый тон разработан виртуозно, во множестве тончайших деталей

Если для О. А. Кипренского и К. П. Брюллова «крестьянский жанр» был исключением, то в творчестве А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина он занимал основное место. Алексей Гаврилович Венецианов (1780 -1847 гг.) Василий Андреевич Тропинин (1776 -1857 гг.)

С полотен Алексея Гавриловича Венецианова на нас смотрят простые русские женщины – крестьянки, занятые привычной работой. В картинах художника передан образ величавой славянки, подчёркнуты её одухотворенность и индивидуальность. В каждой картине чувствуется желание автора увидеть в русской женщине хранительницу традиций, представление об идеале женской красоты, отличного от принятых в то время норм. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и кокошнике ведет под уздцы двух коней. От еще непрогретой земли идет легкий пар и кажется, что она не идет. А плывет в этой дымке, едва касаясь земли. А в стороне от пашни. На траве сидит ребенок, на него с любовью и нежностью смотрит молодая мать. Позади женщины – необъятный простор полей, высокое небо. Подернутое легкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьки х деревьев – неоглядная русская даль.

Красота девушек на Руси прославилась на весь мир. В свое время их считали самыми привлекательными среди всех остальных, причем секреты их красоты пытались узнать многие женщины мира. Какие параметры женского тела и моральных качеств считались идеальными на Руси и кто был идеалом подражания?

Девичья красота. Идеалы Руси

Деревенский уклад требовал от каждой жительницы обладать особыми качествами, которые в современном мире могут посчитаться нецелесообразными. Но девушки Руси сохраняли этих традиции и обычаи вплоть по XIX века.

Главная задача любой женщины Руси – продолжение рода. Именно этот критерий нередко совпадает с правилами жизни мусульманской женщины. Русь же славилась тем, что в достаточно юном возрасте, примерно 13-16 лет, молодые дочери выдавались замуж за мужчин. Основной их задачей было также поддержание порядка в доме, научиться искусству соблазнения своего мужчины. Женственность – качество, которым славились девушки. Они воспитывались в строгости, соответственно законам того времени, но в то же время их основной задачей было угодить своему мужчине.

Приятная внешность, умение правильно одеваться, придерживаться этикета и моральных установок – главные требования к любой женщине. При этом достаточно большой акцент уделялся ее «честному» имени. Ни одна из барышень не имела права разгуливать подолгу со своими подругами, а встречаться с мужчинами и вовсе было запрещено. Если девушка приглянулась молодому парню, то он имел право вступить с ней в любой контакт лишь после обряда венчания.


Существовало несколько правил относительно стандартов красоты на Руси:

    Крепкое телосложение. Худощавые девушки не были в почете, поскольку считалось, что они не смогут родить здорового ребенка. Кроме того, такие барышни нередко не могли выполнять домашнюю работу наравне со своими супругами

    Высокая грудь и круглые бедра. Особенно это ценилось среди молодых девушек, которые еще не рожали детей. Такие женщины считались идеалом красоты, пышная грудь, широкие и упругие бедра, круглое лицо – поражали воображение любого мужчины на Руси

    Несмотря на новомодное веяние в Европе на бледнолицых девушек, здесь не прижились такие стандарты. Потому бледное «аристократическое» лицо воспринималось мужчинами Руси не иначе, как признак болезненности избранницы или ее неспособности заниматься домашним хозяйством. Девушки, которые с утра до вечера проводили время в работе под раскаленным солнцем, просто не могли оставаться светленькими

Кроме того, самыми обаятельными считались чернобровые девушки с пышными и шелковистыми волосами. Нередко они заплетали их в тугие косы, которые не состригали большую часть своей жизни. В те времена не было заведено носить короткие стрижки, потому даже старшие женщины имели густые косы.

Вымышленные правила красоты на Руси

Среди современных исследователей нередко можно услышать о некоторых вымышленных стандартах красоты девушек в былые времена. Причем их опровержение достаточно незатруднительно.

Самые распространенные заблуждения относительно красоты на Руси современности:

    Белые зубы женщины – признак ее здоровья, таких девушек всегда хотели взять в жены любые мужчины

Конечно, этому факту уделялось некоторое внимание, однако не столь большое, как говорят сегодня. Поскольку в те времена не существовало специальных средств для отбеливания зубов, то считалось, что красива та женщина, которая имеет здоровые зубы. Причем их оттенок мог быть от сероватого, до естественного желтоватого. На Руси полагали, что женщина с такими зубами менее подвергается болезням, а ее организм крепкий.

«Русские девушки самые прекрасные», – так говорят иностранцы и те, кто побывал за рубежом. Что же значит русская красота, и как менялись идеалы женской привлекательности на протяжении веков?

Красавица в старину – это образ из народной сказки: скромная добрая девушка с длинной косой, белой кожей, здоровым румянцем, пушистыми ресницами и соболиными бровями. Худоба не считалась признаком красоты, наоборот, чем дороднее была девушка, тем прекраснее она считалась. Модная прическа того времени- туго затянутая коса, украшенная лентами, гребнями или цветами. Уход за собой – довольно частое (в отличие от европейцев) посещение бани, парение, умывание росой и использование различных отваров трав. Что касается декоративной косметики, то, по свидетельствам путешественников, русские девушки красились очень ярко: белили лица, сурьмили брови, румянили щеки и даже чернили зубы.

В.Нагорнов “Русские красавицы”

Кардинальные изменения в образах наших соотечественниц принесли петровские времена . Россия взяла курс на Запад, что непосредственно коснулось стандартов. Особыми указами Петр велел носить европейские платья, краситься и причесываться по моде. В моду вошли узко-затянутые талии и сложные прически. Нововведением стали мушки, скрывающие недостатки кожи. А их было немало, потому что в ходу были слишком “химические” составы косметики – свинцовые белила, карминные румяна, пудры и помады.

П.Гобер “Портрет Анны Марии Бурбонской” / Д.Г. Левицкий “Портрет М.А. Дьяковой” / Ф.Буше “Маркиза де Помпадур”

Европейская, в особенности французская мода XVII-XVIII веков влияет на образы наших красавиц. Придворные дамы травят себя уксусом и мелом, чтобы добиться томной бледности. При этом женщина остается в теле – пышная грудь, покатые плечи, бедра, подчеркнутые слоями кринолина. В парикмахерских творят произведения искусства – на головах воспроизводят фрегаты, башни и даже сады. Смена модных тенденций в Европе неизменно вносила изменения в туалет наших соотечественниц.

Образы русских красавиц подробно изучались благодаря искусству, – литература, живопись, музыка вписали их образы в мировую историю.

Крамской И.Н. “Неизвестная” / Боровиковский В.Л. “Портрет В.А. Лопухиной” / Брюллов А.П. “Портрет Н.Н. Пушкиной”

В основном косметику в Россию завозили из-за рубежа, но уже к 1843 году французский парфюмер Альфонс Ролле построил первый парфюмерный завод и стал производить мыло, туалетную воду, помаду, пудру, духи. Немало иностранцев развивали парфюмерное производство, тем самым продвигая российский бренд в мире. Косметика уже была доступна всем. К началу Первой мировой войны бьюти-индустрия находилась в расцвете.

Но уже после Октябрьской революции начинаются значительные изменения. Длинные юбки, узкие корсеты безвозвратно уходят в историю. Новые силуэты диктуют моду на худобу. И это не только следствие модных тенденций, но и военных реалий. Революция отменяет выраженную женственность , теперь все – товарищи. Красивые ухоженные дворянки покидают Россию, именно благодаря их участию в модной индустрии Европы русские девушки зовутся самыми красивыми.

Божий М.М. “Декрет о мире” / Сестра милосердия Г.Сорокина / Княгиня Юсупова

Темпы развития косметического рынка снижаются. И если крем, мыло и парфюмерию продолжают выпускать, то декоративная косметика уходит в долгий период застоя. В то время как в мире развивается кинематограф, а вместе с ним – искусство грима, наши бабушки рисовали стрелки карандашами из художественного магазина, крутили локоны на сладкую воду и пудрились детской присыпкой. Главное украшение девушки – ум, скромность, “правильное” поведение в обществе.

Иконами стиля и красоты становятся актрисы советского кино и звезды сцены – Любовь Орлова, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, Татьяна Самойлова, Лариса Голубкина, Светлана Светличная, Наталья Фатеева и Наталья Кустинская, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару.

Валентина Серова / Людмила Гурченко / Алла Пугачева

Перестройка принесла в нашу реальность огромнейшее разнообразие – от выбора косметики и парфюмерии до идеалов красоты. К сожалению, образ той эпохи сильно испортил репутацию наших соотечественниц – независимо от времени суток это была ярко накрашенная девушка в неприлично короткой юбке и на высоких каблуках.

На сегодняшний день та или иная тенденция сменяется каждые полгода. Все же естественность остается в приоритете. Хотя мы не избежали веяний американской культуры – повального увлечения пластической хирургией, наращиванием волос, ресниц, ногтей и другими попытками копировать образ Барби, – в мире мы по-прежнему считаемся красавицами и с гордостью говорим о своих корнях!


То, что критерии красоты постоянно меняются с течением времени, – факт общеизвестный. Теперешние представления об идеальных параметрах женского тела и моральных качествах кардинально отличаются от тех требований, которые выдвигали к девушкам в прошлые столетия. Идеалом, достойным подражания, на Руси считались «славутницы» (или «славницы»). Кто же попадал под это определение?



Традиционные представления о красоте и о системе женских добродетелей на Руси оставались неизменными в течение столетий. В первую очередь это касается деревенского уклада, сохранившего свою самобытность и незыблемость вплоть до конца XIX в. В частности, долгое время не теряли своей актуальности представления о девичестве и так называемой «славутности».



«Сверхзадачей» любой девушки на Руси было замужество и рождение детей. Период девичества наступал в 13-14 лет, а в 15-16 лет девочки-подростки превращались в зрелых «славутниц». Их основной целью было научиться нравиться окружающим и стать привлекательными для мужчин. По словам И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле».



Как пишет И. Шангина, «славутность – довольно сложное понятие, включавшее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, «честное» имя. «Славутность» считалась свойством, которое расцветает вместе с девичеством». Среди основных критериев красоты были крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса. Появившаяся позже в дворянской среде мода на субтильных барышень в деревне не прижилась – бледная кожа и хрупкое телосложение воспринимались как признаки болезни или физической незрелости.



«Красавами», «красулями» называли статных, белолицых, румяных, белозубых, чернобровых. Это были не только критерии красоты, но и символы жизненной энергии и здоровья. Особую прелесть девушке придавали длинные густые волосы, заплетенные в толстую косу, и «частая» походка – мелкие шажки с плавным покачиванием бедер и колыханием груди.



Однако внешней красоты было недостаточно, чтобы называться «славутницей». Особенно ценилась «умнота» – умение умно, правильно себя вести. Девушка должна была быть доброжелательной, вежливой, скромной, но и в меру раскованной. Чтобы произвести впечатление на будущего мужа и его семью, славутнице надлежало быть учтивой, ласковой и послушной. При этом излишняя скромность воспринималась так же негативно, как и развязность, ведь чтобы нравиться парням, девушка должна была быть веселой и остроумной, уметь плясать и петь.





Немаловажное условие успеха – безупречная репутация. Утрата девственности до свадьбы означала и утрату славутости. Поэтому блюсти свою честь и доброе имя – обязанность каждой юной девушки. Кроме того, считалось, что от девственной чистоты зависит здоровье будущего потомства.



Девушки несли ответственность не только за собственное доброе имя, но и за репутацию всей деревни. Статус русской деревни определялся наличием в ней девушек, о которых по всей округе идет добрая слава. Чем больше таких «славниц» – тем больше чести всей деревне. Они обычно возглавляли праздничные гулянья молодежи, занимали почетные места на зимних посиделках, их первыми набирали в хоровод, из них составляли первые пары в кадрили.

шокирующие факты о жизни и быте русских женщин в деревне конца XIX века

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В РУССКИХ СКАЗКАХ

Исследовательская работа

Елена Петровна Шашкова,
учитель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий

2014

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»…………………………….5
3. Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней………..7
4. Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты» …………9
5. Глава 4.
Идеал женской красоты в русских сказках………………………..13 6. Заключение……………………………………………………………………15
7. Литература………………………………………………………….................16
8. Приложение…………………………………………………………………....17

Введение

Во все времена девушки стремились соответствовать неким идеалам красоты. Удивительно, что в разные эпохи у представителей различных национальных культур имелось свое мнение о красоте и идеале. Так, в Индии идеальной считалась полная женщина, поскольку ее пышные формы свидетельствовали о здоровье, богатстве и изобилии. Телесный вес являлся показателем общественной значимости, весомости. Женщина «в теле» являлась подтверждением того, что муж богат и занимает высокое положение в обществе. И в Италии настоящей матери положено было иметь полную фигуру, так как женщина считалась центральной фигурой в семье, сосредоточием мира. Материнство в мире людей символически связывалось с изобилием Матери-Природы. Однако в нашем современном обществе, где почти не осталось места культу материнства, к полноте многодетной матери относятся с равнодушием или осуждением, провозглашая моду на стройных манекенщиц и актрис. Этот интерес вызван, прежде всего, к голливудским звездам, начиная с Джейн Мэнсфилд и заканчивая Мэрилин Монро. Но почему в современном мире исказилось представление о женской красоте? Почему изменилось представление об идеале красоты русской женщины, и какие народные черты сохранила русская женщина в наше время?
Актуальность исследования обусловлена изучением представлений об идеале женской красоты в разных культурах и выявлением особенностей красоты русской женщины. Чтобы познать идеал красоты русской женщины, мы обратились к русским литературным и народным сказкам. Поэтому объектом исследования служат русские народные и литературные сказки, а предметом исследования – женские образы в русских народных и литературных сказках.

Нами выдвинута гипотеза : красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала красоты русской женщины на примере русских сказок. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи :

1) рассмотреть, как менялся идеал женской красоты в разные эпохи;
2) провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;
3) проанализировать русские народные и литературные сказки и выяснить, какой идеал женщины в русском национальном сознании представлен
в сказках; составить собирательный образ идеальной русской красавицы.
При выполнении исследовательской работы использовали теоретические методы: изучение научной литературы, анализ полученных результатов; практические методы: анкетирование, наблюдение и сравнение.

Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»

Что такое красота? Что такое идеал? Существует ли в наше время идеал женской красоты? Каковы основные эталоны красоты нового времени? Эти вопросы волновали ни одно поколение. Остановимся на определениях этих понятий и обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля: « Красота ж.- свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость,
в образе красоты. Красота лица, пригожество. Красота слова
, изящество выражения . Красота приглядится, а ум вперед пригодится...»
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова находим такое определение: «Красота - это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (разг.)».
И определение понятия «
Идеал - это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы. Совершенное воплощение чего-нибудь. Наилучший вид, элитный образец чего-нибудь ».
Определение «идеала эстетического» дано в «Словаре литературоведческих терминов»: «идеал эстетический - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного. Идеал эстетический - высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. Художники каждой эпохи тяготеют к своему идеалу,
его характер определяется общественными тенденциями».
Этало́н ( étalon ) - (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение или хранение , а также передачу её размера нижестоящим по средствам измерений и утверждённое в качестве эталона в установленном порядке».
5

Поэты и художники в разных странах и в различные эпохи разрабатывали трактаты о красоте и пытались создать свой идеал красоты. Так, например, Питер Пауль Рубенс внес свой вклад в определение понятия идеала красоты, написав «Трактат о теле человеческом», где утверждал: «Говоря о женской фигуре, следует заметить, что очертания и контуры мышц
женщины, ее манера стоять, идти, садиться, все ее движения и все ее
действия представлены таким образом, что в них нельзя разглядеть совершенно ничего, свойственного мужчине. Напротив, в соответствии со своим первоначальным элементом, коим является окружность, она вся круглая, нежная, гибкая и во всем противоположна мощной и мужественной форме».
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной... волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм…»

Определение идеала красоты современной женщины дано и в «Энциклопедии красоты»: «Идеал красоты женщины состоит из двух взаимосвязанных вещей: внешней красоты и здоровья.
В моде плавность и гибкость линий, отсутствие излишне богатых
форм, худоба лица, но главное – ухоженность и холеность».
Таким образом, мы видим, что точного определения понятия «идеал красоты» нет ни в одной справочной и энциклопедической литературе, так

как у каждого народа в разные эпохи было свое представление об идеале
красоты.
6

Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней

Вглядимся в зеркало времен и понаблюдаем за тем, как менялся
идеал женской красоты. В первую очередь, вечная или истинная
красота была связана с библейским образом Евы, прародительницей человечества, красивой женщины с округлыми формами. Вне зависимости от времени, от модных тенденций искусство всегда предпочитало создавать образ пышных женщин. И этому есть объяснение. Изначально мир был сотворен по образу и подобию круга: земля, солнце, луна, звезды,
атомы – все имеет круглую форму. Полнота, или округлость форм, ближе к совершенству – райскому состоянию единения с Богом. Эта истина отразилась в символике мифов, сказок, верований разных народов. Не случайно округлость фольклорных героев считалась признаком здоровья.
В Античности вес тела не имел значения, главное, чтобы тело было пропорциональное и натренированное. Так, в древней Греции эталоном красоты стала скульптура Афродиты. В раннее Средневековье земная красота считалась греховной, а наслаждение ей – недозволенным. В это время идеалом средневековой женщины стала пресвятая дева Мария. В XII-XIII веках люди перешли к почитанию богатства, и в женской моде появилось подчеркнутое великолепие. Существовал некий собирательный образ Прекрасной Дамы со стройной фигурой, светлыми волосами. Рыцари такую женщину сравнивали с розой – нежной, хрупкой и изящной. Чувственные, цветущие женщины эпохи раннего и высокого Возрождения сменили стройные тела средневековых женщин. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с телом. К женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу – как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь – дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев. И вновь искусство вознесло на пьедестал материнство. Идеалами той эпохи стали Мона Лиза,
7

увековеченная великим Леонардо да Винчи, и красавицы Рубенса , Рембрандта и других художников венецианской школы. [Приложение 1]
Начало эпохи романтизма проявилось в женской моде естественностью и худобой, девушки облачались в корсеты, чтобы подчеркнуть свои формы. Идеал европейской женской красоты ввел в моду хрупкость и изящество, которое к началу XX века перешло на женскую фигуру.
В XX веке главным достоянием женщины стала свобода, которая открыла возможность самовыражения. Больше всего у женщин ценился ум, энергия, умение зарабатывать деньги. В 20-е годы в моду вошли женщины со стройной фигурой, короткой прической и кукольным лицом. Идеальная женская фигура стала походить на мужскую. Мода всего лишь соответствовала духу времени, она поддерживала идею равенства полов. Но гениальное искусство вне зависимости от идеалов и вкусов своей эпохи отдавало предпочтение пышным, округлым формам, воплотившихся в произведениях Пикассо, Брака, Бекманна, Кустодиева. С началом эры кино законодателем мод на идеальную женскую фигуру стал Голливуд. Марлен Дитрих и Грета Гарбо, затем Мэрилин Монро и Джина Лолабриджида стали считаться идеалом женской красоты для миллионов людей XX столетия.
В XXI веке эталоном красоты являются стройные, спортивные женщины, которые не согласны мириться с лишними килограммами веса и довольно далеко отошли от первооснов человеческого бытия. Вышли из моды и признаки зрелой женственности, на смену пришел идеал девочки-подростка, затянутой в джинсы с татуировкой на теле.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие о женской красоте на протяжении многих веков менялось, что в мире не было как такового общепринятого понятия идеала женской красоты. Каждая женщина искала для себя что-то свое, чем подчеркивала прелести своей фигуры.
Но во все времена ценились уверенные в себе женщины – те, кто игнорировали свои недостатки и принимали свое тело таким, каким создала его природа.
8

Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты»
В анкетировании на тему «Понятие идеала женской красоты» приняли участие учащиеся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 1, всего было опрошено 50 учеников, среди них 38 девочек и 12 мальчиков. Анкета содержала семь вопросов, посвященных теме нашего исследования:

    Красота в вашем понимании?

    Красота в наше время – это…

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое

    Согласны ли вы с утверждением «Красота – страшная сила»?

    Для вас красота - важный показатель?

    Идеал женской красоты – это…

    Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?

    Кто для вас является идеалом женской красоты?

Результаты опроса:

1. Красота в вашем понимании?

На первый вопрос «Красота в вашем понимании» ребята отвечали весьма разнообразно: и душа, и внешность, и гармоничное сочетание внутренней и внешней красоты... Для одних, красота - это все прекрасное, для других, красота - это все то, что вдохновляет и имеет интерес. Но большинство опрошенных все-таки сошлись в едином мнении о красоте, как о внутреннем составляющем, гармонирующим с внешним обликом. Радует, что среди наших ребят есть те, кто ценит не только одежку, но и ум, и душу. Были и другие варианты ответа: «идеальное состояние внешности человека и его духовного мира», «это богатство внутреннего мира», «красота души».

2. Красота в наше время – это

а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое.


9
Результаты опроса показали, что большинство учеников (56%)
под красотой понимают гармонию внутренней и внешней красоты. Но некоторые считают, что в наше время в человеке важна только внешность. Вероятно, эти ребята выбирают себе собеседника по внешним параметрам. Наверно, с такими людьми достаточно тяжело общаться, ведь для них приоритетнее то, как выглядит человек, но никак не духовный мир.

Рис. 1. Определение понятия красоты

3. «Красота - страшная сила»?

Эта крылатая фраза Фаины Раневской стала культовой в наше время. « Красота – страшная сила», порой требующая самых невероятных жертв и проявлений. Иногда она может обернуться против обладателя красоты и принести ему немало неприятностей и страданий . А может изменить мир в лучшую сторону, так как человек всегда стремится к прекрасному. Главное, чтобы красота была не разрушительной, а созидательной силой. И с этим согласны 74% учащихся. А 26% ребят считают, что истинная красота - это скромность, естественность без риска здоровью и что ее роль в обществе
невелика.

4. Красота - важный показатель?

При встрече или знакомстве мы всегда оцениваем человека внешне, то есть обращаем внимание на то, как он выглядит. Нам интересно было узнать, является ли важным показателем для ребят красота. Из всех 50 опрошенных
10

только 19 считают, что красота - это важный показатель. Внешнюю привлекательность они ставят выше внутренних качеств. Такие ребята весьма критичны к внешнему виду человека, они не будут общаться с человеком, обладающим внешними изъянами. 25 других думают о том, что это не совсем важный показатель. Ведь в данном случае во внимание берется внешний облик. Такие ученики просты и некритичны по отношению к другим, для них неважна яркая оболочка, так как ценна внутренняя суть. Для двух ребят красота совсем не играет никакой роли в человеке. Из ответов учащихся мы увидели, что для большинства из них красота не является важным показателем, такие люди более просты в общении и в выборе друзей и ценят в них только душевные качества.

5. Идеал женской красоты.

При выборе качеств, характеризующих идеал женской красоты почти все ученики, ответили, что для них женским идеалом является обладательница богатого внутреннего мира и хороших внешних данных
(90%). Остальные 10% ответили весьма оригинально: 7 % посчитали идеалом совокупность хороших качеств в женщине: ухоженность, аккуратность, воспитанность, естественность, а другие 3 % и вовсе посчитали идеал, как и слово «совершенство», понятием быстротечным, но ярким. Для них идеалом послужила беременная или влюбленная женщины.
6. Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?
В результате анализа ответов, выяснилось, что лидера среди эталонов женской красоты не наблюдалось. Варианты были самые разные, все они отражают господствующие критерии красоты современного общества:
1. Дистрофийное телосложение. 2. Осиная талия, длинные ноги, параметры тела (90/60/90); модельная внешность. 3.Тату, вульгарная и вычурная одежда. 4. Обеспеченная девушка: наличие дорогой машины, квартиры, дизайнерской
11

одежды. 5. Ухоженная женщина с маникюром, ярким макияжем и с индивидуальным стилем. Таким образом, эталонов красоты нового времени множество, и они отвечают критериям современного общества.

7. Кто для вас является идеалом женской красоты?

По результатам опроса среди идеалов женской красоты лидирует мама.

Рис. 2. Определение идеала женской красоты

Большинство ребят (44%) из этой категории выбрали в качестве своего идеала маму, то есть родного человека, которого знают с самого рождения и для них, безусловно, она лучше всех. На втором месте число ребят (24%), у которых идеал женской красоты совсем отсутствует. Думаю, это связано с неспособностью видеть прекрасное, хотя, может быть, в жизни этих ребят еще не появился человек, который заинтересовал бы своей индивидуальностью. На третьем месте те ученики (20%), чей выбор в пользу кинозвезд: Одри Хепберн, Вивьен Ли и другие. Остальные ученики (12%) выбрали в качестве идеала красоты принцесс из сказок и мультфильмов.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что женская красота для учащихся нашей школы понятие неоднозначное, большинство главным качеством красоты считают внутренний мир человека. Идеалы женской красоты в нашем мире существуют, но для каждого ученика они индивидуальны, у многих опрошенных идеал - мама. Эталонов красоты много, и они отражают критерии красоты современного общества.
12

Глава 4. Идеал женской красоты в русских сказках

«Красота спасет мир», - писал Ф.М. Достоевский. Но какая красота спасет мир? Ведь у каждого народа свой эталон красоты. Что значит красота русской женщины? Прежде всего, идеал русской женщины проявился в сказках. И это не случайно, потому что русская сказка – это путь понимания народной мудрости, выражение духа народа. Она повлияла на наше национальное сознание, привела к пониманию христианской жизни.
Исследуя женские образы в русских сказках, попытаемся определить отличительные черты русской женщины. Народный идеал русской женщины, прежде всего, представлен внешностью сказочных героинь: девиц с белым лицом, румянцем на щеках, с бровями «черна соболя», глазами, словно «звездами», осанкой «лебединой», походкой «павиной», с длинной русой косой. Но только ли внешность героинь определила эталон красоты женщины? Обратимся к сказкам и понаблюдаем за судьбами сказочных героинь.
Тяжело пришлось в жизни Настеньке из сказки «Морозко». Трудолюбивую, кроткую падчерицу невзлюбила мачеха и решила погубить. Несмотря на жестокие испытания холодом и трудом, Настенька не озлобилась ни на отца, ни на Морозко. Настенька является идеалом терпеливости, трудолюбия, силы духа и светлой души.
В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» Аленушка пострадала от зависти и ревности сестер. В семье она была младшей дочерью, « отец любил ее больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее». Не за подарки она «молвила слово доброе и сердечное», как это делали сестры. Аленушка жалела своего отца, заботилась о нем, он был для нее самым дорогим человеком. И ради его спасения она была готова покинуть отчий дом и принести себя в жертву чудовищу. Аленушка стала идеалом
доброты, сострадания, жертвенности и родительского почитания.


Василиса Премудрая в сказке «Царевна-лягушка» по воле зло
колдуньи была превращена в лягушку. Снять заклятие ей помогла любовь Ивана. Эта героиня обладала мудростью, хитростью и способностью творить чудеса. Она была прекрасной хозяйкой, мастерицей: и рубаху могла сшить, и каравай испечь, и ковер выткать. Василиса - идеальная невеста, так как помогала своему жениху достойно пройти все испытания и обрести семейное счастье. Василиса Премудрая стала олицетворением мира и семейного очага.
Марья Моревна, заглавная героиня народной сказки «Марья Моревна», прекрасная царевна, смелая воительница, осталась преданной в разлуке с мужем, помогла ему победить Кащея. Все завидовали Ивану и говорили, что «такой красавицы во всем свете поискать – другой не найти». Для народа Марья Моревна служит идеалом порядочности, верности и любви.
В сказке «Белая уточка» княжна, нарушив запрет мужа не выходить в сад в его отсутствие, ослушалась и была превращена колдуньей в белую уточку. Вскоре она вывела деточек и вырастила. Но случилась беда, ребята случайно забрели на княжеский двор, ведьма узнала их и омертвила. Материнское сердце уточки почуяло горе, она отправилась на поиски детей и нашла их «белые тела» на княжьем дворе. «Кинулась она к ним, крылышки распустила и завопила: «Мои деточки, я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темную ночь недосыпала, сладок вкус недоедала!» Почуял князь неладное, снял с уточки заклинание, и обратилась она в молодую княжну. В образе княжны воплотился идеал материнства, заботы и нежности.
Таким образом, сказки помогли определить эталон красоты русской женщины и прийти к выводу, что русская красавица – это женщина-славянка с богатым внутренним миром и силой духа, в ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, милосердие, любовь и верность. Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница
14

семейного очага. [Приложение 1] Своей особой красотой, уступчивостью, самоотверженностью русские женщины и сегодня привлекают мужчин всего мира, так как в них идеально гармонируют внешность и духовность.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: славянки с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа. В ходе исследования были изучены и описаны идеалы красоты женщин различных эпох, сделаны выводы об относительности понятия идеала красоты, эталонов женской красоты.

По результатам анкетирования учащихся сделаны выводы о неоднозначном понимании идеала женской красоты, эталонов красоты нового времени.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы и выводы можно использовать при подготовке классных часов, для проведения элективных занятий по МХК и уроков литературы.

Литература

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 – М.: Русс.яз., 1989. 877 с.

2. Ожегов, С.И., Шведова Ю.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –М.: Азбуковник, 1999. 944с.

3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. 509с.

4. Ресурс [Электронный ресурс] – режим доступа – Википедия – версия энциклопедии на русском языке.

5 . Ресурс http : // byaki . net / [ Электронный ресурс] – режим доступа – Н.М. Аршавская. Идеал красоты в разные эпохи от Средневековья до конца 19 века.

6. Ресурс www passion . ru [ Электронный ресурс] – режим доступа – Энциклопедия красоты.

7. Пропп, В.Я. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. - М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1978

Приложение

Идеалы женской красоты

Идеал Античности

Идеал Средневековья

Пресвятая Дева Мария

Идеал эпохи Возрождения

Мона Лиза

Идеал эпохи романтизма

Идеал красоты женщины XX века

Мэрилин Монро

Идеал красоты современной женщины

Русские красавицы


Идеал русской женщины

Русская красавица – это женщина славянской внешности с богатым внутренним миром и силой духа. В ней отразились лучшие национальные черты: красота, мудрость, доброта, нежность, терпение, трудолюбие, смелость, самоотверженность, милосердие, любовь и верность.
Она – идеальное воплощение материнства, носительница семейных ценностей, хранительница семейного очага. Она такая же тайна, как и сама русская душа.

 

 

Это интересно: