→ Что такое сензитивный период речевого развития. Сензитивный период развития ребенка. Сенситивные периоды физического развития

Что такое сензитивный период речевого развития. Сензитивный период развития ребенка. Сенситивные периоды физического развития

Во-первых, родители обязательно должны знать, в какое именно время необходимо обратить внимание на тот или иной вид деятельности, так как никогда позже ребёнок уже не сможет обучиться ей так легко и радостно. Им следует предоставить возможность развиться новому умению в полной мере, обеспечить ребёнка соответствующими материалами и не ограничивать его деятельность с ними.

Родители или взрослые, не знакомые с особенностями сензитивных периодов, могут даже беспокоиться, что, например, их двухлетний ребёнок – «маньяк порядка», потому что расставляет свои игрушки на полочке в определённой последовательности. Зная о периоде восприятия порядка, родитель не будет волноваться, а наоборот предоставит ребёнку возможность складывать всё на свои места, и сам будет поддерживать этот порядок.

С другой стороны, если сензитивный период ещё не наступил, родителям следует подождать, а не пытаться обучить малыша тому, к чему он пока не готов.

Представим себе ребёнка около 3 лет, родители которого пытаются обучить его читать и писать, хотя самый благоприятный и простой период для этого начинается около 4 лет, когда ребёнок сможет выделять отдельные звуки в словах. А вот пик интереса к сенсорике, развития органов чувств – слуха, вкуса, осязания, восприятия формы, цвета и размера – приходится как раз на 3 года. И пока ребёнка пытаются обучить чтению, он теряет возможность уточнять восприятие и развивать органы чувств – то, что в дальнейшем он уже не сможет сделать так просто и с таким удовольствием.

Какие же сензитивные периоды можно выделить?

1. Период развития речи - от рождения до 6 лет.

Ребёнок с самого рождения усваивает родной язык. На втором году нарастает словарь ребёнка, хотя часто возникает непростая для него ситуация: ребёнок понимает смысл речи, но ему пока трудно объясниться. Наконец, в 2,5–3 года речь становится средством общения.

Ближе к 4 годам ребёнок начинает выделять отдельные звуки в словах, появляется интерес к чтению и письму.

2. Период сенсорного развития, уточнения восприятия органов чувств - от рождения до 5,5 лет.

Ребёнок обладает почти всеми чувствами уже в момент рождения. Но первые годы он постоянно развивает и утончает восприятие, таким образом он знакомится с окружающей действительностью, развивает свой ум. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», – говорит М. Монтессори. Пик данного сензитивного периода приходится на 3 года, к 4 годам интерес к сенсорике начинает угасать.

3. Период освоения движений и действий - от года до 4,5 лет.

Нормальное состояние бодрствующего ребёнка – движение. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Пик данного периода приходится на 3 года, к 4 годам ребёнок способен освоить практически все виды движений, доступных взрослому человеку.

4. Период восприятия порядка - от 1,5 до 4 лет.

Для ребёнка очень важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Это своего рода проявление стремления к безопасности. В этом возрасте легко приучить ребёнка сохранять внешний порядок, ставить вещи на свои места после использования, а также к соблюдению определенного режима дня.

5. Период интереса к мелким предметам - от 2 до 3,5 лет.

Ребёнок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом он также познаёт дробность мира, подготавливает мозг к операциям анализа и синтеза.

6. Период социальной адаптации - от 2 до 6 лет.

В этом возрасте уменьшается зависимость ребёнка от взрослого, ему интересны другие дети, нормы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Происходит активное впитывание культуры. Таким образом для ребёнка просто необходимо в этот период находиться в социуме, общаться со сверстниками и старшими.

Надо уточнить, что возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от ребёнка, его личных особенностей.

Что такое сензитивный период, когда малыша лучше обучать различным навыкам?

Какие периоды называют сензитивными

Все малыши, независимо от принадлежности к национальности, социальному уровню развиваются, согласно учению самого известного в мире педагога-психолога Монтессори, одинаково. За период от 0 до 6 лет проходит несколько этапов, когда малыш к окружающему миру особенно восприимчив. Такие периоды называются сензитивными.

Сензитивный период развития речи у детей

Возраст от 0 до года:

На определенном этапе, ближе к возрасту в 12 месяцев, ребеночек становится контактным, он пытается как-то показать свои эмоции. Первое, что он делает — имитирует звуки, что его окружают. Иногда можно услышать как кроха даже передразнивает взрослую речь, но пока неразборчиво, потому что он сам еще не различает некоторые нюансы. Специалисты утверждают, что если малыш был на искусственном вскармливании или вообще был лишен материнской ласки, дальнейшее развитие может проходить немного иначе, чем у тех, кто тесно общался с матерью.

От года до трех лет:

Это самый благодатный период для развития речи. Ребенок способный запоминать большое количество слов и воспроизводить их. Если малыш не будет слышать человеческую речь в данном возрасте, то может вообще не научиться нормально говорить. Например, как в случае с детьми, которые выросли с животными. Они не станут такими, как обычные малыши и общение в речевом плане буде для них сильно ограничено. Педагоги с мировым именем советуют в данный период много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, поддерживать любое общение, но меньше сюсюкать и потакать неправильному произношению слов.

От трех до шести лет:

Многие детки в данном возрасте обращают внимание на буквы. Они их видят в названиях магазинов, различных надписях. При этом сами пытаются рисовать буквы на стенах, песке, снегу, выкладывать их из кубиков и палочек. Как раз Монтессори рекомендует поддерживать в детях этот интерес и таким образом, играя, изучать различные буквы, позже, ближе к 5-летнему возрасту проснется интерес к чтению. К этому возрасту уже можно изучить практически все буквы, не принуждая малыша к этому. Тогда чтение будет даваться легче.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Приучить малыша к порядку можно не навязывая ему этого, а просто воспользоваться возрастом. Примерно в 2 годика ребенок часто устраивает истерики и капризничает. Замечено, что происходит подобное явление чаще в тех семьях, где не соблюдаются режимы питания, сна и бодрствования, не складывается аккуратно одежда и т. д. То есть нарушается определенный порядок вещей. Для ребенка это важно. Соблюдая режимы и систематически складывая игрушки и одежду свою и малыша в порядок можно подать ему определенный пример, который он будет соблюдать всю оставшуюся жизнь.

Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Сенсорами называют наши органы восприятия окружающей среды — слух, нюх, зрение, тактильные ощущения. Как только ребеночек начинает ручками касаться предметов намерено, тянуть их в рот, он знакомиться с окружающей средой. Постепенно он различает звуки, цвета, запахи, различную текстуру. Это все происходит своим чередом, но малышу можно помочь запомнить как можно больше разных ощущений. Для этого можно играть с ним предметами, которые имеют различную форму, цвет, текстуру. Педагоги рекомендуют игру «волшебный мешок». Сложить туда различные за формой и размером предметы, конечно, безопасные для малыша. Кусочки тканей и различных материалов. Пусть он ручкой трогает и пытается угадать, что это.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Играя с мелкими предметами, ребенок развивает мелкую моторику, благодаря чему улучшаются когнитивные способности, то есть мыслительные. Ладошки непосредственно связаны с мозгом, при исполнении руками каких-то действий, например лепки из пластилина или теста, игры с песком, горохом, пуговицами, бусами, фасолью, происходит массаж и активация некоторых участков ладоней и пальцев, что положительно влияет на работу мозга. Поэтому малышу нужно разрешать играть с мелкими предметами, но чтобы не доставать потом их из уха, носа, нужно это делать под присмотром или максимально обезопасить ребенка, например, бусы, пуговицы нанизать на толстую прочную нитку.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Когда ребенок учится ходить, он часто падает, потому что не владеет еще своим телом в полной мере. Постепенно навык улучшается и падения сокращаются. Чтобы помочь малышу лучше координировать свои движения, можно позволять ему лазить по лестнице, взбираться на специальные горки-тренажеры, стоять на одной ноге или пытаться устоять на неустойчивых предметах. Эти занятия нужно проводить только под присмотром взрослых, чтобы свести травматизм к минимуму.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В данный отрезок времени закладываются навыки, которые называются этикетом или системой поведения в обществе. Это то, что потом будет определяться как воспитанность или отсутствие таковой. Дети в этом возрасте подражают поведению своих близких родственников или тех, с кем находятся большую часть времени. Если родители сами не воспитанные, то вероятность того, что ребенок будет вести себя так же очень высока. Только личным примером можно заложить в подрастающее поколение необходимые навыки общения с окружающими.
От рождения и до 6 лет малыш подобен губке, он жадно впитывает все, что его окружает, идет достаточно интенсивное развитие, которым можно воспользоваться, чтобы ненавязчиво обучить элементарным навыкам. Специально учить что-то делать не всегда получается качественно. Ребенок, в большинстве случаев, противится, особенно в раннем возрасте. Насильно не только мил не будешь, но мало чему научишь, а зная в каком возрасте малыш к чему больше склонен, можно просто играть с ним или показывать на собственном примере, имея определенную цель обучения чему-то и результаты будут куда лучше.

Возрастная сензитивность - это «присущее определенному возра-стному периоду оптимальное сочетание условий для развития опре-деленных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитив-ности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»

Эти скупые строчки - все, что можно почерпнуть по данной теме из отечественного словаря по психологии (Психология. Словарь под общей ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.:Изд-во полит, лит.- 1990). И советы типа: "Читайте первоисточники, поднимайте исследования психологов на эту тему!" - вряд ли можно признать полезными для практиков - учителей, воспитателей, а тем более, родителей. Не их это задача. Это проблема академической науки, принципиально не способной преломить богатые знания в практически полезной форме.

Иное дело - работа Марии Монтессори по данной теме, нисколько не уступающая академическим исследованиям по уровню достовер-ности результатов и абсолютно превосходящая их по уровню исполь-зования в реальной практике воспитания.

Что же Мария Монтессори и ее истинные последователи говорят о сензитивных периодах в развитии детей от 0 до 6 лет?

Сензитивными периодами называют периоды особой восприим-чивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с "космиче-ским планом" развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих спо-собностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но, по мнению М. Монтессори, любой взрослый может, а точнее обязан:

  • знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естест-вом ребенка, которую искренне считает педагогикой;
  • наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензи-тивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сенизи-тивного периода и подготовить соответствующую окружающую сре-ду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особен-но нуждается в данный момент.

С этой точки зрения "подготовлен-ная среда" Монтессори-школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может пона-добиться для реализации любых его познавательных интересов.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они универсальны , то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, гео-политических, культурных различий и т. д.

Они индивидуальны , если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных про-грамм, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно негарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком ре-жиме.

Отсюда возникает принципиальная возможность функциональ-ной диагностики развития детей, т. е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

  • более или менее медленным (пологим) началом, которое заме-тить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступ-ления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";
  • этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или пла-то), который наблюдать наиболее просто;
  • более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его момен-ты.

Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появле-ния ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:

  • Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. На-помним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выде-лить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделя-ется красная нить - речь.
  • Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачи-вать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу. Ранняя диагностика развития ребенка, разработанная в Мюнхенском Детском Центре, позволяет спасти от неминуемой глухоты множество обреченных на нее детей.
  • Дети учатся подражать звукам.
  • В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.
  • Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последова-тельности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года:

  • Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
  • Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, одна-ко, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нара-стание словаря ребенка.

В возрасте около 1.5 лет:

  • Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это пре-красный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" вместо "пра-вильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания".
  • Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы язы-ка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматиче-скими нормами.

Отсюда следует два важных вывода.

Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом воз-расте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда бо-лее ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше расска-зывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальней-шего речевого развития ребенка в билингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме мож-но быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не про-изойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последова-тельность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3.5 - 4 лет:

  • Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осоз-нанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.
  • Дети этого возраста живо интересуются символическим обозна-чением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шерша-вой бумаги и т. д.
  • Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом - в следующем разделе).

Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и само-стоятельно учится читать : к этому ведет его логика речевого разви-тия. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо разли-чения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходи-мо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущ-ность разума состоит в придании порядка" хаотичным впечатлени-ям, исходящим от окружающего мира .

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интен-сивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие эле-менты, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".

Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры "в связи с переходом к рыночной экономике". Но у нас была семья, профессияи проч., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в даль-нейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведе-ния в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 - 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее - настоящую страсть к со-блюдению привычного для него порядка, громко выражая свое него-дование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-лет-него ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каж-дой из этих трех сфер.

1) Порядок в окружающей среде.

Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:

В соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего - предме-ты в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основ-ным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная "подготов-ленная среда" (аналогичная той, которая формируется в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотноше-ние между предметами, вещами в быту.

Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэто-му необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требо-вать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще фор-мирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут роди-тели, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т. п.). Последствия такого стресса впоследствии обычно не проходят бесследно.

Порядок в отношении людей к предметам.

И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т. д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различ-ными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно стано-вясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка.

2) Порядок во времени.

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внут-ренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон вре-мени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частно-сти, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихо-да и быть уверенным в их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во време-ни - точнее, порядка в последовательности событий. Например, по-следовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок . Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребе-нок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтраш-нем дне!

3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать по-рядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными: в идеале -обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реально-сти - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).

Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, рассте-лить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрос-лому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.

Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

В заключение отметим, что уровень сформированности у ребенка "чувства порядка" является одним из основных критериев готовно-сти к Монтессори-дескому саду, да и к детскому саду вообще. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях и зависит оттого, насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Монтессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня "внутреннего порядка" (порядка в мыслях, поступках и т. п.).

В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запущенность и т. д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в Монтессори-группу необходимо пройти курс индивидуальной Монтессори-терапии, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду. С помощью специальных методов Монтессори-терапевту удается мак-симально использовать "излет" уже прошедшего сензитивного периода.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Этот период в развитии ребенка описан не только в работах Марии Монтессори, поэтому мы сделаем лишь несколько специальных замечаний.

Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возмож-ны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-ма-териал предоставляет оптимальную возможность для этого.

С помощью специальной методики работы с сенсорным Монтес-сори-материалом развивается также «стереогностическое чувство» (термин Марии Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос, в принципе, есть два ответа. Первый предполага-ет создание теоретической модели на основе среднестатистических, данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети - разные.

Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду. Речь идет о так называемой "свободной работе" детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выби-рать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель , наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его ак-туального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с со-ответствующим дидактическим материалом.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заме-тить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного отреагирования интереса к мелким предметам. Например, с помощью специальных уп-ражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предме-тов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на состав-ные части, но и синтеза из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного обра-за жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Другой пример - вторая ступень трехступенчатого урока по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении.

Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может отреаги-ровать в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит Мария Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под-ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтомуособую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

"Подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусст-венным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.

Статья написана на основе теоретических разработок AMI-Монтессори-тренера, г-жи Зольцбахер (США).

Редактор статьи:

Вера Берёзова


равнение детей с цветами имеет отношение не только к поэзии. В нем есть практический смысл. Садовник ухаживает за цветами и деревьями, родители заботливо растят ребенка, желая получить добрые плоды.

Деревья требуется поливать, подравнивать, окапывать, подкармливать, и все это нужно делать в строго определенное время. В развитии ребенка также есть периоды, когда он наиболее чувствителен к тем или иным «воздействиям». В эти периоды научиться чему-либо новому для него не составляет труда, все происходит как бы само собой. Тогда как в другие периоды тот же самый навык, та же самая информация либо усваиваются с трудом, либо не усваиваются вовсе.

Эту особенность в развитии детей подметил еще Константин Дмитриевич Ушинский, который говорил о том, что своевременность – один из главнейших принципов обучения. Наблюдая за детьми, педагоги подмечали, что в определенном возрасте формирование некоторых качеств и функций психики происходит очень быстро и эффективно. Это особенно заметно на примере речи: в раннем детстве ребенок овладевает речью необыкновенно легко, настолько естественно, что многим это кажется само собой разумеющимся. Вместе с тем, стоит пропустить несколько благоприятных лет, и развитие речи станет крайне затруднительным.

Такие благоприятные условия для развития ребенка в том или ином направлении, свойственные определенному возрасту, не обусловлены только внешними воздействиями – воспитанием или окружающей ребенка средой. Они связаны с внутренними процессами, с особенностями развития психики, с деятельностью мозга ребенка.

Так устроен любой человек – в разные периоды жизни он обращает внимание на разные стороны окружающего мира. Молодой человек воспринимает мир совсем не так, как человек зрелый или пожилой. У ребенка же психика только формируется; меняется она намного быстрее, чем у взрослого человека. Для правильного формирования разных сторон психики, разных ее функций необходим разный круг ощущений, впечатлений, разная информация, поступающая из окружающего мира. В силу этого восприятие, мышление ребенка, все, что относится к аналитической деятельности мозга, в тот или иной период становятся особо восприимчивыми к строго определенным ощущениям, впечатлениям, информации. Эту восприимчивость, «возрастную чувствительность» и называют сенситивностью или сензитивностью (от латинского слова sensus – ощущение, чувство).

Сензитивные периоды развития — возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Вплотную сензитивностью исследователи начали заниматься в первой половине XX века. Лев Семенович Выготский писал:

В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения .

Очень подробно сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста изучила Мария Монтессори, итальянский педагог, автор знаменитой методики раннего развития ребенка.

Суть ее методики заключается в том, чтобы, предоставив детям максимальную свободу, ненавязчиво помогать их развитию в рамках каждого сензитивного периода (для этого используются специальные дидактические материалы).

Виды и свойства сензитивных периодов

В развитии дошкольника можно выделить следующие сензитивные периоды (на основе классификации П. Эпштейна):

  1. Период развития «чувства порядка» (от 0 до 3,5 лет)
  2. Период развития движений и действий (от 0 до 4 лет)
  3. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)
  4. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
  5. Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)
  6. Период развития речи (от 0 до 6 лет)
  7. Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
  8. Период чтения (от 3 до 5,5 лет)
  9. Период развития пространственных отношений (от 4 до 6 лет)
  10. Период развития музыкальности (от 2 до 6 лет)
  11. Период развития математических представлений (от 4 до 6 лет)

Существуют и другие классификации, как правило, более краткие. Так, например, период развития речи (от 0 до 6 лет) включает в себя интерес к письму и чтению, а чувства и пространственные отношения можно отнести к общему периоду сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет).

Следует добавить, что детям школьного возраста, подросткам свойственны свои сензитивные периоды. К примеру, на возраст 10-11 лет приходится пик познавательного интереса (интересы и увлечения ребенка в этом возрасте особенно разнообразны). Сензитивный период развития умственных способностей – 4-10 лет.

В начальной школе дети сензитивны к учебной деятельности: они исполнительны, старательны, восприимчивы, некритично принимают учителя за высший авторитет, а его слова за истину. Их ум направлен на то, чтобы научиться, подражая, повторяя за учителем нужные действия. В этом возрасте легко вырабатывается правильная, положительная .

Подростки старше 14 лет сензитивны к освоению своего внутреннего мира. Это огромная, не всегда заметная внутренняя работа: , поиск себя, своего места во взрослом мире. Обогащается эмоциональная сфера, подросток учится управлять собой, резко усиливается чувство ответственности.

В целом сензитивные периоды детей школьного возраста и старше изучены недостаточно хорошо. И все-таки можно сказать точно: расхожее мнение о том, что с возрастом способности ребенка увеличиваются, внутренние условия для его развития становятся все более и более благоприятными, не верно. Общие характеристики сензитивных периодов отлично исследованы; они подтверждают этот вывод.

Свойства сензитивных периодов:

  • Универсальность . Сензитивные периоды имеют прямое отношение к онтогенезу человека, поэтому они свойственны всем детям без исключения, независимо от культурных, социальных, расовых, каких-либо других различий.
  • Индивидуальность . Время возникновения, интенсивность и длительность сензитивных периодов индивидуальны для каждого ребенка. В классификации указаны среднестатистические значения.
  • Выраженность . Если начало сензитивного периода бывает трудно заметить, то пик его интенсивности способен изумить неискушенных родителей. Ребенок начинает относиться к необходимой для него деятельности с необыкновенной страстью; интерес его сосредоточивается на избранном предмете так, что он игнорирует все остальные элементы и качества окружающей среды. Он проявляет чудеса трудолюбия и энергии, длительная и интенсивная работа не вызывает у него усталости. Сензитивный период бывает выражен настолько явно, что на него трудно не обратить внимание.
  • Временность . С завершением периода «окно возможностей» закрывается навсегда, независимо от степени, в которой ребенку удалось их использовать.

Краткая характеристика сензитивных периодов в развитии дошкольника

Периоды развития речи, чтения и письма

Малыш воспринимает и «поглощает» звуки, которые слышит от других людей. Он пытается повторять их (одновременно тренируя этим свой голосовой аппарат), экспериментирует и, наконец, после частых повторений, уясняет связь между словом и предметом, его обозначающим.

Накапливаясь, слуховой, зрительный, двигательный опыт вызывает образование речевых центров мозга. Установлено, что речевые центры не развиваются, либо развиваются слабо, если в этот период ребенок находится в окружении людей с речевыми дефектами (глухонемые родители) или совсем лишен человеческого общества (дети, воспитанные животными). Восполнить недостаток речевых впечатлений в более позднем возрасте невозможно.

Мозг ребенка «перерабатывает» абсолютно все, что воспринимает, независимо от сложности лексических и грамматических конструкций. От того, насколько богатую, красивую, правильную речь слышит ребенок в этот период, зависит степень развития его речевых центров.

Периоды развития речи у детей изучены очень хорошо, и материалов по этой теме можно найти много. Любопытно, что интерес ребенка к чтению (и соответствующий сензитивный период) обычно возникает позже, чем интерес к письму — графическому воспроизведению знаков речи. Это необходимо учитывать при занятиях с ребенком.

До сих пор в педагогике нет единого взгляда на наилучший возраст для начала изучения иностранного языка. Наблюдения показывают, что в двуязычных семьях, где разные языки окружают ребенка с раннего детства, используются свободно членами семьи, не возникает проблем с освоением обоих языков сразу. Грамматические конструкции, произношение, словарный запас усваиваются одинаково хорошо. В тех случаях, когда второй язык именно изучается, но не окружает ребенка в повседневной жизни, результаты бывают спорными. К. Д. Ушинский считал, что до тех пор, пока ребенок полностью не овладел родным языком, будет ошибкой.

Считается, что сензитивный период изучения иностранного языка – 5-10 лет. В норме пятилетний ребенок владеет родным языком на весьма высоком уровне. Его речь правильна и богата, словарный запас высок, нередко он умеет читать, и довольно бегло. Точно установлено, что после 10 лет базовые нейронные сети, необходимые для становления речи, больше не развиваются.

Период развития «чувства порядка»

Выбравшись из грудного возраста, малыш испытывает острую потребность в исследовании окружающего мира. Он начинает устанавливать связи между предметами и людьми, его окружающими. Он опирается на эти связи, чтобы продвигаться в исследовании дальше и дальше. Согласитесь, что опереться можно лишь на что-то постоянное, неизменное, такое, как земля, на которую мы опираемся при ходьбе (мы полагаем, что земное притяжение не исчезнет ни при каких условиях). В раннем детстве ребенок весьма чувствителен к порядку.

Смысл порядка для него заключается не совсем в том, чтобы вокруг было чисто и игрушки чинно стояли на своих местах. Порядок – это постоянство, а значит, предсказуемость и безопасность. В верхнем ящике комода всегда лежат пижамы, мама перед сном всегда читает сказку, укрывает, целует и желает спокойной ночи, окружающий мир постоянен и предсказуем, значит, все в порядке, — чувствует малыш. Ребенок будет протестовать, стоит нарушить привычный ритуал или положить какую-то вещь на не свойственное ей место.

Порядок-постоянство необходимо поддерживать в отношении:

  1. Вещей, домашней обстановки
  2. Режима дня и повседневных ритуалов (утренние процедуры, питание, купание, отход ко сну)
  3. Требований, которые взрослые предъявляют ребенку

В качестве «образа порядка» может закрепиться и «откровенный беспорядок» (с точки зрения взрослого). В этом плане ребенку важно постоянство, а не чистота. Если разбросанные вещи, игрушки – норма жизни в семье, – то такое постоянство не принесет вреда развитию «чувства порядка» (но, конечно, воспитает неряшливость). Гораздо опаснее непостоянство – в этом случае ребенок не просто будет чувствовать себя дискомфортно, но перенесет внешний беспорядок в свою внутреннюю жизнь.

Период развития движений и действий

Маленькие дети исключительно подвижны, это знают все. Но не всем очевидно, что движение для ребенка – насущная потребность, а не баловство и прихоть. Движение напрямую связано с развитием мозга. Организм ребенка настойчиво требует физической активности. Беготня, возня, шумные игры и прогулки должны восприниматься взрослыми как несомненное благо. Чем больше времени ребенок проводит в движении, тем лучше растет.

Принятые государством нормы предполагают, что ежедневно здоровый ребенок дошкольного возраста должен гулять 4-4,5 часа (по 2 часа утром до обеда и во второй половине дня). Прогулку можно отменить только при ветре скоростью более 15 м/с и температуре воздуха на улице ниже 15 градусов (для детей до 4-х лет) и ниже 20 градусов (для детей 5-7 лет). При этом вторая половинка прогулки по нормам отводится подвижным играм.

Четыре с половиной часа в день, не включая утреннюю зарядку и домашние игры!

Период восприятия маленьких предметов

Все родители замечают пик этого периода, потому что мелкие предметы, к которым буквально «тянет» ребенка в это время, опасны для него.

Причина такой тяги – интерес к составу предметов и к тому, как соотносятся части и целое. Кроме того, от манипуляций с маленькими предметами улучшается мелкая моторика, которая напрямую связана с развитием речи. Мудрая природа «знает» об этом и направляет ребенка в нужную сторону.

Чтобы обезопасить ребенка и извлечь максимальную пользу из сензитивного периода, требуется создать условия для исследования маленьких предметов. Дайте ему нитку бус на крепкой леске, пришейте к кусочку ткани разные пуговицы. Предложите малышу специальные упражнения, например, нанизывать на нитку орехи, крупные пуговицы, сортировать горох, фасоль, бобы, собирать и разбирать модели с мелкими деталями.

Период развития социальных навыков

Интересно наблюдать за детьми в песочнице. Дети до 2-х лет играют «каждый сам по себе», а, если заметят у соседа интересную игрушку, спокойно подходят и забирают ее. Сосед не расстраивается, если ему есть чем заняться, впрочем, не сильно расстраивается и первый малыш, если игрушкой завладеть не удалось.

Совсем не так ведут себя дети старше 2-х лет. Они уже осознают себя как личность, и понимают, что другие люди – тоже личности. Обостренное чувство собственничества провоцирует слезы, конфликты и даже драки. С этого возраста дети начинают активно осваивать навыки общения.

В этот период чрезвычайно легко обучить ребенка этикету. Он доверяет взрослым до такой степени, что буквально копирует их поведение, жесты и слова (что нередко вызывает у взрослых улыбку). Стоит только слегка направить ребенка в нужную сторону, объяснить какое-то правило вежливости и потренироваться, как малыш начнет радовать родителей хорошими манерами.

Дети этого возраста непосредственны, общительны без стеснения и какой-либо нарочитости. Предложите: «Подойди к мальчику и попроси у него машинку так: «Пожалуйста, одолжи мне эту машинку на время, поиграть», — и ребенок подойдет и в точности повторит Вашу фразу. Или: «Подойди к девочке и скажи: «Привет, покатаемся на качелях вместе?», — Вы удивитесь, как естественно прозвучит тот же вопрос из уст малыша.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком о других людях, разбирайте ситуации из повседневной жизни, логически обосновывайте правила поведения. При этом помните, что эти правила обязательны и для родителей, — практика должна подтверждать теорию.

В случае, когда ребенок ведет себя безобразно, кричит, дерется, отнимает игрушки у других детей, правильно будет проработать конфликтную ситуацию на месте. Для этого нужно успокоить малыша, потом показать, как исправить то, в чем он был не прав (например, подойти, утешить пострадавшего, извиниться) и сделать это. В завершение хорошо обсудить, как можно было бы поступить, чтобы обеим сторонам конфликта было хорошо.

Любопытно, что в классе, оборудованном по методике Монтессори, все учебные материалы представлены в единственным числе. Это сделано специально. Когда несколько детей захотят поработать с одним и тем же материалом, им придется договариваться, уступать друг другу. Так они учатся строить отношения, сотрудничать.

Период утончения чувств

Чувства – не просто посредники между ребенком и окружающим миром. Они – основа мышления, потому что именно обработка ощущений вызывает образование первых связей между нейронами мозга. Чем тоньше, богаче чувственный опыт ребенка в раннем детстве, тем более гибким будет его мышление.

Исключительное внимание сенсорному развитию детей уделяла Мария Монтессори. Она создала уникальный комплект развивающих материалов, которые помогают детям тренировать органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, стереогностическое чувство (способность узнавать предмет при ощупывании). Причем Монтессори считала, что суть такой тренировки заключается не просто в том, чтобы ребенок узнавал цвет, форму, другие качества предметов окружающего мира, а в том, чтобы он утончал свои чувства, то есть упражнялся во внимании, сравнении, приобретал навыки распознавания.

Эмоциональная сфера, творческое воображение, художественный вкус, способность видеть прекрасное также относятся к области чувств. Тонкость чувств положительно влияет на все сферы жизни человека.

Сегодня многие родители осознают важность раннего развития детей. То, что мы узнали о сензитивных периодах, с одной стороны, подтверждает эту мысль. С другой стороны, представляется спорным стремление родителей чуть ли не с пеленок нагрузить малыша серьезными занятиями иностранным языком, спортом, танцами, чтением и другими, полезными для его будущего, предметами.

Правильнее прислушаться к природе с тем, чтобы дать ребенку максимальное количество возможностей для развития в благоприятный период, создать такие условия, в которых формирование разных сторон психики ребенка будет оптимальным. Для этого:

  1. Наблюдайте за ребенком. Помните, что приверженность ребенка к какому-либо действию или предмету – верный признак того, что он находится на пике соответствующего сензитивного периода.
  2. Старайтесь не упустить время, ведь благоприятные периоды проходят безвозвратно. Заранее приготовьтесь к наступлению следующего периода: подготовьте окружающую среду, подберите дидактический материал, продумайте способы занятий.
  3. Помните, что сензитивные периоды индивидуальны. У разных детей их сроки могут быть разными, и выраженность пика периода тоже может быть разной. Предполагая наступление периода, занимайтесь с ребенком в . Тогда заметить начало периода будет легко.
  4. Во время начала и пика периода старайтесь дать ребенку как можно больше материала для занятий. В этот момент не бойтесь перегрузить его – скорость восприятия и обработки соответствующего периоду материала повышается в 10-15 раз (по сравнению с обычным временем).
  5. Не стоит бороться с природой; не заставляйте ребенка заниматься чем-то по принуждению. Результат, скорее всего, будет посредственным. Напротив, занятия в рамках благоприятного периода принесут не просто великолепные плоды, но доставят радость, как малышу, так и его родителям.

Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Мария Монтессори

 

 

Это интересно: